(с изменениями на 21 августа 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 22.05.2014 N 163-пр, от 17.03.2015 N 41-пр, от 31.12.2015 N 498-пр, от 20.06.2016 N 189-пр, от 28.10.2016 N 388-пр, от 30.12.2016 N 523-пр, от 28.03.2017 N 81-пр, от 20.10.2017 N 420-пр, от 07.03.2018 N 65-пр, от 18.02.2019 N 46-пр, от 27.09.2019 N 391-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 23.07.2020 N 299-пр, от 15.03.2021 N 61-пр, от 17.09.2021 N 442-пр, от 09.03.2022 N 105-пр, от 10.02.2023 N 49-пр, от 19.05.2023 N 250-пр, от 21.08.2023 N 379-пр)
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае".
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 22.05.2014 N 163-пр, от 17.03.2015 N 41-пр, от 31.12.2015 N 498-пр, от 20.06.2016 N 189-пр, от 28.10.2016 N 388-пр, от 30.12.2016 N 523-пр, от 28.03.2017 N 81-пр, от 20.10.2017 N 420-пр, от 07.03.2018 N 65-пр, от 18.02.2019 N 46-пр, от 27.09.2019 N 391-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 23.07.2020 N 299-пр, от 15.03.2021 N 61-пр, от 17.09.2021 N 442-пр, от 09.03.2022 N 105-пр, от 10.02.2023 N 49-пр, от 19.05.2023 N 250-пр, от 21.08.2023 N 379-пр)
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет по внутренней политике Правительства края |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 20.10.2017 N 420-пр, от 18.02.2019 N 46-пр, от 27.09.2019 N 391-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 09.03.2022 N 105-пр) | ||
Соисполнители Программы | - | министерство экономического развития Хабаровского края (далее также - край) абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 09.03.2022 N 105-пр |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 17.03.2015 N 41-пр, от 31.12.2015 N 498-пр, от 20.10.2017 N 420-пр, от 09.03.2022 N 105-пр) | ||
Цель Программы | - | создание условий для устойчивого развития местного самоуправления в крае |
Задачи Программы | - | повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований края (далее также - органы местного самоуправления); получение дополнительного профессионального образования лицами, замещающими выборные муниципальные должности, и муниципальными служащими; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 30.03.2020 N 114-пр; совершенствование территориальной организации местного самоуправления |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 20.10.2017 N 420-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 09.03.2022 N 105-пр) | ||
Основные мероприятия Программы | - | стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности; развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 30.03.2020 N 114-пр; исследование территориальной организации местного самоуправления в крае, совершенствование организационно-территориального устройства местного самоуправления в крае абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 09.03.2022 N 105-пр |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 17.03.2015 N 41-пр, от 31.12.2015 N 498-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 09.03.2022 N 105-пр) | ||
Основные показатели (индикаторы) Программы | - | абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 10.02.2023 N 49-пр; среднее соотношение уровня комплексной оценки между муниципальными образованиями (городскими округами, муниципальными районами), занявшими первое и последнее места в группах; количество муниципальных образований, принявших программы, направленные на развитие муниципальной службы, с обеспечением финансирования расходов по их реализации за счет средств местных бюджетов; количество муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, получивших дополнительное профессиональное образование; количество лиц, состоящих в кадровом резерве органов местного самоуправления различных уровней, получивших дополнительное профессиональное образование; количество руководителей и специалистов экономических служб муниципальных образований, принявших участие в работе Совета по вопросам экономического развития муниципальных образований края при министерстве экономического развития края; абзацы седьмой - восьмой утратили силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 30.03.2020 N 114-пр абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 10.02.2023 N 49-пр; абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 09.03.2022 N 105-пр количество муниципальных образований, сохранивших и улучшивших комплексный показатель социально-экономического развития за отчетный период |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 17.03.2015 N 41-пр, от 31.12.2015 N 498-пр, от 27.09.2019 N 391-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 09.03.2022 N 105-пр, от 10.02.2023 N 49-пр) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в один этап - в течение 2014 - 2025 годов |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 18.02.2019 N 46-пр, от 27.09.2019 N 391-пр, от 10.02.2023 N 49-пр) | ||
