Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 06 марта 2014 года N 136-рп


Об утверждении Инвестиционной стратегии Хабаровского края на период до 2020 года

__________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Правительства Хабаровского края
от 25 сентября 2018 года N 638-рп

__________________________



Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", в целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности на территории Хабаровского края, стимулирования инвестиционных процессов, увеличения притока инвестиций в экономику Хабаровского края:

1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Инвестиционная стратегия).

2. Органам исполнительной власти Хабаровского края обеспечить представление в министерство экономического развития и внешних связей края отчетов о реализации Инвестиционной стратегии и предложений по актуализации ее положений в срок до 01 марта 2015 г.

3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.):

3.1. Подготовить сводный отчет о реализации Инвестиционной стратегии и предложения по актуализации положений Инвестиционной стратегии в срок до 01 июня 2015 г.

3.2. Обеспечить актуализацию положений Инвестиционной стратегии в срок до 01 ноября 2015 г.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Левинталя А.Б.



И.о. Председателя
Правительства края
А.Б. Левинталь


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 06 марта 2014 года N 136-рп


ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
Хабаровского края на период до 2020 года


1. Общие положения

Инвестиционная стратегия Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с требованиями стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 г., и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края (далее также - край):

- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

- Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;

- Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр;

- Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов, утвержденные распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп;

- протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока от 24 октября 2013 г. N 1.

Цель Стратегии - создание устойчивой системы привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории края для повышения уровня жизни населения края - обеспечивает реализацию задач устойчивого социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Актуальность разработки и реализации Стратегии заключается в необходимости преодоления инфраструктурных ограничений, ускорения социально-экономического развития края за счет роста инвестиционной активности бизнеса, повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной сферы.

Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности края, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику региона, развитие региональной инвестиционной инфраструктуры.

Стратегия дает наглядное представление бизнес-сообществу об экономических, отраслевых и территориальных приоритетах развития края, а также используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности в регионе.

В Стратегии осуществлена оценка стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона, доступных ресурсов его развития, определены конкурентные преимущества и инвестиционные приоритеты края, представлен комплекс мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии, и ожидаемые результаты.

В рамках Стратегии определен временной горизонт стратегического планирования - до 2020 года.

Проект Стратегии был вынесен на общественную экспертизу путем его размещения на официальном портале министерства экономического развития и внешних связей края (www.minec.khabkrai.ru), рассмотрен на заседаниях экономического совета при Губернаторе Хабаровского края и совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края.

2. Анализ ситуации и выявление проблем


Благосостояние населения определяется уровнем доходов населения и бюджетной обеспеченностью, что, в свою очередь, зависит от инвестиционной привлекательности края и стратегического фокуса Правительства края. Стратегический фокус Правительства края формируется на основе анализа источников конкурентоспособности, к которым следует относить: инфраструктуру, природные и иные ресурсы, доступ к инвестициям, человеческий капитал, культуру, традиции и ценности, социальную структуру. Инвестиционную привлекательность края, в свою очередь, определяют следующие факторы: производительность труда, структура экономики, уровень занятости, условия для развития бизнеса.

Инвестиционный потенциал края складывается из отраслевого потенциала, качества деловой среды и инвестиционного климата.

К факторам, определяющим качество деловой среды, относят: развитие инновационной активности, малого и среднего предпринимательства, состояние образования и науки, качество деловой инфраструктуры, наличие государственной поддержки экономического развития.

Инвестиционный климат в крае отражается в инвестиционной активности, фиксируемой в регионе (характеристики реализованных, реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов, включая задачи расширенного экономического воспроизводства), а также инвестиционной среде - совокупности организационно-институциональных условий осуществления экономической деятельности в крае.

2.1. Оценка существующего состояния экономики региона

Экономика края обладает диверсифицированной структурой и умеренными темпами роста. Физический объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за период с 2003 по 2011 год вырос на 38,0 процентов, при этом сокращение физического объема произошло только в кризисный 2009 год. На рисунке 1 представлена динамика и индекс физического объема ВРП. Физический объем ВРП в 2002 году принят за 100,0 процентов.

     

 


Рисунок 1. Динамика и индекс физического объема ВРП края по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (процентов)

В структуре ВРП преобладающими сферами экономики являются:

- транспорт и связь;

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

- строительство;

- обрабатывающие производства.

