ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2014 г. N 25

О внесении изменений в Программу модернизации
здравоохранения Республики Башкортостан на 2011 - 2013 годы


Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Программу модернизации здравоохранения Республики Башкортостан на 2011 - 2013 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2011 года N 80 (с последующими изменениями).


Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.Марданов





Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 27 января 2014 г. N 25


Изменения,
вносимые в Программу модернизации здравоохранения
Республики Башкортостан на 2011 - 2013 годы


1. В наименовании Программы слова и цифры "на 2011 - 2013 годы" заменить словами и цифрами "на 2011 - 2016 годы".

2. Дополнить Программу разделом XXI "Подпрограмма "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Республиканского перинатального центра" на 2014 - 2016 годы" следующего содержания:

"XXI. Подпрограмма "Проектирование, строительство и ввод
в эксплуатацию Республиканского перинатального центра"
на 2014 - 2016 годы

1. Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

"Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Республиканского перинатального центра" на 2014 - 2016 годы

Основной разработчик подпрограммы

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Участник подпрограммы

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Основания для разработки подпрограммы

Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (с последующими изменениями);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2013 года N 1873-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 года N 2302-р

Цели подпрограммы

Обеспечение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;
снижение материнской и младенческой смертности

Задачи подпрограммы

Строительство Республиканского перинатального центра;
подготовка и переподготовка медицинских кадров для работы в Республиканском перинатальном центре;
совершенствование территориальной модели оказания акушерской и неонатологической помощи;
повышение эффективности перинатальной помощи

Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы

Показатель ранней неонатальной смертности;
показатель мертворождаемости;
показатель младенческой смертности;
показатель материнской смертности;
доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами;
выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре

Срок и этапы реализации подпрограммы

2014 - 2016 годы без деления на этапы

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Объем финансирования подпрограммы составляет 1976911,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 1476911,2 тыс. рублей;
б) бюджета Республики Башкортостан - 500000,0 тыс. рублей, из них по годам:
в 2014 году - 400000,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 100000,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития плода в общем числе поставленных на учет в первый триместр беременности до 85%;
увеличение доли новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, в общем числе новорожденных до 98%;
снижение ранней неонатальной смертности с 2,8 до 2,6 случая на 1000 детей, родившихся живыми;
снижение мертворождаемости с 5,6 до 5,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми;
снижение младенческой смертности с 7,6 до 7,1 случая на 1000 детей, родившихся живыми;
снижение материнской смертности с 4,9 до 3,5 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми;
увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем числе женщин с преждевременными родами до 93%;
увеличение количества случаев выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, с 540 до 700 на 1000 детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела


Таблица 1


3. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
эффективности реализации подпрограммы

N п/п

Наименование целевого индикатора (показателя)

Единица измерения

Динамика количественных значений целевого индикатора (показателя)

на 1 января 2014 года

на 1 января 2015 года

на 1 января 2016 года

на 1 января 2017 года

1

2

3

4

5

6

7

1

Доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития плода в общем числе поставленных на учет в первый триместр беременности

%

75

76

84

85

2

Доля новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, в общем числе новорожденных

%

95

95

95

98

3

Ранняя неонатальная смертность (смертность детей в первые 168 часов жизни)

случаи на 1000 детей, родившихся живыми

2,8

2,8

2,8

2,6

4

Мертворождаемость (рождение мертвого плода, произошедшее после 28 недель беременности, длина плода при этом составляла не менее 35 см, масса плода - не менее 1000 граммов, а родившийся ребенок не сделал после рождения ни одного вдоха)

случаи на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми

5,6

5,6

5,6

5,2

5

Младенческая смертность

случаи на 1000 детей, родившихся живыми

7,6

7,3

7,2

7,1

6

Материнская смертность

случаи на 100 тыс. детей, родившихся живыми

4,9

4,8

3,5

3,5

7

Доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем числе женщин с преждевременными родами

%

85

85

85

93

8

Количество случаев выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела

случаи на 1000 детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела

540

560

650

700


3. Основные проблемы и прогноз развития сферы
реализации подпрограммы

3.1. Характеристика акушерского коечного фонда

Среди населения Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2013 года женщины составляли 53,2% (2163,9 тыс. человек), из них женщины фертильного возраста (15 - 49 лет) - 48,1% (1041,8 тыс. человек).

