ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2013 года N 685


Об утверждении Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года

(с изменениями на 26 июня 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 16.12.2016 N 756, от 02.07.2018 N 374, от 26.06.2019 N 436)




В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительство Самарской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


Концепцию жилищной политики Самарской области до 2020 года;


Комплексный план мероприятий по реализации Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года.


2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство строительства Самарской области (Гришина).


3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



И.о. вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
В.В.АЛЬТЕРГОТ



Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 27 ноября 2013 г. N 685



КОНЦЕПЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 16.12.2016 N 756, от 02.07.2018 N 374, от 26.06.2019 N 436)




I. Состояние рынка жилищного строительства и задачи жилищной политики Самарской области до 2020 года



1. Состояние рынка жилищного строительства в Самарской области


В настоящее время рынок жилищного строительства в Самарской области характеризуют высокая стоимость 1 кв. метра жилья, низкие объемы жилищного строительства, в первую очередь стандартного жилья. Вариантами улучшения жилищных условий (в том числе при поддержке государства) может воспользоваться незначительная часть семей.


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 02.07.2018 N 374)


Дефицит подготовленных для жилищного строительства площадок, недостаточное развитие социальной и инженерной инфраструктур являются одними из факторов, препятствующих развитию жилищного строительства.


Рынок жилищного строительства характеризуют:


зависимость от действий (бездействия) органов власти;


высокие административные барьеры;


значительные риски и низкая прозрачность для инвестирования и кредитования;


устаревшие технологии и проектные решения.


Система градостроительного регулирования и землепользования, использующаяся как источник административной ренты, не ясна для инвесторов.


Отсутствуют эффективные механизмы кредитования жилищного строительства и обеспечения жилищного строительства земельными участками.


К специфичным для Самарской области проблемам относятся серьезный дефицит на рынке жилищного строительства стандартного жилья (особенно небольших одно- и двухкомнатных квартир), высокая себестоимость строительства, преобладание точечной застройки, не основанной на комплексном развитии территорий, недостаточное участие сетевых компаний в обеспечении перспективных площадок для жилищного строительства необходимыми инженерными сетями и коммуникациями, а также длительное отсутствие комплексной жилищной политики региона и крупнейших городов области, что и привело к постепенному ухудшению ситуации в жилищной сфере. При этом в настоящее время при общем объеме жилищного фонда в Самарской области 75,1 млн. кв. метров и обеспеченности жильем в 23,4 кв. метра на одного жителя региона больше половины граждан проживает в жилищах, которые будут массово выбывать из эксплуатации в ближайшие 15 - 20 лет.


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 02.07.2018 N 374)


Так, треть населения региона живет в "хрущевках" и "ленинградках" (постройки 60 - 70-х годов прошлого века), 10% - в "сталинках" (постройки 30 - 50-х годов прошлого века), 5% - в ветхом жилье (в домах, построенных до 1930 года), 7% - в индивидуальных домах без удобств. Таким образом, больше половины жителей области (55%) проживает в домах и квартирах, устаревших с точки зрения современных требований к инфраструктуре и коммуникациям комфортного жилья (лифт, мусоропровод, центральное водоснабжение, водоотведение и т.д.).


В квартирах улучшенных планировок проживает 30% населения области, в домах и коттеджах с удобствами в доме - 11%, доля проживающих в квартирах, относящихся к классу элитной недвижимости, составляет порядка 1%.


Большинство жителей Самарской области (78%) являются собственниками жилья (индивидуальная или общая долевая собственность, другие разновидности собственности), в котором они проживают, 12% населения живут в квартирах, которые принадлежит близким родственникам, 6% арендуют жилье у частных лиц и 4% живут в муниципальном жилье.


Согласно результатам исследования структуры жилого фонда 38% жителей Самарской области проживают в квартирах и домах площадью от 30 до 49 кв. метров. Треть населения проживает в квартирах площадью от 50 до 79 кв. метров. Каждый десятый житель области проживает в малометражных квартирах - до 30 кв. метров, и примерно столько же жителей (9%) проживают в квартирах большой площади (от 80 кв. метров). Каждый пятый житель области (20%) проживает в однокомнатных квартирах или домах, 43% живут в двухкомнатных квартирах, 29% - в трехкомнатных квартирах, 6% и 2% - в четырех- и пятикомнатных квартирах соответственно.


Как показывают социологические исследования по оценке потенциального спроса на жилую недвижимость в Самарской области, 75% граждан не планируют приобретение (покупку) жилья в перспективе. Однако из них лишь 42% не испытывают необходимости и желания купить жилье. Следовательно, 58% населения, не планирующие покупку жилья в ближайшие годы, в той или иной степени нуждаются в улучшении жилищных условий, однако испытывают сложности в его приобретении. В 2013 году планируют покупку лишь 2% жителей Самарской области. В ближайшие два года 5% населения планируют покупку. Еще 6% населения планируют купить жилье в ближайшие три года. Всего в ближайшие пять лет приобретение нового жилья планируют осуществить 20% граждан в Самарской области. Потенциальный платежеспособный спрос до 2020 года оценивается в 16 млн. кв. метров жилья, из них 4,5 млн. кв. метров жители Самарской области готовы приобрести в ближайшие три года.