Суммарно эти сферы формируют более половины ВРП края. На рисунке 2 представлена структура ВРП края в 2012 году(1).


____________

(1) Оценка министерства экономического развития и внешних связей края.




Рисунок 2. Структура ВРП края в 2012 году (процентов)



2.1.1. Анализ горнодобывающей отрасли

Среднегодовой рост выручки организаций горнодобывающей отрасли края в текущих ценах в период с 2008 по 2012 год составил 20,0 процентов. Суммарная выручка в 2012 году превысила 35,6 млрд. рублей. При этом с 2008 по 2012 год доля отрасли в объеме отгруженных товаров по краю выросла с 12,3 до 18,3 процента. За период 2008-2012 гг. налоговые отчисления в бюджет края выросли в 2,7 раза (с 1 641,1 до 4 348,7 млн. рублей). Их доля в общих налоговых отчислениях края увеличилась с 3,5 до 7,1 процента. Среднесписочная численность занятых в добывающей отрасли к 2012 году достигла 9,4 тыс. человек, а производительность труда превысила 4,5 млн. рублей на человека в год. По этому показателю добывающая отрасль превосходит все другие сегменты экономики края.

В последние годы в крае растет объем инвестиций в основной капитал организаций по добыче полезных ископаемых (с 3,0 млрд. рублей в 2008 году до 10,3 млрд. рублей в 2012 году), среднегодовой темп роста составил 36,0 процентов. Выросла их доля в общих инвестициях в основной капитал с 3,6 процента в 2008 году до 6,1 процента в 2012 году. За период 2008-2012 гг. иностранные инвестиции в добывающую отрасль края составили 63,7 млн. долларов США. Однако их поступление по годам было неравномерно: 24,8 - в 2008 году; 9,3 - в 2009 году; 0,2 - в 2010 году; 0,5 - в 2011 году и 28,9 млн. долларов США - в 2012 году (5 234,0% к уровню 2011 года).

В глобальном масштабе на данный момент отрасль находится на стадии зрелости. Завершилось мировое разделение труда на страны-поставщики (в основном страны третьего мира) и страны-потребители невозобновляемых минеральных ресурсов (США, страны Европейского Союза, Япония, отчасти - Китай).

Ключевые факторы успеха горнодобывающих глобальных компаний - диверсификация регионов добычи сырья и вертикальная интеграция (в том числе транспортно-логистические звенья). В национальном масштабе добыча топливных полезных ископаемых является стратегически значимой отраслью. В стране оперируют несколько федеральных холдингов и около десятка вертикально интегрированных компаний, занимающихся добычей иных видов сырья. Основные тенденции: увеличение натуральных объемов добычи по основным категориям и рост экспорта в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).

Горнодобывающая отрасль - одна из наиболее инвестиционно активных отраслей края. Примером этому может служить реализация в 2013 году открытым акционерным обществом "Полиметалл УК" крупного инвестиционного проекта по строительству гидрометаллургического комбината в г. Амурске (общество с ограниченной ответственностью "Амурский гидрометаллургический комбинат" (далее - АГМК) на территории края. Сырьем для переработки на гидрометаллургическом комбинате является конечный продукт обогатительной фабрики на месторождении Албазино (сульфидно-гравитационно-флотационный концентрат). Проектная мощность АГМК - переработка до 225,0 тыс. тонн золотосодержащего концентрата с получением 5,5 тонны золота ежегодно.

В перспективе на гидрометаллургическом комбинате в г. Амурске возможна переработка золотосодержащих концентратов не только с месторождений края, но и с других регионов Российской Федерации за счет увеличения производственных мощностей комбината, что позволит создать межрегиональный кластер по освоению природных ресурсов, добываемых в труднодоступных регионах Дальнего Востока и Сибири.

Приоритеты развития отрасли:

- фокус на развитии инфраструктуры доступа к уникальным залежам полезных ископаемых (особенно цветных металлов);

- социальные проекты для устойчивого развития населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от "очагов" залегания сырья, в целях формирования кадровой базы для освоения месторождений;

- инвестиции в геологоразведку как важнейшее направление повышения конкурентоспособности региональной экономики.

В традиционно развитых сегментах следует продолжить развитие предприятий по добыче сырья для производства строительных материалов (пески, глина) и золотодобыче. В развивающихся сегментах целесообразно вкладывать средства в добычу олова и редкоземельных металлов, геологоразведку в целом и разведку шельфа.

