• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 марта 2013 г. N 180
"Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального
дела в Республике Татарстан на период до 2020 года"


В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года.
2. Предложить главам муниципальных образований Республики Татарстан учитывать положения указанной Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию театрального искусства.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года (утв. постановлением КМ РТ от 18 марта 2013 г. N 180)

1. Общие положения


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, а также на основе Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Республике Татарстан, обоснована необходимость ее разработки, сформулированы цели и задачи, определены основные направления развития театрального искусства в регионе, механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции используются следующие понятия:
театральное дело - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
театральная деятельность - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;
театральное искусство - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;
виды театрального искусства - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, театр пантомимы;
театр - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
труппа - творческий коллектив артистов театра;
спектакль - акт показа сценического произведения, название сценического произведения в репертуаре театра;
репертуар - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
постановка - создание спектакля;
новая постановка - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;
репетиция - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;
репертуарный театр - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
свободная площадка - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
театральный фестиваль - показ (смотр) достижений театрального искусства;
национальный театр - профессиональный театр, осуществляющий постановки на татарском языке, языках иных народов, проживающих на территории Республики Татарстан, и имеющий отличные от русского театра принципы и методы воплощения национальных сценических форм, иной содержательной и тематической направленности, специфику взаимодействия сцены и зала.

2. Цель и задачи Концепции


Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут ее потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Республика Татарстан - один из признанных профессиональным сообществом России и зарубежья театральных центров со сложившейся в течение нескольких веков уникальной театральной культурой. Одной из важнейших особенностей театрального искусства в Республике Татарстан является развитие взаимообогащающих друг друга русской и татарской театральных традиций. Наличие двух национальных театральных культур стимулирует развитие театрального искусства в целом, так как русские театры активно посещаются представителями татарского народа, а в татарских осуществляется синхронный перевод спектаклей на русский язык.
Обеспечение максимальной доступности для граждан Татарстана культурных благ - один из показателей повышения качества жизни татарстанцев. Посещение театра способствует формированию высокого уровня культуры в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современном Татарстане занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.
В предстоящем десятилетии театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам жителей Татарстана.
Целью настоящей Концепции является определение путей развития театрального искусства, сохранение имеющихся достижений и особенностей творчества каждого из республиканских театров, динамичного развития с учетом современных взглядов на театральное искусство, создание единого театрального пространства.
Формирование вектора развития театрального искусства необходимо осуществлять в сочетании традиционных форм с использованием инновационных подходов на базе достижений татарстанского, российского и мирового опыта и на основе расширения межнационального межкультурного диалога в Республике Татарстан.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела, которые можно сгруппировать следующим образом:
1) реализация художественной миссии театров, в том числе:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения,
сохранение и развитие русского и национального драматического искусства,
поддержка развития драматургии, в том числе национальной, науки о театре, театральной критики,
активизация и поддержка гастрольно-фестивальной деятельности;
2) повышение общественного, социального статуса театра, в том числе:
повышение роли театра в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений,
создание качественно новых постановок, отражающих тенденции развития современного общества с учетом театральных потребностей разных групп населения. Особое внимание необходимо уделить развитию театра для детей и подростков,
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства театрального пространства в республике;
3) увеличение финансирования и улучшение материально-технической базы театров, в том числе:
государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, негосударственных театров, увеличение их доли в театральном деле,
поддержка театров малых городов республики,
развитие грантовой системы, выделение правительственных грантов для театров малых городов, театров кукол и ТЮЗов,
доведение заработной платы в театрах до средней заработной платы в регионе;
4) вопросы кадрового обеспечения, в том числе:
повышение профессионального уровня театральных специалистов - целевые курсы в ведущих театральных вузах страны по различным специальностям, постдипломное образование, проведение семинаров и форумов,
целевое обучение и распределение творческих кадров для театров республики с решением на государственном уровне жилищной проблемы;
5) внедрение современных технологий в сферу театрального дела, в том числе:
создание интернет-порталов, совершенствование сайтов театральных учреждений,
создание единой электронной системы оповещения театральных деятелей о предстоящих фестивалях, конкурсах как в России, так и за рубежом, а также единой электронной базы данных о фестивалях и конкурсах, проходящих в России и за рубежом, поделив ее на сектора - виды театров (камерный, кукольный и т.д.),
внедрение в театрах системы электронной продажи билетов.
Для решения этих задач предусматривается комплекс следующих мер:
сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;
совершенствование нормативной правовой базы театрального дела;
повышение художественного качества театрального предложения;
разработка косвенных показателей художественного качества театрального предложения;
организация и проведение конкурсов, смотров, фестивалей в области театрального искусства и драматургии;
тесное сотрудничество и совместное участие театров в проектной деятельности Союза театральных деятелей Республики Татарстан;
создание и разработка программ и механизмов, позволяющих обеспечить посещение театров республики социально не защищенными группами населения;
создание и разработка программ, направленных на повышение социальной защищенности театральных деятелей;
популяризация в обществе театрального искусства;
развитие детского театра с целью социализации, воспитания творческой личности;
разработка доступных и эффективных методов мониторинга театральной деятельности и отчетности театральных коллективов;
разработка системы индикаторов эффективности театральной деятельности.

