Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 23 сентября 2011 года N 231-о

Об утверждении ведомственной целевой программы
"Развитие системы социального обслуживания населения"
на 2012 - 2014 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу в части реализации в 2014 году (Приказ Минтруда Республики Башкортостан от 07.07.2014 N 354-о).
____________________________________________________________________

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 года N 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"

    приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие системы социального обслуживания населения" на 2012 - 2014 годы.

2. Настоящий Приказ направить:

в Министерство экономического развития Республики Башкортостан для включения в Реестр ведомственных целевых программ;

в Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов для государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра Исхакова М.М.


Министр
Л.Х.Иванова





Утверждена
Приказом Министерства труда и
социальной защиты населения
Республики Башкортостан
от 23 сентября 2011 г. N 231-о

Ведомственная целевая программа
"Развитие системы социального обслуживания населения"
на 2012 - 2014 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование субъекта
бюджетного планирования

Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Башкортостан

Наименование
ведомственной целевой
программы

Ведомственная целевая программа "Развитие
системы социального обслуживания населения" на
2012 - 2014 годы (далее - Программа)

Наименование, номер и
дата принятия
соответствущего
нормативного акта об
утверждении Программы

Приказ Министерства труда и социальной защиты
населения Республики Башкортостан от 23
сентября 2011 года N 231-о "Об утверждении
ведомственной целевой программы "Развитие
системы социального обслуживания населения" на
2012 - 2014 годы"

Номер Программы в едином
реестре ведомственных
целевых программ

N 14 от 28 сентября 2011 года

Цели и задачи Программы

Цели: повышение уровня и качества жизни
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Задачи:
обеспечение государственных гарантий в сфере
социального обслуживания населения;
обеспечение безопасных и комфортных условий
проживания граждан пожилого возраста и
инвалидов в учреждениях социального
обслуживания населения;
развитие различных организационно-правовых форм
учреждений социального обслуживания

Целевые индикаторы и
показатели Программы

уровень обеспеченности населения социальными
услугами от общего числа нуждающихся в
социальных услугах;
степень удовлетворенности обслуживаемых граждан
качеством предоставляемых государственных
услуг;
охват граждан пожилого возраста и инвалидов
всеми видами социального обслуживания на дому;
численность граждан пожилого возраста и
инвалидов, состоящих в очередности на
стационарное социальное обслуживание;
удельный вес детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в учреждениях
социального обслуживания от общего числа детей-
инвалидов в республике;
удельный вес детей, воспитанников
специализированных учреждений (отделений,
филиалов учреждений) для несовершеннолетних,
охваченных семейными формами жизнеустройства;
уровень выполнения учреждениями социального
обслуживания установленного объема
государственного задания и обеспечение качества
оказываемых услуг

Характеристика
программных
мероприятий

Для достижения целей Программы необходимо
провести следующие мероприятия:
1. Предоставление государственных услуг в сфере
социального обслуживания населения в
соответствии с установленными стандартами их
качества.
2. Разработка и утверждение уставов
государственных бюджетных учреждений
социального обслуживания населения, перевод их
на новые формы финансового обеспечения

Сроки реализации
Программы

2012 - 2014 годы

Объемы и источники
финансирования Программы

6194591,1 тыс. руб. средства бюджета Республики
Башкортостан;
1328682,3 тыс. руб. средства от приносящей
доход деятельности

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

























Сохранение уровня обеспеченности населения
социальными услугами от общего числа
нуждающихся в социальных услугах на уровне
99,9%;
охват граждан пожилого возраста и инвалидов
всеми видами социального обслуживания на дому
на уровне 383 человек на 10000 граждан старше
трудоспособного возраста;
увеличение степени удовлетворенности
обслуживаемых граждан качеством предоставляемых
услуг до 99%;
снижение численности граждан пожилого возраста
и инвалидов, состоящих в очередности на
стационарное социальное обслуживание до 110
человек;
сохранение удельного веса детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в
учреждениях социального обслуживания от общего
числа детей-инвалидов в республике на уровне
78%;
увеличение удельного веса детей, воспитанников
специализированных учреждений (отделений,
филиалов учреждений) для несовершеннолетних,
охваченных семейными формами жизнеустройства до
75%;
сохранение уровня выполнения учреждениями
социального обслуживания установленного объема
государственного задания и обеспечение качества
оказываемых услуг 100%


ВВЕДЕНИЕ

Ведомственная целевая программа "Развитие системы социального обслуживания населения" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Приказа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 19 апреля 2011 года N 72-о "О разработке и реализации долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан" на 2012 - 2017 годы" в рамках реализации основных направлений Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 октября 2007 года N 296.

