ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2013 года N 17-пр


О внесении изменений в краевую целевую программу "Обращение с твердыми
 бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года",
утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25 октября 2011 г. N 353-пр



В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 августа 2012 г. N 301-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности проектов долгосрочных краевых целевых программ" Правительство края

постановляет:

Внести изменения в краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25 октября 2011 г. N 353-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

     

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 25.10.2011 N 353-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 19 февраля 2013 года N 17-пр)

     

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в
Хабаровском крае на период до 2020 года"

     

ПАСПОРТ
краевой целевой программы
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в
Хабаровском крае на период до 2020 года"

     

Ответственный исполнитель краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года" (далее - Программа)

- министерство природных ресурсов Хабаровского края

Соисполнители, участники Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство здравоохранения края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

управление ветеринарии Правительства края;

комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса;

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию);

ООО "Римбунан Хиджау МДФ" (по согласованию);

ОАО "Дальлеспром" (по согласованию);

ООО СП "Аркаим" (по согласованию);

ОАО "Амурметалл" (по согласованию);

ОАО "Хабаровский НПЗ" (по согласованию);

ООО "Фирма "Сталкер" (по согласованию);

ООО "Бриз" (по согласованию)

Цель Программы

- улучшение экологической ситуации в крае в части обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами

Задачи Программы

- формирование нормативной правовой и инструктивно-методической базы, в соответствии с которой будет осуществляться правовое регулирование в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами;

выполнение природоохранных мероприятий и работ, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей среды твердыми бытовыми и промышленными отходами, в целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды;

применение перспективных методов переработки и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов, реализация пилотных инвестиционных проектов по переработке, обезвреживанию и использованию отдельных видов отходов производства и потребления как начальный этап крупномасштабного решения проблемы использования (утилизации) и обезвреживания накопленных и ежегодно образующихся в крае твердых бытовых и промышленных отходов

Мероприятия Программы

- развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами;

развитие системы обращения с твердыми промышленными отходами;

развитие системы обезвреживания опасных отходов;

ликвидация экологического ущерба прошлых лет

Показатели (индикаторы) Программы

- доля твердых бытовых отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

количество построенных объектов размещения твердых бытовых отходов;

доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления;

количество введенных в эксплуатацию пунктов обезвреживания биологических отходов;

количество ликвидированных объектов прошлого экологического ущерба;

объем продукции, произведенной с использованием утилизированных отходов потребления;

численность работников, занятых в отрасли переработки и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов (без учета услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов);

доля рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению;

объем инвестиций, привлеченных в сферу переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов

Этапы и сроки реализации Программы

- 2012-2020 гг.,

в том числе:

I этап - 2012-2015 гг.

II этап - 2016-2020 гг.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств на реализацию целей Программы

- общий объем финансирования - 20 465 215,0 тыс. рублей, в том числе:

средства краевого бюджета - 408 235,0 тыс. рублей,

в том числе:

2012 год - 1 995,0 тыс. рублей,
2013 год - 0 тыс. рублей,
2014 год - 80 110,0 тыс. рублей,
2015 год - 65 450,0 тыс. рублей,
2016-2020 годы - 260 680,0 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 729 920,0 тыс. рублей,

в том числе:

2012 год - 8 500,0 тыс. рублей,
2013 год - 24 680,0 тыс. рублей,
2014 год - 102 980,0 тыс. рублей,
2015 год - 122 380,0 тыс. рублей,
2016-2020 годы - 471 380,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 19 327 060,0 тыс. рублей,

в том числе:

2012 год - 5 014 290,0 тыс. рублей,
2013 год - 23 790,0 тыс. рублей,
2014 год - 563 890,0 тыс. рублей,
2015 год - 4 746 690,0 тыс. рублей,
2016-2020 годы - 8 978 400,0 тыс. рублей

Конечные результаты реализации Программы

- увеличение доли твердых бытовых отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, до 67 процентов;

ввод в эксплуатацию семи объектов размещения твердых бытовых отходов;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 80 процентов;

ввод в эксплуатацию 11 пунктов обезвреживания биологических отходов;

ликвидация трёх объектов прошлого экологического ущерба;

увеличение объема продукции, произведенной с использованием утилизированных отходов потребления, в 3,5 раза;

увеличение численности работников, занятых в отрасли переработки и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов (без учета услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов), в 1,5 раза;

увеличение доли рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, до 75 процентов;

увеличение объема инвестиций, привлеченных в сферу переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов

     

     

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

1.1. Анализ ситуации в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае

Одной из целей Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, является развитие региональной экологической политики.

