(с изменениями на 17 ноября 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 14.10.2019 N 388-П, от 16.06.2020 N 294-П, от 28.08.2020 N 442-П, от 06.11.2020 N 527-П, от 30.12.2020 N 664-П, от 13.04.2021 N 146-П, от 07.04.2022 N 206-П, от 15.03.2023 N 118-П, от 05.09.2023 N 417-П, от 24.10.2023 N 495-П, от 17.11.2023 N 527-П)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года N 23-р Правительство Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа).
2. Определить исполнительным органом Республики Карелия, уполномоченным на реализацию Программы, Управление труда и занятости Республики Карелия.
(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 24.10.2023 N 495-П)
Глава Республики Карелия
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ КАРЕЛИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 14.10.2019 N 388-П, от 16.06.2020 N 294-П, от 28.08.2020 N 442-П, от 06.11.2020 N 527-П, от 30.12.2020 N 664-П, от 13.04.2021 N 146-П, от 07.04.2022 N 206-П, от 15.03.2023 N 118-П, от 05.09.2023 N 417-П, от 24.10.2023 N 495-П, от 17.11.2023 N 527-П)
Наименование Программы | государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа) |
Согласование проекта Программы с Правительством Российской Федерации | распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года N 23-р |
Уполномоченный исполнительный орган Республики Карелия, ответственный за реализацию Программы | Управление труда и занятости Республики Карелия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 24.10.2023 N 495-П) | |
Цели Программы | 1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа). 2. Стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Карелия на постоянное место жительства |
Задачи Программы | 1. Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Карелия для постоянного проживания. 2. Улучшение условий, способствующих закреплению переселившихся соотечественников в Республике Карелия. 3. Увеличение квалифицированного кадрового потенциала Республики Карелия |
Исполнители основных мероприятий Программы | Управление труда и занятости Республики Карелия; Министерство здравоохранения Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия; Министерство социальной защиты Республики Карелия |
Этапы и сроки реализации Программы | 2019-2025 годы (этапы не выделяются) |
Источники финансирования Программы | финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия на условиях софинансирования расходных обязательств Республики Карелия в виде субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы. Прогнозируемый объем финансового обеспечения Программы из бюджета Республики Карелия в целом составляет 18 669,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1670,0 тыс. рублей (в том числе 1569,8 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета); 2020 год - 1585,7 тыс. рублей (в том числе 1569,8 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета); 2021 год - 1800,0 тыс. рублей (в том числе 1782,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета); 2022 год - 1800,0 тыс. рублей (в том числе 1782,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета); 2023 год - 2100,0 тыс. рублей (в том числе 2079,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета); 2024 год - 2100,0 тыс. рублей (в том числе 2079,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета); 2025 год - 7613,9 тыс. рублей (в том числе 7385,4 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета). Для финансового обеспечения мероприятий Программы могут привлекаться средства юридических и физических лиц |
(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 15.03.2023 N 118-П) | |
Основные показатели оценки эффективности реализации Программы | 1. Количество участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Республику Карелия и поставленных на учет в Министерство внутренних дел по Республике Карелия. 2. Доля согласованных с Управлением труда и занятости Республики Карелия заявлений соотечественников об участии в Программе в общем количестве рассмотренных заявлений. 3. Доля расходов консолидированного бюджета Республики Карелия на предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в общем размере расходов консолидированного бюджета Республики Карелия на реализацию Программы. 4. Доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, в общем количестве прибывших в Республику Карелия участников Государственной программы. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях в Республике Карелия, в общем количестве прибывших в республику соотечественников |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Вселение на территорию Республики Карелия 1650 соотечественников, из них 825 участников Государственной программы и 825 членов их семей, в том числе по годам: 2019 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей); 2020 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей); 2021 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей); 2022 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей); 2023 год - 150 человек (75 участников Государственной программы и 75 членов их семей); 2024 год - 150 человек (75 участников Государственной программы и 75 членов их семей); 2025 год - 150 человек (75 участников Государственной программы и 75 членов их семей). 2. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства в Республику Карелия. 3. Улучшение обеспечения организаций в Республике Карелия квалифицированными кадрами |
(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 17.11.2023 N 527-П) |
Проблемы экономического и социального развития республики тесно связаны с демографической ситуацией, поэтому преодоление негативных явлений в демографическом развитии остается главной приоритетной задачей, от решения которой зависит успех всей социально-экономической политики.
Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 19 апреля 2018 года N 621-VI ЗС, к ограничениям, сдерживающим социально-экономическое развитие республики, отнесены: растущая демографическая нагрузка, усиление миграционного оттока высококвалифицированных кадров, сокращение числа студентов, обучающихся в образовательных организациях в республике, отток молодежи и выпускников образовательных организаций высшего образования, снижение качества миграционного притока в регион.
Для преодоления негативных тенденций в структуре занятости, характеризующихся сокращением доли занятых в сельском и лесном хозяйствах, на обрабатывающих производствах и в строительстве, концепцией ставятся задачи:
создания новых высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов модернизации действующих и организации новых промышленных производств,
стимулирования предпринимательской активности и поддержки малого и среднего бизнеса,
развития агропромышленного комплекса путем модернизации сельскохозяйственных производств, расширения номенклатуры готовой продукции,
развития переработки рыбы, обеспечивающих производств и инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса (производство кормов, создание селекционно-генетического центра рыбоводства и т.д.),
развития социальной инфраструктуры в моногородах, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и организации новых производств на территории моногородов.
Демографические процессы, происходящие в Республике Карелия, отражают общероссийские тенденции.
