ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 августа 2015 года N 290-р


[Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года]

(с изменениями на 5 октября 2023 года)

(в ред. Распоряжений Главы Республики Карелия от 22.06.2016 N 237-р, от 23.06.2023 N 237-р, от 05.10.2023 N 426-р)




В целях реализации пунктов 5 и 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2013 года N Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года:


1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Республики Карелия до 2030 года.


(п. 1 в ред. Распоряжения Главы Республики Карелия от 23.06.2023 N 237-р)


2. Утратил силу. - Распоряжение Главы Республики Карелия от 23.06.2023 N 237-р.



Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН


20 августа 2015 года
N 290-р



Утверждена
распоряжением
Главы Республики Карелия
от 20 августа 2015 года N 290-р



ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ДО 2030 ГОДА

(в ред. Распоряжений Главы Республики Карелия от 23.06.2023 N 237-р, от 05.10.2023 N 426-р)




1. Общие положения


Инвестиционная стратегия Республики Карелия на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом, определяющим долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности исполнительных органов Республики Карелия по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Карелия.


Стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы реализации инвестиционной политики в регионе.


Стратегия разработана с учетом приоритетных направлений, стратегических целей, основных задач и ключевых мероприятий, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П.


Стратегия разработана в целях:


создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Карелия, формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной привлекательности республики и увеличению притока инвестиций в региональную экономику;


содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Для достижения данных целей в Стратегии определены:


текущие конкурентные позиции Республики Карелия как территории для инвестиций;


оценка факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Республики Карелия, оценка экономического и инвестиционного потенциала региона;


стратегическая цель и стратегические задачи инвестиционной политики региона;


приоритетные (перспективные) секторы развития;


базовые инструменты и механизмы реализации Стратегии;


система показателей достижения цели и решения задач Стратегии.



2. Текущее состояние мировой и российской экономики


После активного восстановительного роста в 2021 году мировая экономика перешла к замедлению. Снижение темпов глобального роста и ужесточение финансовых условий на мировых рынках во многом происходит из-за резкого повышения цен на продовольствие и энергоносители, на фоне чего крупнейшие развитые страны вынуждены сворачивать стимулирующие меры бюджетной политики и переходить к ужесточению денежно-кредитной политики. По оценке Международного валютного фонда, рост мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в 2022 году составил 3,2% после увеличения на 6,1% в 2021 году.


Несмотря на то, что в декабре 2021 года в ряде стран были зафиксированы рекордные значения инфляции, ее рост в 2022 году продолжился. Так, в США самая высокая инфляция за 40 лет - 7,7% годовых. В странах еврозоны она составляет 10%, в Турции инфляция достигла 84%.


В этих условиях центральные банки крупнейших стран начиная с марта 2022 года перешли к активному ужесточению денежно-кредитной политики за счет как сокращения размера баланса, так и повышения процентных ставок.


В начале 2022 года в российской экономике сохранялись позитивные тенденции второй половины 2021 года. Прирост ВВП по итогам I квартала 2022 года составил 3,5% в сравнении с I кварталом 2021 года. Положительные тенденции наблюдались как в производственном, так и в потребительском сегментах.


Вместе с тем с конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора.


На первом этапе после введения санкционных ограничений Банком России и Правительством Российской Федерации был оперативно реализован комплекс первоочередных мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, включавший в себя решения в области ключевой ставки, приостановки торгов в фондовой секции Московской биржи, а также введения ограничений на движение капитала и обязательной продажи валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке.


В дополнение к оперативным мерам Банка России Правительством Российской Федерации принимались меры, направленные на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке. В этой связи реализуется принятый Правительством Российской Федерации план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План). Основными целями Плана стали обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотными средствами; сохранение занятости. План включает также и меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке.


Благодаря указанным мерам удалось сохранить устойчивость финансового и валютного рынков, не допустить дестабилизации банковской системы и резкого сжатия экономики, что позволило перейти к постепенному ослаблению ограничений, реализованных непосредственно после введения санкций.


Экономика продемонстрировала устойчивость: сокращение ВВП по итогам 2022 года оказалось меньше прогнозируемого осенью - 2,1%.


Данные по инвестициям в основной капитал за 2022 год также оказались значительно лучше ожиданий. Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций за 2022 год выросли на 4,6% в сравнении с 2021 годом в реальном выражении.


Несмотря на сокращение производственной активности, ситуация на рынке труда остается стабильной: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) находится на исторических минимумах (3,9% от рабочей силы за год).


На фоне ослабления рубля и повышенного спроса населения на ряд товаров, наблюдаемого с конца февраля 2022 года, уровень инфляции по итогам 2022 года увеличился и составил в декабре 2022 года 11,94% по отношению к декабрю 2021 года.



3. Итоги реализации Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года


Целью реализации Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года (далее - Стратегия до 2025 года) являлось достижение роста объема инвестиций в 2025 году в 2 раза к уровню 2013 года.


Для достижения цели в Стратегии до 2025 года были определены следующие задачи, решение которых необходимо было обеспечить:


создание условий для улучшения инвестиционного климата (устранение административных барьеров, повышение эффективности системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов);


обеспечение развития приоритетных (базовых и инновационных) отраслей экономики;


обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства;


обеспечение создания зон территориального развития, индустриальных парков, территорий опережающего развития, новых инфраструктурно обустроенных промышленных площадок;


увеличение объема бюджетных средств, направляемых на развитие экономики, в том числе за счет развития системы привлечения федерального финансирования;


обеспечение развития системы государственно-частного партнерства;


повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований, в том числе монопрофильных муниципальных образований;


содействие развитию кадрового потенциала.


Фактический объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия за 2022 год составил 95,6 млрд. руб., что в действующих ценах в 2,8 раза, в сопоставимых ценах в 1,7 раза выше уровня 2013 года.


Динамика фактических значений показателя "инвестиции в основной капитал" по полному кругу организаций в Республике Карелия за 2013-2022 годы представлена в таблице 1.



Таблица 1

Динамика фактических значений показателя "инвестиции в основной капитал" по полному кругу организаций в Республике Карелия за 2013-2022 годы

Наименование показателя

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия <1>

млрд. руб.

34,2

33,4

32,7

35,3

41,6

48,1

48,3

55,6

78,7

95,6

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия <1>

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

93,5

92,9

91,7

109,5

110,8

117,3

93,8

106,4

134,8

103,7

Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия

% к предыдущему году

107,8

105,1

106,9

98,6

106,2

98,7

106,9

108,3

105,0

117,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия

% к 2013 году в сопоставимых ценах

100,0

92,9

85,2

93,3

103,4

121,2

113,7

121,0

163,1

169,2


________________


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»