УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 26 декабря 2012 N УП-551

О стратегии действий в интересах детей
в Республике Башкортостан на 2013 - 2017 годы


В целях улучшения положения детей в Республике Башкортостан и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

постановляю:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему Указу.

2. Администрации Президента Республики Башкортостан в 2-месячный срок представить на утверждение Положение о Координационном совете при Президенте Республики Башкортостан по реализации Стратегии и его состав.

3. Министерству образования Республики Башкортостан в 3-месячный срок представить на утверждение в Правительство Республики Башкортостан план первоочередных мероприятий до 2017 года по реализации Стратегии.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Республики Башкортостан
Р.Хамитов

Уфа, Дом Республики

26 декабря 2012 года

N УП-551






Приложение
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 26 декабря 2012 г. N УП-551

     
Стратегия
действий в интересах детей в Республике Башкортостан
на 2013 - 2017 годы

ВВЕДЕНИЕ


Забота о физическом и психическом здоровье детей, развитие их культурного, нравственного и интеллектуального потенциала - приоритетное направление государственной политики в Республике Башкортостан. Усилия республиканских органов исполнительной власти и общественных институтов в последние годы были сосредоточены на вопросах, связанных с обеспечением достойных условий жизнедеятельности детей. Цели государственной политики в Республике Башкортостан - преодоление негативных тенденций и стабилизация положения детей, социальная поддержка всех категорий детей, в том числе особо нуждающихся в заботе и поддержке государства.

В Республике Башкортостан действует ряд нормативных правовых актов, в которых сконцентрированы все меры социальной поддержки различных категорий детей и их семей: детские пособия, пособия многодетным семьям, студенческим семьям, гражданам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, и др.; в рамках приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и республиканских целевых программ успешно решаются многие вопросы в сфере детства.

В Башкортостане успешно функционирует социальная инфраструктура для детей и молодежи, которая включает в себя государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга для детей; сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних, сеть психологических консультационных пунктов.

В результате последовательной реализации мер социальной поддержки детей в Республике Башкортостан наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, снижения показателей первичной инвалидности у детей, уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения числа детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан, снижения числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, и количества осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. Так, в республике за 9 месяцев 2012 года несовершеннолетними и с их участием совершено 1015 противоправных деяний, что на 168 фактов, или 14,2%, меньше аналогичного периода прошлого года. При этом удельный вес подростковой преступности сократился с 3,6 до 3,1%. Число зарегистрированных особо тяжких и тяжких преступлений уменьшилось соответственно на 15,6 и 42,4%. На 5,5% сократилось и количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

В сфере противодействия преступным посягательствам, совершаемым в отношении детей, только за 2012 год в республике проведены 4 комплексные профилактические операции и акции: целевые мероприятия по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с продажей несовершеннолетним алкогольной продукции и табачных изделий, "Полиция и дети", "Подросток - Закон - Безопасность", "Подросток".

В целях эффективной профилактики правонарушений и пропаганды здорового образа жизни в городе Уфе и еще 7 наиболее крупных городах республики в учреждениях высшего и среднего профессионального образования созданы и успешно функционируют подразделения по работе с учащейся молодежью и студентами.

Несмотря на наличие позитивных тенденций в области решения проблем детей и подростков, остается ряд вопросов, требующих внимания общества и государства. В этой связи в Республике Башкортостан актуальным является вопрос формирования и принятия Стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия), которая будет регламентировать основные принципы государственной политики в отношении детей. Системный подход к решению существующих проблем позволит перейти от политики "первоочередных мер" (проблемно-целевой принцип решения острых вопросов) к стратегическому управлению социальной политикой в отношении детей, к оптимизации всех ресурсов республики, формированию единого подхода органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, общественных организаций, к определению принципов, целей, задач, приоритетных направлений и механизмов реализации государственной политики в интересах детей.

Стратегия разработана на период до 2017 года с учетом международно-правовых документов Организации Объединенных Наций, содержащих основные требования к государственной политике в отношении семьи и детей. Основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, которая гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, федеральные и республиканские нормативные правовые акты, республиканские долгосрочные целевые программы, направленные на реализацию мер в интересах детей.

Государственная политика в отношении детей направлена на эффективную социализацию и разностороннее развитие детей, улучшение условий, уровня и качества их жизни, решение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей.

