• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2014 года N 383


Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года

(с изменениями на 26 декабря 2018 года)

(в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 N 588, от 25.07.2016 N 305, от 13.02.2017 N 31, от 08.06.2018 N 216, от 26.12.2018 N 555)




Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 23 октября 2014 г. N RU18000201400781



Правительство Удмуртской Республики постановляет:


Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.



Глава
Удмуртской Республики
А.В.СОЛОВЬЕВ

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года



Утвержден
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 10 октября 2014 г. N 383

(в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 N 588, от 25.07.2016 N 305, от 08.06.2018 N 216, от 26.12.2018 N 555)

Введение


План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - План) представляет собой документ стратегического планирования, содержащий приоритеты, цели, задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики и направления деятельности по их реализации.


План разработан на основе Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года", и учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р, а также Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.


План базируется на анализе предшествующего периода, оценке тенденций и прогнозов социально-экономического развития Удмуртской Республики и учитывает особенности текущего периода развития республики, Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом.


Мероприятия Плана направлены на реализацию целевого сценария Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - Стратегия) "Диверсификация и технологический переход".


Реализация Плана осуществляется в три этапа.


I этап (2015 - 2017 годы) предполагает:


подготовку к запуску и реализацию крупных инвестиционных проектов в промышленности, сельском хозяйстве и в инфраструктурах;


развитие новых видов деятельности и создание условий для привлечения компаний в приоритетных секторах экономики;


повышение эффективности деятельности предприятий путем увеличения производительности труда, внедрения новых технологий производства;


формирование бюджета развития Удмуртской Республики;


оптимизацию структуры исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, совершенствование действующих и внедрение новых механизмов государственного управления;


повышение устойчивости бюджета Удмуртской Республики.


II этап (2018 - 2020 годы) предполагает:


реализацию крупных инвестиционных проектов в промышленности, сельском хозяйстве и в инфраструктурах;


формирование устойчивой сети опорных центров системы расселения, снижение оттока населения из республики, рост инвестиционной и деловой активности вокруг крупных городов и перспективных районных центров;


улучшение позиции республики в рейтингах инвестиционной активности и рейтингах качества жизни.


III этап (2021 - 2025 годы) предполагает:


реализацию проектов в новых секторах экономики, позиционирование предприятий республики на мировом рынке, создание передовых производственных технологий в приоритетных секторах экономики, создание инновационной инфраструктуры для развития бизнеса;


снижение доли нефтедобывающего сектора в экономике в связи с развитием обрабатывающих отраслей и сокращением запасов нефти;


повышение качества жизни, формирование одного из крупнейших центров потребления Приволжского федерального округа;


достижение высокого уровня устойчивости экономики и бюджета Удмуртской Республики.


План закрепляет обязательства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики перед населением и представляет собой систему действий исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и других исполнителей по реализации стратегических целей, задач по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики.


В разработке Плана принимали участие депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, представители предприятий, организаций, муниципальных образований в Удмуртской Республике, экспертного сообщества, а также участники проекта "Открытое Правительство Удмуртской Республики".


При формировании Плана учтены предложения граждан республики, поступившие через интернет-ресурс "Обратная связь".


Контроль за исполнением Плана осуществляет Правительство Удмуртской Республики.

Раздел I. Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2010 - 2014 годы


Основным инструментом реализации Стратегии на среднесрочный период стала Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы.


За время ее реализации выполнены основные поставленные задачи, достигнуты некоторые важные рубежи в экономике, социальной сфере, демографии.


Реализация комплекса антикризисных мер позволила преодолеть кризисные явления, по основным макроэкономическим показателям выйти на докризисный уровень и обеспечить выполнение социальных обязательств перед населением.


За период с 2010 по 2014 годы объем валового регионального продукта увеличился в 1,9 раза.


Объем отгруженной продукции увеличился более чем в 1,9 раза. Инвестиции в основной капитал увеличились в 1,5 раза в сопоставимых ценах.


Средняя заработная плата выросла на 82 процента.


Регистрируемая безработица снизилась с 3,34 до 0,98 процента.


Благодаря росту экономики собственные доходы бюджета увеличились в 1,5 раза, что позволило более эффективно решать социальные проблемы.


