ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2014 года № 734

О внесении изменений в государственную программу
"Содействие занятости населения Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 273



     Правительство Нижегородской области постановляет:

     1.Внести в государственную программу "Содействие занятости населения Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 273, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



И.о.Губернатора                                               В.А. Иванов

     

     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 27 октября 2014 года № 734

     "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 28 апреля 2014 года № 273
     (в редакции постановления
     Правительства Нижегородской области
     от 27 октября 2014 года № 734)

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения Нижегородской области"

     

    1. Паспорт государственной программы

Государственный заказчик- координатор программы

управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (далее - управление, УГСЗН НО)

Соисполнители программы

отсутствуют

Подпрограммы программы

"Обеспечение реализации государственной программы"

Цели программы

Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию занятости населения

Задачи программы

Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан в области содействия занятости населения.

Этапы и сроки реализации программы

Государственная программа "Содействие занятости населения Нижегородской области" реализуется в период с 2015 по 2020 годы в 1 этап

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составит 2 846 516,3 тыс. рублей, в том числе на финансирование подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" - 2 419 091,7 тыс. рублей.

Годы

Средств областного бюджета

Всего по Программе

в том числе по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы"

2015

403 973,5

354 993,2

2016

423 555,1

375 754,5

2017

427 325,8

379 525,2

2018

521 294,8

432 129,9

2019

530 493,1

436 245,7

2020

539 874,0

440 443,2

Итого

2 846 516,3

2 419 091,7

Индикаторы достижения цели и

показатели непосредственных результатов













Индикаторы достижения цели:

уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в среднем за год - обеспечение к 2020 году 3,7%;

уровень регистрируемой безработицы на конец года - снижение к 2020 году до 0,42% экономически активного населения (далее - ЭАН);

коэффициент напряженности на рынке труда на конец года - снижение к 2020 году до 0,33 человека на 1 вакансию;

доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, - обеспечение к 2020 году 71%;

уровень кассового исполнения расходов областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения - обеспечение ежегодно 100%;

уровень кассового исполнения расходов областного бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд - обеспечение ежегодно 100%.

Показатели непосредственных результатов:

профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан - обеспечение к 2020 году 56,7 тыс. человек;

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование  безработных граждан - обеспечение к 2020 году 2,3 тыс. человек;

временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет  в свободное от учебы время - обеспечение к 2020 году 11,2 тыс. человек;

количество оснащенных (оборудованных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов - 323 ед. в 2015 году.


2. Текстовая часть государственной программы

2.1. Характеристика текущего состояния


Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно статье 5 которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую страховую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие  среднее профессиональное образование, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В 2011 - 2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в Нижегородской области в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 16, а также в соответствии с дополнительными мерами, направленными на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области на 2011 - 2013 годы (далее - дополнительные мероприятия), реализуемыми в рамках областных целевых программ, утвержденных постановлениями Правительства Нижегородской области от 24 января 2011 года № 24, от 3 февраля 2012 года № 57, от 21 декабря 2012 года № 931, от 31 декабря 2013 года № 1047.

В 2013 году в государственные казенные учреждения центры занятости населения Нижегородской области (далее - ГКУ ЦЗН) обратились за получением государственных услуг 211,8 тыс. граждан, в том числе 111,1 тыс. человек за содействием в поиске подходящей работы. Гражданам были оказаны следующие государственные услуги:

по организации профессиональной ориентации - 71,1 тыс. граждан;

по профессиональному обучению - 3,1 тыс. безработных граждан;

по социальной адаптации на рынке труда - 4,0 тыс. безработных граждан;

по психологической поддержке - 5,6 тыс. безработных граждан;

по содействию самозанятости - 1,1 тыс. безработных граждан.

Участниками оплачиваемых общественных и временных работ являлись 3,8 тыс. безработных граждан.

В 2013 году на временные работы было трудоустроено 17,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Доля трудоустроенных граждан данной категории в общей численности подростков, проживающих на территории Нижегородской области, составила 14,4%.

В 2013 году 115 безработным оказана государственная услуга в переезде и переселении в другую местность с целью их трудоустройства.

