ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01 июля 2013 года № 420-р
г. Ижевск

О разработке проекта республиканской целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы»



     1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы».
     2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы    «Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы».
     3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы».
     4. Внести изменение в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 8 октября 2012 года № 831-р «О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2013 - 2015 годы», дополнив таблицу «Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2013 - 2015 годах» пунктом в редакции согласно приложению.


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
распоряжением Правительства
   Удмуртской Республики
от 01 июля 2013 года № 420-р


Концепция республиканской целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики
на 2014 - 2020 годы»

1. Обоснование соответствия решения проблемы
целям и приоритетным задачам социально -
экономического развития Удмуртской Республики

Настоящая Концепция республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы» (далее - Концепция) базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, Государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от  15 марта 2013 года № 102, в соответствии с которыми одним из главных направлений развития аграрного комплекса является создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:

осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности;

развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

повышение престижности сельскохозяйственного труда;

развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества.

Формирование модели устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и сельских территорий являются основными целями государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном  законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Устойчивое развитие сельских территорий отнесено к приоритетам первого уровня в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее - Госпрограмма).

Основным инструментом реализации обозначенных в Госпрограмме задач будет являться республиканская целевая программа «Устойчивое  развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа).

Реализация мероприятий республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 09 декабря 2003 года № 143-III, республиканской целевой программы «Социальное развитие села на 2010 год», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2009 года № 381, и республиканской целевой программы «Социальное развитие села на 2011-2015 годы» (далее - Программа развития села до 2013 года), утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06  сентября 2010 года № 274, создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.

Вместе с тем, вследствие допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий Удмуртской Республики реализация указанных мер оказалась  недостаточной для полного и эффективного использования сельских территорий, повышения качества жизни на селе.

В этой связи реализация мероприятий Программы направлена на  достижение основных целей: улучшение социально-демографической ситуации в сельской местности, приближение условий жизнедеятельности на селе к городскому уровню.

Достижения, предусмотренные Программой,  будут способствовать укреплению основ устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства Удмуртской Республики.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом

Использование программно-целевого метода для решения проблем, связанных с развитием сельских территорий, направлено на создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общереспубликанских функций и задач территориального развития.

Использование программно-целевого метода будет способствовать:

устойчивому росту сельской экономики, повышению эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику Удмуртской Республики и благосостоянию граждан;

повышению занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближению села к городским жизненным стандартам;

замедлению процесса депопуляции, стабилизации численности сельского населения;

сокращению межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;

рационализации использования природных ресурсов и сохранению природной среды;

сохранению и приумножению культурного потенциала села.

Программа  необходима для координации работы на уровне Российской Федерации, уровне Удмуртской Республики и местного самоуправления.

Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые носят межотраслевой характер, позволяющий проводить единую политику в этой сфере. Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования.

К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий Программы, относятся сложная демографическая ситуация, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

Одним из ключевых преимуществ настоящей Концепции является использование положительного опыта при решении социальных проблем сельского развития в рамках Программы развития села до 2013 года.

Для достижения динамичных и позитивных преобразований в сельской местности необходима пролонгация программно-целевого подхода, используемого при реализации Программы развития села до 2013 года. При этом потребуется обеспечение более высокого уровня   и последовательности государственной поддержки, расширение ее диапазона, усиление государственной координации принимаемых мер, повышение эффективности использования направляемых на развитие сельской местности ресурсов.