Отмечается положительный естественный прирост населения. Вместе с тем, за последние четыре года число жителей региона сократилось за счет миграции на 15 тысяч человек.


Анализ выполнения основных показателей Стратегии показал, что за период 2010 - 2014 годы целевой сценарий "Диверсификация и технологический переход" не был реализован в полном объеме.


Выполнение основных показателей Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2010 - 2014 годы представлено в таблице 1.


Сравнение Удмуртской Республики с регионами ПФО по основным показателям социально-экономического развития представлено в таблице 2.

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2010 - 2014 годы



Таблица 1

Показатель

Ед. изм.

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

факт

факт

факт

факт

оценка

Экономические показатели

Валовой региональный продукт

млн. руб.

274578

335984

371498

400105

430393

индекс физического объема

% к предыдущему году

104,7

104,8

103,3

100,4

100,3

Объем добычи нефти

тыс. тонн

10509

10735

10807

10863

10750

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами по обрабатывающим производствам по разделу D (чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций-производителей

млн. руб. в ценах соотв. лет

128219

158015

171789

190641

202133

индекс промышленного производства

% к предыдущему году

114,5

123,9

105,3

102,9

101,6

Объем продукции сельского хозяйства

млн. руб. в ценах соотв. лет

34876

45466,3

46157

47757

51844

темп роста в сопоставимых ценах

% к предыдущему году

87,1

119,0

97,4

96,0

102,8

Производство автомобилей (легковых)

тыс. шт.

5,6

64,9

48,6

57,8

72,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий"

млн. руб.

22894

24579

27072

25630

26316

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами по видам экономической деятельности "Текстильное и швейное производство", "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви"

млн. руб.

1417

1422

1243

1601

1636

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева"

млн. руб.

3513

3707

4289

4757

4944

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Производство мебели"

млн. руб.

2085

2153

2587

2543

2619

Производство молока (по всем категориям хозяйств)

тыс. тонн

671,2

687,4

711,2

711,7

718,0

Производство молока сельскохозяйственными организациями

тыс. тонн

499,9

511,7

529,9

526,7

533,0

Произведено на убой скота и птицы в живом весе

тыс. тонн

162,4

166,0

165,3

170,0

165,0

Производство мяса и субпродуктов пищевых убойных животных и мяса субпродуктов пищевых домашней птицы

тыс. тонн

60,4

61,9

61,9

63,9

65,0

Валовой сбор зерна

тыс. тонн

312,95

640,8

482,2

306,1

540,0

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

млн. руб.

51148

62311

64221

71820

80066

темп роста в сопоставимых ценах

% к предыдущему году

122,1

119,6

97,7

102,0

107,4

Социальные показатели

Среднегодовая численность населения

тыс. чел.

1522,8

1519,2

1517,9

1517,4

1517,4

Миграционный прирост (убыль) (+/-)

чел.

-3611

-3846

-4098

-3448

-2250

Коэффициент рождаемости

родившихся на 1000 чел.

14,2

14,4

15,3

14,6

14,6

Коэффициент смертности

умерших на 1000 чел.

13,9

13,4

12,9

12,7

12,6

Денежные доходы в расчете на душу населения

руб.

12984

14452

16694

18785

20516

Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника (в среднем за период)

руб.

14291

15843

18241

21053

23790

темп роста

% к предыдущему году

109,1

110,9

115,1

115,4

113,0

Уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения

%

2,1

1,69

1,25

0,98

1,09

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

%

9,31

6,93

6,0

5,7

5,82

Показатель пространственного развития

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования

%

57,9

58,4

58,85

59,0

59,4

Показатели бюджетного развития

Доходы консолидированного бюджета

млрд. руб.

42,5

53,0

57,5

61,0

63,5

Расходы консолидированного бюджета

млрд. руб.

49,4

54,2

65,0

70,0

73,1

Валовой региональный продукт


По предварительной оценке объем валового регионального продукта Удмуртской Республики в 2014 году составит 430,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом в 1,9 раза. Прирост реального объема валового регионального продукта составит 14,3% к уровню 2009 года.


Структура валового регионального продукта существенно не меняется. Основной объем формируется в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи, торговле. На их долю приходится около 80% валового регионального продукта.

