Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2014 года N 110


Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы"

(с изменениями на 21 сентября 2023 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2014 N 1063, от 08.05.2015 N 333, от 17.06.2015 N 444, от 30.11.2015 N 906, от 30.03.2016 N 181, от 25.05.2016 N 349, от 13.09.2016 N 640, от 21.09.2016 N 670, от 28.11.2016 N 877, от 25.01.2017 N 29, от 28.04.2017 N 254, от 26.06.2017 N 430, от 12.08.2017 N 568, от 06.10.2017 N 766, от 11.12.2017 N 967, от 27.03.2018 N 176, от 10.05.2018 N 343, от 29.08.2018 N 735, от 20.12.2018 N 1198, от 16.01.2019 N 12, от 13.02.2019 N 102, от 06.06.2019 N 474, от 31.10.2019 N 974, от 30.12.2019 N 1246, от 24.07.2020 N 618, от 11.11.2020 N 1012, от 03.12.2020 N 1089, от 28.06.2021 N 512, от 19.11.2021 N 1107, от 15.07.2022 N 680, от 28.10.2022 N 1147, от 30.12.2022 N 1501, от 25.05.2023 N 635, от 21.09.2023 N 1165)



В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


(преамбула в ред. Постановления КМ РТ от 31.10.2019 N 974)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (далее - Программа).


(в ред. Постановления КМ РТ от 12.08.2017 N 568)


2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство образования и науки Республики Татарстан.


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.


4. Министерству образования и науки Республики Татарстан обеспечить исполнение мероприятий Программы и координацию деятельности по ее реализации республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, заинтересованными организациями и учреждениями.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)


5. Признать с 1 января 2014 г. утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.02.2012 N 181 "Об утверждении Республиканской программы "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2012 - 2014 годы".


6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.



И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 февраля 2014 г. N 110



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2025 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2014 N 1063, от 08.05.2015 N 333, от 17.06.2015 N 444, от 30.11.2015 N 906, от 30.03.2016 N 181, от 25.05.2016 N 349, от 13.09.2016 N 640, от 21.09.2016 N 670, от 28.11.2016 N 877, от 25.01.2017 N 29, от 28.04.2017 N 254, от 26.06.2017 N 430, от 12.08.2017 N 568, от 06.10.2017 N 766, от 11.12.2017 N 967, от 27.03.2018 N 176, от 10.05.2018 N 343, от 29.08.2018 N 735, от 20.12.2018 N 1198, от 16.01.2019 N 12, от 13.02.2019 N 102, от 06.06.2019 N 474, от 31.10.2019 N 974, от 30.12.2019 N 1246, от 24.07.2020 N 618, от 11.11.2020 N 1012, от 03.12.2020 N 1089, от 28.06.2021 N 512, от 19.11.2021 N 1107, от 15.07.2022 N 680, от 28.10.2022 N 1147, от 30.12.2022 N 1501, от 25.05.2023 N 635, от 21.09.2023 N 1165)



1. Паспорт Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы"

(в ред. Постановления КМ РТ от 12.08.2017 N 568)

Наименование Программы

Государственная программа "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (далее - Программа)

(в ред. Постановления КМ РТ от 12.08.2017 N 568)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственные заказчики Программы

Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан,

Министерство по делам молодежи Республики Татарстан,

Министерство спорта Республики Татарстан

(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.02.2019 N 102, от 24.07.2020 N 618)

Основные разработчики Программы

Министерство по делам молодежи Республики Татарстан,

Министерство спорта Республики Татарстан,

Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан,

Министерство культуры Республики Татарстан,

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан,

Академия наук Республики Татарстан,

Совет муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию),

государственные и муниципальные автономные учреждения образования Республики Татарстан (по согласованию),

государственные и муниципальные бюджетные учреждения образования Республики Татарстан (по согласованию)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.02.2019 N 102, от 24.07.2020 N 618)

Цели Программы

Обеспечение высокого качества образования в Республике Татарстан в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики Республики Татарстан;

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.02.2019 N 102)

Задачи Программы

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

обеспечение во взаимодействии с работодателями опережающего развития человеческого потенциала региона и широких возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей жизни в интересах реализации социально-экономической стратегии развития Республики Татарстан;

создание условий для опережающего развития сектора исследований, научных разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов диверсифицированного экономического роста

Сроки реализации Программы

2014 - 2025 годы

(в ред. Постановления КМ РТ от 12.08.2017 N 568)

Перечень подпрограмм

1. Развитие дошкольного образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 - 2025 годы.

2. Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 - 2025 годы.

3. Развитие дополнительного образования, включая образование детей-инвалидов, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 - 2025 годы.

4. Развитие профессионального и послевузовского образования и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 - 2025 годы.

5. Развитие системы оценки качества образования на 2014 - 2025 годы.

6. Развитие науки и научных исследований в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы.

7. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.02.2019 N 102)

Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составят 730 230 133,09 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 30 831 624,92 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 3 276 380,3 тыс. рублей);

2015 год - 40 434 999,8 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 10 287 192,8 тыс. рублей);

2016 год - 42 370 549,4 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 12 319 020,9 тыс. рублей);

2017 год - 39 584 370,3 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 8 141 860,8 тыс. рублей);

2018 год - 65 440 908,71 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 15 892 374,91 тыс. рублей);

2019 год - 63 989 186,46 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 20 146 126,41 тыс. рублей);

2020 год - 63 755 690,2 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 24 080 444,2 тыс. рублей);

2021 год - 59 404 099,7 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 16 450 706,4 тыс. рублей);

2022 год - 88 411 915,2 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 40 275 109,9 тыс. рублей);

2023 год - 74 419 929,4 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 13 730 409,4 тыс. рублей);

2024 год - 78 707 004,0 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 11 292 553,6 тыс. рублей);

2025 год - 82 879 855,0 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 11 500 000,0 тыс. рублей)

(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит к 2025 году достичь:

абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 28.06.2021 N 512.

сохранения доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, на уровне 98,8 процента;

увеличения отношения численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, до 100 процентов;

сохранения доли работников образования (учителей, воспитателей, работников дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности работников образования (учителей, воспитателей, работников ДОО), на уровне 33,3 процентов;

увеличения доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 78,04 процентов;

увеличения доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25 процентов;

увеличения доли государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций до 84 процентов;

увеличения доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях до 90,0 процента;

увеличения доли государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, имеющих физкультурный зал, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, до 89,2 процента;

снижения доли государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, до 30,0 процентов;

сохранения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан на уровне 100 процентов;

сохранения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате общеобразовательных организаций Республики Татарстан на уровне 100 процентов;

увеличения удельного веса численности высококвалифицированных работников в сфере образования в общей численности квалифицированных работников в сфере образования в регионе до 70,3 процента;

снижения доли стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных способов закупок, в общей стоимости заключенных контрактов, до 19 процентов;

абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 10.05.2018 N 343;

выполнения плановых показателей объемов доходов от оказания платных услуг подведомственными учреждениями до 100 процентов;

увеличения доли выпускников общеобразовательных организаций, поступивших в образовательные организации высшего образования или профессиональные образовательные организации на направление подготовки или специальности, соответствующие профилю выпускного класса (образовательные программы среднего общего образования в общеобразовательных организациях Республики Татарстан), до 75 процентов;

увеличения доли муниципальных образований Республики Татарстан, в которых обновлены содержание и методы обучения предметной области "Технология", а также других предметных областей, до 100 процентов;

увеличения объема внутренних затрат на научные исследования и разработки до 23,0 млрд рублей;

увеличения доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей до 58,4 процента;

увеличения доли иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования в Республике Татарстан в общей численности студентов до 15,0 процентов;

повышения уровня образования до 77,79 процента;

увеличения доли закупок, размещенных у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, от совокупного годового объема закупок до 30 процентов

увеличения доли детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты, до 0,74 процента;

увеличения эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи до 26,42 процента

(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2014 N 1063, от 30.03.2016 N 181, от 28.04.2017 N 254, от 12.08.2017 N 568, от 10.05.2018 N 343, от 29.08.2018 N 735, от 13.02.2019 N 102, от 06.06.2019 N 474, от 24.07.2020 N 618, от 28.06.2021 N 512, от 15.07.2022 N 680, от 21.09.2023 N 1165)


________________


* Сноска исключена. - Постановление КМ РТ от 06.10.2017 N 766.