2.1.2. Анализ рыбохозяйственного комплекса

Рыбохозяйственный комплекс края включает в себя предприятия, занимающиеся выловом и переработкой рыбы, рыбоводные заводы.

По объемам вылова край занимает четвертое место в Дальневосточном федеральном округе (далее также - ДФО) и шестое в Российской Федерации.

Несмотря на то, что доля рыбохозяйственного комплекса в общем объеме промышленного производства края составляет менее 5,0 процентов и его доля на протяжении последних лет остается практически неизменной, он играет важную роль в социально-экономическом развитии края, так как определяет продовольственную безопасность и обеспечивает занятость населения в северных районах края.

На протяжении последних лет рыбохозяйственный комплекс края имеет положительную динамику по многим показателям, некоторые из которых превышают общероссийские. Так, среднегодовые темпы роста за период 2008-2012 гг. составляют: по вылову - 8,2 процента (по России - 4,8%), по производству рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных - 5,0 процентов (по России - 2,6%), в том числе производству продукции высокой степени переработки - 9,8 процента.

В 2012 году выручка предприятий рыбохозяйственного комплекса края составила 10,3 млрд. рублей. Среднегодовой темп роста за период 2008-2012 гг. - 19,0 процентов. За период 2008-2012 гг. налоговые отчисления в бюджет Хабаровского края выросли вдвое (с 218,0 до 467,0 млн. рублей). Их доля в общих налоговых отчислениях края увеличилась с 0,6 до 0,8 процента. Рост налоговых отчислений обусловлен как повышением эффективности работы предприятий, так и изменением налогового законодательства в части предоставления права рыбохозяйственным предприятиям перехода на единый сельскохозяйственный налог, применения льготы по сбору за пользование водными биологическими ресурсами и бюджетного законодательства в части изменения нормативов распределения отдельных видов налогов между уровнями бюджетов.

Среднесписочная численность занятых в отрасли за период 2008-2012 гг. остается практически на одном уровне, при этом производительность труда возросла в 1,6 раза (с 1,2 до 1,9 млн. рублей на человека в год).

Объем инвестиций в основной капитал за счет средств предприятий рыбохозяйственного комплекса в 2012 году составил 467,0 млн. рублей (доля в общих инвестициях в основной капитал края - 0,3%, ДФО - 0,1%). Среднегодовой темп роста за период 2008-2012 гг. - 5,0 процентов.

Мировой рынок рыбной отрасли сильно структурирован по основным регионам добычи (но не потребления) рыбы. Растет популярность и рентабельность искусственного разведения аквакультуры. Российский рынок переживает период роста, связанный с расширением розничных сетей и гостинично-ресторанного бизнеса, а также усложнением потребительских предпочтений россиян. Отрасль проходит стадию консолидации в добыче рыбы, а сегмент трейдинга уже окончательно сформировался - на рынке доминируют несколько ключевых брендов. Значительная часть премиальных продуктов импортируется на фоне бума потребления в сегменте охлажденной рыбы.

Состояние рыбной отрасли в крае устойчиво. Отмечается увеличение количества предприятий из сопредельных регионов, зарегистрировавшихся на территории края.

Несмотря на то, что более половины производимой продукции организациями края поставляется на экспорт в страны АТР, ежегодно увеличиваются объемы поставок рыбной продукции на внутренний рынок. Так, в 2012 году было поставлено 86,6 тыс. тонн, что на 3,9 процента больше, чем в 2011 году.

Более 60,0 процентов от объемов поставок на внутренний рынок реализуется на территории края, из них порядка 30,0 процентов реализуются путем прямых поставок продукции по договорам в розничную торговую сеть и через собственную либо арендованную розничную сеть, которую имеют 27 предприятий, что позволяет ежегодно увеличивать среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов в крае. В 2012 году среднедушевое потребление рыбы в регионе составило 32,8 килограмма, что на 1,8 килограммов больше, чем 2011 году. В ДФО среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов в 2012 году составило 27,0 килограммов в год, по России - 17,1 килограмма в год.

Принятие Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, вступающего в действие с 01 января 2014 г., должно способствовать развитию искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и товарного рыбоводства.

Стратегический фокус развития рыбного комплекса:

- развитие перерабатывающих мощностей;

- развитие аквакультуры;

- обновление рыбопромыслового флота;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»