Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. N 39/466-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.04.2011 N 13/143-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/407-П
____________________________________________________________________


Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Внести в областную целевую программу "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 N 13/143-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы", следующие изменения:

1) в паспорте:

а) в строке "Цели Программы":

в абзаце третьем слово "общеобразовательных" заменить словом "образовательных";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"создание условий для развития научно-технического творчества воспитанников и обучающихся образовательных учреждений, включая новые формы образовательного процесса;";

в абзаце шестом слово "общеобразовательных" заменить словом "образовательных";

б) в строке "Сроки и этапы реализации Программы" слово "общеобразовательными" заменить словом "образовательными", слово "общеобразовательных" заменить словом "образовательных";

в) строку "Объемы и источники финансирования с разбивкой по этапам реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"Объемы и  источники      - общий   объем    финансирования    Программы   -
финансирования     с       3804378,232  тыс.  рублей,   в   том   числе  из
разбивкой по  этапам       областного бюджета Ульяновской области  (далее -
реализации Программы       областной бюджет)  2840619,640  тыс.  рублей, из
                           федерального бюджета -  311308,332  тыс. рублей,
                           из иных источников - 652450,260  тыс.  рублей, в
                           том числе по этапам и годам реализации:
                           первый этап:
                           2011 год: всего - 747862,656 тыс. рублей, в  том
                           числе из областного  бюджета  -  280472,600 тыс.
                           рублей,  из  федерального  бюджета  - 142302,066
                           тыс. рублей,  из  иных  источников  - 325087,990
                           тыс. рублей;
                           2012 год: всего - 913903,626 тыс. рублей,  в том
                           числе из областного  бюджета  -  417535,090 тыс.
                           рублей,  из  федерального  бюджета  - 169006,266
                           тыс. рублей,  из  иных  источников  - 327362,270
                           тыс. рублей;
                           2013 год: всего - 575533,050 тыс. рублей, в  том
                           числе из областного бюджета  -  575533,050  тыс.
                           рублей;
                           второй этап:
                           2014 год: всего - 910421,800 тыс. рублей,  в том
                           числе из областного  бюджета  -  910421,800 тыс.
                           рублей;
                           2015 год: всего - 656657,100 тыс. рублей,  в том
                           числе из областного  бюджета  -  656657,100 тыс.
                           рублей.
                           Ежегодный    объем    бюджетных    ассигнований,
                           выделяемых из областного  бюджета на  реализацию
                           Программы,  подлежит  уточнению при   разработке
                           закона Ульяновской области об областном  бюджете
                           Ульяновской    области     на    соответствующий
                           финансовый год и плановый период.
                           Объем  бюджетных  ассигнований,  выделяемых   из
                           областного  бюджета  на   реализацию  Программы,
                           устанавливается законом  Ульяновской области  об
                           областном   бюджете   Ульяновской  области    на
                           очередной финансовый год и плановый период.";

г) строку "Показатели оценки эффективности Программы" изложить в следующей редакции:

"Показатели  оценки      - в  результате выполнения  Программы  в  системе
эффективности              образования будут обеспечены:
Программы                  удовлетворение населения  качественными услугами
                           дошкольного образования к концу 2015 года на 100
                           процентов от потребности;
                           создание   и   внедрение  новых   досуговых    и
                           образовательных программ на региональном  уровне
                           системы образования;
                           внедрение  и  эффективное  использование   новых
                           информационных  сервисов, систем  и   технологий
                           обучения,  электронных образовательных  ресурсов
                           нового поколения;
                           предоставление в электронной форме  гражданам  и
                           организациям значительной  части государственных
                           услуг в сфере образования;
                           внедрение     процедур     независимой    оценки
                           деятельности  общеобразовательных  учреждений  и
                           процессов;
                           создание  ресурсов  и   программ   для одаренных
                           детей;
                           инновационное развитие образования.
                           При выполнении Программы  особое  внимание будет
                           уделено     следующим     вопросам     повышения
                           эффективности экономики образования:
                           внедрение и поддержка механизмов государственно-
                           частного партнерства, обеспечивающих эффективное
                           финансирование образования;
                           внедрение  и  поддержка  механизмов  и   моделей
                           хозяйственной                  самостоятельности
                           общеобразовательных учреждений.
                           По  аналогии   с   основным   индикатором  ФЦПРО
                           планируется   увеличение   доли  образовательных
                           услуг в валовом региональном продукте  не  менее
                           чем на 7  процентов  (по  отношению  к  текущему
                           уровню).";


2) раздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Введение. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа

До 2006 года ситуация в системе образования была парадоксальной: несмотря на то, что сеть образовательных учреждений в целом соответствовала потребностям Ульяновской области, она не могла реально обеспечить доступность образовательных услуг.

