• Текст документа
  • Статус
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2005 г. N 44

Об утверждении концепции развития стекольной и фарфоро-фаянсовой
промышленности Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы

Во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2004 года N 140 "Об утверждении комплексной программы по реализации в 2004 году основных положений Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "Время требует новых решений (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2004 году)", в целях обеспечения устойчивого развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов




Концепция развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 21 марта 2005 г. N 44


Содержание


1. Введение

2. Оценка состояния, тенденции и основные проблемы развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики

2.1. Оценка состояния отрасли

2.2. Тенденции развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности

2.3. Основные проблемы предприятий стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности

3. Цель и основные задачи развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики

3.1. Повышение конкурентоспособности предприятий

3.2. Развитие инновационной деятельности

3.3. Привлечение инвестиций

3.4. Развитие внешнеэкономической деятельности

3.5. Повышение экологической безопасности производства

4. Приоритетные направления развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики

5. Подготовка предприятий стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики к работе в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию

6. Этапы реализации Концепции

7. Ресурсное обеспечение реализации Концепции

8. Основные меры государственной поддержки развития отрасли

9. Механизм реализации Концепции

10. Мониторинг реализации Концепции

11. Заключение

1. Введение


Концепция развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О промышленной политике в Республике Башкортостан" и определяет основные направления, цели и задачи развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики на основе оценки состояния и тенденций развития отрасли.

В Концепции определены механизм и этапы ее реализации, а также основные меры государственной поддержки и система мониторинга развития отрасли.

2. Оценка состояния, тенденции и основные проблемы развития
стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики


2.1. Оценка состояния отрасли


Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность республики в отраслевой структуре промышленного производства составляет 0,9%. На четырех основных предприятиях отрасли: ОАО "Салаватстекло", ОАО "Красноусольский стекольный завод", ООО "Туймазинский фарфоровый завод" и ООО "Октябрьский завод фарфоровых изделий" - занято свыше 5000 человек. В структуре уставного капитала большинства предприятий отрасли преобладает частный капитал физических и юридических лиц. Государственная доля Республики Башкортостан имеется в ОАО "Красноусольский стекольный завод" (60% уставного капитала) и ОАО "Салаватстекло" (спецправо "золотая акция").

С 1990 по 2000 год экономическая ситуация в отрасли характеризовалась непрерывным сокращением объемов производства, связанным с общей экономической ситуацией в России (высокая инфляция, практика бартерных взаиморасчетов, конкуренция на рынке товаров народного потребления с товарами из Турции, Китая, Юго-Восточной Азии, снижение платежеспособности и спроса, рост взаимных долгов и неплатежей, в том числе в бюджет, и т.д.). Объем промышленного производства в отрасли к 2000 году сократился в 2 раза и составил 47,7% к уровню 1990 года. Оказавшись в тяжелом финансово-экономическом положении, часть предприятий была признана несостоятельными (банкротами).

С 2000 года в отрасли наблюдаются стабилизация экономической ситуации и некоторый рост промышленного производства: индекс физического объема в 2000 году составил 129,6%, в 2001 году - 113,2%.

Несмотря на указанные положительные тенденции, конкурентоспособность продукции отрасли в целом остается низкой, что объясняется высокой степенью моральной и физической (до 50%) изношенности основных фондов и, как следствие, ограниченностью технологических возможностей предприятий.

Инвестиционная деятельность в отрасли осуществляется за счет собственных средств предприятий и направлена в основном на замену устаревшего оборудования, не обеспечивая таким образом инновационных потребностей отрасли: начиная с 1990 года средний процент обновления основных фондов практически равен среднему проценту их выбытия, оставаясь при этом на самом низком уровне - менее 1% в год, по сравнению с другими отраслями промышленности. Этим объясняется определенное снижение (1 - 1,5% в год) отраслевого индекса физического объема в 2002 - 2003 годах.