Необходимость разработки Программы обусловлена актуальностью вопросов дальнейшего развития системы оказания социальных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, пожилым людям, детям и иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, на современном этапе развития экономики страны задачей социальных служб является не только обеспечение основных гарантий в сфере социального обслуживания населения, но и повышение качества предоставляемых населению услуг, а также дальнейшее развитие системы социального обслуживания в рамках эффективного финансового менеджмента.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В период с 2007 по 2011 годы Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ведется работа по реализации основных положений Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 октября 2007 года N 296 (далее - Концепция).

Задачи в области социального обслуживания населения решались исходя из основной цели Концепции - обеспечение гарантий социальной защищенности граждан Республики Башкортостан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Для минимизации неблагоприятных воздействий социальной среды и смягчения их последствий в республике создана многофункциональная и постоянно совершенствующаяся система социального обслуживания населения.

В настоящее время социальное обслуживание населения в Республике Башкортостан осуществляется 74 государственными бюджетными, 6 государственными автономными и 11 муниципальными учреждениями социального обслуживания населения, из них:

62 комплексных центра социального обслуживания населения районов (городов) Республики Башкортостан;

21 стационарное учреждение для граждан пожилого возраста и инвалидов;

4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

3 социальных приюта для детей и подростков;

1 Республиканский комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства.

Разнообразны сложившиеся формы социального обслуживания населения: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания, стационарное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, оказание материальной помощи, предоставление временного приюта, реабилитационные услуги.

В 2009 - 2010 годах продолжалось развитие и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам социального обслуживания населения в Республике Башкортостан, в том числе приняты Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 года N 139 "Об утверждении положений о порядке деятельности государственных учреждений социального обслуживания Республики Башкортостан", Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 мая 2009 года N 184 "Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Башкортостан", внесены изменения и дополнения в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 июля 2006 года N 214 "О порядке и условиях социального обслуживания населения в Республике Башкортостан", Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2008 года N 89 "Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания Республики Башкортостан, и тарифов на них и Перечня дополнительных социальных услуг, не входящих в Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания Республики Башкортостан и тарифов на них".

Традиционно, наиболее многочисленной категорией потребителей услуг в сфере социального обслуживания являются граждане пожилого возраста, что обуславливается достаточно высокой средней долей пожилых (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) в составе населения (в Республике Башкортостан на уровне 19,6%).

При этом устойчивый спрос на социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание, сохраняется на протяжении нескольких лет.

Социальные услуги на дому предоставляются гражданам 159 отделениями в структуре комплексных центров социального обслуживания населения, из них 8 отделений социально-медицинского обслуживания. Проведенные в течение 2009 - 2010 годов мероприятия по оптимизации деятельности учреждений и изыскания их внутренних ресурсов позволили увеличить охват социальным обслуживанием на дому в 2010 году до 36154 человек (в 2008 году обслужено 28602 человека).

В среднем по республике на 10 тысяч граждан старше трудоспособного возраста приходится 384 обслуживаемых на дому.

Однако, в целом реальная потребность в получении социальных услуг на дому превышает возможность их предоставления учреждениями социального обслуживания. По данным учреждений социального обслуживания на 1 января 2011 года очередность на социальное обслуживание на дому составила 385 человек.

В последние годы наблюдается рост потребности населения республики в стационарном социальном обслуживании.

В настоящее время стационарное социальное обслуживание осуществляют 62 учреждения, в том числе 21 дом-интернат для престарелых и инвалидов (с учетом государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей) и 42 отделения в государственных бюджетных учреждениях комплексные центры социального обслуживания населения районов (городов) Республики Башкортостан, в которых постоянно проживают более 7 тысяч человек.

Анализ показывает, что в учреждениях интернатного типа для граждан пожилого возраста и инвалидов 29,6% клиентов проживают более 10 лет, 15,5% - более 20 лет. Таким образом, почти половина (45,7%) граждан пожилого возраста и инвалидов проживают в учреждениях социального обслуживания достаточно длительное время.

Потребность в стационарном социальном обслуживании в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также в психоневрологических интернатах для женщин удовлетворена полностью, очередность отсутствует. Вместе с тем, сохраняется очередность в психоневрологические интернаты мужского типа, которая на 1 января 2011 года составляет 228 человек, из них поставлено на учет в 2010 году - 141 человек.

