• Текст документа
  • Статус
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2013 года N 155

О Концепции республиканской целевой программы "Развитие
радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан"
на 2013 - 2020 годы

(с изменениями на 4 сентября 2014 года)

________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 04.09.2014 N 415
________________________________________________________________________________________________________________________________


В целях развития экономического потенциала Республики Башкортостан и увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства республики Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы.

2. Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан учесть основные положения Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы при разработке и утверждении государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Республике Башкортостан". (в ред. Постановления Правительства РБ от 04.09.2014 N 415

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.

Президент
Республики Башкортостан
Р.З.Хамитов






Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 15 апреля 2013 г. N 155

Концепция республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы


ВВЕДЕНИЕ

Основанием для разработки Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы (далее - Концепция; Программа) является Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан на 2013 год.

Концепция обосновывает необходимость разработки и реализации Программы на основе единых, согласованных подходов со стороны органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, предприятий радиоэлектронного комплекса, научных и образовательных учреждений, заинтересованных лиц.

Правовую основу Концепции и Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

Стратегическое значение развития радиоэлектронной отрасли для социально-экономического развития Российской Федерации в условиях ужесточения конкуренции на мировом и внутреннем рынках обосновано в государственной программе "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 года N 2396-р. В указанную программу входят федеральные целевые программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", а также подпрограммы "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники на 2011 - 2020 годы" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года".

Необходимость разработки Программы основана на наличии в Республике Башкортостан значительного потенциала в данной высокотехнологичной области, сохранившегося с постсоветского периода, но не используемого в полной мере из-за существующих проблем и отсутствия соответствующих масштабных региональных инновационных проектов, в том числе реализуемых с государственной поддержкой. Программа должна стать инструментом по преодолению системного кризиса в радиоэлектронном секторе промышленности Республики Башкортостан.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ
РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Анализ современного состояния предприятий радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан (далее - РЭК РБ) дает основание полагать, что, несмотря на определенные положительные тенденции последнего времени, выражающиеся в развитии отдельных предприятий, комплекс проблем в целом по отрасли пока не преодолен. Большинство предприятий комплекса начиная с 90-х годов прошлого века вынуждены не полноценно работать, а выживать. Результатами этого явились утрата позиций на традиционных рынках сбыта, отток квалифицированных кадров, моральное и физическое старение технологий и оборудования. Часть крупных предприятий РЭК РБ до сих пор имеет структуру производства и использует технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях закрытой, не рыночной экономики. Кроме того, произошло обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий, что, в свою очередь, определило их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.

Собственных резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий РЭК РБ в современных рыночных условиях, требующих реструктуризации производства и существенных инвестиций в модернизацию продукции для обеспечения ее конкурентоспособности, недостаточно.

Ситуация, сложившаяся в РЭК РБ, оценивается как системный кризис, характеризующийся наличием следующих проблем:

низкая конкурентоспособность продукции предприятий РЭК РБ на рынке Российской Федерации как по причине неудовлетворительных функционально-стоимостных параметров продукции, так и из-за отсутствия грамотной маркетинго-сбытовой политики и умения работать в условиях жесткой рыночной конкуренции;

критический моральный и физический износ производственной инфраструктуры, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к выпуску современной конкурентоспособной продукции;

разрыв старых кооперационных отраслевых связей между разработчиками, поставщиками сырья и материалов и потребителями продукции и, как следствие, необходимость поиска новых рынков сбыта, разработки конкурентоспособной продукции и существенной реструктуризации производства;

низкая квалификация менеджмента и собственников предприятий, не отвечающая требованиям эффективного управления высокотехнологичными и наукоемкими производствами в условиях рыночных отношений, усугубляемая отсутствием системной государственной поддержки наукоемких отраслей экономики;

недостаток инвестиционных и дешевых кредитных ресурсов, необходимых для реструктуризации производства и создания научно-технического задела в целях обеспечения производственных перспектив.

Указанные проблемы можно решить только при условиях консолидации потенциалов всех заинтересованных предприятий РЭК РБ и обязательной стратегической поддержки отрасли со стороны государственных органов власти всех уровней.