С начала 2004 года в работе отрасли наметилась стабилизация. В течение года был увеличен выпуск всех видов стекла. Предприятиями стекольной подотрасли в 2004 году выпущено 122,1 млн. бутылок и 21,7 млн. банок, что выше уровня 2003 года соответственно на 8,2 и 6,4%. Возобновлено производство посуды на ООО "Туймазинский фарфоровый завод" и ООО "Октябрьский завод фарфоровых изделий". По состоянию на 31 декабря 2004 года выпущено 4,5 млн. предметов фарфоро-фаянсовой посуды, что в 2,3 раза больше, чем за 2003 год.

При уровне средней заработной платы ниже среднего соответствующего значения по промышленности на 16% отрасль в данный момент в целом характеризуется положительной рентабельностью, а также устойчивой тенденцией снижения затрат (3 - 4% в год) и роста объемов производства (2,5 - 3% в месяц к аналогичным периодам 2003 года).

2.2. Тенденции развития стекольной и фарфоро-фаянсовой
промышленности


В настоящее время рынок стекла в России формируется под влиянием следующих факторов:

увеличение объемов промышленного и гражданского строительства;

проведение государственной политики экономии энергоресурсов, в том числе с использованием энергосберегающих материалов и конструкций;

развитие автомобильной промышленности;

развитие мебельной промышленности;

увеличение объемов работ в сфере услуг по резке и обработке стекла, остеклению зданий и помещений и др.

По экспертным оценкам, емкость рынка стекла имеет устойчивую тенденцию роста и в абсолютных величинах оценивается следующим образом (таблица 1).

Таблица 1.

Таблица 1

Емкость
рынка стекла России

300


250
250

229
208

200
189

154,5


139,5
150 Потребность
млн.
кв. 120,5
м 102,5

100
89,9


50


0
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
(ожид.) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз)

Устойчивый рост объемов потребления стеклопродукции связан с тем, что за последние 10 лет в производстве листового стекла произошли существенные изменения. Если раньше основным назначением такой продукции было остекление окон, то сейчас ее основная часть поступает на вторичную переработку, такую, как нанесение покрытий, закалка, изготовление многослойных стекол, стеклопакетов и т.д. - листовое стекло стало базовым продуктом для производства конечной продукции более высокого передела.

Смена целевого назначения вызвала и соответствующее изменение требований, предъявляемых потребителями к качеству листового стекла.

В России требования к качеству листового стекла определяются ГОСТ 111-2001 "Стекло листовое. Технические условия". Этим стандартом предусмотрено восемь марок листового стекла (М0 - М7), различающихся требованиями к внешнему виду (допустимому количеству и размерам пороков стекла) и оптическим характеристикам. Аналогичная классификация стекла по маркам имеется в европейских стандартах и стандартах США.

В мировой практике существуют два основных способа производства листового стекла: горизонтальный на расплаве металла (флоат-стекло) и вертикального вытягивания (ВВС). В развитых странах в основном используется флоат-процесс, обеспечивающий более высокие производительность и качество выпускаемой продукции.

На территории России в настоящее время функционируют 10 заводов -производителей листового стекла, причем конкурентное преимущество имеют производители флоат-стекла: ОАО "Борский стекольный завод", ОАО "Саратовстекло" и ОАО "Салаватстекло". Остальные предприятия производят листовое стекло по устаревшей технологии вертикального вытягивания. Таким образом, можно констатировать, что в России существует дефицит высококачественного термически полированного листового стекла и падает спрос на стекло вертикального вытягивания. Структурный сдвиг рынка направлен на увеличение спроса на стекло марок М1 - М2 и уменьшение спроса на стекло марок М4 - М7, так как все высокотехнологичные операции возможны только со стеклом марок М0, М1, М2. Если в 1996 году объем потребления составлял 20% марочного стекла (М1, М2) и 80% немарочного стекла, то к 2006 году эти значения поменяются местами (таблица 2).

Таблица 2.

