ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2010 года N 104

Об итогах социально-экономического развития
 Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год


Правительство Республики Башкортостан отмечает, что работа, проводимая республиканскими органами исполнительной власти, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, предприятиями и организациями республики в 2009 году была направлена на реализацию задач, поставленных в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние людей, приумножение созидательного потенциала Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2009 году)", а также антикризисных мер и стратегических направлений.

Социально-экономическое развитие республики в 2009 году проходило в условиях усилившегося влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса. При этом накопленный экономический потенциал, оперативно принятые меры по минимизации последствий кризиса на экономику и социальную сферу в рамках масштабной антикризисной программы, четко расставленные приоритеты позволили республике сохранить социальную и финансовую стабильность, продолжить структурные преобразования по диверсификации и модернизации экономики и в результате по итогам 2009 года обеспечить более позитивную динамику по основным макроэкономическим показателям, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу.

Оборот организаций по всем хозяйственным видам экономической деятельности в 2009 году снизился в действующих ценах на 14,4% по отношению к предыдущему году и составил 1,37 трлн. рублей.

Индекс промышленного производства по итогам 2009 года сложился на уровне 96,6%. На фоне снижения темпов промышленного производства в республике продолжала устойчиво функционировать добывающая промышленность. Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых составил 104,4%, в том числе в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - 103,5%, в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, - 110,9%.

Агропромышленный комплекс республики, несмотря на сложные общеэкономические условия, сохранил стабильное развитие. Объем продукции сельского хозяйства за 2009 год составил 100,8 млрд. рублей, или 100,1%. В республике основной объем валовой продукции сельского хозяйства формируется за счет личных подсобных хозяйств. Высока доля личных подворий в производстве молока, мяса, картофеля и других овощей.

В целях поддержки личных подворий разрабатывается программа развития личных подсобных хозяйств республики, оказывается государственная поддержка на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.

Удалось сохранить на уровне прошлого года динамику жилищного строительства. Построено 2352,0 тыс. кв. м жилья.

В 2009 году за счет всех источников финансирования введены в действие новые объекты в промышленности, сельском хозяйстве, связи, торговле и общественном питании, на транспорте.

Открыты новые общеобразовательные и лечебно-профилактические учреждения, клубы, спортивные сооружения, торгово-развлекательные центры. Продолжались газификация населенных пунктов, строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, водопроводных, канализационных и тепловых сетей.

Общий объем услуг, оказанных всеми организациями связи, действующими на территории республики, в 2009 году составил 21,1 млрд. рублей, что в фактически действующих ценах на 4,0% больше, чем в 2008 году.

На территории республики в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды собрано 227,2 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет и внебюджетные фонды перечислено 61,0%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 39,0%. Консолидированный бюджет Республики Башкортостан исполнен по доходам в объеме 114,1 млрд. рублей, по расходам - 117,5 млрд. рублей.

Продолжалась реализация 78 крупных инвестиционных проектов с общей суммой привлекаемых инвестиций около 600 млрд. рублей, осуществлялась реализация 102 республиканских программ, в том числе 49 целевых, обеспечивалось участие в мероприятиях 23 федеральных целевых программ.

Ситуация на рынке труда находилась под постоянным контролем. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,1% экономически активного населения, что не превысило параметры, предусмотренные программными документами по снижению напряженности на рынке труда.

Под особым контролем Правительства Республики Башкортостан в прошедшем году находились вопросы качества жизни, всесторонней поддержки различных слоев населения, безусловного выполнения социальных программ. Одним из приоритетов социальной политики в республике была государственная поддержка семьи, которая включала в себя целый комплекс экономических, социальных и правовых мер, направленных на создание условий для воспитания детей в семье, развитие образования, повышение уровня рождаемости и укрепление института семьи.

В 2009 году в республике исполнены все бюджетные обязательства, в том числе гарантированные государством, по всем направлениям социальной сферы.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2009 году увеличились на 2,8%. Среднедушевые денежные доходы населения в 2009 году составили 16119,1 рубля и выросли на 13,1%.

В 2009 году наметились позитивные изменения демографической ситуации. Впервые за последние 16 лет рождаемость превысила смертность на 2,3 тыс. человек.