Стратегия включает целостную систему мер организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового, информационно-просветительского и кадрового характера на республиканском и муниципальном уровнях и предполагает взаимодействие республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, общественных организаций, бизнес-сообществ, отдельных граждан и детей в целях объединения ресурсов государства и общества в интересах детей.

Стратегия предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным направлениям:

семейная политика в области сохранения и укрепления детства;

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

социальная интеграция в общество детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

участие детей в общественной жизни республики и в реализации Стратегии.

1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


Дети - одна из наиболее уязвимых категорий общества. Их социальное благополучие зависит от множества факторов, среди которых наличие комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, благоприятные условия для развития и социализации, материальное благосостояние семьи, отношение к детям в семье, здоровье, доступность и качество образования. Несмотря на наличие позитивных тенденций в области улучшения положения детей, в Республике Башкортостан сохраняется ряд проблем, требующих решения:

значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в многодетных и неполных семьях;

высокий уровень заболеваемости детей и подростков;

девиантное поведение в подростковой среде;

значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства;

распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

негативное влияние на детей и подростков компьютерных технологий, неконтролируемого контента информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикаций в средствах массовой информации;

диспропорция социальной инфраструктуры для детей, объема и качества доступных для детей и их семей услуг, объектов безопасной и доступной среды, благоприятной для роста и развития детей, в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан;

социальная уязвимость отдельных категорий детей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении).

Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, гражданского общества республики принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения детей и их защиты.

2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ


Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье: создание необходимых условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка: совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка: создание условий для раскрытия возможностей и способностей каждого ребенка, получения качественного образования в целях максимально возможной самореализации в социально полезных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Разработка и внедрение новых технологий социальной помощи, направленных на развитие внутренних ресурсов семьи: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей (членов семей), обеспечение социальной помощи в решении личностных проблем семьи квалифицированными специалистами.

Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении), введение инклюзивного образования на всех уровнях, обеспечение реализации республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 130 (с последующими изменениями).

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей: обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями, использование в работе современных технологий обучения и воспитания.

Социальное партнерство во имя ребенка: создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей, применение технологий социального партнерства, общественно-профессиональной экспертизы, реализация их с участием бизнес-сообщества и общественных организаций, посредством привлечения некоммерческих организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

3. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ
И УКРЕПЛЕНИЯ ДЕТСТВА

3.1. Краткий анализ ситуации


В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества и является главным защитником личности, убежищем и фундаментом, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. К сожалению, за последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи. Неблагоприятные тенденции обуславливаются социально-экономическими условиями в регионе: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов: алкоголизм, агрессия, нарушения общения, неудовлетворенность потребностей членов семьи в уважении, любви - становится причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, нарушений личностного развития и роста. Дисгармоничность системы семейного воспитания становится достаточно распространенным симптомом, где актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания следует считать увеличение случаев жестокого обращения с детьми, предоставленности детей самим себе.

Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

3.2. Основные задачи


Повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Обеспечение комплексного решения вопросов профилактики семейного неблагополучия на основе результатов мониторинга, раннего выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказания им квалифицированной помощи.

Обеспечение психологической безопасности в семье через повышение престижа и ценности института семьи, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважения к личности каждого члена семьи.

Совершенствование системы семейного воспитания и образования в целях повышения родительской и социальной компетентности семей с детьми.

3.3. Меры, направленные на повышение уровня благосостояния
семей с детьми, преодоление бедности среди семей с детьми
и обеспечение минимального гарантированного дохода


Совершенствование гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите.

Активизация деятельности социально-психологических служб по выявлению ресурсов семьи, повышающих социальную компетентность членов семьи и направленных на формирование их мотивации к трудовой занятости и самообеспечению.

Развитие программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Совершенствование мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, в том числе посредством создания государственного алиментного фонда.

3.4. Меры по обеспечению комплексного решения вопросов
профилактики семейного неблагополучия


Межведомственное взаимодействие в целях ранней профилактики социального сиротства (обучающие семинары для руководителей и специалистов органов опеки и попечительства, психологов и социальных педагогов, лектории для подростков и родителей, индивидуальные консультации для различных групп населения по вопросам профилактики жестокого обращения).

Создание банка данных по детям и семьям, входящим в группы риска.

Развитие системы помощи по профилактике и коррекции семейного неблагополучия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»