ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2013 года N 155

О Концепции республиканской целевой программы "Развитие
радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан"
на 2013 - 2020 годы

(с изменениями на 4 сентября 2014 года)

________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 04.09.2014 N 415
________________________________________________________________________________________________________________________________


В целях развития экономического потенциала Республики Башкортостан и увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства республики Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы.          

2. Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан учесть основные положения Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы при разработке и утверждении государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Республике Башкортостан". (в ред. Постановления Правительства РБ от 04.09.2014 N 415

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.

Президент
Республики Башкортостан
Р.З.Хамитов

     




Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 15 апреля 2013 г. N 155

Концепция
республиканской целевой программы "Развитие
радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан"
на 2013 - 2020 годы


ВВЕДЕНИЕ

Основанием для разработки Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы (далее - Концепция; Программа) является Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан на 2013 год.

Концепция обосновывает необходимость разработки и реализации Программы на основе единых, согласованных подходов со стороны органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, предприятий радиоэлектронного комплекса, научных и образовательных учреждений, заинтересованных лиц.

Правовую основу Концепции и Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

Стратегическое значение развития радиоэлектронной отрасли для социально-экономического развития Российской Федерации в условиях ужесточения конкуренции на мировом и внутреннем рынках обосновано в государственной программе "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 года N 2396-р. В указанную программу входят федеральные целевые программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", а также подпрограммы "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники на 2011 - 2020 годы" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года".

Необходимость разработки Программы основана на наличии в Республике Башкортостан значительного потенциала в данной высокотехнологичной области, сохранившегося с постсоветского периода, но не используемого в полной мере из-за существующих проблем и отсутствия соответствующих масштабных региональных инновационных проектов, в том числе реализуемых с государственной поддержкой. Программа должна стать инструментом по преодолению системного кризиса в радиоэлектронном секторе промышленности Республики Башкортостан.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ
РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Анализ современного состояния предприятий радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан (далее - РЭК РБ) дает основание полагать, что, несмотря на определенные положительные тенденции последнего времени, выражающиеся в развитии отдельных предприятий, комплекс проблем в целом по отрасли пока не преодолен. Большинство предприятий комплекса начиная с 90-х годов прошлого века вынуждены не полноценно работать, а выживать. Результатами этого явились утрата позиций на традиционных рынках сбыта, отток квалифицированных кадров, моральное и физическое старение технологий и оборудования. Часть крупных предприятий РЭК РБ до сих пор имеет структуру производства и использует технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях закрытой, не рыночной экономики. Кроме того, произошло обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий, что, в свою очередь, определило их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.

Собственных резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий РЭК РБ в современных рыночных условиях, требующих реструктуризации производства и существенных инвестиций в модернизацию продукции для обеспечения ее конкурентоспособности, недостаточно.

Ситуация, сложившаяся в РЭК РБ, оценивается как системный кризис, характеризующийся наличием следующих проблем:

низкая конкурентоспособность продукции предприятий РЭК РБ на рынке Российской Федерации как по причине неудовлетворительных функционально-стоимостных параметров продукции, так и из-за отсутствия грамотной маркетинго-сбытовой политики и умения работать в условиях жесткой рыночной конкуренции;

критический моральный и физический износ производственной инфраструктуры, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к выпуску современной конкурентоспособной продукции;

разрыв старых кооперационных отраслевых связей между разработчиками, поставщиками сырья и материалов и потребителями продукции и, как следствие, необходимость поиска новых рынков сбыта, разработки конкурентоспособной продукции и существенной реструктуризации производства;

низкая квалификация менеджмента и собственников предприятий, не отвечающая требованиям эффективного управления высокотехнологичными и наукоемкими производствами в условиях рыночных отношений, усугубляемая отсутствием системной государственной поддержки наукоемких отраслей экономики;

недостаток инвестиционных и дешевых кредитных ресурсов, необходимых для реструктуризации производства и создания научно-технического задела в целях обеспечения производственных перспектив.

