ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2014 года N 152

О внесении изменений в Среднесрочную комплексную
программу социально-экономического развития
северо-восточных районов Республики Башкортостан
на 2011 - 2015 годы

Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

Внести изменения в Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2011 года N 395, изложив ее в новой редакции (прилагается).

Исполняющий обязанности
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.Марданов





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 9 ноября 2011 г. N 395
(в редакции
Постановления Правительства
Республики Башкортостан
от 7 апреля 2014 г. N 152)

     

Среднесрочная комплексная программа
социально-экономического развития северо-восточных районов
Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы  

     
Паспорт Программы

Наименование Программы

Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы <1>

Основание для разработки Программы

Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года N РП-208

Основной разработчик Программы

Рабочая группа по разработке Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан;
федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук

Цель и задачи Программы

Цель:
создание для северо-восточных районов Республики Башкортостан благоприятных условий развития экономики и социальной сферы, способствующих повышению благосостояния населения при бережном отношении к природным богатствам

Задачи:
повышение конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования экономического и природно-рекреационного потенциалов по приоритетным направлениям развития (сельское и лесное хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство пищевых продуктов, производство одежды, кожи и изделий из кожи, производство машин и оборудования, прочих неметаллических минеральных продуктов, туристско-рекреационная деятельность);
содействие расширению межрегионального и межмуниципального сотрудничества муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан посредством реализации интеграционных крупномасштабных инвестиционных проектов, формирования межрегиональных и межмуниципальных кластеров;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику северо-восточных районов Республики Башкортостан;
обеспечение занятости населения;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения и, прежде всего, для молодежи, включая подготовку и удержание высококвалифицированных кадров;
развитие здравоохранения на основе строительства, реконструкции и оснащения современной медицинской техникой учреждений здравоохранения, привлечения высококвалифицированных медицинских кадров;
поддержка развития малого и среднего предпринимательства;
вовлечение бизнеса в решение социальных проблем северо-восточных районов на принципах государственно-частного партнерства;
создание комфортной и безопасной среды проживания для нынешних и будущих поколений северо-восточных районов Республики Башкортостан с позиций реализации принципов устойчивого развития;
совершенствование механизмов региональной и муниципальной поддержки развития северо-восточных районов Республики Башкортостан

Приоритетные направления развития северо-восточного субрегиона

Комплексная диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики;
развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры, улучшение условий жизнедеятельности населения, сохранение благоприятной окружающей среды;
совершенствование инфраструктуры развития

Основные исполнители и соисполнители Программы

Республиканские органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан;
хозяйствующие субъекты

Срок реализации Программы

2011 - 2015 годы

Предметные области, охватываемые Программой

Сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, строительство и инвестиции, социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туристско-рекреационная деятельность, сфера экологии муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан

Финансовое обеспечение Программы

На реализацию программных мероприятий планируется направить 29530,43 млн. рублей,
в том числе средства:
федерального бюджета - 3193,61 млн. рублей;
бюджета Республики Башкортостан - 13453,39 млн. рублей;
местных бюджетов муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан - 423,1 млн. рублей;
хозяйствующих субъектов - 10658,92 млн. рублей;
привлеченные внутренние и внешние кредиты - 1801,40 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (по сравнению с уровнем 2010 года) <2>

Производственно-экономическая эффективность, в том числе обеспечение роста:
объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - в 2,38 раза;
продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств - в 1,68 раза;
инвестиций в основной капитал на душу населения - в 2,89 раза

Социальная эффективность:
а) создание не менее 5954 рабочих мест, в том числе:
1322 - в сельском и лесном хозяйстве;
317 - в строительстве;
1312 - в обрабатывающих производствах;
1534 - в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и пр.;
135 - в области предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
88 - в гостиничном и ресторанном бизнесе;
76 - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды;
1170 - прочие виды деятельности;
б) обеспечение роста:
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций - в 1,93 раза (с 11474,2 рубля до 22155,2 рубля);
доли занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения - с 27,5 до 40,0%;
обеспеченности жильем на душу населения - на 14,3% (с 21,0 до 24,0 кв. м на человека);
в) обеспечение снижения:
уровня безработицы - с 2,39 до 1,56%

Бюджетная эффективность, в том числе:
обеспечение роста:
налоговых и неналоговых доходов - в 1,97 раза;
доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджетов муниципальных образований северо-востока Республики Башкортостан - с 25,9 до 30,4%;
бюджетной обеспеченности (объема налоговых и неналоговых доходов в расчете на душу населения) - в 2,05 раза


--------------------------------

<1> Программа является среднесрочным документом стратегического планирования, определяющим развитие северо-восточного субрегиона республики, разработанным с учетом Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, государственных программ, ведомственных целевых программ, а также комплексных программ социально-экономического развития соответствующих муниципальных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы.