Еще одним из важных направлений деятельности социальных служб является работа с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания семьи и детей в Республике Башкортостан представлена 43 учреждениями социального обслуживания. Среди них: 40 специализированных отделений (филиалов) для несовершеннолетних в структуре государственных бюджетных учреждений комплексные центры социального обслуживания населения районов (городов) Республики Башкортостан, Республиканский социальный приют для детей и подростков и два муниципальных учреждения - социальные приюты для детей и подростков г. Уфы. Общий коечный фонд названных учреждений составляет 1253 койко-мест.

В течение 2010 года услуги по социальной реабилитации в социальных приютах получили 3586 детей, в том числе 2466 детей, помещенных в течение 2010 года.

На 1 января 2011 года в социальных приютах на воспитании находилось 1159 детей, из которых 47,4% детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, 29,8% - проживавших в семьях, находящихся в социально опасном положении, 18% - оставшихся без попечения родителей или законных представителей, 1,8% - самовольно оставившие семью, 1,9% - не имевшие места жительства и 9 детей, ставших жертвами насилия.

В соответствии с законодательством названные учреждения обеспечивают временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывают социальную, психологическую и иную помощь детям, их родителям (иным законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.

Одним из приоритетов деятельности учреждений является восстановление социального статуса несовершеннолетних, содействие органам опеки и попечительства в их жизнеустройстве, отдавая предпочтение возвращению в родные семьи.

Так, за 2010 год из общего числа детей, находившихся на воспитании в социальных приютах, были возвращены в родные семьи 1488 детей (59%), переданы под опеку, на воспитание в приемные семьи и усыновлено 355 детей (14,1%), иными формами жизнеустройства охвачены 245 детей.

Реабилитационные мероприятия детям-инвалидам, в том числе детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, осуществляются 23 отделениями (филиалами) государственных бюджетных учреждений, комплексными центрами социального обслуживания населения районов (городов) Республики Башкортостан, Республиканским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями, государственным автономным учреждением Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в городе Кумертау, а также 2 муниципальными реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Уфе. Общий коечный фонд учреждений оставляет 327 койко-мест, штатная численность работников составляет 991,5 единиц.

Ежегодно около 15 тыс. детей получают более 2,5 млн. реабилитационных услуг, из них социально-медицинские услуги - 40%, социально-бытовые - 25%, социально-психологические - 21%, прочие - 14%.

В системе социальных служб республики услуги женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшимся насилию, оказываются 4 специализированными отделениями в структуре комплексных центров социального обслуживания населения (Кировский район г. Уфы, г. Белорецк, Татышлинский район, г. Сибай). Ежегодно кризисными центрами обслуживается около 10 тыс. человек, самыми востребованными являются социально-психологические (45%), социально-правовые (18%), социально-медицинские и социально-бытовые (по 15%) услуги.

Таким образом, деятельность социальных служб Республики Башкортостан направлена на гарантирование каждому гражданину поддержку в трудных жизненных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизненного цикла (регулярные услуги в течение определенного периода), надежную защиту (длительные и непрерывные услуги комплексного характера).


II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является повышение уровня и качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

обеспечение государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения;

обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения;

развитие различных организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.


III. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов:

N
п/п

Показатели (индикаторы)
реализации Программы

Единица
измере-
ния

Исходное
значение

Динамика показателя
в ходе реализации
Программы по годам

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

1

Уровень обеспеченности
населения социальными
услугами от общего числа
нуждающихся в социальных
услугах

%

99,9

99,9

99,9

99,9

2

Степень
удовлетворенности
обслуживаемых граждан
качеством предоставляемых
государственных услуг

%

99,2

99,9

99,9

99,9

3

Охват граждан пожилого
возраста и инвалидов всеми
видами социального
обслуживания на дому

человек
на 10000
пенсио-
неров

385

382

383

383

4

Численность граждан
пожилого возраста и
инвалидов, состоящих в
очередности на стационарное
социальное обслуживание

человек

228

110

110

110

5

Удельный вес детей-
инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в
учреждениях социального
обслуживания от общего
числа детей-инвалидов в
республике

%

78

78

78

78

6

Удельный вес детей,
воспитанников
специализированных
учреждений (отделений,
филиалов учреждений) для
несовершеннолетних,
охваченных семейными
формами жизнеустройства

%

73,1

75

75

75

7




Уровень выполнения
учреждениями социального
обслуживания установленного
объема государственного
задания и обеспечение
качества оказываемых услуг

%




100




100




100




100




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»