Указанные проблемы можно решить только при условиях консолидации потенциалов всех заинтересованных предприятий РЭК РБ и обязательной стратегической поддержки отрасли со стороны государственных органов власти всех уровней.

Развитие РЭК РБ необходимо рассматривать с учетом анализа всех внутренних и внешних факторов, к которым в первую очередь относятся:

усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и внутригосударственную систему национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

ускорение процессов технологических изменений, усиливающих роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающих влияние многих традиционных факторов социально-экономического роста;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического и социального развития в условиях ужесточения конкуренции и глобализации рынка высококвалифицированных кадровых ресурсов;

необходимость наращивания собственного потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности для конкурентной борьбы на мировом и внутреннем рынках в условиях усиления глобальной конкуренции и дефицита инвестиционных ресурсов.

Радиоэлектронная отрасль рассматривается в качестве стратегической для развития экономического потенциала Республики Башкортостан с учетом следующих положительных факторов:

наличие значительного по масштабам Российской Федерации научно-технического и промышленного потенциала предприятий РЭК РБ, накопленного в период существования СССР;

существование в Республике Башкортостан промышленного потенциала в других отраслях экономики (машиностроение, авиастроение, нефтехимия, автомотостроение и др.), являющихся потенциальными потребителями продукции РЭК РБ, которая может достигать в перспективе до 30% от конечной стоимости высокотехнологичной продукции данных отраслей и во многом определять ее конкурентоспособность;

сосредоточение значительного научного потенциала в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных и научно-исследовательских учреждениях, расположенных на территории Республики Башкортостан и осуществляющих подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;

основные промышленные предприятия РЭК РБ являются исполнителями государственного оборонного заказа и входят в оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации.

К числу значимых представителей РЭК РБ относятся предприятия: ОАО "Уфимское приборостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "УППО"), ОАО "Башкирское производственное объединение "Прогресс" (далее - ОАО "БПО "Прогресс"), ОАО "Уфимский завод микроэлектроники "Магнетрон" (далее - ОАО "УЗМ "Магнетрон"), ОАО "БЭТО", ОАО "Научно-исследовательский институт "Солитон" (далее - ОАО "НИИ "Солитон"), ОАО "Научно-производственное предприятие "Полигон" (далее - ОАО "НПП "Полигон"), ОАО "Уфимский завод "Промсвязь" (далее - ОАО "УЗ "Промсвязь"), ОАО "Уфимское агрегатное производственное объединение" (далее - ОАО "УАПО"), ОАО "Уфимское научно-производственное предприятие "Молния" (далее - ОАО "УНПП "Молния"), ОАО "Научно-производственное объединение "Геофизика" (далее - ОАО "НПО "Геофизика"), ОАО "Нефтеавтоматика", ООО "ЧИП".

Продукция предприятий РЭК РБ охватывает следующие сегменты рынка по назначению: телекоммуникации, аэрокосмические системы, промышленная автоматика, топливно-энергетический комплекс, нефтехимический комплекс, оборудование для геологоразведки и бурения, медицинское приборостроение, средства измерения и неразрушающего контроля.

Подготовкой кадров и научными исследованиями в области радиоэлектроники и прикладных радиоэлектронных систем занимаются федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет (далее - ФГБОУ ВПО УГАТУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (далее - ФГБОУ ВПО УГНТУ), Башкирский государственный университет (далее - ФГБОУ ВПО БГУ) и государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования Уфимский авиационный техникум (далее - ГБОУ СПО УАТ), Уфимский государственный колледж радиоэлектроники (далее - ГБОУ СПО УГКР), а также подразделения Академии наук Республики Башкортостан (далее - АН РБ) и Уфимского научного центра Российской академии наук (далее - УНЦ РАН).