Развитие РЭК РБ необходимо рассматривать с учетом анализа всех внутренних и внешних факторов, к которым в первую очередь относятся:

усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и внутригосударственную систему национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

ускорение процессов технологических изменений, усиливающих роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающих влияние многих традиционных факторов социально-экономического роста;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического и социального развития в условиях ужесточения конкуренции и глобализации рынка высококвалифицированных кадровых ресурсов;

необходимость наращивания собственного потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности для конкурентной борьбы на мировом и внутреннем рынках в условиях усиления глобальной конкуренции и дефицита инвестиционных ресурсов.

Радиоэлектронная отрасль рассматривается в качестве стратегической для развития экономического потенциала Республики Башкортостан с учетом следующих положительных факторов:

наличие значительного по масштабам Российской Федерации научно-технического и промышленного потенциала предприятий РЭК РБ, накопленного в период существования СССР;

существование в Республике Башкортостан промышленного потенциала в других отраслях экономики (машиностроение, авиастроение, нефтехимия, автомотостроение и др.), являющихся потенциальными потребителями продукции РЭК РБ, которая может достигать в перспективе до 30% от конечной стоимости высокотехнологичной продукции данных отраслей и во многом определять ее конкурентоспособность;

сосредоточение значительного научного потенциала в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных и научно-исследовательских учреждениях, расположенных на территории Республики Башкортостан и осуществляющих подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;

основные промышленные предприятия РЭК РБ являются исполнителями государственного оборонного заказа и входят в оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации.

К числу значимых представителей РЭК РБ относятся предприятия: ОАО "Уфимское приборостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "УППО"), ОАО "Башкирское производственное объединение "Прогресс" (далее - ОАО "БПО "Прогресс"), ОАО "Уфимский завод микроэлектроники "Магнетрон" (далее - ОАО "УЗМ "Магнетрон"), ОАО "БЭТО", ОАО "Научно-исследовательский институт "Солитон" (далее - ОАО "НИИ "Солитон"), ОАО "Научно-производственное предприятие "Полигон" (далее - ОАО "НПП "Полигон"), ОАО "Уфимский завод "Промсвязь" (далее - ОАО "УЗ "Промсвязь"), ОАО "Уфимское агрегатное производственное объединение" (далее - ОАО "УАПО"), ОАО "Уфимское научно-производственное предприятие "Молния" (далее - ОАО "УНПП "Молния"), ОАО "Научно-производственное объединение "Геофизика" (далее - ОАО "НПО "Геофизика"), ОАО "Нефтеавтоматика", ООО "ЧИП".

Продукция предприятий РЭК РБ охватывает следующие сегменты рынка по назначению: телекоммуникации, аэрокосмические системы, промышленная автоматика, топливно-энергетический комплекс, нефтехимический комплекс, оборудование для геологоразведки и бурения, медицинское приборостроение, средства измерения и неразрушающего контроля.

Подготовкой кадров и научными исследованиями в области радиоэлектроники и прикладных радиоэлектронных систем занимаются федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет (далее - ФГБОУ ВПО УГАТУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (далее - ФГБОУ ВПО УГНТУ), Башкирский государственный университет (далее - ФГБОУ ВПО БГУ) и государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования Уфимский авиационный техникум (далее - ГБОУ СПО УАТ), Уфимский государственный колледж радиоэлектроники (далее - ГБОУ СПО УГКР), а также подразделения Академии наук Республики Башкортостан (далее - АН РБ) и Уфимского научного центра Российской академии наук (далее - УНЦ РАН).

Начиная с 90-х годов XX века в Республике Башкортостан образовалось значительное число малых предприятий, занимающихся разработкой, производством и внедрением систем автоматизации в промышленном и гражданском сегментах рынка (например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства), которые рассматриваются как потенциальные исполнители Программы.

Консолидация потенциалов всех вышеуказанных предприятий в рамках реализации Программы при наличии долгосрочной системной региональной политической и экономической поддержки обеспечит устойчивый рост объемов производства высокотехнологичной продукции и, соответственно, социально-экономических показателей деятельности предприятий РЭК РБ.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целями Программы являются следующие:

обеспечение в долгосрочной перспективе устойчивого роста доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте Республики Башкортостан;

повышение научно-технического потенциала РЭК РБ до уровня, отвечающего требованиям конкурентоспособности мирового и российского рынков высокотехнологичной радиоэлектронной продукции.

Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить ряд задач:

создать условия для эффективного функционирования и развития радиоэлектронного кластера республики и обеспечить путем кооперации предприятий - участников кластера повышение эффективности использования существующих научно-технического и производственного потенциалов для достижения поставленных целей;

создать на базе указанного кластера инфраструктуру, обеспечивающую предприятиям РЭК РБ современный уровень информационно-коммуникационных, транспортно-логистических, маркетинговых, образовательных, финансово-инвестиционных и других услуг, направленных на развитие отрасли;

провести модернизацию образовательной, научно-технической и производственно-технологической базы РЭК РБ в целях обеспечения ее соответствия требованиям по разработке и производству конкурентоспособной продукции в современных условиях;

сформировать систему инновационного развития РЭК РБ в условиях рыночной экономики, обеспечивающую устойчивый рост объемов высокотехнологичной региональной продукции при соблюдении баланса интересов государства, бизнеса и общества;

создать условия для повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей научно-промышленного комплекса Республики Башкортостан.

В соответствии с целями и задачами Программы необходимо разработать систему программных мероприятий и перечень целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы, обеспечивающих возможность объективного контроля за ее ходом.


3. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЭК РБ

Основанием для разработки Программы являются:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 года N 2396-р;

государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р (с последующими изменениями);

Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.

Выбор направлений реализации Программы базируется на указанных документах с учетом влияния всех внешних и внутренних факторов, оценки уровня их воздействия на процесс реализации Программы.

Основными направлениями реализации Программы являются следующие:

развитие и использование человеческого капитала как стратегического ресурса и главного внутреннего фактора реализации Программы;

рост потенциала РЭК РБ путем формирования и совершенствования радиоэлектронного кластера с инфраструктурой, отвечающей современным требованиям в условиях жесткой рыночной конкуренции, путем интеграции направлений развития кластера с другими направлениями инновационного развития промышленности Республики Башкортостан;

развитие малых и средних предприятий в радиоэлектронном кластере как стратегическое направление и одно из условий устойчивого функционирования крупных производственных предприятий и РЭК РБ в целом;

интеграция Программы с другими программами инновационного развития Республики Башкортостан, с государственными программами Российской Федерации и программами развития взаимосвязанных отраслей промышленности и науки - важное направление вхождения РЭК РБ в структуру рынка Российской Федерации и средство привлечения внешних инвестиционных ресурсов;

создание эффективной системы взаимодействия республиканских и муниципальных органов власти с резидентами радиоэлектронного кластера в рамках концепции частно-государственного партнерства.

Наиболее сложная организационная задача реализации Программы - создание радиоэлектронного кластера как сложной бизнес-системы, функционирующей без образования юридического лица. Для решения данной задачи необходимо обеспечить следующие условия:

сформировать экономические механизмы, закрепленные нормативными правовыми актами и основанные на преимуществах вхождения в радиоэлектронный кластер, для мотивации предприятий к участию в нем;

создать эффективную организационную структуру для управления процессами функционирования и развития кластера как системы взаимосвязанных, но при этом самостоятельных предприятий.

Мировой опыт показывает, что значительное количество кластерных образований возникло и функционирует в местах концентрации научных и научно-образовательных центров, являющихся генераторами новых идей и научно-технических решений. Ядром таких образований зачастую становятся технопарки, выполняющие функции интеграторов и коммуникаторов для всех заинтересованных сторон, а также функцию инкубаторов для малых предприятий.

Для реализации Программы предлагается использовать существующую структуру университетского технопарка - некоммерческого партнерства "Башкирский инновационный научно-технологический парк" в качестве организатора взаимодействия и сотрудничества всех предприятий кластера РЭК РБ, выполняющего свои функции под руководством коллегиального органа управления кластером - координационного совета. Это позволит объединить в кластер не только производственные предприятия, но и научные и образовательные учреждения, а также установить гибкие партнерские отношения с предприятиями других областей науки и промышленности как в регионе, так и за его пределами.


4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа содержит следующие разделы:

1. Анализ факторов и состояния развития РЭК РБ.

2. Цели, задачи и целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы.

3. Стратегии и приоритетные задачи развития РЭК РБ.

4. Система программных мероприятий.

5. Срок и этапы реализации Программы.

6. Ресурсное обеспечение Программы.

7. Оценка результатов реализации Программы.

8. Механизм управления Программой.

9. Система информационного обеспечения исполнителей Программы.

