ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2019 года N 53-П


Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом"

(с изменениями на 17 ноября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 14.10.2019 N 388-П, от 16.06.2020 N 294-П, от 28.08.2020 N 442-П, от 06.11.2020 N 527-П, от 30.12.2020 N 664-П, от 13.04.2021 N 146-П, от 07.04.2022 N 206-П, от 15.03.2023 N 118-П, от 05.09.2023 N 417-П, от 24.10.2023 N 495-П, от 17.11.2023 N 527-П)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года N 23-р Правительство Республики Карелия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа).


2. Определить исполнительным органом Республики Карелия, уполномоченным на реализацию Программы, Управление труда и занятости Республики Карелия.


(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 24.10.2023 N 495-П)



Глава Республики Карелия
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства Республики Карелия
от 8 февраля 2019 года N 53-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ КАРЕЛИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 14.10.2019 N 388-П, от 16.06.2020 N 294-П, от 28.08.2020 N 442-П, от 06.11.2020 N 527-П, от 30.12.2020 N 664-П, от 13.04.2021 N 146-П, от 07.04.2022 N 206-П, от 15.03.2023 N 118-П, от 05.09.2023 N 417-П, от 24.10.2023 N 495-П, от 17.11.2023 N 527-П)




I. Паспорт программы

Наименование Программы

государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа)

Согласование проекта Программы с Правительством Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года N 23-р

Уполномоченный исполнительный орган Республики Карелия, ответственный за реализацию Программы

Управление труда и занятости Республики Карелия

(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 24.10.2023 N 495-П)

Цели Программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа).

2. Стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Карелия на постоянное место жительства

Задачи Программы

1. Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Карелия для постоянного проживания.

2. Улучшение условий, способствующих закреплению переселившихся соотечественников в Республике Карелия.

3. Увеличение квалифицированного кадрового потенциала Республики Карелия

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление труда и занятости Республики Карелия;

Министерство здравоохранения Республики Карелия;

Министерство образования Республики Карелия;

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия;

Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия;

Министерство социальной защиты Республики Карелия

Этапы и сроки реализации Программы

2019-2025 годы (этапы не выделяются)

Источники финансирования Программы

финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия на условиях софинансирования расходных обязательств Республики Карелия в виде субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы.

Прогнозируемый объем финансового обеспечения Программы из бюджета Республики Карелия в целом составляет 18 669,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 1670,0 тыс. рублей (в том числе 1569,8 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета);

2020 год - 1585,7 тыс. рублей (в том числе 1569,8 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета);

2021 год - 1800,0 тыс. рублей (в том числе 1782,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета);

2022 год - 1800,0 тыс. рублей (в том числе 1782,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета);

2023 год - 2100,0 тыс. рублей (в том числе 2079,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета);

2024 год - 2100,0 тыс. рублей (в том числе 2079,0 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета);

2025 год - 7613,9 тыс. рублей (в том числе 7385,4 тыс. рублей - средства субсидии из федерального бюджета).

Для финансового обеспечения мероприятий Программы могут привлекаться средства юридических и физических лиц

(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 15.03.2023 N 118-П)

Основные показатели оценки эффективности реализации Программы

1. Количество участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Республику Карелия и поставленных на учет в Министерство внутренних дел по Республике Карелия.

2. Доля согласованных с Управлением труда и занятости Республики Карелия заявлений соотечественников об участии в Программе в общем количестве рассмотренных заявлений.

3. Доля расходов консолидированного бюджета Республики Карелия на предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в общем размере расходов консолидированного бюджета Республики Карелия на реализацию Программы.

4. Доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, в общем количестве прибывших в Республику Карелия участников Государственной программы.