Дальнейшее развитие в 2013 году получило такое направление как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование  женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. В мероприятии приняла участие 231 женщина  (в 2012 году - 144 женщины).

В течение 2013 года собрано 210,4 тыс. вакансий. Проведено 227 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Государственную услугу по информированию о положении на рынке труда получили 172,7 тыс. граждан и 18,8 тыс. работодателей.

В 2013 году доля граждан - получателей государственных услуг в области содействия занятости населения  в общей численности безработных граждан увеличилась по отношению к предыдущему году, в том числе по следующим государственным услугам:

Наименование

2013
год

Доля (%)

2012
год

Доля (%)

Содействие гражданам в поиске подходящей работы

111 113

146,5

122 718

123,0

Трудоустройство граждан при содействии службы занятости

79 790

105,2

88 516

88,7

Социальная адаптация

4 013

5,3

4 896

4,9

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка

76 723

101,1

85 988

86,2

Самозанятость

1 065

1,4

1 196

1,2

Информирование о положении на рынке труда

172 709

227,7

163 956

164,3


В 2013 году эффективно реализовывались меры содействия трудоустройству:

трудоустроено 72% от численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, как и в 2012 году;

трудоустроено 59,7% инвалидов от численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы, по сравнению с 54,5% в 2012 году.

Средняя продолжительность периода безработицы снизилась и составила 4,6 месяца.

В 2013 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009 - 2012 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе. Если в дополнительных мероприятиях 2009-2011 годов основные акценты были сделаны на четырех определяющих направлениях:  опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; привлечение к общественным работам; содействие малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан; переезд в другую местность с целью трудоустройства,  то приоритетным  направлением дополнительных мероприятий в 2012-2013 годах стало создание (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2012 году стали 304 инвалида.

В целом реализация дополнительных мероприятий в 2009-2011 годах позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда:

- повысить профессиональный уровень и сохранить занятость на своем предприятии более 12 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения;

- обеспечить занятость за счет трудоустройства на временные рабочие места, общественные работы более 88,6 тыс. граждан;

- обеспечить занятость более 4,4 тыс. выпускников образовательных организаций всех типов;

- организовать собственное дело более 8 тыс. безработным гражданам и создать 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест;

- сохранить на период участия в общественных работах заработную плату на уровне 70% от ранее получаемой заработной платы работникам, находящимся под угрозой увольнения;

- увеличить доходную часть бюджетов за счет произведенных налоговых отчислений с фонда оплаты труда работников, участвующих в дополнительных мероприятиях.

Принятые в 2011-2013 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

В 2013 году получили развитие следующие тенденции в сфере занятости населения и рынке труда Нижегородской области:

- уменьшились объемы высвобождений - в ГКУ ЦЗН поступили сведения о предполагаемом высвобождении 16,3 тыс. человек (в 2012 году - 18,7 тыс. человек);

- снизились масштабы неполной занятости (количество работников, занятых неполное рабочее время, находящихся в простое по вине работодателей и отпусках без сохранения заработной платы) - с 10,4 тыс. человек в среднем за 2012 год до 4,0 тыс. человек в 2013 году.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 99,8 тыс. человек в среднем за 2012 год до 75,8 тыс. человек в среднем за 2013 год (на 24%). При этом уровень безработицы по методологии МОТ снизился с 5,4% до 4,3% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в ГКУ ЦЗН безработных граждан за аналогичный период (в среднем за год) снизилась с 13,9 тыс. человек до 9,9 тыс. человек (на 29%), а уровень регистрируемой безработицы - с 0,8% до 0,6% от численности экономически активного населения соответственно.

Нижегородская область сохраняет лучшую позицию в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) по уровню  регистрируемой безработицы: по состоянию на 31 декабря 2013 года областной уровень составлял 0,48% при 1,2% по России и 0,9% по ПФО.

Показатель

2013
(в среднем за год)

2012
(в среднем за год)

2011
(в среднем за год)

Общая численность безработных, тыс. чел.

75 849

99 802

129 688

Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел.

9 874

13 904

19 424

Уровень безработицы (по методологии МОТ), %

4,3

5,4

7,2

Уровень регистрируемой безработицы, %

0,56

0,78

1,09

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»