3. Доступность театрального искусства для населения Татарстана

Театральное дело в Республике Татарстан


История русского драматического театра в г. Казани ведется с 1791 года, когда по инициативе казанского губернатора князя С.М. Баратаева в городе возник публичный театр. Благодаря сложившимся обстоятельствам и личностям, принимавшим деятельное участие в судьбе театра, он занял одно из ведущих мест в русской театральной провинции. В 1836 году в г. Казани появляется М.С. Щепкин, который ставит здесь "Ревизора" и сам играет в этом спектакле роль Городничего. Его ежегодные до 1841 года приезды вместе с дочерью, а затем гастроли П.С. Мочалова, В.И. Живокини, А.Е. Мартынова закрепили на казанской сцене принципы реалистического искусства. Казанский театр уже в те годы начинает сравниваться по своему уровню с Петербургским и Московским императорскими театрами. В 1849-1852 годах город строит для своего театра каменное здание, не уступавшее по своей технической оснащенности лучшим российским театрам. С 1852 года художественную часть театра возглавляет знаменитый тогда на всю Россию Н.К. Милославский. "Поволжскими Афинами" называют Казань в годы антрепризы П.М. Медведева, длившейся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 год. Талантливейший педагог, он умел раскрыть актерские дарования. Казанский театр становится в эти годы поистине "кузницей кадров" для императорской сцены: актеры, прошедшие в Казани школу Медведева, были украшением Александринского и Малого театров. Все годы, начиная с Медведева и кончая последними предреволюционными антрепренерами, репертуар казанского театра держался на произведениях А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, Ф.М. Достоевского, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.
В 1919 году театр обрел статус государственного. В XX веке за театром закрепилась слава одного из ведущих театральных коллективов страны, с творчеством которого связаны имена режиссеров З.М. Славяновой, А.Д. Дикого, Е.А. Простова, Э.М. Бейбутова, Н.Ю. Орлова, Е.Д. Табачникова, С.В. Таюшева, актеров Н.И. Якушенко, Е.Е. Жилиной, В.М. Павловой, Н.С. Провоторова и многих других, чьи имена вписаны в историю советского театра.
В Казани начинал свой профессиональный актерский путь Василий Иванович Качалов, имя которого русский драматический театр носит с 1948 года.
В настоящее время высокохудожественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики и современной драматургии, профессиональная стабильная труппа, в составе которой много мастеров сцены, современная режиссура и сценография, не чуждые духу поисков и экспериментов, жанровое разнообразие постановок делают Казанский академический русский Большой драматический театр им. И. Качалова интересным самым широким слоям публики как у себя в городе, так и далеко за его пределами.
Постоянные оперные сезоны в Казани начались в 1874 году в антрепризе П.М. Медведева. Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления, а во главе оперной труппы встают выдающиеся организаторы русского театрального дела: П.М. Медведев и М.М. Бородай. Художественное руководство осуществляли крупные дирижеры У.И. Авранек, И.О. Палицин, В.И. Сук, Л.П. Штейнберг, режиссер Н.Н. Боголюбов и другие. На казанской сцене пели знаменитые русские певцы Ю. Закржевский, Николай и Медея Фигнеры, Л.Д. Яковлев, И. Тартаков, М. Максаков, О. Камионский, Ф. Шаляпин. До 1917 года в Казанской опере было осуществлено 130 премьер.
В 1934 году Советом Народных Комиссаров ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета). Возведение здания началось в 1936 году, но в связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет. Основу оперной труппы составили выпускники Московской консерватории и Татарской оперной студии при ней. Торжественное открытие Татарского государственного театра оперы и балета состоялось 17 июня 1939 года. В этот день была показана опера "Качкын" ("Беглец") Н. Жиганова. Поскольку строительство собственного здания еще не было закончено, спектакли проходили в помещении Татарского государственного театра, на сцене русского Большого драматического театра, а также на других площадках г. Казани.
28 сентября 1956 года новое здание Татарского государственного театра оперы и балета было открыто оперой Н. Жиганова "Алтынчеч". В том же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля, работавшего в театре заведующим литературной частью в 1939-1941 годах. В 1988 году театру было присвоено звание "академический".
В г. Казани основаны и ежегодно проводятся Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина и Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. Оба фестиваля являются "визитными карточками" музыкально-театрального Татарстана. С каждым годом они набирают силу, становятся все более популярными и являются одними из важнейших культурных событий Татарстана и России.
С 1994 года театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год.
В 2005 году в здании театра проведена капитальная реконструкция. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом реконструкции, позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.
У театров Республики Татарстан богатая и яркая история. На рубеже XIX-XX веков в традиционном татарском обществе произошли колоссальные сдвиги. Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость открытия "врат иджтихада" (богословия) для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация. В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие родного языка, литературы и искусств, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.