<2> При условии полноценного финансирования и реализации программных мероприятий.

1. Анализ социально-эконмического развития северо-восточных
районов Республики Башкортостан

1.1. Общая характеристика северо-восточного субрегиона
Республики Башкортостан


К северо-восточным районам Башкортостана в рамках Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) отнесены муниципальные районы Аскинский, Белокатайский, Дуванский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский, Нуримановский и Салаватский районы Республики Башкортостан. Они занимают более 14,38% территории республики, здесь проживает 4,7% населения республики (191,3 тыс. человек).

По отношению к другим муниципальным образованиям Республики Башкортостан северо-восточные районы занимают обособленное положение, значительно отличаясь по природно-климатическим условиям, сложившимся инженерной и транспортной инфраструктурам, производственной специализации экономики (преимущественно сельскохозяйственной направленности).

Население проживает в 474 сельских населенных пунктах, расположенных на расстоянии от 180 до 400 км от столицы республики - г. Уфы, в 30 - 120 км от ближайших железнодорожных станций.

Северо-восточные районы как по уровню развития промышленности, так и в целом по уровню социально-экономического развития являются самыми отстающими среди муниципальных районов Башкортостана. В них сосредоточено лишь 0,4% промышленно-производственных основных фондов и вырабатывается 0,5% валовой продукции всей промышленности республики. Концентрация промышленно-производственных основных фондов в расчете на 1 тыс. кв. км площади в северо-восточных районах в 30 раз ниже, чем в среднем по республике.

В северо-восточном субрегионе в наибольшей степени развиты виды экономической деятельности сырьевого характера: ресурсы (лес, зерно, мясо, кожа, шерсть и др.) вывозятся в другие регионы республики или в соседние Свердловскую, Челябинскую и другие области. Слабое развитие и узкая отраслевая структура промышленности северо-восточных районов создают недостаток рабочих мест, низкий уровень занятости трудоспособного населения, особенно женской рабочей силы, и интенсивный отток жителей в другие регионы.

Отток населения из северо-восточных районов Башкортостана особенно усилился в последнее время. Чрезмерная интенсивность выбытия молодежи приводит к ухудшению демографической структуры населения. По сравнению с другими районами Башкортостана здесь высок удельный вес пенсионеров.

Северо-восточные районы Башкортостана - это территории наиболее острых и требующих неотложного решения экономических, социальных и демографических проблем. Отсутствие необходимого внимания к комплексному социально-экономическому развитию экономики этих районов привело к диспропорциям в развитии производственного потенциала, строительстве объектов социально-культурного назначения и инфраструктуры.

Ускорение социально-экономического развития северо-восточных районов Башкортостана возможно только на основе совершенствования структуры их экономики, повышения уровня развития промышленного производства, использования сложившегося и развития природного, трудового и промышленно-производственного потенциалов на основе размещения неметаллоемких, но трудоемких малых предприятий обрабатывающих производств: машин и оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева, пищевых продуктов, одежды, кожи и изделий из нее, прочих неметаллических минеральных продуктов.

Для создания промышленного потенциала как основной предпосылки совершенствования структуры экономики северо-восточных районов необходимо решение ряда проблем:

организация комплексного использования минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов, создание новых предприятий, ориентированных на высокую степень переработки сырья и выпуск конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости;

создание новых хозяйственных структур, объединяющих в единый технологический комплекс различные виды производств - от подготовки сырья до полной переработки и реализации продукции (объединения предприятий, холдинговые компании и т.п.);

создание благоприятных условий для притока отечественного и иностранного капиталов, широкого использования инновационных технологий.