Сложившаяся в Хабаровском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения бытовых и промышленных отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет угрозу здоровью населения края. Только в 2010 году, согласно данным официальной статистики (форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления"), на территории Хабаровского края было образовано 39,5 млн. тонн отходов производства и потребления, а за последние пять лет - 147,4 млн. тонн (с I по V класс опасности). Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортировки, комплексной переработки, уничтожения и захоронения неутилизируемой части отходов.

Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.

В Хабаровском крае основными загрязнителями являются предприятия горнодобывающей промышленности, доля которых составляет 94,5 процента общего объема отходов (или 33,8 млн. тонн). Отходы от добычи полезных ископаемых в основном представлены вскрышными породами (90,4 %), отнесенными к пятому классу опасности. Помимо горнодобывающих предприятий к основным загрязнителям относятся предприятия сферы энергетики (преимущественно золошлаковые отходы III - V класса опасности) и сферы жилищно-коммунального хозяйства (твердые бытовые отходы).

Обезвреживание отходов в крае осуществляется:

- на предприятиях, их образующих (переработка металлургических шлаков на базе ОАО "Амурметалл", комплексная переработка древесины ООО СП "Аркаим", обезвреживание гальваношламов на базе ОАО "КНААПО" и др.);

- путем размещения отходов на специализированных объектах (полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.);

- с привлечением специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.

В 2011 году услуги по переработке и обезвреживанию отходов в крае оказывают 26 предприятий. В результате их деятельности наибольшее применение находят макулатура (заготавливается до 20 тыс. тонн в год) и полимерные отходы (свыше 2,5 тыс. тонн в год). Ассортимент продукции, выпускаемой из вторичного сырья, насчитывает более 120 наименований. Кроме того, в крае есть возможности для обезвреживания и переработки резинотехнических отходов (до 1 тыс. тонн в год), нефтесодержащих отходов (1,5 тыс. тонн в 2010 году), вышедших из эксплуатации ртутьсодержащих приборов и загрязненных ртутью грунтов (683,5 тыс. штук и 0,8 тонны в 2010 году соответственно), ведется заготовка стеклобоя (6 тыс. тонн в год), развивается комплексная переработка твердых бытовых отходов (далее также - ТБО), при которой во вторичное использование возвращается до 50 процентов отходов (имеется одно действующее предприятие - ООО "Фирма "Сталкер" (г. Комсомольск-на-Амуре), перерабатывается 40 тыс. тонн ТБО в год), в 2011 году достигнута предварительная договоренность о монтаже мусоросортировочной линии на мусороперегрузочной станции "Северная" (г. Хабаровск).

Несмотря на вышеуказанные достижения, уровень переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов в крае остается крайне низким. Объем ежегодно образующихся в Хабаровском крае ТБО оценивается в 722 тыс. тонн. При этом доля отходов, направляемых во вторичное использование, составляет всего 4,9 процента. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. При захоронении утильных фракций ежегодно в Хабаровском крае теряется не менее 140 тыс. тонн макулатуры, около 20 тыс. тонн полимерных материалов, до 36 тыс. тонн стекла.

1.2. Определение основных причин возникновения экологических проблем в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами

Большинство объектов размещения ТБО в крае не оснащены системами сбора образующегося фильтрата и дегазации, отсутствует обваловка и ограждение мест размещения отходов, не осуществляется производственный контроль на объектах. Нарушение правил эксплуатации объектов размещения отходов влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, загрязнение подземных вод образующимся фильтратом, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих населенных пунктов.

В крае из 172 объектов размещения ТБО, эксплуатируемых органами местного самоуправления, 125 (73 %) являются несанкционированными, т.е. располагаются на не отведенных для целей размещения отходов землях, либо не имеют правоустанавливающей документации.

Строительство полигонов ТБО как специальных сооружений, предназначенных для изоляции и обезвреживания ТБО и гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, затруднено их высокой стоимостью, несопоставимой с финансовыми возможностями большинства местных бюджетов. Согласно проведенным ФГУП "Дальгипроводхоз" расчетам, в условиях Хабаровского края стоимость полигона ТБО для населенного пункта с числом жителей пять тысяч человек, построенного в соответствии с санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" и установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО, составляет 86 млн. рублей. Строительство такого полигона за счет внебюджетных средств экономически неоправданно, а для органов местного самоуправления, с учетом их общей потребности в подобных объектах, в большинстве случаев затруднено ограниченностью местного бюджета.

Высокая стоимость энергетических ресурсов делает нерентабельным создание сети пунктов сбора вторичного сырья на территории края. Основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Амурске, неохваченными остаются сельские населенные пункты края.

