Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 8 ноября 2013 г. N 15588/13
"Методические рекомендации по организации обучения
детей татарскому и русскому языкам в дошкольных
образовательных организациях"
Начальникам отделов (управлений)
образования муниципальных
районов и городских округов
В соответствии с Законом Республики Татарстан N 16 от 03.03.2012 г. "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан N 463 от 29.06.2001 г. "О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ", разъясняем следующее.
Обучение родному (татарскому) языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем по обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.
Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому, русскому языкам 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю непосредственно образовательная деятельность (далее - НОД) проводится по подгруппам 10-15 детей. Третья НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам проводится на закрепление пройденного материала со всей группой.
Вместе с тем в больших дошкольных образовательных организациях, где работают два воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам возможно проведение третьей НОД во второй половине дня. При этом дополнительные образовательные услуги должны проводиться без ущерба НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.
Для организации обучения детей татарскому и русскому языкам 3 раза в неделю в режимные моменты переносятся следующие НОД:
в средней группе:
- НОД "Лепка/Аппликация" ("Художественное творчество")
- НОД "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"
- НОД "Рисование" ("Художественное творчество");
в старшей и подготовительной группах:
- НОД "Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность" ("Познание");
- НОД "Рисование" ("Художественное творчество");
- НОД "Формирование целостной картины мира" ("Познание").
Для организации подгруппового обучения детей рекомендуется чередовать НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам со следующими НОД:
в средней группе:
- НОД "Формирование элементарных математических представлений" (образовательная область "Познание");
- Коммуникация.
в старшей группе:
- НОД "Формирование элементарных математических представлений" (образовательная область "Познание");
- НОД "Лепка/Аппликация" ("Художественное творчество").
в подготовительной группе:
- НОД "Формирование элементарных математических представлений" (образовательная область "Познание");
- НОД "Рисование" ("Художественное творчество").
Расписание НОД необходимо составлять в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях" от 15 мая 2013 года N 26.
Кроме НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитатель по обучению языкам ведет индивидуальную работу с детьми в свободное от непосредственной образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.
Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.
При проведении НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитателю рекомендуется использовать литературу:
- Региональная программа дошкольного образования. Тобэкнен мэктэпкэчэ белем биру программасы/Р.К. Шаехова - Казань, РИЦ, 2012;
- "Балалар бакчасында рус хэм башка миллэт балаларына татар теле ойрэту программасы"/З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева, Р.С. Исаева х.б. - Казань, Школа РИЦ, 2013;
- Программа "Изучаем русский язык"/С.М. Гафарова, Г.З. Гарафиева - Казань, Школа РИЦ, 2013;
- "Туган телдэ сойлэшэбез". Методик кулланма. 2-3 яшь/Хэзрэтова Ф.В., Шэрэфетдинова З.Г., Хэбибуллина И.Ж. - Казан, ТКН, 2012;
- "Туган телдэ сойлэшэбез". Методик кулланма 5-7 яшь/З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева х.б. - Казан, Фолиант, 2012;
- "Татарча сойлэшэбез". Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь/З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева, Р.С. Исаева х.б. - Казан, Хэтер, 2011, 2012; 6-7 яшь, Казан, ТКН, 2012;
- "Изучаем русский язык". Методическое пособие/С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР, 2011;
- "На поляне детства". Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. /Сост. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ, 2011;
- "Балачак аланы". Балалар бакчасы тэрбиячелэре хэм эти-энилэр очен хрестоматия./Тоз. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ, 2011.
Первый заместитель министра | Д.М. Мустафин |