Начиная с 90-х годов XX века в Республике Башкортостан образовалось значительное число малых предприятий, занимающихся разработкой, производством и внедрением систем автоматизации в промышленном и гражданском сегментах рынка (например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства), которые рассматриваются как потенциальные исполнители Программы.

Консолидация потенциалов всех вышеуказанных предприятий в рамках реализации Программы при наличии долгосрочной системной региональной политической и экономической поддержки обеспечит устойчивый рост объемов производства высокотехнологичной продукции и, соответственно, социально-экономических показателей деятельности предприятий РЭК РБ.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целями Программы являются следующие:

обеспечение в долгосрочной перспективе устойчивого роста доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте Республики Башкортостан;

повышение научно-технического потенциала РЭК РБ до уровня, отвечающего требованиям конкурентоспособности мирового и российского рынков высокотехнологичной радиоэлектронной продукции.

Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить ряд задач:

создать условия для эффективного функционирования и развития радиоэлектронного кластера республики и обеспечить путем кооперации предприятий - участников кластера повышение эффективности использования существующих научно-технического и производственного потенциалов для достижения поставленных целей;

создать на базе указанного кластера инфраструктуру, обеспечивающую предприятиям РЭК РБ современный уровень информационно-коммуникационных, транспортно-логистических, маркетинговых, образовательных, финансово-инвестиционных и других услуг, направленных на развитие отрасли;

провести модернизацию образовательной, научно-технической и производственно-технологической базы РЭК РБ в целях обеспечения ее соответствия требованиям по разработке и производству конкурентоспособной продукции в современных условиях;

сформировать систему инновационного развития РЭК РБ в условиях рыночной экономики, обеспечивающую устойчивый рост объемов высокотехнологичной региональной продукции при соблюдении баланса интересов государства, бизнеса и общества;

создать условия для повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей научно-промышленного комплекса Республики Башкортостан.

В соответствии с целями и задачами Программы необходимо разработать систему программных мероприятий и перечень целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы, обеспечивающих возможность объективного контроля за ее ходом.


3. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЭК РБ

Основанием для разработки Программы являются:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 года N 2396-р;

государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р (с последующими изменениями);

Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.

Выбор направлений реализации Программы базируется на указанных документах с учетом влияния всех внешних и внутренних факторов, оценки уровня их воздействия на процесс реализации Программы.

Основными направлениями реализации Программы являются следующие:

развитие и использование человеческого капитала как стратегического ресурса и главного внутреннего фактора реализации Программы;

рост потенциала РЭК РБ путем формирования и совершенствования радиоэлектронного кластера с инфраструктурой, отвечающей современным требованиям в условиях жесткой рыночной конкуренции, путем интеграции направлений развития кластера с другими направлениями инновационного развития промышленности Республики Башкортостан;

развитие малых и средних предприятий в радиоэлектронном кластере как стратегическое направление и одно из условий устойчивого функционирования крупных производственных предприятий и РЭК РБ в целом;

интеграция Программы с другими программами инновационного развития Республики Башкортостан, с государственными программами Российской Федерации и программами развития взаимосвязанных отраслей промышленности и науки - важное направление вхождения РЭК РБ в структуру рынка Российской Федерации и средство привлечения внешних инвестиционных ресурсов;

создание эффективной системы взаимодействия республиканских и муниципальных органов власти с резидентами радиоэлектронного кластера в рамках концепции частно-государственного партнерства.

Наиболее сложная организационная задача реализации Программы - создание радиоэлектронного кластера как сложной бизнес-системы, функционирующей без образования юридического лица. Для решения данной задачи необходимо обеспечить следующие условия:

сформировать экономические механизмы, закрепленные нормативными правовыми актами и основанные на преимуществах вхождения в радиоэлектронный кластер, для мотивации предприятий к участию в нем;

создать эффективную организационную структуру для управления процессами функционирования и развития кластера как системы взаимосвязанных, но при этом самостоятельных предприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»