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования реализации Программы составит 518,338 млн. рублей, из них: краевой бюджет - 463,788 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 41,400 млн. рублей, 2015 год - 57,830 млн. рублей, 2016 год - 17,768 млн. рублей, 2017 год - 15,270 млн. рублей, 2018 год - 76,858 млн. рублей, 2019 год - 23,621 млн. рублей, 2020 год - 42,231 млн. рублей, 2021 год - 39,954 млн. рублей, 2022 год - 37,214 млн. рублей, 2023 год - 37,214 млн. рублей, 2024 год - 37,214 млн. рублей, 2025 год - 37,214 млн. рублей; бюджеты муниципальных образований края (по согласованию) - 32,740 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1,900 млн. рублей, 2015 год - 12,940 млн. рублей, 2016 год - 1,700 млн. рублей, 2017 год - 1,800 млн. рублей, 2018 год - 1,800 млн. рублей, 2019 год - 1,800 млн. рублей, 2020 год - 1,800 млн. рублей, 2021 год - 1,800 млн. рублей, 2022 год - 1,800 млн. рублей, 2023 год - 1,800 млн. рублей, 2024 год - 1,800 млн. рублей, 2025 год - 1,800 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 21,810 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,100 млн. рублей, 2015 год - 21,710 млн. рублей |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 10.02.2023 N 49-пр) | ||
Ожидаемые результаты | - | повышение эффективности и результативности муниципального управления в крае; повышение качества планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований в крае; повышение кадрового потенциала органов местного самоуправления за счет увеличения количества муниципальных образований, принявших программы, направленные на развитие муниципальной службы, до 170 единиц; повышение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления края; снижение разобщенности органов местного самоуправления и населения; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 30.03.2020 N 114-пр; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 09.03.2022 N 105-пр |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 N 498-пр, от 20.10.2017 N 420-пр, от 07.03.2018 N 65-пр, от 27.09.2019 N 391-пр, от 30.03.2020 N 114-пр, от 09.03.2022 N 105-пр) | ||
Объем налоговых расходов края в рамках реализации Программы | - | предоставление в рамках Программы налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам в соответствии с законодательством края не предусмотрено |
(позиция введена постановлением Правительства Хабаровского края от 17.09.2021 N 442-пр) |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 30.03.2020 N 114-пр)
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что данный уровень власти наиболее приближен к населению, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, им формируется и ему непосредственно подконтролен. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр (далее - Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года), предполагает активное участие в ее реализации органов местного самоуправления (далее также - ОМСУ), их мобилизацию на внедрение инновационных подходов к управлению и развитию своих территорий. Достижение одной из стратегических целей - "создание комфортного пространства для жизни и экономической деятельности" - невозможно без создания благоприятных для жизни условий в муниципальных образованиях, которые в своей совокупности и образуют Хабаровский край. Для обеспечения развития края необходимо создавать условия для развития муниципальных образований, становления системы местного самоуправления (далее также - МСУ) и повышения эффективности деятельности ОМСУ, так как именно работоспособность МСУ во многом определяет качество жизни населения и возможности муниципальных образований к развитию.
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 18.02.2019 N 46-пр, от 17.09.2021 N 442-пр)
Статья 26 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. N 349 "О Правительстве Хабаровского края" предусматривает, что Правительство края содействует развитию МСУ в крае, обеспечивает в пределах своих полномочий государственные гарантии прав населения края на осуществление местного самоуправления, разрабатывает и реализует государственную программу края по содействию развитию МСУ в крае.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 10.02.2023 N 49-пр)
Необходимость принятия настоящей Программы очень велика.