Промышленное производство


В 2010 - 2014 годах наблюдалась положительная динамика роста объема отгрузки промышленной продукции.


Ведущую роль в промышленном комплексе республики занимают обрабатывающие производства. Объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам в 2014 году по сравнению с 2009 годом увеличится оценочно более чем в 1,9 раза.


Отмеченная положительная динамика обусловлена реализацией инвестиционных проектов, связанных с модернизацией производств, успешным внедрением новых технологий и диверсификацией производств.


За период с 2010 по 2014 годы отмечен стабильный рост добычи нефти: всего нефтяниками Удмуртской Республики за последние 5 лет добыто 53 млн. 664 тыс. тонн нефти. В 2013 году достигнут максимальный уровень добычи за последние 20 лет - 10 млн. 863 тыс. тонн.


С 2010 года проведено 12875 геолого-технических мероприятий, дополнительная добыча по которым составила 5 млн. 168 тыс. тонн нефти. Капитальные вложения на проведение геолого-разведочных работ за пять лет составили 1,322 млрд. рублей.

Производство продукции сельского хозяйства


За 2010 - 2014 годы выпуск продукции сельского хозяйства увеличится более чем в 1,5 раза, а его объем в 2014 году оценочно составит 51,8 миллиарда рублей.


Неблагоприятные погодные условия (засуха в 2010, 2012, 2013 годах) не позволили увеличить валовой сбор зерна. Несмотря на это, производство скота и птицы на убой выросло на 2,1%, молока - на 7,6%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 7,7%.


В результате проведения ветеринарно-санитарных, профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий (включая мероприятия по выявлению и ликвидации очагов особо опасных заболеваний общих для человека и животных) в организациях, учреждениях и сельхозпредприятиях разных форм собственности, а также в хозяйствах граждан предотвращенный ущерб за период с 2010 по 2014 годы составил 5224,3 млн. рублей.

Инвестиции в основной капитал


В 2010 - 2014 годах объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценочно составит около 330 миллиардов рублей.


В 2014 году объем инвестиций в основной капитал составит 80066 млн. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2009 года в сопоставимой оценке.


Рост инвестиций свидетельствует об активизации инвестиционной деятельности в республике, являющейся необходимым условием устойчивого экономического развития Удмуртии.

Демографическая ситуация


В 2014 году среднегодовая численность населения в республике оценочно составит 1517,4 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2009 годом на 0,6%. Сокращение численности населения обусловлено миграционной убылью населения, которая не была скомпенсирована отмечаемым ежегодно с 2009 года естественным приростом населения. Однако в 2014 году ожидается преодоление негативной тенденции и стабилизация среднегодовой численности населения на уровне 2013 года.


Коэффициент рождаемости в 2014 году предположительно возрастет по сравнению с 2009 годом с 13,8 до 14,6 на 1000 населения. В республике наблюдается рост числа рождений вторых и последующих по очередности рождения детей как в абсолютном выражении, так и их удельного веса в общем числе рождений.


Коэффициент смертности в 2014 году предположительно сократится по сравнению с 2009 годом с 13,2 до 12,6 на 1000 населения.

Денежные доходы в расчете на душу населения


За период с 2010 по 2014 годы значительно увеличились среднедушевые денежные доходы населения. Оценочно в 2014 году размер денежных доходов на душу населения составит 20516 рублей, увеличившись в 1,85 раза к уровню 2009 года, что обусловлено увеличением заработной платы, пенсий и других выплат.


Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2014 году вырастут к уровню 2009 года на 28,8%.

Номинальная начисленная средняя заработная плата


Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника в 2014 году возрастет с 13099 рублей в 2009 году до 23790 рублей, или на 81,6%.


Рост средней заработной платы обеспечен поэтапным повышением минимальных государственных гарантий по оплате труда, реализацией мероприятий, разработанных Правительством Удмуртской Республики и направленных на недопущение снижения жизненного уровня населения республики, реализацией Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части увеличения заработной платы в отраслях бюджетной сферы.

Уровень безработицы


За последние годы существенно сократились масштабы неполной занятости: так численность работавших неполное рабочее время по инициативе администрации уменьшилась с 23,5 тысяч человек на начало 2010 года до 1,8 тыс. человек на начало 2014 года. Сократилось количество высвобожденных работников, обратившихся в службу занятости населения, с 6,8 тыс. человек на начало 2010 года до 2,6 тыс. человек в 2013 году.


Уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения к концу 2014 года оценочно сократится с 3,28% до 1,09%. Одновременно ожидается снижение уровня общей безработицы (по методологии МОТ) с 8,76% до 5,82% от экономически активного населения.

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования


С 2010 года введено 242,9 км автомобильных дорог общего пользования. В результате удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог общего пользования в 2014 году составит 59,4%, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 1,5%.

Доходы и расходы консолидированного бюджета


Бюджетная политика Удмуртской Республики в 2010 - 2014 годах направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Удмуртской Республики, сохранение и развитие доходного потенциала республики. Отличительной особенностью бюджетной политики, проводимой в последние годы, является безусловное исполнение расходных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики, в том числе на выполнение поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в его Указах от 7 мая 2012 года NN 596 - 606.


Доходы консолидированного бюджета в 2014 году составят 63,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза. Расходы консолидированного бюджета превысят 73 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2009 году.

Таблица 2. Состояние социально-экономического развития Удмуртской Республики в сравнении с регионами Приволжского федерального округа (по данным 2013 года)



Таблица 2

Показатель

Ед. изм.

Удмуртская Республика

Место в ПФО

Валовой региональный продукт <*>

млрд. руб.

371,5

8

Валовой региональный продукт в расчете на душу населения <*>

тыс. руб.

244,7

7

Инвестиционная деятельность

Инвестиции в основной капитал

млрд. руб.

71,8

10

Инвестиции в расчете на душу населения

тыс. руб.

47,3

13

Инновационная деятельность

Количество инновационно активных предприятий (без малых предприятий) <*>

ед.

64

7

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций <*>

%

12,2

6

Малое предпринимательство

Число малых предприятий (без микропредприятий) на 10 тыс. человек населения

единиц

16,09

6

Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) малых предприятий (без микропредприятий)

чел.

79935

7

Оборот малых предприятий (без микропредприятий), всего

млн. руб.

117091

9

Промышленность

Объем отгруженной продукции (чистый вид экономической деятельности) промышленности в расчете на душу населения (полный круг)

тыс. руб.

233,15

7

Обрабатывающие производства (чистый вид экономической деятельности) в расчете на душу населения (полный круг)

тыс. руб.

125,6

8

Агропромышленный комплекс

Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млрд. руб.

47,8

8

Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в расчете на душу населения

тыс. руб.

31,5

7

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения

тыс. руб.

117,0

8

Оборот общественного питания в расчете на душу населения

тыс. руб.

7,7

3

Объем бытовых услуг в расчете на душу населения

тыс. руб.

3,9

7

Среднегодовой сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги

%

107,2

3

Лесное хозяйство

Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

%

0,189

12

Лесистость территории

%

46,5

4

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот в расчете на душу населения

дол. США

1147,2

8

Экспорт в расчете на душу населения

дол. США

768,7

8

Импорт в расчете на душу населения

дол. США

378,5

6

Демографическая и семейная политика

Рождаемость

промилле

14,6

4 - 6

Смертность

промилле

12,7

2

Младенческая смертность

на 1000 родившихся живыми

8,0

10

Естественный прирост

промилле

1,9

2

Коэффициент миграционного прироста (убыли)

на 10000 человек населения

-22,7

8

Соотношение браков и разводов

на 1000 браков приходится разводов

478

2

Ожидаемая продолжительность жизни населения

лет

69,92

8

Физическая культура и спорт

Доля граждан (5 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения

%

31,0

7

Единовременная пропускная способность объектов спорта

%

32,4

8

Образование

Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольным образованием <*>

%

80,3

1

Численность студентов государственных образовательных организаций среднего профессионального образования на 10 тысяч человек населения

чел.

147

12 - 13

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 N 555)

Среднемесячная заработная плата по виду деятельности "Образование"

руб.

15856,3

8

Культура

Библиотечный фонд общедоступных библиотек на 1000 чел. населения

экз.

3575,0

14

Число учреждений культурно-досугового типа

ед.

688

7

Число посещений музеев (включая филиалы) с учетом выставочных залов на 1000 чел. населения

ед.