В Республике Башкортостан создана трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным женщинам, родильницам и роженицам, новорожденным, которая состоит из:

1) 54 родовспомогательных учреждений на 518 коек для беременных и рожениц (1-й уровень);

2) 10 межрайонных перинатальных центров на 1427 коек (2-й уровень):

на базе 7 городских и районных больниц на функциональной основе организована работа 7 межрайонных перинатальных центров, которые имеют прикрепленные медицинские организации: ГБУЗ РБ Центральная городская больница г. Сибая, ГБУЗ РБ Центральная городская больница г. Нефтекамска, ГБУЗ РБ Месягутовская центральная районная больница, ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г. Октябрьского, ГБУЗ РБ Центральная городская больница г. Кумертау, ГБУЗ РБ Клиническая больница N 1 г. Стерлитамака, ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница;

3 самостоятельных родильных дома выполняют функции перинатальных центров: ГБУЗ РБ Белорецкий родильный дом, ГАУЗ РБ Салаватский родильный дом (МБУЗ Клинический родильный дом N 4 ГО г. Уфа, выполняющий функции межрайонного перинатального центра, является учреждением 3-го уровня);

3) в учреждениях 3-го уровня 230 коек:

ГБУЗ Республиканский перинатальный центр (далее - ГБУЗ РПЦ) (без акушерских и неонатальных коек), имеющий 80 коек патологии беременных;

ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г.Г.Куватова, в составе которого акушерское отделение на 30 коек, отделение патологии беременных на 30 коек с неонатальным блоком на 20 коек, гинекологическое отделение на 40 коек;

родильное отделение на 90 коек Клиники ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет.

В Республике Башкортостан во всех учреждениях родовспоможения обеспечено совместное пребывание матери и ребенка.


3.2. Система оказания медицинской помощи беременным
женщинам, роженицам и родильницам, новорожденным

Координирующая и методическая работа с перинатальными центрами, медицинскими организациями Республики Башкортостан осуществляется посредством разработанной в 2006 году и обслуживаемой ГБУЗ РПЦ Интернет-системы "Мониторинг беременных женщин Республики Башкортостан", которая позволяет в режиме реального времени консультантам перинатальных центров определять группу риска, оптимизировать тактику ведения гестационного периода беременности, выбранную специалистами подведомственных родовспомогательных учреждений.

В 2009 году в регионе родились 55587 детей, в 2010 году - 57093 ребенка, в 2011 году - 55950 детей, в 2012 году - 59180 детей:

в учреждениях 1-го уровня в 2012 году было принято 16,5% от общего количества родов, здесь функционируют 518 коек (23,8% от общего количества акушерских коек) для беременных и рожениц;

в учреждениях 2-го уровня в 2012 году было принято 75,7% от общего количества родов, здесь функционируют 1427 коек (65,6% от общего количества акушерских коек) для беременных и рожениц;

в учреждениях 3-го уровня в 2012 году было принято 7,8% от общего количества родов, здесь функционируют 230 коек (10,6% от общего количества акушерских коек) для беременных и рожениц.

В Республике Башкортостан функционируют 137 коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных, из них в детских стационарах - 36 коек, в учреждениях родовспоможения - 101 койка.

В республике крайне недостаточно коек 3-го уровня системы оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, а также новорожденным. При этом в ГБУЗ РПЦ отсутствует акушерско-неонатальный блок.


3.3. Показатели деятельности системы оказания медицинской
помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам,
новорожденным в республике

До начала реализации Программы показатель младенческой смертности по состоянию на 1 января 2011 года равнялся 6,9 случая на 1000 детей, родившихся живыми (по Российской Федерации - 7,3 случая соответственно); по состоянию на 1 января 2012 года - 6,7 случая на 1000 детей, родившихся живыми (по Российской Федерации - 7,3 случая соответственно).

С 1 января 2012 года Республика Башкортостан перешла на новые критерии регистрации живорождений. По итогам 2012 года показатель младенческой смертности составил 7,9 случая на 1000 детей, родившихся живыми (среднероссийский показатель - 8,4 случая соответственно).

Снижению перинатальной смертности среди детей с массой тела до 1000 граммов способствовало оснащение в рамках Программы учреждений родовспоможения оборудованием для выхаживания новорожденных, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела.

Показатель материнской смертности по Республике Башкортостан стабильно ниже среднероссийского показателя: в 2010 году по Республике Башкортостан - 7,0 случая на 100 тыс. родов, завершившихся рождением живых детей (по Российской Федерации - 16,5 случая соответственно); в 2012 году по Республике Башкортостан - 6,8 случая на 100 тыс. родов, завершившихся рождением живых детей (по Российской Федерации - 11,5 случая соответственно).

В 2012 году отмечалось снижение общей заболеваемости новорожденных по сравнению с 2010 годом на 2,7%. Ниже стала заболеваемость инфекциями перинатального периода на 11,5%, внутриутробной гипоксией и асфиксией при родах - на 15,3%, неонатальной желтухой - на 5,6%. Показатель заболеваемости детей первого года жизни в 2012 году снизился по сравнению с 2010 годом на 0,5% и составил 2389,6 случая на 1000 детей данного возраста.