Основной раздел Программы - "Система программных мероприятий" - дает развернутый план решения приоритетных задач развития РЭК РБ в соответствии с программными целями.

При разработке приоритетных направлений развития РЭК РБ в Программе учитывались следующие факторы:

на выбор приоритетных направлений развития РЭК РБ может значительно повлиять самостоятельный выбор направлений перспективного развития и технологического перевооружения предприятий Республики Башкортостан, входящих в состав государственных корпораций;

детальный и всесторонний анализ научно-технического потенциала предприятий - исполнителей Программы, включая потенциал образовательных и научных учреждений Республики Башкортостан, позволит убедительно обосновать наиболее перспективные направления развития предприятий РЭК РБ с учетом не только прогноза развития рыночной конъюнктуры, но и имеющегося научно-технического задела;

при разработке перспективных направлений развития предприятий РЭК РБ в Программе, помимо указанных факторов, необходимо оценить возможный объем привлечения инвестиций;

в качестве одного из приоритетных направлений реализации Программы нужно рассматривать решение задачи по кооперации РЭК РБ с другими отраслями экономики Республики Башкортостан, включая как традиционно развитые в республике отрасли промышленности (авиационная, машиностроительная, нефтехимическая), так и новые направления производства наукоемкой продукции (биотехнологии, телемедицина, электроника). Такая кооперация обеспечит больший уровень локализации производства наукоемкой продукции в Республике Башкортостан.


5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОК И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предлагаемый срок реализации Программы - 2013 - 2020 годы.

Предлагаемые этапы реализации Программы:

а) 1-й этап - 2013 год:

детализация подпрограмм, формирование механизмов реализации и финансирования Программы, основанные на качественном анализе потенциалов предприятий РЭК РБ и создании эффективной системы управления Программой;

формирование инфраструктуры РЭК РБ;

формирование систем маркетинга и информационного обеспечения Программы;

б) 2-й этап - 2014 - 2015 годы:

реинжиниринг РЭК РБ, включая модернизацию технологической базы, подготовку кадров и создание перспективного научно-технического задела;

развитие региональной системы маркетинга высокотехнологичной продукции и системы поддержки республиканских производителей радиоэлектронной продукции на внешних и внутренних рынках;

развитие системы венчурного финансирования разработок перспективной продукции;

интеграция РЭК РБ в структуру производства высокотехнологичной продукции других отраслей Республики Башкортостан;

в) 3-й этап - 2016 - 2020 годы:

наращивание объемов производства и продажи продукции РЭК РБ, включая экспорт продукции на мировые рынки;

увеличение качественного уровня и объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по определению перспективных направлений производства продукции РЭК РБ;

снижение доли бюджетных средств и увеличение доли внебюджетных инвестиций в финансировании Программы;

формирование рыночной системы взаимоотношений государственных и местных органов власти, бизнеса и общества в составе инфраструктуры РЭК РБ.

По окончании каждого года реализации Программы подводятся итоги, формируется и представляется в Правительство Республики Башкортостан отчет о ходе реализации Программы, а также обоснованные предложения по ее коррекции.


6. МЕХАНИЗМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Общий объем финансирования Программы уточняется на этапе ее разработки исходя из расчетных значений требуемых объемов инвестиций в совокупности по всем программным мероприятиям.

Источниками финансирования Программы являются следующие:

собственные средства исполнителей Программы;

бюджетные средства, выделенные на реализацию Программы из федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

средства внебюджетных источников.

Учитывая кризисное финансовое состояние большинства предприятий РЭК РБ в настоящее время, в Программе предусматривается постепенное повышение доли собственных средств ее исполнителей, направляемых на развитие производства конкурентоспособной продукции, исходя из их реальной финансовой способности на каждом этапе реализации Программы, в форме реинвестиций. На первых этапах основной объем инвестиций для реализации мероприятий Программы формируется из бюджетных источников и привлеченных средств.

В качестве привлеченных средств рассматриваются следующие источники финансирования:

целевые инвестиции собственников предприятий РЭК РБ, направляемые на развитие предприятий, независимо от Программы;

привлечение финансовых инвестиций в РЭК РБ через участие в федеральных целевых программах и других государственных программах, в том числе и на конкурсной основе;

использование грантов различных фондов, включая международные, для создания научно-технического задела и подготовки соответствующих специалистов высокой квалификации;

привлечение прямых внешних инвестиций в перспективные бизнес-проекты РЭК РБ.