В то же время 56% жителей Самарской области в той или иной степени не удовлетворены предложением на рынке жилья. В основном граждан не устраивает соотношение цены и качества жилья, дефицит стандартного жилья, недостаток предложений на рынке продажи и аренды жилья.


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 02.07.2018 N 374)


Согласно статистике, в течение последних двух лет при росте совокупного денежного дохода населения (13%) и существенном увеличении объема денежных средств граждан, направленных на приобретение жилья (55%), произошло снижение количества зарегистрированных сделок с объектами жилой недвижимости.


Вышеизложенное свидетельствует о значительном недостатке на жилищном рынке Самарской области предложения качественного жилья, в том числе доступного и комфортного стандартного жилья, а также о его чрезмерно высокой стоимости.


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 02.07.2018 N 374)


В этой ситуации основой жилищной политики Самарской области является создание условий для максимального удовлетворения существующего и перспективного спроса на жилье за счет принципиально новых предложений на рынке жилья при обеспечении высокого уровня государственной поддержки граждан, желающих приобрести жилье, прикладывающих для этого усилия, но не располагающих достаточными возможностями. Каждый житель Самарской области должен иметь возможность приобрести квартиру или построить дом.



2. Основные векторы стимулирования развития рынка жилищного строительства, цели и задачи жилищной политики Самарской области


Необходимо изменить соотношение степени удовлетворенности граждан с имеющимся на рынке предложением жилья; мобилизовать на развитие жилищного рынка средства граждан, которые в настоящее время не удовлетворены качеством предложения жилья на рынке, путем создания предложения, удовлетворяющего потребности населения в качестве и доступности жилья; обеспечить ежегодный мониторинг степени удовлетворенности населения предложением жилой недвижимости.


Нужны эффективные программные меры по созданию условий для развития как жилищного строительства, так и промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, а также по строительству инженерной и социальной инфраструктур, изделий и конструкций в Самарской области.


Мероприятия по развитию жилищного строительства в муниципальных образованиях Самарской области должны быть скоординированы с мероприятиями по строительству автомобильных дорог, объектов транспорта, связи, коммунальной инфраструктуры, газо-, тепло- и электроснабжения, административных зданий, пожарных депо и других объектов сопутствующей инфраструктуры.


Важная задача на последующие годы - учитывать изменения рынка труда, обеспечить взаимную увязку и взаимную обусловленность расходов на прямую государственную поддержку спроса и предложения на рынке жилья, расходов на социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры, инвестиций в строительство региональных объектов, привлекающих значительную часть населения (промышленность, образование, туризм, спорт), разработку градостроительной документации.


В сфере развития ипотечного жилищного кредитования государственная политика должна быть направлена на:


повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, кредитов для застройщиков;


снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка;


расширение ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования за счет приоритетного развития внутреннего рынка ипотечных ценных бумаг;


развитие социальной ипотеки для отдельных категорий граждан на "нерыночных" условиях предоставления кредита (например, при отсутствии обязательности внесения собственного первоначального взноса на приобретение (строительство) жилья - компенсация разницы процентных ставок в течение первого периода обслуживания кредита).


Любые попытки решать жилищный вопрос для социально незащищенных категорий граждан без привязки к решению других вопросов их жизнедеятельности заранее обречены на неудачу. Разрабатывая жилищные программы для социально незащищенных категорий (групп) граждан, необходимо увязывать их с программами социальной, трудовой адаптации указанных граждан с учетом необходимости осуществления опеки или других условий обеспечения жизнедеятельности для различных категорий (групп) граждан.


В рамках территориального планирования и региональных программ жилищного строительства орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, должен определять, где и что будет строиться, с учетом структуры строящегося жилья по категориям и видам (классу) необходимого жилья, а также обеспечивать подготовку площадок для строительства, застройка которых осуществляется либо за счет инвесторов, либо органами исполнительной власти Самарской области, муниципалитетами, в том числе с участием специализированных областных некоммерческих организаций, созданных органами исполнительной власти Самарской области и имеющих в качестве своих уставных целей содействие увеличению инвестиций в жилищное строительство, развитие жилищного строительства, иное развитие территорий, развитие объектов социальной и инженерной инфраструктур.


В рамках совершенствования механизмов использования бюджетных ресурсов и повышения эффективности мер стимулирования предложения и спроса на рынке жилья необходимо структурировать объемы нового строительства по категориям и типам (классам) возводимого жилья, отвечающего потребностям соответствующих групп населения и условиям платежеспособного спроса, а также предусмотреть дифференцированные порядок и условия предоставления мер государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья различными категориями граждан с учетом развития частной инициативы, создания условий для деятельности некоммерческих организаций в сфере жилищного строительства, формирования специализированного жилищного фонда некоммерческого использования.


В целях повышения платежеспособного спроса населения на жилье необходимо обеспечить:


мобилизацию накоплений граждан на приобретение (строительство) жилья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»