(с изменениями на 29 декабря 2023 года)
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2023 N 593-пр)
В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Хабаровского края в работе с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении, Правительство края постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении, организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы.
И.о. Председателя
Правительства края
С.В.Щетнёв
ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ СЕМЕЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ С НИМИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2023 N 593-пр)
Настоящий Порядок разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) по вопросам признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении (далее - СОП), организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы, принятия решения о снятии с семей статуса "СОП".
2.1. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:
межведомственная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики, направленный на социально-педагогическую реабилитацию семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в СОП, и (или) предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании межведомственных индивидуальных профилактических планов, утверждаемых постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов, осуществляющих деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований (далее - муниципальные комиссии);
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2023 N 593-пр)
межведомственный индивидуальный профилактический план - комплекс индивидуально-профилактических мероприятий, проводимый органами и учреждениями системы профилактики с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП;
ведомственная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, реализуемый с лицами, указанными в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), органом или учреждением системы профилактики в рамках его компетенции на основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности данного органа или учреждения.
2.2. Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе N 120-ФЗ.
3.1. Основаниями (критериями) признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП являются:
3.1.1. Отсутствие контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны родителей (законных представителей) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию, способствующее совершению несовершеннолетним противоправных действий (далее - Критерий N 1).
Критерий N 1 устанавливается по данным территориального органа внутренних дел при наличии в семье несовершеннолетних детей:
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они после освобождения (выпуска) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, повлекшее привлечение родителя (законного представителя) к административной ответственности в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ и Критерий N 2 соответственно).
Критерий N 2 устанавливается при привлечении родителей (законных представителей) к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ и определяется по признакам:
- лишение несовершеннолетних минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;
- отсутствие заботы о физическом и психическом здоровье несовершеннолетних, их нравственном развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе;
- недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, неопытностью родителей (законных представителей);
- трата пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание несовершеннолетних, в ущерб их интересам;
- нарушение права несовершеннолетних на получение общего образования;
- отказ от медицинского обследования несовершеннолетних или лечения при наличии медицинских показаний.
3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) правами родителя (законного представителя) и (или) побуждение несовершеннолетних к совершению противоправных деяний, отрицательное влияние на поведение детей (далее - Критерий N 3).
Критерий N 3 устанавливается на основании сведений о привлечении родителей (законных представителей) к уголовной ответственности, административной ответственности (кроме статьи 5.35 КоАП РФ) за совершение правонарушений против семьи и несовершеннолетних, а также информации органов и учреждений системы профилактики и определяется по признакам:
- вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, антиобщественное поведение или поощрение подобного поведения;
- оставление несовершеннолетнего без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
- приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;
- стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей): злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений и т.д.
3.1.4. Жестокое обращение с несовершеннолетними со стороны членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками (далее - Критерий N 4).
Критерий N 4 устанавливается на основании сведений органов и учреждений системы профилактики, которые были подтверждены данными правоохранительных органов, и определяется по признакам:
- психологическое насилие над детьми (оскорбление, унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка, негативный психологический климат в семье);
- физическое насилие над детьми (побои, нанесение физических травм и телесных повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям здоровья);
- покушение на половую неприкосновенность детей, в том числе непринятие мер родителями (законными представителями) при совершении действий сексуального характера в отношении детей третьими лицами.
3.1.5. Неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию несовершеннолетнего (далее - Критерий N 5).
Критерий N 5 устанавливается на основании сведений органов и учреждений системы профилактики и определяется по признакам:
- отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом;
- несоблюдение по месту жительства санитарно-гигиенических правил, отсутствие ухода за детьми;