Объем внебюджетных инвестиций, привлекаемых в РЭК РБ, напрямую зависит от его научно-технического и производственно-технологического потенциалов. Использование бюджетных инвестиций на первоначальном этапе направлено на повышение инвестиционной привлекательности РЭК РБ для внешних инвесторов.

Планируемые направления расходования бюджетных инвестиций следующие:

развитие инфраструктуры радиоэлектронного кластера Республики Башкортостан;

совершенствование системы подготовки кадров для РЭК РБ, включая развитие системы детского и молодежного технического творчества;

развитие системы венчурного финансирования высокорисковых научно-технических исследований и стартапов новых инновационных предприятий республики, в том числе с привлечением частного капитала путем создания и развития эффективных совместных фондов в структуре радиоэлектронного кластера;

финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по стратегическим направлениям развития кластера РЭК РБ на начальном этапе реализации Программы для создания научно-технического задела по производству перспективной продукции.

Доля бюджетного финансирования программных мероприятий начиная с 2016 года снижается за счет увеличения объема инвестиций из внебюджетных источников, включая увеличение объемов реинвестиций предприятий - участников Программы в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также в технологическое развитие научно-производственной базы.

Формы привлечения бюджетных ассигнований для реализации Программы должны быть гибкими, обеспечивающими максимальную бюджетную эффективность, но не в ущерб долгосрочной динамике развития радиоэлектронного кластера и научно-технического потенциала Республики Башкортостан. Приоритетами финансирования за счет бюджетных средств на условиях субсидирования выступают инфраструктурные и социально значимые программные направления и мероприятия. При разработке Программы форма и объем бюджетных инвестиций обоснованы и согласованы в установленном порядке.


7. ОЦЕНКА РИСКОВ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка рисков, способных возникнуть при реализации программных мероприятий, является обязательной составляющей в системе управления Программой, проводится на постоянной основе в составе системного анализа текущей ситуации на всех этапах реализации Программы в целях минимизации последствий влияния отрицательных факторов на достижение ее целей и плановых значений индикаторов эффективности реализации.

К внешним факторам, влияющим на достижение целей Программы, относятся обстоятельства, наступление которых не зависит от ее участников:

условия, сложившиеся на рынках сбыта радиоэлектронной продукции;

доступность и размеры инвестиционных ресурсов для реализации Программы;

стоимость и доступность всех видов ресурсов, необходимых для выполнения программных мероприятий;

изменения политической и экономической ситуации в стране и мире;

изменения нормативной правовой базы;

изменения мирового научно-технического уровня в областях, связанных с производством и потреблением радиоэлектронной продукции.

К внутренним рискам, возможным при реализации Программы, относятся следующие:

низкая эффективность системы управления Программой;

недостаточная обеспеченность ресурсами при выполнении программных мероприятий;

ошибки и недочеты в выборе приоритетных направлений реализации Программы;

отсутствие заинтересованности предприятий РЭК РБ и/или их собственников участвовать в Программе на условиях частно-государственного партнерства;

неэффективное или нецелевое использование инвестиционных ресурсов, привлеченных в рамках реализации Программы.

Основными мерами, позволяющими предотвратить риски или нейтрализовать их последствия, являются следующие:

тщательность и высокое качество разработки Программы;

организация оптимальной системы информационного обеспечения Программы, предусматривающей мониторинг и системный анализ текущей ситуации для принятия обоснованных управленческих решений, связанных с реализацией Программы, и ее оперативной коррекции с учетом изменений факторов риска;

использование в системе менеджмента всего спектра современных технологий, повышающих качество управления сложными высокорисковыми проектами;

диверсификация направлений и инструментов поддержки развития предприятий РЭК РБ;

повышение уровня квалификации всех исполнителей Программы.


8. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ожидаемую эффективность реализации Программы корректно оценивать с позиции всех ее исполнителей относительно соответствующих объемов инвестиций.

Правительством Республики Башкортостан производится оценка экономических и социальных эффектов, которые могут быть достигнуты в результате реализации Программы.