1.2. Вклад северо-восточных районов в экономику
Республики Башкортостан


Объем валового муниципального продукта (далее - ВМП) в северо-восточных районах Республики Башкортостан в 2008 году составил 16,75 млрд. рублей, или 7,4% ВМП сельских муниципальных районов республики. Районы северо-востока республики расположены во второй половине рейтинговой шкалы, занимая 27 - 51 места среди 54-х сельских районов. Среди них: Дуванский район, занимающий 27-е место с объемом ВМП в 2,85 млрд. рублей; Салаватский район - 35-е место (2,42 млрд. рублей); Мечетлинский район - 38-е место (2,18 млрд. рублей); Караидельский район - 39-е место (2,12 млрд. рублей); Нуримановский район - 42-е место (2,0 млрд. рублей); Аскинский - 44-е место (1,94 млрд. рублей); Белокатайский - 49-е место (1,69 млрд. рублей); Кигинский - 51-е место (1,56 млрд. рублей). Асимметрия ВМП (отношение max и min значений ВМП) по этим районам незначительна и составляет 1,83 раза при практически 14-кратном расхождении по сельским районам Республики Башкортостан и более чем 260-кратной разнице по всем территориальным образованиям республики <3>.

--------------------------------

<3> Для справки: в рейтинговой шкале крайние позиции занимают г. Уфа (в 2008 году объем ВМП - 367,0 млрд. рублей) и Бурзянский район (1,4 млрд. рублей).

Абсолютные значения ВМП определяются масштабом экономики районов. Поэтому оценка статических и динамических параметров развития северо-восточных районов проводилась также по удельным значениям (в расчете на душу населения) и в 2006 - 2008 годах выявила следующие доминирующие характеристики и тенденции развития:

а) по важнейшему интегральному показателю, характеризующему уровень развития территории, - ВМП в расчете на душу населения - Нуримановский район занимает 18-е место, Дуванский район - 21-е, Салаватский район - 27-е, Аскинский район - 33-е, Мечетлинский район - 34-е, Кигинский район - 37-е, Белокатайский район - 43-е и Караидельский район - 47-е среди 54 муниципальных образований Республики Башкортостан. Средний уровень данного показателя по сельским муниципальным районам составляет 103,2 тыс. рублей;

б) индекс роста физического объема ВМП (в сопоставимой оценке) в 2008 году был ниже значения среднего показателя по муниципальным районам Башкортостана (рис. 1.2.1).

125 ┬════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬════════‰
    │        |        |        |        |        |        u        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
120 │-----------------┼--------┼--------┼--------┼-----u--┼--u-----│
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │     2008 г.     |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
115 ┼-----------------┼--------┼--------┼--------┼--u-----------u--│
    x        x        РБ - 2007|        |        |        |        x
    │        |        |        |        x        u        |      u │
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |       u│
110 │--------------------------------------------------------------│
    z        z       uz u      z        z        z        z        z
    │        |        |        |        |      u x        x        │
    n        n        n        n        n        n        n        n
    u                 x           u     | u      РБ - 2008 г.      │
105 ┼--------┼--------┼--------┼-----u--┼--------┼--------┼--------│
    │        |     u  |      2007 г.    |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │   u    |        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
100 ┼--------┼-u------------------------┼--------┼--------┼--------│
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │       u|        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
    │        |        |        |        |        |        |        │
95  ┼════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼════════┤
  Аскин-   Белока-  Дуван-   Кара-   Кигин-   Мечет-   Нурима-  Сала-
  ский     тайский  ский     идель-  ский     линский  новский  ват-
                             ский                               ский


Рис. 1.2.1. Индекс роста физического объема ВМП
по северо-восточным районам Республики Башкортостан
в 2007 - 2008 годах, %


Если рассматривать приведенные темпы роста физического объема ВМП в сравнении со средними по сельским районам и Республике Башкортостан в целом, то их величина в значительной степени формируется под влиянием "эффекта масштаба" (низкого объема ВМП предыдущих лет). Именно по этой причине темпы роста ВМП как в 2007 году, так и в кризисном 2008 году находились на относительно высоком уровне, например, в Дуванском районе - 105,9%, в Салаватском районе - 113,3%. С учетом среднего индекса роста физического объема валового регионального продукта по Республике Башкортостан в 2007 - 2008 годах соответственно в 109,5% и 107,7% и низких абсолютных значений ВМП районов северо-востока республики данные темпы свидетельствуют о возможности наращивания объемов результирующих показателей развития муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан;