Таблица 2


Объем
потребления в России термополированного флоат-стекла
(высокомарочного) и стекла вертикального вытягивания (ВВС)

Наименование продукции

1996 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.
(прогноз)

2006 г.
(прогноз)

Стекло вертикального
вытягивания (ВВС)

млн.
кв. м

55,3

33

23,2

23,2

23,2

доля в
общем
объеме

80%

32%

19%

17%

15%

Стекло
термополированное
(флоат стекло)

млн.
кв. м

13,8

69,5

97,3

116,3

131,3

доля в
общем
объеме

20%

68%

81%

83%

85%

Итого

млн.
кв. м

69,1

102,5

120,5

139,5

154,5


На развитие рынка стеклотарной продукции в последние годы в России влияет интенсивное развитие пищевой промышленности, особенно таких ее сегментов, как производство алкогольных и безалкогольных напитков. Рост производства продукции, которая разливается в стеклянную посуду, влечет за собой и рост спроса на пищевую стеклотару (в среднем на 20% в год). Стеклянная тара является одним из наиболее распространенных экологически чистых видов потребительской тары для расфасовки пищевых продуктов. Анализ состояния рынка и производства стеклянных бутылок и банок свидетельствует о том, что объем производства удовлетворяет потребность перерабатывающих предприятий не более чем на 55%. Производство стеклотары в большинстве случаев осуществляется на морально и физически устаревшем оборудовании, поэтому качество бутылок и банок отечественного производства значительно отстает от международных стандартов как по точности геометрических размеров и массе, так и по качеству поверхности изделий. Согласно экспертным прогнозам, в ближайшие годы сохранится устойчивый рост спроса на стеклянную тару расширенного ассортимента.

Перед республиканскими предприятиями стекольной подотрасли наиболее остро стоят проблемы в сфере производства жидкого стекла и теплозвукоизоляционных материалов. Это обусловлено, с одной стороны, отсутствием дефицита и наличием высокой конкуренции на рынке данной продукции, с другой, - появлением новых эффективных и высококонкурентных полимерных материалов (пенопласт и др.). Основными направлениями развития в данной области являются следующие: снижение непроизводственных издержек, оперативное реагирование на технические предпочтения потребителей, обеспечение высокого уровня сервисного обслуживания покупателей, готовность своевременно переориентировать производство и др.

Рынок сбыта фарфоро-фаянсовой продукции можно условно разделить на 3 сегмента:

изделия невысокой стоимости и невысокого качества, доступные широкому кругу потребителей (60% рынка);

изделия среднего и выше среднего уровня качества (30% рынка);

изделия высокого качества (около 10% рынка).

Продукция большинства отечественных производителей, в том числе и республиканских, представлена в первом сегменте рынка. Средняя цена изделия в нем колеблется от 10 до 15 рублей, а основными конкурентами являются большинство заводов Китая и Украины.

Во втором сегменте представлена продукция, импортируемая из Китая и Европы. Средняя цена таких изделий - от 30 до 150 рублей. Конкурентоспособность отечественных предприятий в этом секторе крайне низка из-за применения устаревшей технологии пластического формования, в то время как европейские и китайские производители давно используют новую технологию - изостатическое прессование и литье под давлением, что делает производство экономичным, а изделия - качественными.

Третий сегмент представлен в основном импортной посудой, цена за изделие которой свыше 150 рублей.

Кроме представленной классификации, рынок фарфоровых изделий подразделяется на бытовой фарфор и профессиональный фарфор (для гостинично-ресторанного бизнеса, сферы общественного питания и т.д.).

Профессиональный фарфор отличается повышенной плотностью, белизной, выдерживает многократную мойку в посудомоечных машинах. Основные российские потребители профессионального фарфора пользуются импортным, более качественным фарфором. Вместе с тем основная масса недорогих гостиниц и ресторанов не могут позволить себе дорогостоящий европейский фарфор, а российские предприятия не сформировали предложения на рынке профессиональной посуды.

Анализ ситуации в фарфоро-фаянсовой подотрасли показывает, что для успешной конкуренции отечественных производителей во втором и третьем сегментах рынка фарфоровых изделий, а также на рынке профессиональной посуды необходимы расширение ассортиментного ряда и повышение качественных характеристик (белизна, дизайн, качество деколи, упаковки и др.) выпускаемой продукции.

Таким образом, в настоящее время основные тенденции развития стекольной подотрасли связаны с увеличением рыночного спроса на высокомарочное полированное листовое стекло для вторичного передела, стекло расширенного ассортимента (крупногабаритное, тонких и толстых номиналов), автомобильное и архитектурное стекло. Устойчивой остается тенденция увеличения спроса на стеклотарную продукцию.