С 2010 года в Республике Башкортостан отмечается снижение числа абортов на 12,8%, показателя абортов - на 7,9% (24,1 случая на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2010 году, 22,2 случая - в 2012 году соответственно). В структуре абортов преобладали аборты в сроки до 12 недель, включая мини-аборты (93,9%). В динамике за 3 года существенно снизился такой показатель, как прерывание беременности по социальным показаниям (в 2010 году прервано 11 случаев беременности, в 2012 году - 5 случаев); количество абортов по медицинским показаниям сократилось за указанный период в 2 раза (1507 случаев в 2010 году, 738 случаев в 2012 году). Однако увеличилась доля самопроизвольных абортов в общем количестве абортов (с 23,4% в 2010 году до 27,1% в 2012 году). Удельный вес мини-абортов в 2012 году составил всего 19,2% от общего количества абортов (в 2010 году - 19,0%), использование медикаментозного аборта - 4,9% (в 2010 году - 2,2%). С 2011 года проведение аборта с использованием медикаментозных средств включено в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан.

Действенной мерой профилактики абортов является применение современных методов контрацепции, при этом растет удельный вес женщин, использующих гормональную контрацепцию (с 17,4% в 2010 году до 20,6% в 2012 году).


3.4. Характеристика кадрового потенциала региональной
системы оказания медицинской помощи беременным женщинам,
родильницам и роженицам, новорожденным

На протяжении ряда лет в Республике Башкортостан отмечается снижение числа врачей-педиатров при некотором увеличении количества акушеров-гинекологов. По состоянию на 1 января 2013 года насчитывались 1504 педиатра и 154 неонатолога по образовательному уровню, при этом работающих физических лиц - 1324 человека, а из них 1197 педиатров и 127 неонатологов (в 2010 году - 1380 и 132 человека соответственно).

Специализированную помощь женскому населению Республики Башкортостан оказывают 823 акушера-гинеколога. Обеспеченность врачами-неонатологами, акушерами-гинекологами по республике ниже, чем в среднем по России: в 2012 году 26,0 неонатолога приходилось на 10 тыс. детей, родившихся живыми, 4,72 акушера-гинеколога - на 10 тыс. женского населения. Укомплектованность медицинских учреждений региона врачами-педиатрами составляет 66,1%, врачами-неонатологами - 52,2%, акушерами-гинекологами - 59,3%.

На сегодняшний день в республике 70% родов сопровождаются той или иной акушерской либо экстрагенитальной патологией. Ежегодно увеличивается количество беременных женщин, требующих родоразрешения в условиях акушерского стационара 3-го уровня.

В ряде медицинских организаций родильные отделения не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, имеют дефицит кадров (акушеров-гинекологов, неонатологов) и не располагают возможностью для качественного оказания помощи при нормальных родах и возникновении осложнений.


3.5. Обоснование целесообразности строительства нового
Республиканского перинатального центра на 130 коек
в городе Уфе

В Республике Башкортостан существуют объективные основания для строительства нового перинатального центра. По итогам 2012 года численность населения региона составила 4064,2 тыс. жителей, при этом отмечались высокий удельный вес женщин фертильного возраста (48,1%), значительное количество детей, родившихся живыми (59180 человек). В связи с переходом на новые критерии регистрации живорождения выросли показатель младенческой смертности (7,9 случая на 1000 детей, родившихся живыми), а также показатель перинатальной смертности (8,6 случая на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми). Обеспеченность акушерами-гинекологами, врачами-неонатологами в республике ниже, чем по Российской Федерации.

Обеспеченность реанимационными койками для новорожденных составляет 2,1 единицы на 1000 родов. На фоне ежегодного роста рождаемости увеличивается количество беременных высокой группы риска, которым родоразрешение показано в условиях специализированных центров, растет число глубоко недоношенных детей, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи.

В республике отсутствует перинатальный центр 3-го уровня, соответствующий современным требованиям, что диктует острую потребность в его строительстве. Существующий ГБУЗ РПЦ не имеет акушерско-неонатального блока.

Для строительства нового Республиканского перинатального центра на 130 коек определен земельный участок в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресу: г. Уфа, ул. Авроры, 18/1. Строительная площадка расположена в непосредственной близости с многопрофильными медицинскими организациями 2-го и 3-го уровней: ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница, ГБУЗ Республиканская станция переливания крови, ГБУЗ Республиканский кардиологический центр, ГБУЗ РБ Больница скорой медицинской помощи г. Уфы, МБУЗ Клинический родильный дом N 4 ГО г. Уфа, ГУ Уфимский институт глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан; в 10 минутах езды находится ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г.Г.Куватова.


4. Система мероприятий подпрограммы

4.1. Обоснование структуры и коечной мощности нового
Республиканского перинатального центра на 130 коек
в городе Уфе

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»