ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 ноября 2014 года N 780-рп


О Комплексной краевой программе развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2025 годы

(с изменениями на 26 октября 2023 года)

(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 11.05.2016 N 317-рп, от 12.12.2017 N 866-рп, от 02.09.2019 N 745-рп, от 20.02.2021 N 82-рп, от 25.03.2022 N 319-рп, от 23.12.2022 N 1582-рп, от 10.05.2023 N 280-рп, от 26.10.2023 N 722-рп)




В целях реализации в Хабаровском крае Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 г. N 2580-р, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, с учетом основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", во исполнение подпункта "а" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 4 марта 2014 г. N Пр-411ГС:


(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 25.03.2022 N 319-рп, от 26.10.2023 N 722-рп)


1. Утвердить прилагаемую Комплексную краевую программу развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2025 годы (далее - Комплексная краевая программа).


(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 02.09.2019 N 745-рп, от 10.05.2023 N 280-рп)


2. Главному управлению социального развития Губернатора и Правительства края обеспечить межведомственное взаимодействие, мониторинг и контроль за ходом реализации Комплексной краевой программы.


(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 12.12.2017 N 866-рп, от 02.09.2019 N 745-рп)


3. Утратил силу с 10.05.2023. - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 10.05.2023 N 280-рп.



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 5 ноября 2014 г. N 780-рп



КОМПЛЕКСНАЯ КРАЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2025 ГОДЫ

(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 11.05.2016 N 317-рп, от 12.12.2017 N 866-рп, от 02.09.2019 N 745-рп, от 20.02.2021 N 82-рп, от 25.03.2022 N 319-рп, от 23.12.2022 N 1582-рп, от 10.05.2023 N 280-рп, от 26.10.2023 N 722-рп)




1. Характеристика текущего состояния и проблем в области семейной и демографической политики


1.1. Характеристика текущего состояния и проблем в области семейной политики


Современное положение семьи в Хабаровском крае (далее также - край) обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи.


По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в крае проживало 162,9 тыс. семей с несовершеннолетними детьми - 42,7 процента от общего количества семей (381,7 тыс.); многодетные семьи составляли 4,1 процента (6,6 тыс. семей). В структуре многодетных семей преобладали семьи с тремя детьми - 79 процентов.


Количество многодетных семей в крае ежегодно увеличивается почти на тысячу. В 2012 году их число составляло 7,6 тыс., в 2013 году - 8,6 тыс., на 01 июля 2014 г. - 9,4 тыс. семей.


Из всех семей с несовершеннолетними детьми 66 процентов семей являются полными, в которых дети проживают с обоими родителями.


В последние годы увеличивается количество новорожденных детей вне брака. В 2013 году их число составляло 6,8 тыс., что на 399 детей больше, чем в 2012 году - 6,4 тыс. детей (в 2011 году - 4,1 тыс. детей).


Постепенно улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2009 году на 1000 браков приходилось 674 развода, в 2013 году - 635 разводов).


Отмечается увеличение численности детского населения в структуре общей численности населения края. В начале 2014 года в крае проживало 249,6 тыс. детей, что составляет 18,6 процента от общей численности населения (в начале 2013 года - 245,0 тыс. детей или 18,3 процента, в начале 2011 года - 239,0 тыс. детей или 17,8 процента от общей численности населения).


Численность детского населения увеличилась, несмотря на сокращение количества женщин репродуктивного возраста. В 2011 году их число составляло 354,5 тыс. (50,4 процента к общему количеству детей), в 2014 году - 340,0 тыс. (48,5 процента к общему количеству детей).


Число родившихся в 2013 году увеличилось более чем на 6 процентов по сравнению с 2009 годом и составило 18,7 тыс. детей. Суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,744 (в 2012 году - 1,695).


Вместе с тем, для простого замещения поколений родителей их детьми суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,2 - 2,3.


Репродуктивные планы семей, проживающих в крае, изменились - увеличилась доля вторых и последующих детей в общей численности родившихся (таблица 1).


Таблица 1. Динамика рождения детей по очередности

Годы

Всего родившихся живыми (человек)

Первые

Вторые

Третьи и последующие

(проценты)

1

2

3

4

5

2008

17 067

55,1

32,8

11,5

2009

17 573

54,2

32,4

11,7

2010

17 407

52,1

34,0

12,6

2011

17 255

48,4

37,6

14,0

2012

18 460

49,2

35,4

13,9

2013

18 676

47,2

37,1

15,2


Позитивными изменениями стало принятие на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на поддержку семей с детьми, в том числе путем предоставления:


- материнского капитала, включая краевой материнский капитал в размере 200 тыс. рублей;


- ежемесячного пособия при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей в размере регионального прожиточного минимума на ребенка;


- земельных участков в собственность;


- социальных выплат на улучшение жилищных условий.


С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Наблюдается рост реальных денежных доходов населения: в 2013 году он составил 7,5 процента к предыдущему году.


Средняя начисленная заработная плата по краю - 34,1 тыс. рублей (109,8 процента к уровню 2012 года).


Денежные доходы на душу населения в 2013 году составили 29,4 тыс. рублей (114,4 процента к уровню 2012 года).


Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась до 14,2 процента от общей численности населения.


Доля детей из малоимущих семей все еще остается достаточно высокой. По оценке экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье.


В целях оказания дополнительной финансовой помощи нуждающимся семьям при рождении в семье третьего ребенка и последующих детей с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" введена новая мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. Данная мера существенно повлияла на увеличение рождаемости третьих и последующих детей, несмотря на сокращение количества женщин репродуктивного возраста.


Малоимущим гражданам оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта, размер которой в среднем составляет 16 тыс. рублей.


В 2013 году 36 женщин, имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. В 2014 году запланировано обучить 50 женщин.


Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего, от трудовой деятельности.


В связи с этим целесообразно для граждан с высокой семейной нагрузкой развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей: на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику работы или работы на дому.


Необходимо создавать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства.


Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций.


В целях решения данного вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет.


Результатом является положительная тенденция к сокращению числа детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования в 2013 году составило 99 процентов (в 2012 году - 97,9 процента). Достижение стопроцентной доступности дошкольного образования планируется в 2015 году.


Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем для детей старше этого возраста. С целью обеспечения детей данного возраста местами в ясельных группах необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»