Это обуславливает низкий уровень инвестиций в данную область, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей
среды и рациональное использование природных ресурсов (млн. рублей)

     

Таблица 1

     

Наименование показателя

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

Инвестиции в основной капитал - всего

в том числе на:

919,1

1933,2

843,4

927,7

505,3

охрану и рациональное использование водных ресурсов

415,0

669,0

436,8

404,5

438,9

охрану атмосферного воздуха

0,5

314,5

0,4

12,5

41,2

охрану и рациональное использование земель

335,7

334,6

364,3

209,2

24,4

охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления(1)

-

437,8

5,3

1,3

-

другие мероприятия(2)

167,9

177,3

36,6

300,2

0,8


__________________

(1)К мероприятиям, направленным на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления, относятся: строительство установок (производства) для утилизации и переработки отходов производства предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных, промышленных, бытовых и иных отходов.

(2)К другим мероприятиям относятся: охрана и рациональное использование лесных ресурсов, охрана и воспроизводство рыбных запасов.


В случае определения стоимостного выражения ущерба, наносимого окружающей среде при вывозе ТБО на свалки, подавляющее большинство которых не соответствует экологическим и санитарным требованиям и нормам, очевиден не только экологический, но и значительный экономический ущерб для Хабаровского края. Особенно актуальным становится данный вопрос в период создания туристско-рекреационной зоны на острове Большой Уссурийский. Ухудшение экологической безопасности и качества жизни снижает инвестиционную и туристическую привлекательность.

Не менее остро в Хабаровском крае стоит проблема обезвреживания некоторых категорий отходов 1 - 3 класса опасности. До настоящего времени не решен вопрос обеспечения условий для обезвреживания непригодных к применению сельхозядохимикатов и медикаментов, отходов химической промышленности, лакокрасочных отходов, недостаточно мощностей для переработки и обезвреживания резинотехнических отходов, низкотоварной древесины и отходов лесопиления.

Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. "Горячие экологические точки" преимущественно представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х - начале 2000-х гг.

Брошенные отходы производства, наряду с негативным воздействием на здоровье человека и окружающую среду, создают целый комплекс социально-экономических проблем, связанных со снижением привлекательности жилья и производственных площадей, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий, с прямыми потерями дохода от снижения доходности соответствующих земельных участков и, наконец, с проблемой финансирования работ по обезвреживанию отходов, которая в соответствии с полномочиями по обеспечению экологической безопасности на соответствующей территории, зачастую ложится на органы местного самоуправления.

В ходе инвентаризации, проведенной в 2009-2011гг., в Хабаровском крае выявлено пять экологически неблагополучных объектов. В отношении данных объектов подготовлены либо формируются предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба. Это бывший Амурский целлюлозно-картонный комбинат, шламонакопитель борогипса бывшего Комсомольского сернокислотного завода, хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного ГОКа, пруд-накопитель кислых гудронов в Хабаровском муниципальном районе и шламонакопитель бывшего завода "Амурмаш".

Основными причинами возникновения в крае экологических проблем в области обращения с отходами являются:

- несоответствие большей части действующих объектов размещения ТБО природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;

- высокая стоимость строительства полигонов ТБО, отвечающих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;

- высокая стоимость энергетических ресурсов, в связи с которой создание сети пунктов сбора вторичного сырья становится нерентабельным;

- отсутствие условий для обезвреживания некоторых видов отходов 1 - 3 класса опасности;

- нехватка мощностей для переработки и обезвреживания отдельных категорий отходов;

- отсутствие механизма ликвидации накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности экологического ущерба;

- отсутствие эффективных мер экономического стимулирования переработки и обезвреживания отходов;

- низкий уровень культуры малоотходного потребления и ответственного отношения к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами у граждан.

1.3. Обоснование необходимости решения проблемы обращения с отходами программными методами

Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения в рамках реализации Программы, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

Необходимость использования программно-целевого метода и разработки Программы обусловлена также тем, что сохранение сложившихся тенденций в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами может привести к дальнейшему ухудшению качества жизни и экологической безопасности населения и туристов, число которых с каждым годом возрастает.

Модернизация и реформирование системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами требует комплексного и системного подхода, то есть определяет необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, так как они:

- носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой экономического развития, а с другой - влияет на нее;

- являются приоритетными при формировании муниципальных целевых программ, поскольку их решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения края, повышения туристической и инвестиционной привлекательности Хабаровского края;

- имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Хабаровского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края;

- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных средств.

В связи с тем, что проблема обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае является комплексной, ее решение наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации Программы.

2. Цели и задачи Программы


Исходя из анализа существующей ситуации в сфере обращения с отходами в Хабаровском крае сформулированы основные цели и задачи реализации Программы.

Целью Программы является улучшение экологической ситуации в крае в части развития системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»