5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях в Республике Карелия, в общем количестве прибывших в республику соотечественников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Вселение на территорию Республики Карелия 1650 соотечественников, из них 825 участников Государственной программы и 825 членов их семей, в том числе по годам:

2019 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей);

2020 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей);

2021 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей);

2022 год - 300 человек (150 участников Государственной программы и 150 членов их семей);

2023 год - 150 человек (75 участников Государственной программы и 75 членов их семей);

2024 год - 150 человек (75 участников Государственной программы и 75 членов их семей);

2025 год - 150 человек (75 участников Государственной программы и 75 членов их семей).

2. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства в Республику Карелия.

3. Улучшение обеспечения организаций в Республике Карелия квалифицированными кадрами

(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 17.11.2023 N 527-П)



II. Общая характеристика сферы реализации Программы


Проблемы экономического и социального развития республики тесно связаны с демографической ситуацией, поэтому преодоление негативных явлений в демографическом развитии остается главной приоритетной задачей, от решения которой зависит успех всей социально-экономической политики.


Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 19 апреля 2018 года N 621-VI ЗС, к ограничениям, сдерживающим социально-экономическое развитие республики, отнесены: растущая демографическая нагрузка, усиление миграционного оттока высококвалифицированных кадров, сокращение числа студентов, обучающихся в образовательных организациях в республике, отток молодежи и выпускников образовательных организаций высшего образования, снижение качества миграционного притока в регион.


Для преодоления негативных тенденций в структуре занятости, характеризующихся сокращением доли занятых в сельском и лесном хозяйствах, на обрабатывающих производствах и в строительстве, концепцией ставятся задачи:


создания новых высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов модернизации действующих и организации новых промышленных производств,


стимулирования предпринимательской активности и поддержки малого и среднего бизнеса,


развития агропромышленного комплекса путем модернизации сельскохозяйственных производств, расширения номенклатуры готовой продукции,


развития переработки рыбы, обеспечивающих производств и инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса (производство кормов, создание селекционно-генетического центра рыбоводства и т.д.),


развития социальной инфраструктуры в моногородах, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и организации новых производств на территории моногородов.



Демографическая ситуация


Демографические процессы, происходящие в Республике Карелия, отражают общероссийские тенденции.


По данным Карелиястата, на 1 января 2018 года численность населения Республики Карелия составила 622,5 тыс. человек (на 1 января 2017 года - 627,1 тыс. человек). По этому показателю Карелия находится на 69-м месте среди других российских регионов. На долю городского населения приходится около 80%, плотность населения - 3,48 человека на квадратный километр. С 1990 года в республике отмечаются процессы депопуляции, причем ее темпы превышают среднероссийские. За последние 15 лет население Республики Карелия уменьшилось приблизительно на 80,0 тыс. человек. Основные причины снижения численности населения Республики Карелия - естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Естественная убыль населения в январе-декабре 2017 года составила 2683 человека (на 899 человек больше, чем в январе-декабре 2016 года). Рост естественной убыли объясняется тем, что уровень смертности снижается медленнее, чем уровень рождаемости (таблица 1).



Таблица 1



Основные показатели естественного движения населения, человек*

Территория

На 1 тыс. человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост (убыль)

2015 год

2016 год

2017 год

2015 год

2016 год

2017 год

2015 год

2016 год

2017 год

Республика Карелия

12,2

12,0

10,4

15,3

14,8

14,6

-3,1

-2,8

-4,2


________________


* по данным Карелиястата.


Существенный вклад в снижение численности населения вносит миграционный отток. В 2017 году миграционная убыль в Республике Карелия составила 1916 человек, что по сравнению с 2016 годом больше в 1,9 раза и по сравнению с 2015 годом - в 2,6 раза (таблица 2).



Таблица 2



Общие итоги миграции населения (на начало года), человек

Территория

Миграционный прирост (убыль)

2015 год

2016 год

2017 год

Республика Карелия

-734

-1008

-1916


На итоги миграционного обмена населения Республики Карелия существенное влияние оказывает межрегиональная миграция, а также международная миграция, в основном из государств - участников СНГ. Миграция с государствами - участниками СНГ в 2014-2016 годах обусловила прирост населения на 1163, 1001 и 314 человек соответственно, сформированный в основном за счет обмена с Украиной, но не покрыла сложившийся миграционный отток. В 2017 году наблюдалось отрицательное миграционное сальдо обмена с государствами - участниками СНГ.