В фарфоро-фаянсовой подотрасли направления развития предприятий формируются постоянным спросом на высококачественную с низкой себестоимостью продукцию потребительского и профессионального назначения, художественные изделия, а также изделия различной объемной конфигурации, изготовленные по новейшим технологиям - методом изостатического формования и литья под давлением.

2.3. Основные проблемы предприятий стекольной и фарфоро-фаянсовой
промышленности


Решение задач, стоящих перед отраслью, неразрывно связано с решением следующих основных проблем предприятий стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности:

модернизация и техническое перевооружение основных фондов;

пополнение оборотных средств;

повышение инвестиционной привлекательности;

внедрение новейших технологий, позволяющих удовлетворить спрос на продукцию с требуемыми потребительскими свойствами и качеством;

поиск и освоение региональных и международных рынков сбыта;

оптимизация внутренних корпоративных отношений, структуры производства.

3. Цель и основные задачи развития стекольной и фарфоро-фаянсовой
промышленности республики


Цель развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики - формирование рентабельного, высокотехнологичного производства, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворение рыночного спроса на высококачественные товары потребительского и профессионального назначения, стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Основными задачами развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности являются следующие:

повышение конкурентоспособности предприятий;

развитие инновационной деятельности;

привлечение инвестиций;

развитие внешнеэкономической деятельности;

повышение экологической безопасности производства.

3.1. Повышение конкурентоспособности предприятий


Повышение конкурентоспособности предприятий обеспечивается за счет реализации следующих мер:

совершенствование управления с использованием современных средств и методов менеджмента;

оптимизация структуры предприятий и численности производственно-промышленного персонала;

развитие маркетинга, проведение гибкой ценовой политики;

проведение реконструкции предприятий, модернизация оборудования, внедрение новейших наукоемких технологий;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

участие в выставочной деятельности, кооперационных поставках продукции;

совершенствование рекламной деятельности с использованием современных информационных и рекламных технологий, специальной печатной продукции;

расширение номенклатуры и ассортимента импортозамещающей стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции;

внедрение в соответствии с мировыми стандартами систем менеджмента качества.

3.2. Развитие инновационной деятельности


Внедрение инновационных технологий обеспечивается за счет осуществления следующих мер:

разработка и реализация инновационных программ предприятий;

формирование инфраструктуры по созданию, апробированию, внедрению и патентованию инновационных разработок;

привлечение научно-исследовательских институтов и конструкторско-технологических учреждений к разработкам новейших технологий;

использование научного потенциала образовательных учреждений.

3.3. Привлечение инвестиций


Пути привлечения инвестиций следующие:

разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятий;

привлечение средств путем эмиссии ценных бумаг;

использование лизинга (финансовой аренды) технологий и оборудования;

создание совместных предприятий с иностранными партнерами;

участие в холдингах, финансово-промышленных группах;

обеспечение "прозрачности" финансово-экономической информации для инвесторов, собственников, кредиторов;

развитие корпоративного управления, в том числе оптимизация организационных структур, создание механизмов урегулирования корпоративных конфликтов, обеспечение защиты прав акционеров;

участие в реализации федеральных и республиканских целевых программ социально-экономического развития региона.

3.4. Развитие внешнеэкономической деятельности


В целях развития внешнеэкономической деятельности основными направлениями должны стать:

участие предприятий в международных выставках, презентациях, деловых встречах и т.п.;

использование общераспространенных информационных систем для рекламы производимой продукции;

сертификация систем управления качеством предприятий в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000;

создание и развитие высокосервисной сети сбыта в зарубежных странах;

развитие кооперационных связей с зарубежными партнерами в сферах производства и поставок продукции;

повышение технического уровня и качества готовой продукции.

3.5. Повышение экологической безопасности производства


Для повышения экологической безопасности производства необходимо:

проведение экспертизы экологической безопасности производства на стадиях разработки и внедрения проектов строительства, реконструкции и модернизации предприятий;

обеспечение соблюдения технологических требований;

внедрение системы экологического контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ;

соблюдение установленных предельно допустимых норм сбросов и выбросов загрязняющих веществ.