Основным показателем экономической эффективности является бюджетная эффективность реализации Программы, оцениваемая в течение расчетного периода, за начальный год которого принимается первый год осуществления инвестиций - 2013 год. Конечный год расчетного периода определяется полным освоением в серийном производстве разработанной в период реализации Программы (2013 - 2020 годы) продукции на созданных в этот период мощностях.

Годовые объемы производства определены в Программе на основе прогнозных оценок.

Капитальные вложения в реализацию Программы включают инвестиции из всех источников финансирования, в том числе средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды, а также средства внебюджетных источников.

Ожидаемый срок окупаемости бюджетных ассигнований за счет налоговых поступлений от реализации Программы не превышает 7 лет с момента начала ее финансирования.

Кроме прямой экономической эффективности в результате реализации Программы будут получены следующие результаты, указанные относительно аналогичных показателей 2011 года в сопоставимых ценах:

рост числа рабочих мест на предприятиях РЭК РБ - не менее чем в 2 раза;

увеличение выработки продукции на одного работника предприятия РЭК РБ - не менее чем в 3 раза;

рост средней заработной платы на предприятиях РЭК РБ - не менее чем в 2,2 раза.

В ходе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:

снижение оттока талантливой части научно-технических кадров из Республики Башкортостан, повышение спроса на высококвалифицированные научно-технические кадры, обеспечение молодых специалистов и ученых рабочими местами, а также улучшение возрастной структуры кадров РЭК РБ, обеспечивающей преемственность поколений в области наукоемких технологий;

повышение качества жизни работников предприятий РЭК РБ до уровня благосостояния сотрудников компаний высокоразвитых стран;

активизация инновационной деятельности в РЭК РБ и ускорение внедрения ее результатов в массовое производство радиоэлектронной продукции;

обеспечение обновляемости основных фондов предприятий РЭК РБ и стимулирование создания современного высокотехнологичного производства в отрасли;

создание рыночно-ориентированной инфраструктуры радиоэлектронной промышленности Республики Башкортостан с учетом реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий;

обеспечение условий для развития смежных отраслей промышленности республики и осуществление перехода к "экономике знаний";

создание условий для более эффективной реализации других республиканских целевых программ и проектов.


9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ

Государственным заказчиком - координатором Программы и исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, ответственным за формирование и реализацию Программы, является Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. На него возлагаются обязанности по общему управлению Программой, проведению ежегодного мониторинга результатов ее реализации, формированию на основе анализа выполнения программных мероприятий отчета для представления в Правительство Республики Башкортостан, подготовке предложений по корректировке Программы.

Государственным соисполнителем Программы определено Министерство экономического развития Республики Башкортостан, осуществляющее методическое руководство и контроль в части оценки и реализации экономических параметров Программы, а также обеспечивающее ее гармонизацию с другими республиканскими программами социально-экономического развития Республики Башкортостан.

В процессе разработки Программы в состав государственных исполнителей могут быть включены при необходимости другие республиканские органы исполнительной власти.

Потенциальными участниками РЭК РБ могут быть:

ОАО "УППО", ОАО "БПО "Прогресс", ОАО "УЗМ "Магнетрон", ОАО "БЭТО", ОАО "НИИ "Солитон", ОАО "Полигон", ОАО "УЗ "Промсвязь", ОАО "УАПО", ОАО "УНПП "Молния", ОАО "НПО "Геофизика", ОАО "Нефтеавтоматика", ООО "ЧИП";

ФГБОУ ВПО УГАТУ, ФГБОУ ВПО УГНТУ, ФГБОУ ВПО БГУ, ГБОУ СПО УАТ, ГБОУ СПО УГКР;

подразделения АН РБ и УНЦ РАН;

некоммерческое партнерство "Башкирский инновационный научно-технологический парк";

малые предприятия Республики Башкортостан, перечень которых подлежит корректировке в процессе разработки и согласования Программы.

Состав исполнителей Программы может уточняться на любом этапе ее разработки и реализации исходя из интересов развития РЭК РБ.




Документ сверен по:
Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 16.04.2013

О Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы (с изменениями на 4 сентября 2014 года)

Название документа: О Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы (с изменениями на 4 сентября 2014 года)

Номер документа: 155

Вид документа: Постановление Правительства Республики Башкортостан

Принявший орган: Правительство Республики Башкортостан

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 16.04.2013
Дата принятия: 15 апреля 2013

Дата начала действия: 15 апреля 2013
Дата редакции: 04 сентября 2014