463,0

6

Доходы населения

Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника (в среднем за период)

руб.

21053,4

7

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения

%

11,1

4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

%

104,5

7

Темп прироста реальной среднемесячной заработной платы

%

7,6

3

Доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников

%

26,8

11

Безработица

Уровень регистрируемой безработицы среди экономически активного населения

%

0,98

10

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I - V класса опасности

%

69,3

3

Доля площади субъекта Российской Федерации, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, в общей площади субъекта Российской Федерации

%

7,8

2

Охрана правопорядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан

Уровень преступности

число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения

1778,9

13

Удельный вес преступлений, совершенных подростками

%

4,9

6

Удельный вес преступлений, совершенных лицами ранее, совершавшими преступления

%

61,4

10

Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения

%

47

13

Строительство

Ввод в действие жилых домов

кв. м

532,6

11

Обеспеченность населения жильем

кв. м/ чел.

20,9

14

Автодорожное хозяйство

Плотность дорожной сети

км / тыс. кв. км

140,1

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

Уровень ветхого и аварийного жилищного фонда к общей площади

%

2,65

6

Административная реформа

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"

%

39

8 - 12

Информатизация

Организации, использовавшие персональные компьютеры <*>

%

94,3

10

Организации, использовавшие локальные вычислительные сети <*>

%

74,1

6

Организации, использовавшие сеть Интернет <*>

%

89,1

7

Организации, имевшие web-сайт <*>

%

42,3

3

Финансовая деятельность

Налоговые и неналоговые доходы в расчете на одного жителя

руб.

31568,3

6

Расходы в расчете на одного жителя

руб.

46164,4

5

Расходы социальной значимости

руб.

32289,3

4


________________


* Данные за 2012 год.

Раздел II. Основные ограничения (проблемы) социально-экономического развития Удмуртской Республики


Наряду с достигнутыми положительными результатами в рамках реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы в республике сохраняется ряд ограничений, препятствующих дальнейшему динамичному развитию и реализации в полном объеме целевого сценария Стратегии.


Основные экономические и инфраструктурные проблемы:


недостаточный уровень инвестиционной и инновационной активности предприятий, недостаточные темпы роста производительности труда и высокий уровень износа основных производственных фондов;


низкая конкурентоспособность предприятий республики;


снижение предпринимательской активности, уход "в тень" субъектов малого и среднего предпринимательства;


неудовлетворительное качество автомобильных дорог;


энергодефицитность экономики республики (дефицит генерирующих мощностей);


недостаточная доступность и обеспеченность населения республики жильем;


сохраняющаяся дифференциация условий проживания в городе и на селе.


Основные социальные проблемы:


сохраняющийся миграционный отток, снижение уровня рождаемости, приводящие к снижению численности населения;


относительно низкий уровень доходов населения;


сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения на рынке труда республики, дефицит квалифицированных и высококвалифицированных кадров в отраслях реального сектора экономики и социальной сферы;


недостаточное мотивирование населения к ведению здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости населения.


Основные экологические проблемы:


высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных веществ от стационарных и передвижных источников, большое количество несанкционированных свалок отходов производства и потребления, сброс загрязненных сточных вод в водные объекты предприятиями промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.


Основные проблемы в сфере государственного управления:


недостаточный уровень доступности государственных и муниципальных услуг;


недостаточный уровень организации государственными органами и органами местного самоуправления работы по реализации антикоррупционных мер в Удмуртской Республике;


высокий уровень государственного долга Удмуртской Республики;


высокий уровень скептицизма граждан к общественным институтам и их возможности влиять на решения, принимаемые органами власти.


Характеристика основных проблем (ограничений) социально-экономического развития Удмуртской Республики представлена в таблице 3.

Таблица 3. Основные проблемы (ограничения) социально-экономического развития Удмуртской Республики



Таблица 3

N п/п

Наименование проблемы

Количественные характеристики проблемы

Краткое описание

Значение в УР

В среднем по ПФО

В среднем по РФ

1.