4. Приоритетные направления развития стекольной и фарфоро-фаянсовой
промышленности республики


Приоритетными направлениями развития стекольной промышленности республики являются следующие:

увеличение производства высокомарочного термически полированного листового стекла;

расширение ассортимента безопасного автомобильного и строительного стекла с заданными низкоэмиссионными свойствами (огнестойкость, термо- и звукоизоляция и др.);

использование технологий многослойных и однослойных покрытий различного назначения;

расширение ассортимента выпускаемой стеклянной тары.

Приоритетными направлениями развития фарфоро-фаянсовой промышленности республики являются следующие:

техническое переоснащение;

повышение качества продукции;

расширение ассортимента продукции.

5. Подготовка предприятий стекольной и фарфоро-фаянсовой
промышленности республики к работе в условиях вступления
России во Всемирную торговую организацию


Подготовка предприятий стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики к работе в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию обеспечивается решением задач, определенных настоящей Концепцией, а также реализацией мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере экономики и технического регулирования, формирование защитных мер в условиях растущего отраслевого импорта.

6. Этапы реализации Концепции


Реализация Концепции предусматривает два этапа.

На первом этапе - 2005 - 2007 годы - должны быть обеспечены:

устойчивый рост объемов производства;

повышение качества продукции;

расширение ассортимента выпускаемой продукции.

На втором этапе - 2008 - 2010 годы - планируются:

обновление, модернизация и техническое перевооружение основных фондов;

внедрение наукоемких технологий;

выход предприятий отрасли на международный рынок.

7. Ресурсное обеспечение реализации Концепции


Основными инвестиционными ресурсами, необходимыми для реализации Концепции, являются следующие:

собственные средства предприятий;

привлеченные средства (инвестиции собственников, банковские кредиты, кредиты внебюджетных фондов);

средства бюджета Республики Башкортостан, бюджетов районов и городов;

ресурсы, привлекаемые по лизинговым сделкам;

средства иных источников.

8. Основные меры государственной поддержки развития отрасли


Система основных мер государственной поддержки развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики формируется в соответствии с законодательством и включает в себя:

целевое бюджетное финансирование;

предоставление государственных гарантий инвесторам;

совершенствование системы представления интересов государства в органах управления акционерных обществ;

поддержка экспортно-ориентированных предприятий в проведении ими сертификации производства и продукции на соответствие международным стандартам;

поддержка предприятий, участвующих в российских и международных тендерах;

совершенствование системы государственных закупок.

9. Механизм реализации Концепции


Основой механизма реализации Концепции на первом этапе (2005 - 2007 годы) должны стать инвестиционные программы предприятий, разработанные с привлечением органов государственной власти, научных учреждений, потенциальных зарубежных и российских инвесторов.

На втором этапе (2008 - 2010 годы) основой механизма реализации Концепции должна стать программа развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики.

10. Мониторинг реализации Концепции


Мониторинг реализации Концепции включает в себя анализ реализации инвестиционных программ предприятий, а также контроль за выполнением программы развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности республики.

Такой мониторинг осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан с участием предприятий по следующим направлениям:

мониторинг и анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятий и отрасли в целом;

мониторинг товарных рынков по схемам "спрос-предложение" и "ввоз-вывоз товаров";

формирование банка данных инвестиционных и инновационных проектов;

формирование и ведение реестров предприятий, справочников продукции и др.

11. Заключение


Настоящая Концепция включает механизм и ресурсное обеспечение ее реализации, определяет основные направления развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности Республики Башкортостан на среднесрочную перспективу, основные меры государственной поддержки отрасли.

Реализация мер, предусмотренных Концепцией, позволит провести модернизацию основных фондов отрасли, повысить качество и расширить ассортимент выпускаемой продукции, обеспечить стабильный рост объемов производства и выход предприятий на международный рынок.




Документ сверен по:
"Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 2005, N 8 (206), ст. 375

Об утверждении концепции развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы

Название документа: Об утверждении концепции развития стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы

Номер документа: 44

Вид документа: Постановление Правительства Республики Башкортостан

Принявший орган: Правительство Республики Башкортостан

Статус: Действующий

Опубликован: "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 2005, N 8 (206), ст. 375
Дата принятия: 21 марта 2005

Дата начала действия: 21 марта 2005