В рамках Года поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан успешно выполнены мероприятия, направленные на физическое воспитание подрастающего поколения, пропаганду и популяризацию здорового образа жизни в подростково-молодежной среде. Проведено почти 11 тыс. массовых физкультурно-спортивных и молодежных мероприятий с участием около 1,5 млн. человек. Принимались меры по поддержке занятости и молодежного предпринимательства. В рамках развития инновационной деятельности впервые в нашей республике проходили Дни молодежной науки, которые были высоко оценены на всероссийском уровне.

Вместе с тем в условиях усилившегося влияния мирового финансово-экономического кризиса отмечалось снижение объемов производства в строительстве, транспорте, практически во всех обрабатывающих видах деятельности, за исключением производства кожи, изделий из кожи и производства обуви, производства транспортных средств и оборудования. Существенно снизился объем полученной предприятиями прибыли. Увеличилась доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций. Кредитное и инвестиционное сжатие определило ухудшение взаиморасчетов и рост объемов неплатежей.

Произошло сужение потребительского рынка. В кризисных условиях не сработала система Башкирского республиканского союза потребительских обществ.

Несмотря на принимаемые меры, позволившие не допустить массовой безработицы, увеличилось количество людей, не занятых на рынке труда. Актуальным оставался вопрос своевременной выплаты заработной платы. Заметно снизились темпы роста доходов населения и покупательская активность населения по отношению к предыдущему году.

В целях обеспечения выхода на траекторию устойчивого социально-экономического развития, перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды Правительство Республики Башкортостан

     постановляет:

1. Заместителям Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, руководителям республиканских органов исполнительной власти обеспечить:

достижение целевых ориентиров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2010 год и на период до 2012 года;

своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий (2007 - 2011 годы);

действенную реализацию мероприятий Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 - 2010 годы;

разработку в месячный срок комплексной Программы по реализации в 2010 году основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "Дальнейшая модернизация Башкортостана: путь к благополучию и процветанию в 21-м веке (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2010 году)" и ее действенную реализацию;

эффективное взаимодействие федеральных и республиканских органов исполнительной власти по реализации мероприятий по увеличению поступлений доходов от организаций по основным видам экономической деятельности, в том числе посредством координации деятельности рабочих групп при межведомственной комиссии по совершенствованию и применению налогового законодательства в Республике Башкортостан;

эффективное взаимодействие с государственными заказчиками федеральных целевых программ и активное участие предприятий и организаций в реализации мероприятий федеральных целевых программ и иных мероприятий на территории Республики Башкортостан;

реализацию мероприятий, посвященных Году Республики в Башкортостане, 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, двадцатой годовщине провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, III Всемирному курултаю башкир.

2. Республиканским органам исполнительной власти:

обеспечить государственную поддержку эффективных предприятий, имеющих четкие планы и программы действий;

продолжить взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями в целях оказания поддержки предприятиям и организациям республики;

продолжить реализацию мероприятий комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы";

обеспечить реализацию, поддержку и продвижение на федеральном уровне Программы повышения эффективности энергетического комплекса Республики Башкортостан;

обеспечить включение в свои ведомственные планы меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Республиканским органам исполнительной власти - государственным заказчикам республиканских целевых программ продолжить работу по:

обеспечению эффективной реализации мероприятий, целевого использования средств, привлекаемых за счет всех источников финансирования, действенного мониторинга их реализации;

привлечению дополнительных внебюджетных источников, в том числе кредитных ресурсов российских и международных финансовых организаций, на финансирование мероприятий целевых программ.

4. Республиканским органам исполнительной власти - главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Республики Башкортостан:

обеспечить своевременную подготовку и получение сертификатов ключей электронной цифровой подписи для проведения на отобранных электронных площадках открытых аукционов в электронной форме;

обеспечить приоритетность применения среди имеющихся способов размещения заказов открытого аукциона в электронной форме;

продолжить работу по включению в федеральные целевые программы на 2011 - 2012 годы мероприятий по Республике Башкортостан;

принять дополнительные меры по привлечению средств федерального бюджета в реализуемые в 2010 году проекты и программы;

принять дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников на финансирование мероприятий целевых программ;