Материально-техническая база образовательных учреждений устарела в связи с отсутствием (в течение десятков лет) капитальных вложений в инфраструктуру образовательных учреждений. На протяжении 15 лет в детские сады и школы не поставлялось необходимое учебно-наглядное, технологическое оборудование, не было современных компьютеров и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). В связи с сокращением числа обучающихся и закрытием ряда школ остро стояла проблема с перевозкой обучающихся из удаленных сельских поселений к месту учебы.

В период с 2000 по 2006 год в области были закрыты 109 дошкольных образовательных учреждений. В данный период на фоне сокращения сети дошкольных образовательных учреждений наблюдалось увеличение численности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования.

Низкая заработная плата, отсутствие дополнительных мер материального стимулирования и ряд других факторов привели к резкому снижению уровня профессионализма педагогических работников.

Кроме того, ситуация усугублялась огромными долгами перед гражданами и организациями по различным социальным выплатам, которые на начало 2006 года составляли более 1,2 млрд рублей.

Начиная с 2006 года управление системой образования в России и в Ульяновской области перешло из режима "латания дыр" в режим развития.

В Ульяновской области программно-целевым методом создано дополнительно 10932 места за счет следующих мероприятий:

на территории Ульяновской области возвращено в действующую сеть 37 детских садов, ранее используемых не по назначению;

закончено строительство зданий 2 детских садов "под ключ";

отремонтировано 2 детских сада, находившихся в аварийном состоянии;

открыто 348 дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) и дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях.

Мощным импульсом для перехода в инновационный режим стал приоритетный национальный проект "Образование" (далее - ПНПО). Реализация данного проекта позволила начать модернизацию практически всех образовательных программ системы образования. Именно поэтому Ульяновская область активно включилась в реализацию данного проекта.

С 2006 года в рамках ПНПО в систему образования инвестировано порядка 2 млрд рублей.

Дополнительно в 2009 году в рамках федеральных и областных целевых программ привлечено субсидий из федерального бюджета на сумму 316,5 млн рублей.

С 2009 года Ульяновская область участвует в проекте по развитию дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, который позволит до 2012 года 504 детям с ограниченными возможностями (100 процентов от потребности), имеющим показания к обучению в дистанционной форме, обучаться с использованием информационных дистанционных технологий.

Объем ассигнований, предусмотренных в консолидированном бюджете Ульяновской области на развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2010 году составил 53 млн рублей. В 2010/11 учебном году 150 детей с ограниченными возможностями обучались с использованием информационных дистанционных технологий.

Основные результаты реализации ПНПО на территории Ульяновской области:

с 2006 по 2010 год закуплено 222 школьных автобуса, что позволило 5432 обучающимся из 356 населенных пунктов обучаться в базовых школах, расположенных на территории Ульяновской области;

в общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Ульяновской области, закуплено 759 комплектов оборудования для школьных кабинетов;

количество компьютеров в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ульяновской области, с 2006 года увеличилось с 4450 до 8233;

количество обучающихся на 1 компьютер снизилось с 28,5 до 12 человек;

всем расположенным на территории Ульяновской области общеобразовательным учреждениям обеспечен доступ к сети Интернет;

в расположенные на территории Ульяновской области общеобразовательные учреждения поставлено 257 новейших интерактивных досок;

стабильно растет качество знаний по итогам единого государственного экзамена.

Тем не менее в системе образования накопился ряд нерешенных проблем.

В Ульяновской области, как и в целом по России, остро стоит проблема очередности приема детей в ДОУ. По состоянию на 1 июля 2012 года в очереди на получение услуг дошкольного образования стояли 13575 детей. В период планового комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на места детей, завершивших обучение в указанных образовательных учреждениях, ежегодно принимается порядка 8 тыс. воспитанников. Таким образом, примерно 5 тыс. детей, стоящих в очереди на получение услуг дошкольного образования, в указанные образовательные учреждения принято быть не может.

