Действующий

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы


Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 22 августа 2013 г. N 379

     
План
мероприятий ("дорожная карта") по развитию системы
профессиональной ориентации обучающихся и молодых
граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы

     
1. Общие положения


В плане мероприятий ("дорожной карте") по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы (далее - план) определены цели, задачи и основные мероприятия по созданию республиканской системы профессиональной ориентации, направленной на содействие профессиональному самоопределению учащихся, успешной социализации и эффективной самореализации молодых граждан, качественное развитие трудового потенциала и использование его в интересах инновационного развития республики.

План является основой для разработки на республиканском и муниципальном уровнях нормативных правовых актов, других организационных и методических документов в сфере сопровождения профессионального самоопределения граждан.

Целевая категория участников мероприятий плана - обучающиеся общеобразовательных учреждений и их родители (законные представители), выпускники учреждений профессионального образования.

2. Проблемы в сфере профессиональной ориентации обучающихся
и молодых граждан в Республике Башкортостан


Реализация инвестиционных проектов как федерального, так и регионального уровней требует увеличения количества квалифицированных работников на рынке труда. В связи с этим актуально решение следующих вопросов:

формирования современной структуры занятости с учетом развития рынка труда, появления новых специальностей и профессий, изменения содержания и условий труда традиционных профессий;

исследования перспективных потребностей рынка труда;

обеспечения эффективной политики молодежной занятости;

развития профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации;

повышения престижа рабочих профессий;

укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.

Изучение ситуации, сложившейся на рынке труда республики, состояния подготовки кадров в учреждениях профессионального образования выявило:

наличие территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы, формирующее кадровый дефицит;

необходимость рационального распределения трудовых ресурсов;

потребность в специалистах, обладающих профессиональными компетенциями и квалификациями, отсутствие их у многих молодых граждан;

непривлекательность рабочих мест из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда, отсутствия социального пакета;

отсутствие представлений у большинства молодых граждан о реальном спросе на кадры и ориентация этих граждан на получение "престижных" специальностей в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

На ситуацию с обеспечением кадровыми ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы республики оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан. В настоящее время перед населением ставятся задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями, умениями, навыками, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогут им профессионально адаптироваться.

По данным исследований <*>, более 21% выпускников общеобразовательных учреждений республики не определились с выбором профессий, не зная, какие из них востребованы на современном рынке труда. Среди респондентов 85% выбирают образовательные учреждения высшего профессионального образования в качестве места учебы. При этом основными критериями их выбора являются "современность и перспективность профессии", "высокая заработная плата", "соответствие профессии личным способностям". Результаты опроса свидетельствуют о том, что сохраняется необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений. Необходимо строить образовательный маршрут выпускников школ с привязкой к будущей профессионально-трудовой деятельности. В действующем формате профориентации зачастую у школьников не происходит знакомства с имеющимися возможностями профессионального самоопределения в соответствии с ситуацией на рынке труда и спросом на рабочую силу. Отсутствует обучение умениям и навыкам, необходимым для принятия конструктивных решений по построению профессионально-образовательной траектории и планированию карьеры.

--------------------------------

<*> Социологические исследования Уфимского научного центра Российской академии наук, март 2012; Портал SuperJob, август 2012.

Современная система профориентации должна не просто помогать молодым гражданам в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный уровень на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своим карьерным ростом, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни. С экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, успешную профессионально-трудовую адаптацию молодых граждан.

Актуальной является проблема социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования всех уровней к рынку труда.

Вышеизложенное подтверждает факт актуализации потребностей населения в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между существующими потребностями общества в общественно полезном труде и сложившимися устремлениями человека.

Отсутствие звена, связывающего в единое целое субъекты профориентационной работы, свидетельствует о значимости обозначенных проблем, а именно: несовершенства межведомственного взаимодействия участников системы профессиональной ориентации (учреждений образования, службы занятости населения, органов молодежной и социальной политики, средств массовой информации, работодателей), отсутствия системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (деятельности) обучающейся молодежи.