Межрегиональная миграция характеризуется оттоком населения в Северо-Западный федеральный округ, составившим 1120 человек в 2016 году и 1355 человек в 2017 году, в Центральный федеральный округ (328 человек в 2017 году), в Южный федеральный округ (120 человек в 2017 году). По уровню образования максимальную убыль формируют жители республики с высшим образованием, в 2017 году Карелия потеряла 771 жителя с высшим образованием (2016 год - 607 человек). Максимальный прирост в 2017 году составили мигранты со средним профессиональным образованием.


Больше всего жителей республики уезжает в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Более половины всех мигрантов составляет молодежь. Причины, побуждающие молодежь покидать республику, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности. Наличие рабочих мест, условия занятости, высокий уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, преимущества в удовлетворении запросов социального характера делают столичные города (Москва, Санкт-Петербург) и экономически развитые приграничные государства (Финляндия, Швеция, Норвегия и др.) более привлекательными для молодых людей территориями.


Продолжается процесс демографического старения населения. Демографическая нагрузка в регионе - 783 человека нетрудоспособного возраста на 1000 жителей трудоспособного возраста, что существенно выше среднероссийского показателя (740 человек в 2015 году). Снижение доли молодого поколения и рост лиц старшего возраста в составе рабочей силы ухудшает структуру рынка труда. Изменение возрастной структуры населения республики в дальнейшем будет негативно сказываться на естественном демографическом воспроизводстве населения.



Ситуация на рынке труда, возможности трудоустройства участников Государственной программы


Ситуация на рынке труда Республики Карелия определяется состоянием экономики, развитием социальной сферы, происходящими в республике демографическими процессами.


По данным Карелиястата, среднегодовая численность занятых в экономике на протяжении последних лет имела отрицательную динамику. За период с 2016 по 2017 год численность занятых сократилась на 5,9 тыс. человек. В 2017 году занятых граждан насчитывалось 291,0 тыс. человек, уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет составил 61,3%. В среднесрочном периоде в республике сохранится устойчивая тенденция снижения численности занятых в экономике. По показателям рынка труда (уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), уровень регистрируемой безработицы, уровень занятости) Республика Карелия занимает неудовлетворительные позиции в рейтинге регионов страны. В 2016 и 2017 годах уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) и уровень регистрируемой безработицы по Республике Карелия превышали аналогичные показатели по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу более чем в 1,6 и 2 раза соответственно. В 2017 году уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился с 9,2% в 2016 году до 8,6% в 2017 году. Позитивную динамику имела и среднемесячная регистрируемая безработица, ее уровень упал с 2,3 до 2,0%.


Разрыв в показателях общей и регистрируемой безработицы (в 4 раза) по республике в 2016-2017 годах вызван незначительным приростом количества эффективных рабочих мест, включая высокопроизводительные места, на постоянной основе, экономией трудозатрат и ростом числа увольнений работников, оптимизацией бюджетных расходов на оказание государственных услуг, развитием неформального сектора. Кроме того, безработица в Республике Карелия носит преимущественно структурный характер, что обусловлено профессионально-квалификационным и территориальным дисбалансом трудовых ресурсов. Муниципальные образования в Республике Карелия крайне дифференцированы по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости; в ряде северных территорий, в сельских поселениях и лесных поселках ощущается острая нехватка рабочих мест, и одновременно местная рабочая сила демонстрирует низкую готовность к трудовой мобильности.


Несбалансированность спроса и предложения на региональном рынке труда создает предпосылки для привлечения иностранной рабочей силы в целях заполнения невостребованных рабочих мест.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»