В связи с возрастающей потребностью в услугах дошкольного образования увеличивается количество ДОУ, в которых численность воспитанников превышает число мест.

Современное состояние дошкольного образования в Ульяновской области характеризуется определенными диспропорциями развития: переукомплектованность ДОУ, расположенных в городских поселениях, наличие очереди для приема в них детей и, с одной стороны, недоукомплектованность ДОУ, расположенных в сельских поселениях, а с другой - отсутствие в отдельных сельских населенных пунктах возможности приема в ДОУ детей дошкольного возраста.

Сложившаяся ситуация в сфере дошкольного образования стимулирует не только развитие традиционных форм дошкольного образования, но и вариативных: открытие дошкольных групп полного и кратковременного пребывания при общеобразовательных учреждениях, центров развития, частных детских садов.

Материально-техническая база образовательных учреждений требует постоянного обновления. Существующая система образования по своему содержанию устарела и не вполне соответствует потребностям современного общества. Очевидным является факт, что для обучения и воспитания ребенка в новом рыночном обществе, развивающемся на основе конкуренции, необходимы новые стандарты обучения, новая система оценки качества знаний и педагогические работники, использующие инновационные подходы к обучению. Для полноценного формирования высококлассных конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики России и Ульяновской области необходима модернизированная система поиска и поддержки талантливых детей. На федеральном уровне эти проблемы решают Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" и ФЦПРО, которые являются преемниками ПНПО с 2010 года. Аналогичную систему необходимо создать в Ульяновской области. Кроме того, главным условием получения субсидий из федерального бюджета в рамках ФЦПРО является наличие в регионе утвержденной программы развития образования, аналогичной по целям и целевым индикаторам федеральной.

Эффективное развитие системы образования и повышение качества образования не могут быть обеспечены только в рамках основной деятельности органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Реализация областных целевых программ "Развитие дошкольного образования Ульяновской области" на 2007 - 2010 годы, "Развитие дошкольного образования в Ульяновской области" на 2011 - 2012 годы дала положительную динамику по вводу новых мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Вместе с тем не достигнут показатель 100 процентов удовлетворения населения услугами дошкольного образования.

Решение данной социальной проблемы может быть достигнуто через:

строительство зданий детских садов "под ключ";

реконструкцию зданий либо частей зданий под размещение дошкольных учреждений или дошкольных групп с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования;

капитальный ремонт зданий и сооружений ДОУ, ранее использовавшихся не по назначению, с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования;

капитальный ремонт зданий и сооружений ДОУ, находящихся в аварийном состоянии, с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования;

открытие дополнительных групп в действующих ДОУ;

открытие групп кратковременного пребывания.

Несмотря на активную деятельность органов управления образованием Ульяновской области по оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений и развитию системы образования, возникает ряд комплексных системных проблем, требующих решения:

создание в общеобразовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом;

совершенствование системы воспитания, дополнительного образования с целью создания условий для формирования высоких образовательных результатов обучающихся;

перестройка системы подготовки и переподготовки педагогических работников в связи с переходом к уровневой системе высшего профессионального образования и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС);

развитие региональной системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС;

научное, научно-методическое, психологическое, информационное обеспечение и сопровождение системы образования в условиях реализации федеральной и областной целевых программ развития образования.

Решение вышеуказанных проблем системы образования требует концентрации управленческих, научных, кадровых, материальных и финансовых ресурсов и не представляется возможным без применения программно-целевого метода.

При применении программно-целевого метода будут осуществляться:

развитие и использование научного потенциала в исследовании причин неэффективности расходов областного бюджета в отрасли образования;

информационная поддержка и ситуационный анализ рисков, возникающих при оптимизации сети общеобразовательных учреждений и закрытии малокомплектных общеобразовательных учреждений;

формирование единой системы обучения и воспитания, основанной на принципах открытости, доступности, личностного ориентирования, устойчивой потребности обучающегося в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих;

обеспечение целевого расходования средств и достижения индикативных показателей развития системы образования.

Процесс оптимизации сети общеобразовательных учреждений и повышения качества образования возможен при наличии единой информационно-управляющей системы, деятельность которой подкреплена наличием необходимых нормативных документов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»