в) в качестве факторов роста ВМП традиционно выступают объемы инвестиций, численность населения, занятого в экономике, денежные доходы домохозяйств как источник инвестиционного и потребительского спроса, бюджетные доходы и т.д. Рассмотрение этих факторов в привязке к удельному уровню ВМП позволяет сгруппировать районы северо-востока Республики Башкортостан в четыре группы:

1) с низким уровнем ВМП (в удельном измерении) и незначительными объемами ресурсов, задействованных в экономике;

2) с высоким уровнем ВМП и незначительными объемами ресурсов;

3) с высоким уровнем ВМП и значительными объемами привлеченных ресурсов;

4) с низким уровнем ВМП (в удельном измерении) и значительными объемами привлеченных ресурсов.

Для муниципальных образований Республики Башкортостан является предпочтительным попадание во 2 - 3 группы районов, которые могут рассматриваться как территории, обеспечивающие получение относительно высоких конечных результатов функционирования и развития (ВМП) либо за счет экономической активности в части привлечения ресурсов, либо за счет эффективности их использования.

Следует отметить как наиболее результативно функционирующие Дуванский, Нуримановский и Салаватский районы, которые по сравнению с другими северо-восточными территориями активнее участвуют в задействовании факторов развития и обеспечивают достижение уровня ВМП, адекватного имеющимся ресурсам.

1.3. Анализ основных показателей социально-экономического
развития северо-восточных районов Республики Башкортостан


В докризисный период (2005 - 2008 годы) экономика северо-восточных районов динамично развивалась. Так, в 2008 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал в фактических ценах возросли в 2,7 раза, оборот розничной торговли - в 1,9 раза, объем платных услуг населению - в 2,0 раза, увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1.3.1


ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
социально-экономического развития северо-восточных
районов Республики Башкортостан за 2005 - 2010 годы

N п/п

Наименование показателя, единица измерения

Динамика значений показателя по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. рублей

1732,30

1967,03

2817,01

5300,08

5476,50

5456,39

в расчете на душу населения, тыс. рублей

8,63

9,83

14,11

26,53

27,52

27,47

2

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

1716,1

2134,3

2986,6

4708,1

3475,13

2865,59

в расчете на душу населения, тыс. рублей

14610

15771

25345

29017

24683

18244

3

Инвестиции в основной капитал, % от объема инвестиций по республике в целом

2,0

2,0

1,9

2,3

2,3

2,1

4

Ввод в действие жилых домов, кв. м на 1000 человек

421,67

383,79

372,96

429,94

482,31

405,41

5

Продукция сельского хозяйства (в фактически действующих ценах), млн. рублей, в том числе:

5193,74

5845,71

6690,28

9056,59

9444,28

6143,42

5.1

растениеводство, млн. рублей

1647,56

1770,29

2126,07

3091,38

3152,84

-

5.2

животноводство, млн. рублей

3546,19

4075,42

4564,22

5965,21

6291,45

-

6

Валовый сбор сельхозпродукции, в том числе:

6.1

зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств, тыс. ц

1984,0

1886,5

1962,6

2355,5

1942,1

829,3

6.2

картофеля во всех категориях хозяйств, тыс. ц

1271,1

2002,8

1141,3

1124,1

1470,9

386,7

6.3

овощей открытого грунта во всех категориях хозяйств, тыс. т

338,3

407,0

203,1

199,6

242,1

90,4

7

Оборот розничной торговли, млн. рублей

2297,8

3114,5

3533,9

4343,7

4906,1

5526,0

в расчете на душу населения, тыс. рублей

11,45

15,56

17,71

21,74

24,65

27,82

8

Объем платных услуг населению, млн. рублей

481,99

655,52

829,74

984,69

1491,52

1556,06

в расчете на душу населения, тыс. рублей

2,40

3,28

4,16

4,93

7,50

7,84

9

Численность населения на конец года, тыс. человек

200,7

200,1

199,6

199,8

199,0

193,0

10

Средняя начисленная заработная плата, рубли

3936,6

5177,0

6484,6

8746,1

10126,0

11334,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»