Действующий

Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Управление государственными финансами Нижегородской области" (с изменениями на 27 декабря 2023 года)


I. Оценка текущего состояния сферы управления
государственными финансами

Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Нижегородской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, эффективным использованием бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечением устойчивости и сбалансированности областного бюджета в долгосрочной перспективе.

В первую очередь устойчивое развитие и стабильность системы управления областными финансами обеспечено путем осуществления комплекса мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области (далее - Программа).

В ходе реализации мероприятий Программы достигнуты следующие результаты:

внедрена система долгосрочного бюджетного планирования, позволяющая обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы Нижегородской области;

формирование и исполнение областного бюджета осуществляется в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области, обеспечено соответствие структуры расходов областного бюджета структуре государственных программ Нижегородской области;

проводится оценка эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

обеспечено сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;

создана система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

в целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных и городских округов внедрена практика распределения дотаций с учетом модельных расходов муниципальных образований Нижегородской области;

формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

проводится оценка эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;

осуществляется ведение областного перечня государственных (муниципальных) услуг и работ;

управление результатами деятельности государственных учреждений Нижегородской области осуществляется путем ежегодного формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);

финансирование расходов осуществляется с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;

обеспечена открытость и прозрачность информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

ежегодно проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.

За время реализации Программы (с 2014 по 2022 годы) налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области увеличились на 141,6 млрд рублей или в 2,1 раза (с 124,0 млрд рублей по итогам 2014 года до 265,5 млрд рублей по итогам 2022 года).

Росту поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области способствовала реализация мер по проведению эффективной налоговой политики, которая предусматривает расширение экономического потенциала области за счет повышения инвестиционной активности, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

Расходы консолидированного бюджета увеличились в 2,2 раза со 161 млрд рублей по итогам 2014 года до 351,5 млрд рублей по итогам 2022 года.

В течение 2014-2022 годов за счет средств областного бюджета обеспечено своевременное исполнение всех принятых расходных обязательств, в первую очередь, перед населением по социальной поддержке отдельных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а так же перед муниципалитетами по перечислению финансовой помощи.

Проведение областью взвешенной долговой политики, умеренная долговая нагрузка на областной бюджет подтверждаются оценкой рейтингового агентства "Эксперт РА" - по итогам 2022 года Нижегородской области подтверждены рейтинги кредитоспособности и кредитный рейтинг по долговым инструментам (облигациям) по российской национальной шкале на уровне ruА со "Стабильным" прогнозом.

По уровню открытости бюджетных данных, по оценке проведенной НИФИ, Нижегородская область неоднократно входила в группу с высоким уровнем открытости бюджетных данных.

С 2022 года в области начал работу образовательный просветительский портал по финансовой грамотности http://финграмотность.рф/, на котором размещается доступная, объективная и качественная информация в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями.

Вместе с тем, в сфере управления областными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем:

снижение качества и эффективности долгосрочного бюджетного планирования в условиях нестабильной макроэкономической ситуации;

снижение возможности принятия новых расходных обязательств в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств;

недостаточное качество финансового планирования, что влечет неоднократное перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями государственных программ;

разрозненность информационных систем и баз, используемых для целей управления финансами;

неполный охват оценкой эффективности всех инструментов государственной поддержки.