По данным Карелиястата, на 1 января 2018 года численность населения Республики Карелия составила 622,5 тыс. человек (на 1 января 2017 года - 627,1 тыс. человек). По этому показателю Карелия находится на 69-м месте среди других российских регионов. На долю городского населения приходится около 80%, плотность населения - 3,48 человека на квадратный километр. С 1990 года в республике отмечаются процессы депопуляции, причем ее темпы превышают среднероссийские. За последние 15 лет население Республики Карелия уменьшилось приблизительно на 80,0 тыс. человек. Основные причины снижения численности населения Республики Карелия - естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Естественная убыль населения в январе-декабре 2017 года составила 2683 человека (на 899 человек больше, чем в январе-декабре 2016 года). Рост естественной убыли объясняется тем, что уровень смертности снижается медленнее, чем уровень рождаемости (таблица 1).
Основные показатели естественного движения населения, человек*
Территория | На 1 тыс. человек населения | ||||||||
родившихся | умерших | естественный прирост (убыль) | |||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | |
Республика Карелия | 12,2 | 12,0 | 10,4 | 15,3 | 14,8 | 14,6 | -3,1 | -2,8 | -4,2 |
________________
* по данным Карелиястата.
Существенный вклад в снижение численности населения вносит миграционный отток. В 2017 году миграционная убыль в Республике Карелия составила 1916 человек, что по сравнению с 2016 годом больше в 1,9 раза и по сравнению с 2015 годом - в 2,6 раза (таблица 2).
Общие итоги миграции населения (на начало года), человек
Территория | Миграционный прирост (убыль) | ||
2015 год | 2016 год | 2017 год | |
Республика Карелия | -734 | -1008 | -1916 |
На итоги миграционного обмена населения Республики Карелия существенное влияние оказывает межрегиональная миграция, а также международная миграция, в основном из государств - участников СНГ. Миграция с государствами - участниками СНГ в 2014-2016 годах обусловила прирост населения на 1163, 1001 и 314 человек соответственно, сформированный в основном за счет обмена с Украиной, но не покрыла сложившийся миграционный отток. В 2017 году наблюдалось отрицательное миграционное сальдо обмена с государствами - участниками СНГ.
Межрегиональная миграция характеризуется оттоком населения в Северо-Западный федеральный округ, составившим 1120 человек в 2016 году и 1355 человек в 2017 году, в Центральный федеральный округ (328 человек в 2017 году), в Южный федеральный округ (120 человек в 2017 году). По уровню образования максимальную убыль формируют жители республики с высшим образованием, в 2017 году Карелия потеряла 771 жителя с высшим образованием (2016 год - 607 человек). Максимальный прирост в 2017 году составили мигранты со средним профессиональным образованием.
Больше всего жителей республики уезжает в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Более половины всех мигрантов составляет молодежь. Причины, побуждающие молодежь покидать республику, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности. Наличие рабочих мест, условия занятости, высокий уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, преимущества в удовлетворении запросов социального характера делают столичные города (Москва, Санкт-Петербург) и экономически развитые приграничные государства (Финляндия, Швеция, Норвегия и др.) более привлекательными для молодых людей территориями.
Продолжается процесс демографического старения населения. Демографическая нагрузка в регионе - 783 человека нетрудоспособного возраста на 1000 жителей трудоспособного возраста, что существенно выше среднероссийского показателя (740 человек в 2015 году). Снижение доли молодого поколения и рост лиц старшего возраста в составе рабочей силы ухудшает структуру рынка труда. Изменение возрастной структуры населения республики в дальнейшем будет негативно сказываться на естественном демографическом воспроизводстве населения.
Ситуация на рынке труда Республики Карелия определяется состоянием экономики, развитием социальной сферы, происходящими в республике демографическими процессами.
По данным Карелиястата, среднегодовая численность занятых в экономике на протяжении последних лет имела отрицательную динамику. За период с 2016 по 2017 год численность занятых сократилась на 5,9 тыс. человек. В 2017 году занятых граждан насчитывалось 291,0 тыс. человек, уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет составил 61,3%. В среднесрочном периоде в республике сохранится устойчивая тенденция снижения численности занятых в экономике. По показателям рынка труда (уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), уровень регистрируемой безработицы, уровень занятости) Республика Карелия занимает неудовлетворительные позиции в рейтинге регионов страны. В 2016 и 2017 годах уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) и уровень регистрируемой безработицы по Республике Карелия превышали аналогичные показатели по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу более чем в 1,6 и 2 раза соответственно. В 2017 году уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился с 9,2% в 2016 году до 8,6% в 2017 году. Позитивную динамику имела и среднемесячная регистрируемая безработица, ее уровень упал с 2,3 до 2,0%.
Разрыв в показателях общей и регистрируемой безработицы (в 4 раза) по республике в 2016-2017 годах вызван незначительным приростом количества эффективных рабочих мест, включая высокопроизводительные места, на постоянной основе, экономией трудозатрат и ростом числа увольнений работников, оптимизацией бюджетных расходов на оказание государственных услуг, развитием неформального сектора. Кроме того, безработица в Республике Карелия носит преимущественно структурный характер, что обусловлено профессионально-квалификационным и территориальным дисбалансом трудовых ресурсов. Муниципальные образования в Республике Карелия крайне дифференцированы по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости; в ряде северных территорий, в сельских поселениях и лесных поселках ощущается острая нехватка рабочих мест, и одновременно местная рабочая сила демонстрирует низкую готовность к трудовой мобильности.
Несбалансированность спроса и предложения на региональном рынке труда создает предпосылки для привлечения иностранной рабочей силы в целях заполнения невостребованных рабочих мест.