Проблемы экономического развития республики

1.1

Недостаточно высокий уровень инвестиционной и инновационной активности:

Основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность организаций, являются недостаток собственных финансовых средств, недостаточный спрос на продукцию, высокий процент коммерческого кредита, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

инвестиции на душу населения, тыс. рублей

47,3

74,9

92,4

удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, %

12,2

10,8

9,1

Недостаточно высокий уровень инновационной активности ограничивает возможности повышения конкурентоспособности продукции.

На инновационный потенциал оказывают влияние как внешние факторы: востребованность продукции внутренним и зарубежным рынками, налогообложение, наличие государственного заказа, так и внутренние: квалификация рабочих, подготовленность в области специальных научно-технических знаний и пр.

Сдерживающим фактором является и рост доли убыточных предприятий в обрабатывающих производствах: в 2013 году она составила 31,1%

доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %

21,9

23,2

19,7

Недостаточное число конкурентных разработок, технологий; недостаточное развитие эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок

1.2

Недостаточный уровень развития инвестиционной и инновационной инфраструктуры

Недостаточное количество промышленных и технопарков в Удмуртии является одной из причин низкой инвестиционной, инновационной и деловой активности предприятий и организаций республики, недостаточного развития предпринимательства в производственной сфере. Отсутствие особых экономических условий и элементов инновационной инфраструктуры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в свою очередь значительно сдерживает развитие отрасли информационных технологий

1.3

Снижение предпринимательской активности, уход "в тень" субъектов малого и среднего предпринимательства:

Сокращение количества индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, что обусловлено:

несовершенством законодательства по ведению предпринимательской деятельности, в том числе в сфере налогообложения,

повышением обязательных отчислений в пенсионный фонд,

продолжающимся вытеснением с рынка малых торговых предприятий крупными торговыми сетями,

недостаточностью и дороговизной финансовых ресурсов, особенно на первоначальном этапе становления бизнеса,

недостаточностью уровня знаний, опыта, компетенций в области предпринимательской деятельности среди широких слоев населения

прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, % к предыдущему году

-0,8

1,8

3,4

прирост оборота продукции (услуг), производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, % к предыдущему году

-6,8

2,1

-0,4

1.4

Высокий уровень износа основных фондов предприятий и организаций республики:

Состояние основных фондов оказывают существенное влияние на эффективность производственной деятельности. Стоимость основных фондов обрабатывающих производств на конец 2012 года составила 81,8 млрд. рублей, увеличившись за год на 20%. Коэффициент обновления в 2012 году составил 16,5% (рост к 2011 году на 6,2 процентных пункта). Тем не менее, большая часть основных фондов не соответствует структуре спроса из-за наличия устаревших технологий, высокого уровня износа. Низкий уровень обновления основных фондов сдерживает замену устаревших, изношенных фондов. Так, за 2011 - 2012 годы коэффициент выбытия в обрабатывающих производствах оставался на уровне 0,6 - 1,1% (в 2012 г. по Российской Федерации - 0,8%)

износ основных фондов обрабатывающих производств, %

41,2

46,8

износ оборудования предприятий ТЭК, %

60

Износ основных фондов предприятий ТЭК составляет:

воздушные линии 35 - 220 кВ - 59%;

оборудование подстанций 35 - 220 кВ - 59%;

распределительные сети 0,4 - 10 кВ - 70%;

оборудование теплоэлектростанций - 60%;

тепловые сети - 70%.

Высокий уровень износа сетей коммунальной инфраструктуры приводит к большим потерям энергоресурсов, удорожанию услуг

износ основных фондов на предприятиях промышленности строительных материалов, %

60

Низкий технический и технологический уровень предприятий по производству строительных материалов, изношенность оборудования ведут к ежегодному сокращению производственных мощностей, снижению объемов производства и качественных показателей выпускаемой продукции, и как следствие, к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции

износ специализированной лесопожарной техники и оборудования, %,

87

Высокий физический и моральный износ основных средств не позволяет в полной мере осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах. Требуется дальнейшее обновление специализированной лесопожарной техники и оборудования в целях повышения уровня эффективности тушения лесных пожаров

Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (с изменениями на 26 декабря 2018 года)

Название документа: Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (с изменениями на 26 декабря 2018 года)

Номер документа: 383

Вид документа: Постановление Правительства Удмуртской Республики

Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный сайт Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 15.10.2014.
Дата принятия: 10 октября 2014

Дата редакции: 26 декабря 2018