Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2013 года N 776


Об утверждении государственной программы Калужской области "Охрана окружающей среды в Калужской области"

____________________________________________________________________

Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 12.02.2019 N 98, утвердившего новую государственную программу Калужской области "Охрана окружающей среды в Калужской области".

____________________________________________________________________

(с изменениями на 26 декабря 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 22.09.2014 N 554, от 16.10.2015 N 582, от 09.03.2016 N 151, от 22.07.2016 N 395, от 20.03.2017 N 145, от 04.12.2017 N 702, от 19.03.2018 N 167, от 25.10.2018 N 666, от 26.12.2018 N 814)




С целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также в соответствии с перечнем государственных программ Калужской области, утвержденных постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 18.11.2013 N 613), Правительство Калужской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Калужской области "Охрана окружающей среды в Калужской области".


2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.



Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов



Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 31 декабря 2013 г. N 776



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 22.09.2014 N 554, от 16.10.2015 N 582, от 09.03.2016 N 151, от 22.07.2016 N 395, от 20.03.2017 N 145, от 04.12.2017 N 702, от 19.03.2018 N 167, от 25.10.2018 N 666, от 26.12.2018 N 814)




ПАСПОРТ
 государственной программы Калужской области "Охрана окружающей среды в Калужской области" (далее - государственная программа)

1. Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 22.07.2016 N 395)

2. Соисполнители государственной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области;

- управление административно-технического контроля Калужской области;

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области"

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 22.07.2016 N 395)

3. Цели государственной программы

- Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

4. Задачи государственной программы

- Сохранение и восстановление биологического разнообразия Калужской области;

- сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий;

- развитие комплексной системы обращения с отходами;

- рекультивация не подлежащих эксплуатации объектов размещения отходов;

- повышение уровня благоустройства территории Калужской области

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 22.07.2016 N 395)

5. Подпрограммы государственной программы

- "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления";

- "Регулирование качества окружающей среды, повышение уровня экологического образования населения";

- "Стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий";

- "Формирование современной городской среды";

- "Обеспечение реализации полномочий в сфере административно-технического контроля"

(строка 5 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 20.03.2017 N 145)

6. Показатели государственной программы

- Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников;

- доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I - IV классов опасности;

- выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников;

- объем образованных отходов I - IV классов опасности;

- доля площади субъекта Российской Федерации, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения

7. Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы, в один этап

8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований

Наименование показателя

Всего (тыс. руб.)

В том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

1592066,22

216442,6

175908,3

161978,01

646161,49

188470,42

101552,7

101552,7

В том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета <*>

1306776,22

216442,6

151721,3

161978,01

385058,49

188470,42

101552,7

101552,7

средства федерального бюджета<**>

285290,0

-

24187,0

-

261103,0

-

-

-

<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета в 2017 году, отражены с учетом предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в областной бюджет в объеме 14143,08 тыс. руб. на реализацию подпрограммы "Формирование современной городской среды".

<**> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из федерального бюджета, ежегодно уточняются после принятия и (или) внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период)

(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 26.12.2018 N 814)

9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы

В качественном выражении:

- создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями;

- обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в достоверной экологической информации, информации о состоянии окружающей среды.

В количественном выражении:

- увеличение доли утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в общем объеме образовавшихся ТКО с 1,3 до 35%;

- увеличение доли рекультивированных площадей муниципальных полигонов (свалок) ТКО по отношению к общей площади карт захоронения муниципальных полигонов (свалок) с 4 до 66 %;

- доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, к общему числу населения области к 2020 г. - не менее 70%.

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151)



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


По данным государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации", ежегодно публикуемого Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Калужская область является одним из наиболее чистых в экологическом отношении регионов Центрального федерального округа.


Калужская область занимает последнее место среди субъектов Центрального федерального округа по объему выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (в 2011 году - 12,59 тыс. тонн). Значение данного показателя для Белгородской, Курской и Воронежской областей составляет соответственно 134,49 тыс. тонн; 41,9 тыс. тонн; 72,21 тыс. тонн.


Объем образования отходов в 2011 году в Белгородской области составили 142,5 млн. тонн, Курской области - 55,14 млн. тонн, Воронежской области - 6,7 млн. тонн, тогда как в Калужской области - всего 1,9 млн. тонн. Процент использования и обезвреживания отходов производства и потребления в этих областях составляет всего 23; 3,2; 42,9 соответственно (в Калужской области в 2011 году - 96,1%).


Объемы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в Воронежской, Ивановской и Липецкой областях превышают объем сбросов сточных вод в Калужской области.


В регион привлекаются инвестиционные проекты, доказавшие свою экологическую состоятельность. Одним из основных требований при проектировании и строительстве новых предприятий на территории индустриальных парков в Калужской области является не только использование современных конкурентоспособных технологий, но и их соответствие нормам и требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации.


При проектировании и на стадии предпроектной подготовки заводов в индустриальных парках в Калужской области проводятся научные экологические исследования, разрабатывается вся необходимая экологическая документация, позволяющая минимизировать негативное воздействие на окружающую среду при строительстве и дальнейшей эксплуатации заводов. Мероприятия для предотвращения загрязнения окружающей среды предусмотрены как на стадии проектирования и строительства заводов, так и во время их эксплуатации.


Современная природоохранная политика в обеспечении безопасности при функционировании предприятий ориентирована не только на ликвидацию последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, но и на предотвращение такого воздействия.



1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы


Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Калужской области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.


Сложившаяся в Калужской области система работы с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), включающая в себя деятельность по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и размещению отходов, не соответствует современным требованиям. Кроме того, в Калужской области отсутствуют предприятия по переработке ТКО, слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.


(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151)


Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки. Последнее приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых коммунальных отходов без предварительного обезвреживания.


(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151)


Существенное влияние на качество жизни населения региона оказывает отсутствие должного внимания к вопросам внедрения передовых методов в сфере благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования, энергоэффективного уличного освещения, ремонта и строительства тротуаров, благоустройства прилегающих территорий кладбищ, родников и пляжей, реконструкции и развития существующих парков, скверов, аллей, озеленения улиц.


(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 20.03.2017 N 145)


Отсутствие полной информации о состоянии компонентов природной среды из-за недостаточно развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга снижает качество принятия экологически обоснованных управленческих решений при разработке мероприятий и программ, направленных на уменьшение негативного влияния на человека и на объекты окружающей среды.


Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния. Недостаточная система мер по поддержке и развитию ООПТ приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.


Хозяйственная деятельность человека приводит к обеднению природных экосистем за счет исчезновения отдельных видов живых организмов, что сказывается на способности саморегуляции биосферы в целом и создает угрозу существованию самого человека. Поэтому сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, а также выявление новых редких видов и регистрация мест их обитания становится одной из первоочередных задач.


Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды являются:


- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;


- низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;


- недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;


- угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.


Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем является ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения.



1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы


С учетом внедрения новых механизмов регулирования в области охраны окружающей среды к 2020 году должно быть достигнуто определенное снижение удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду, наметится постепенный переход экономики от стадии экстенсивного развития, приводящего к усилению негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему снижение показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ при росте промышленного производства, установлению приоритета минимизации образования и использования (утилизации) отходов производства и потребления над их обезвреживанием и захоронением. Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного воздействия на окружающую среду существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирования технологической базы и финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, развития индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления.


В случае роста объемов бюджетного финансирования вопросов охраны окружающей среды процесс перехода к экологически эффективному развитию значительно ускорится за счет реализации практических мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, а также и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. В этом случае к 2020 году возможно существенное сокращение удельных уровней негативного воздействия отраслей, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»