НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 4 сентября 2013 года № 117-З


Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
в Нижегородской области

(с изменениями на 20 декабря 2022 года)

--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 02.10.2019 № 111-З;
Законом Нижегородской области от 10.12.2021 № 144-З;
Законом Нижегородской области от 20.12.2022 № 207-З

-------------------------------------------------------------------------------    


Принят Законодательным Собранием                                           29 августа 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Нижегородской области, а также устанавливает основы правовой и социальной защиты спасателей в Нижегородской области, других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) аварийно-спасательная служба в Нижегородской области (далее - аварийно-спасательная служба) - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), организациями или общественными объединениями на территории Нижегородской области;

2) аварийно-спасательное формирование в Нижегородской области (далее - аварийно-спасательное формирование) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, созданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, организациями или общественными объединениями на территории Нижегородской области;

3) спасатель в Нижегородской области (далее - спасатель) - гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ, осуществляющий свою деятельность в составе аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования. (пункт 3 в ред. Закона Нижегородской области от 10.12.2021 № 144-З - см. предыдущую редакцию)             

Статья 3. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей

1. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей в Нижегородской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"), Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Нижегородской области.

2. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.

Статья 4. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

1) принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

2) принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

3) принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

4) принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 5. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

1) поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

2. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

1) участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях; (п. 1 изложен в новой редакции Законом области от 02.10.2019 № 111-З - см. предыдущую редакцию)                   

2) участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

4) участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

5) выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

6) участию в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обороны совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, а также по выполнению взрывных работ. (пункт 6 введен Законом Нижегородской области от 20.12.2022 № 207-З )      

     Глава 2. Полномочия органов государственной власти
     Нижегородской области, органов местного самоуправления,
     организаций и общественных объединений в сфере создания
     и деятельности аварийно-спасательных служб,
     аварийно-спасательных формирований

Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

Законодательное Собрание Нижегородской области в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в пределах своей компетенции:

1) принимает законы Нижегородской области и иные нормативные правовые акты Нижегородской области в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

2) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона, а также иных законов и нормативных правовых актов, принимаемых им в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 7. Полномочия Правительства Нижегородской области в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

Правительство Нижегородской области в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в пределах своей компетенции:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб Нижегородской области, профессиональных аварийно-спасательных формирований Нижегородской области;

2) создает профессиональные аварийно-спасательные службы Нижегородской области (далее - профессиональная аварийно-спасательная служба области), профессиональные аварийно-спасательные формирования Нижегородской области (далее - профессиональное аварийно-спасательное формирование области);

3) определяет состав и структуру профессиональных аварийно-спасательных служб области, профессиональных аварийно-спасательных формирований области исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области, а также требований законодательства Российской Федерации и законодательства Нижегородской области;

4) осуществляет финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб области, профессиональных аварийно-спасательных формирований области;

5) принимает решение о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб области и профессиональных аварийно-спасательных формирований области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) образовывает территориальную комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных организаций по их подготовке на территории Нижегородской области (далее - комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей);

7) устанавливает дополнительные, не противоречащие Федеральному закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" гарантии правовой и социальной защиты работников созданных им профессиональных аварийно-спасательных служб области, профессиональных аварийно-спасательных формирований области;

8) осуществляет разрешение споров по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб области, аварийно-спасательных формирований области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

9) осуществляет иные полномочия в сфере создания и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб области, профессиональных аварийно-спасательных формирований области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

Органы местного самоуправления в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в пределах своей компетенции:

1) принимают решения о создании профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;

2) осуществляют иные полномочия в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 9. Полномочия организаций и общественных объединений в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

Полномочия организаций и общественных объединений в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

     Глава 3. Аварийно-спасательные службы
     и аварийно-спасательные формирования

Статья 10. Создание аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований

1. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

1) на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

2) на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

3) на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

3. Профессиональные аварийно-спасательные службы области, профессиональные аварийно-спасательные формирования области создаются Правительством Нижегородской области и другими органами исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в органах местного самоуправления по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях в порядке, установленном Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на добровольной основе.

2. В профессиональную аварийно-спасательную службу, профессиональное аварийно-спасательное формирование принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональной аварийно-спасательной службе, профессиональном аварийно-спасательном формировании допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Личный состав профессиональной аварийно-спасательной службы области имеет знаки отличия, форму одежды и удостоверения установленного образца.

Статья 12. Деятельность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, законодательством Нижегородской области, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»