При этом в основе решения поставленной задачи повышения качества жизни в сельской местности предусматривается использование комплексного подхода к развитию сельских территорий с учетом обеспеченности сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры и перспективных планов по их развитию, связанных с ростом экономического потенциала сельских территорий, реализацией инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Предусматривается следующий комплекс мер по повышению эффективности использования бюджетных средств:

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития сельских территорий с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики;

использование проектного подхода к финансированию и привлечение внебюджетных средств для софинансирования программных мероприятий на условиях государственно-частного партнерства;

конкурсный отбор муниципальных программ (проектов) по устойчивому развитию сельских территорий;

заключение долгосрочных соглашений с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике о взаимодействии по реализации программных мероприятий;

осуществление постоянного мониторинга целевого использования бюджетных средств и выполнения участниками Программы обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Стратегическая задача перехода к устойчивому развитию сельских территорий определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, а их решение позволяет обеспечить повышение качества жизни на селе, формирование конкурентоспособного человеческого капитала как фактора экономического роста аграрного и других секторов экономики;

носят комплексный характер, а меры по их решению, в силу высокой взаимозависимости и интеграции, обеспечивают синергетический эффект при достижении целей и задач устойчивого развития сельских территорий;

носят долгосрочный характер и требуют системного подхода к их решению;

характеризуются высоким уровнем затратности их решения, что требует привлечения средств государственной поддержки.

Использование программно-целевого метода обеспечит сбалансированность и комплексность сельского развития и расстановку приоритетов в целях выбора оптимального варианта позитивной трансформации ситуации и создания предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Удмуртской Республики.

Таким образом, решить поставленные задачи целесообразно в рамках Программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение проблем в рассматриваемой области.

3. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения

Реализация Программы развития села до 2013 года и других мер государственной поддержки оказали положительное влияние на состояние социально-трудовой сферы села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда.

В рамках действующих на территории Удмуртской Республики целевых программ по социальному развитию села за 2005-2012 годы на реализацию мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности направлено 2516,111 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 830,814 млн. рублей, средств бюджета Удмуртской Республики - 597,399 млн. рублей, внебюджетных источников - 1087,898 млн. рублей.

Однако несмотря на выделяемые средства проблемная ситуация в развитии сельских территорий не разрешена.

Сельские поселения все еще отстают от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству жилищного фонда.

Неблагополучие в состоянии социальной среды обитания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствуют повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности сельских граждан и в итоге - укреплению престижности сельскохозяйственного труда и повышению привлекательности сельской местности.

Без использования программно-целевого подхода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится.

Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий не удастся  повысить качество социальной среды обитания сельского населения.

Все это пагубным образом скажется на демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности Удмуртской Республики.

Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения качества и престижности жизни в сельской местности.

4. Возможные варианты решения проблемы,  оценка  
преимуществ   и   рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Для реализации Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы два варианта решения проблемы в зависимости от объема ресурсного обеспечения Программы - целевой и базовый.

Основным преимуществом целевого варианта является кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем.

К существенным рискам реализации этого сценария следует отнести значительную нагрузку на бюджет Удмуртской Республики, которая несопоставима с возможностями бюджета Удмуртской Республики ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Базовый вариант предусматривает финансирование мероприятий Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Удмуртской Республики на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.

К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2013 год), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.

Реализация этого сценария сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, а также финансовыми рисками, связанными с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.

В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков различных вариантов решения проблемы свидетельствуют о том, что выбранный базовый вариант является наиболее оптимальным.

Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.

5. Ориентировочные  сроки  и  этапы  решения  проблемы


Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы.

     Программа предусматривает достижение целей к концу 2020 года.

Разделение Программы на этапы не предусматривается.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценить ход
реализации Программы по годам

Основными целями Программы являются:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;

формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Для достижения целей в области устойчивого развития сельских территорий предусматривается решение следующих приоритетных задач:

комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности.


Прогнозные значения целевых индикаторов и показателей Программы по годам ее реализации приведены в приложении 1 к настоящей Концепции.

Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации мероприятий Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.

Степень эффективности реализации Программы определяется путем сопоставления фактических значений целевых индикаторов и показателей с прогнозными значениями, установленными Программой на определенный год.


7. Предложения по объемам и источникам финансирования
Программы

Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств бюджета Удмуртской Республики, внебюджетных источников и иных источников финансирования.

Прогнозный объем финансирования Программы в 2014-2020 годах составит 4860088 тыс.руб., в том числе средства внебюджетных источников - 549945 тыс.руб., иные источники финансирования - 2278487 тыс.руб.

Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики составляет 2031656 тыс. рублей, в том числе по годам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»