1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем


Уровень образования населения Республики Татарстан достаточно высок. Охват общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет составляет 100 процентов.


Важнейшим приоритетом образовательной политики Республики Татарстан в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования.


Определяющую роль в обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных организациях имеет развитость сети соответствующих учреждений. В связи с этим в 2011 году была разработана и реализована Программа строительства и реконструкции детских садов "Бэлэкэч" ("Малыш") (далее - Программа "Бэлэкэч").


В результате реализации Программы "Бэлэкэч" общей стоимостью 3,2 млрд рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан построено 29 новых детских садов на 5210 мест, возвращены 18 перепрофилированных ранее детских садов на 2115 мест. В действующих дошкольных образовательных организациях открыто 126 дополнительных групп на 2520 мест. За счет внедрения вариативных форм дошкольного образования создано 1985 мест.


Кроме этого, за счет средств муниципалитетов, средств субсидий Республики Татарстан создано еще 1340 дошкольных мест.


Суммарно в 2011 году в республике введено 13170 новых дошкольных мест. В результате в 2011 году все дети старше 3 лет были обеспечены местами в детских садах.


По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, предполагается повышение численности детского населения (1 - 7 лет) с 293 тыс. детей в 2012 году до 346 тыс. детей в 2018 году. В связи с этим необходимо увеличить количество мест в дошкольных образовательных организациях.


Сложившаяся на сегодняшний день система общего образования в Республике Татарстан характеризуется серьезными достижениями, с одной стороны, и наличием ряда проблем и противоречий - с другой.


В республике осуществляется целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к будущей профессиональной деятельности на основе профильных учебных планов. Создан банк данных профильных школ, разработаны и утверждены базисный учебный план и примерные учебные планы для учащихся профильных классов по 15 направлениям.


Наиболее востребованные профили: социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, физико-химический, филологический, информационно-технологический.


В системе профильного обучения Республики Татарстан функционируют различные организационные варианты сетевого взаимодействия: внутришкольная (внутри одной школы) и сетевая (когда обучение конкретного ученика выходит за рамки одной школы, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях).


Имеется опыт создания "горизонтального" сетевого взаимодействия профильного обучения (партнерами выступают общеобразовательные организации). Организация базовых школ и ресурсных центров позволяет получать качественное профильное образование в сельской местности.


Взаимодействие общеобразовательных организаций с территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан позволяет привлекать для педагогической работы в системе профильного обучения кадры из системы профессионального образования и успешно реализовывать программы оборонно-спортивного профиля, в том числе в кадетских образовательных организациях.


В городских и сельских базовых общеобразовательных школах создана система автоклассов, в которых учащиеся старших классов получают профессии водителей категории "В" и автослесарей.


Для решения проблемы доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. В процесс обучения детей с ОВЗ активно внедряются дистанционные технологии: более 500 детей-инвалидов обеспечены компьютерной техникой для дистанционного обучения, организовано повышение квалификации педагогических работников по дистанционному обучению детей-инвалидов. Работает республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)


Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность обучаться в массовых школах, учатся по месту жительства. По состоянию на 31.12.2013 их число составляет 6360 детей, т.е. 50,5 процентов от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.


Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать общеобразовательную организацию, проводится обучение на дому. По состоянию на 31.12.2013 такой формой обучения охвачено 2157 детей (в том числе 1473 ребенка обучаются по программам массовых школ, 684 ребенка - специальных (коррекционных) учреждений).


Мониторинг состояния этнокультурного образования в Российской Федерации показывает, что на сегодняшний день в 27 субъектах Российской Федерации функционируют 1366 образовательных учреждений с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»