НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ


ЗАКОН


от 3 октября 2014 года № 139-З


Об участии граждан в охране общественного порядка
на территории Нижегородской области

(с изменениями на 2 августа 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 110-З;
Законом Нижегородской области от 02.08.2023 № 102-З        
-----------------------------------------------------------------------

     Принят Законодательным Собранием                              25 сентября 2014 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка") регулирует в пределах полномочий Нижегородской области правоотношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка.

2. Формы участия граждан в охране общественного порядка, их права и обязанности, а также контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка, устанавливаются  Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный закон  "Об участии граждан в охране общественного порядка", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон, другие законы Нижегородской области и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, муниципальные нормативные правовые акты.

Статья 3. Деятельность органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка

1. Органы государственной власти Нижегородской области в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (далее также - орган местного самоуправления) в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральным законом от 6 октября  2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Нижегородской области и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка

1. Законодательное Собрание Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка осуществляет следующие полномочия:

1) принимает законы Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

2) осуществляет контроль за исполнением законов Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка.

2. Правительство Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка осуществляет следующие полномочия:

1) принимает нормативные правовые акты в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка;

2) осуществляет информационно-методическую поддержку граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка;

3) создает областной штаб по координации действий различных объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка;

4) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;

5) готовит рекомендации гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка" в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка осуществляют следующие полномочия:

1) устанавливают границы территории, на которой может быть создана народная дружина;

2) согласовывают кандидатуры командиров народных дружин;

3) согласовывают планы работы народных дружин, места и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к охране общественного порядка народных дружинников;

4) участвуют в выработке совместного решения о порядке взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами;

5) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

4. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка" вправе осуществлять следующие полномочия:

1) выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности;

2) осуществлять моральное и материальное стимулирование деятельности народных дружинников;

3) определять порядок предоставления гарантий социальной защиты народным дружинникам;

4) предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси);

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка.

Статья 5. Организация деятельности народных дружин

1. Народные дружины действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

2. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после включения их в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка" основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

4. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, соответствующими органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

Статья 6. Руководство деятельностью народных дружин

1. Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин решениями органов местного самоуправления, на территории которых созданы народные дружины, по согласованию с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в муниципальных округах и городских округах создаются штабы народных дружин. (абзац первый изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 02.08.2023 № 102-З - см. предыдущую редакцию)

Штаб народной дружины создается из представителей органов местного самоуправления, органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, командиров народных дружин и иных заинтересованных лиц.

Порядок создания и деятельности штаба народной дружины, численный и персональный состав и другие положения, регламентирующие деятельность штаба народной дружины, утверждаются органом местного самоуправления, принявшим решение о его создании. Положение о штабе народной дружины утверждается Правительством Нижегородской области.

3. В целях координации деятельности народных дружин, штабов народных дружин, созданных органами местного самоуправления на территории Нижегородской области, по решению Правительства Нижегородской области создается областной штаб.

Областной штаб создается из представителей органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, общественных организаций  правоохранительной направленности, представителей народных дружин и иных заинтересованных лиц.

Положение об областном штабе, персональный состав областного штаба утверждаются Правительством Нижегородской области.

Статья 7. Удостоверение и отличительная символика народных дружинников

1. Удостоверение народного дружинника (далее также - удостоверение) является документом, подтверждающим членство гражданина в народной дружине.

2. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника и использовать отличительную символику народного дружинника в виде нарукавной повязки, которая носится на предплечье левой руки.

3. Удостоверение и нарукавная повязка изготавливаются на всей территории Нижегородской области по единому образцу в соответствии с приложениями 1- 4.

4. Удостоверение выдается в штабе народной дружины на срок 1 год, по истечении срока производится его продление или замена.

5. При прекращении членства в народной дружине или по истечении срока действия удостоверение подлежит сдаче.

6. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

7. Порядок оформления, учета, выдачи, хранения, сдачи и уничтожения удостоверений и отличительной символики утверждается Правительством Нижегородской области.

Статья 8. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин

1. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет средств добровольных пожертвований, а также иных средств, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.


     Статья 9. Материальное стимулирование, льготы и компенсации народных дружинников

1. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.

2. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.

3. Народным дружинникам устанавливаются следующие гарантии социальной защиты:

1) в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка членам его семьи и лицам, находящимся на его иждивении, в равных долях за счет средств областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего должностного оклада участкового уполномоченного полиции, замещающего должность в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне;

2) при причинении в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка тяжкого вреда здоровью народного дружинника, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, из средств областного бюджета пострадавшему выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего должностного оклада участкового уполномоченного полиции, замещающего должность в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.

4. Народные дружинники, активно участвующие в охране общественного порядка, могут поощряться органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями в пределах своих полномочий путем объявления благодарности, выдачи денежной премии, награждения ценным подарком, предоставления путевки на льготных условиях и иными формами морального и материального стимулирования.

5. За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане могут быть представлены к государственным наградам Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, наградам и премиям Нижегородской области, муниципальных образований Нижегородской области.

6. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

7. Порядок выплаты единовременных пособий, дополнительных льгот и компенсаций устанавливается Правительством Нижегородской области.

Статья 10. Заключительные положения


1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими  силу:

1) Закон Нижегородской области  от 7 сентября 2006 года № 85-З "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области";

2) Закон Нижегородской области от 4 апреля 2008 года № 28-З "О внесении изменений в статьи 3 и 14 Закона Нижегородской области  "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»