При становлении МСУ в крае накопилось множество проблем, затрудняющих и ограничивающих его развитие, что отрицательно влияет на развитие края в целом, а также на качество жизни населения, проживающего на территории края. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить получение дополнительного профессионального образования муниципальными служащими, а также эффективность деятельности ОМСУ, активизировать население в осуществлении местного самоуправления.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 N 498-пр)
1.1. Проблема высокого уровня дифференциации муниципальных образований края
По состоянию на 1 января 2013 г. в крае законодательно установлены границы 233 муниципальных образований, наделенных соответствующими статусами, в том числе: двух городских округов, 17 муниципальных районов, 23 городских и 191 сельского поселения.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 09.03.2022 N 105-пр)
Территориальная организация МСУ края определена в 2004 году путем принятия Законодательной Думой Хабаровского края законов о наделении территорий статусами поселений, муниципальных районов, городских округов. При формировании муниципальных образований, определении их границ и административных центров анализ потенциала их деятельности по решению вопросов местного значения, экономическому и социальному развитию своих территорий не проводился. Принятое решение в основном продублировало ранее существовавшую административно-территориальную модель, сформированную с иной численностью населения, для решения совершенно иных задач.
Созданная в крае система территориальной организации МСУ закрепила существовавший высокий уровень экономической и социальной дифференциации муниципальных образований, что является одной из основных проблем в организации МСУ.
В настоящее время муниципальные образования края по большинству показателей отличаются друг от друга в десятки раз. Это утверждение остается верным, даже если исключить показатели городских округов, а также городских и сельских поселений (потенциал которых просто не сопоставим) и проводить сравнения только по муниципальным районам. Так, численность населения Хабаровского и Тугуро-Чумиканского районов различается более чем в 38 раз. Налоговые и неналоговые доходы 2012 года консолидированного бюджета Хабаровского района в абсолютных цифрах превышают аналогичный показатель Тугуро-Чумиканского района в 14 раз, а при рассмотрении данного показателя в относительных величинах - на душу населения - в 11 раз (лидер - Аяно-Майский район, аутсайдер - Нанайский район).
Существующий высокий уровень дифференциации муниципальных образований создает большие трудности в осуществлении МСУ и является острой проблемой государственного управления в крае, так как:
- не позволяет обеспечить единые для всего населения края государственные гарантии и стандарты, что нарушает справедливость социальной политики;
- усиливает миграционные потоки как внутрирегиональные (с севера на юг), так и межрегиональные (с востока на запад), что приводит к сокращению не только количества жителей в муниципальных образованиях, но и к снижению качества жизни остающегося в них населения;
- ведет к "сжатию" инфраструктуры (по мере "обезлюдивания" части территории отпадает надобность в содержании, сохранении и развитии инфраструктурных объектов: закрываются аэропорты, "оптимизируется" сеть социальных учреждений, ухудшаются и перестают поддерживаться дороги и др.);
- ограничивает возможности развития экономики края из-за снижения привлекательности для потенциальных инвесторов территорий, не имеющих кадрового потенциала, соответствующей инфраструктуры.
Основными инструментами влияния на сложившуюся в муниципальных образованиях ситуацию являются краевые программы, система распределения межбюджетных трансфертов, инвестиционная политика.
Проблема существующей дифференциации уровней развития также не находит должного отражения в механизмах стимулирования ОМСУ к повышению эффективности своей деятельности.
Осуществляемая оценка эффективности деятельности ОМСУ реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317).
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 17.09.2021 N 442-пр, от 09.03.2022 N 105-пр)
Данные нормативные правовые акты определяют перечень показателей для оценки эффективности деятельности ОМСУ муниципальных, городских округов и муниципальных районов, форму доклада глав местных администраций муниципальных, городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов за отчетный год и об их планируемых значениях на трехлетний период, методику мониторинга эффективности деятельности ОМСУ муниципальных, городских округов и муниципальных районов, а также рекомендации о выделении грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности ОМСУ муниципальных, городских округов и муниципальных районов.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 17.09.2021 N 442-пр)