обеспечить по итогам 2010 года проведение оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 ноября 2009 года N 433;

продолжить работу по повышению эффективности реализации новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях с учетом достижения качественных показателей их деятельности, а также зависимости уровня заработной платы руководителей от уровня заработной платы основного персонала;

обеспечить своевременную выплату заработной платы в бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан;

до 5 апреля 2010 года утвердить планы мероприятий по созданию автономных учреждений на 2010 год с учетом доведения доли автономных учреждений не ниже 10,0% к общему количеству бюджетных учреждений;

обеспечить проведение мероприятий по своевременному изменению правового статуса и порядка финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений различных типов;

продолжить работу по совершенствованию инструментов среднесрочного управления и бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечив взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики;

обеспечить расширение финансово-хозяйственной самостоятельности государственных учреждений при одновременном регламентировании и нормировании предоставления государственных услуг и организации контроля за качеством их предоставления;

завершить разработку стандартов и регламентов предоставления государственных услуг и обеспечить своевременное внесение соответствующих изменений в Перечень государственных услуг Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2009 года N 300;

обеспечить эффективное и экономное расходование бюджетных средств за счет перехода к формированию и финансовому обеспечению выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг и организации контроля за качеством их предоставления в соответствии со стандартами;

обеспечить сохранение достигнутого уровня доступности и качества государственных услуг, предоставляемых населению за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2010 год;

осуществлять мониторинг действующих и принимаемых бюджетных обязательств в целях недопущения принятия новых нормативных актов или выработки предложений по отмене действующих нормативных актов, исполнение которых за счет средств бюджета Республики Башкортостан не способствует развитию социальной сферы, не отвечает критериям адресности и нуждаемости;

обеспечить проведение мероприятий по оптимизации неэффективных расходов бюджета Республики Башкортостан;

проводить анализ и принимать меры по улучшению показателей эффективности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

обеспечить при распределении средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых для проведения капитального и текущего ремонта, а также приобретения оборудования, приоритет расходов, связанных с противопожарными мероприятиями, в том числе исполнением предписаний органов государственного пожарного надзора по устранению нарушений требований пожарной безопасности и соблюдением санитарно-гигиенических норм;

обеспечить своевременную и в полном объеме оплату за потребление энергетических ресурсов;

обеспечить разработку программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в соответствии с требованиями федерального законодательства.

5. Республиканским органам исполнительной власти, Национальному банку Республики Башкортостан (по согласованию), администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию) совместно с открытым акционерным обществом "Башкирский регистр социальных карт" принять меры по дальнейшей реализации проекта "Социальная карта Башкортостана".

6. Республиканским органам исполнительной власти - государственным заказчикам республиканской адресной инвестиционной программы обеспечить утверждение проектной документации объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, в части раздела 11 проектной документации "Смета на строительство объектов капитального строительства" в соответствии с законодательством.

7. Министерству экономического развития Республики Башкортостан:

обеспечить прогнозирование основных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год и на период до 2013 года, а также единство формирования прогноза в действиях республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, предприятий и организаций республики;

осуществлять ежеквартальный мониторинг социально-экономического развития Республики Башкортостан с учетом влияния негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, своевременно формировать и вносить предложения по обеспечению макроэкономической стабильности и социального благополучия;

обеспечить проведение мониторинга по разработке и реализации республиканскими органами исполнительной власти и другими получателями бюджетных средств, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан отраслевых, ведомственных и муниципальных программ по снижению потребления энергетических ресурсов на 2010 год;

предусмотреть при формировании республиканской адресной инвестиционной программы на 2011 год в установленном порядке софинансирование мероприятий инвестиционного характера, реализуемых с привлечением средств федерального бюджета;

организовать в Республике Башкортостан разработку долгосрочных целевых программ и входящих в их состав ведомственных целевых программ исходя из определенных долгосрочных целей социально-экономического развития республики и индикаторов их достижения;

до 1 июля 2010 года внести в Правительство Республики Башкортостан предложения по совершенствованию порядка формирования и реализации долгосрочных целевых программ в соответствии с федеральным законодательством;

до 1 августа 2010 года совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Башкортостан порядок разработки и реализации проектов Основных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»