На пике реформ - 22 декабря 1906 года - в г. Казани актерами-любителями из среды демократически настроенной молодежи исполнен первый общедоступный спектакль на татарском языке. Несмотря на то, что первые татарские пьесы были написаны и исполнялись любителями и шакирдами медресе в "домашних" театрах еще в конце XIX века, именно этот день вошел в историю как дата зарождения профессионального татарского театра.
Весной 1907 года в г. Оренбурге выпускник Казанской учительской школы, талантливый музыкант и певец, выдающаяся личность - Ильяс Кудашев-Ашказарский организовал первую профессиональную театральную труппу, в которой поначалу были одни юноши. Позже в Нижнем Новгороде к труппе присоединились первая актриса татарского и мусульманского мира С. Гиззатуллина-Волжская и еще при жизни названный современниками "отцом татарского театра" Габдулла Кариев, в 1908 году возглавивший труппу "Сайяр" ("Передвижник"). Названием труппа обязана родоначальнику современной татарской поэзии, великому Габдулле Тукаю и характеру своей деятельности - непрекращающимся гастролям по городам и весям России.
За первые два десятилетия театр совершает колоссальный рывок и выходит на качественно новый художественный уровень. В 1926 году он первым среди национальных театров получает академический статус. В 1939 году театру присвоено имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала. За этот период, несмотря на сталинские репрессии, обрушившиеся на татарскую культуру, возникла самобытная национальная драматургия, представленная именами К. Тинчурина, Т. Гиззата, Н. Исанбета, сформировалась своеобразная эстетика и театральная школа, десятки актеров получили почетные звания. В 1957 году театр удостоен ордена Ленина - высшей награды СССР.
Период с 1966 по 2002 год вошел в историю театра как "эпоха Марселя Салимжанова" - бессменного главного режиссера и лидера, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России и Татарстана, обладателя премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство". В репертуаре театра свыше 20 наименований мировой и татарской классики, современной драматургии. Татарский государственный академический театр имени Г. Камала - участник многих престижных фестивалей России и зарубежья. Театр является организатором Международного театрального фестиваля и образовательного форума "Науруз", Всероссийского фестиваля молодой режиссуры "Ремесло", конкурса "Новая татарская пьеса" и театральной премии имени Дамира Сиразиева, выступает партнером ведущих театральных коллективов России и зарубежья, среди которых Академический Малый драматический театр - Театр Европы, театр "Мено Фортас" (Э. Някрошюс). Ежегодно в театре осуществляются международные театральные проекты, организуются семинары и мастер-классы лучших театральных специалистов мира. На базе театра проходят обучение студенты Казанского государственного университета культуры и искусств и Казанского театрального училища, лучшие из которых пополняют состав труппы.
Архитектурный облик здания театра, вписанный в панораму озера Кабан в историческом центре города, давно вошел в число достопримечательностей Казани и привлекает многочисленных туристов и гостей столицы.
Татарский государственный театр кукол "Экият" - один из старейших в стране. В 1934 году было принято решение об основании театра кукол в г. Казани. Первым директором, актером и режиссером был Сергей Макарович Мерзляков. Развитие театра кукол в основном было направлено на детскую аудиторию. "Развлекая воспитывай" - основной принцип искусства играющих кукол, актуальный и по сей день. Несколько поколений актеров, режиссеров, художников, а также технических, административных и руководящих работников вложили немало усилий в дело становления театра. Среди них народный артист Республики Татарстан Фуат Тагиров, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Любовь Сперанская, заслуженные артисты Республики Татарстан Вали Гафаров, Вера Третьякова, Рашида Утяева, Галия Тагирова, Нажия Шестопалова, Гаухар Мубарякова, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан главный художник театра Валентина Губская, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Александр Губский и другие.
Большой вклад в развитие театра внесли главный режиссер, заслуженный деятель искусств и заслуженный артист Республики Татарстан Салях Хусни и режиссер-постановщик, заслуженный артист Республики Татарстан Борис Рычков. В текущем театральном сезоне коллектив отмечает их 100-летний юбилей.
В настоящее время в репертуаре театра более 40 спектаклей, с лучшими из них театр становился лауреатом всероссийских и международных фестивалей. С 2012 года театр осваивает новое здание, уникальное по своей значимости, дизайну и архитектуре.
Набережночелнинский государственный театр кукол - первый профессиональный театр города создан в 1987 году. Его основателем является заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Александр Янкелевич (художественный руководитель и режиссер театра до 1999 года). В 1999 году театр перешел в ведение Министерства культуры Республики Татарстан. В год показываются около 360 спектаклей, которые посещают более 50000 зрителей. На сцене Набережночелнинского театра кукол ставили спектакли такие режиссеры, как И. Зиннуров, Р. Виндерман, М. Хусид, Е. Гиммельфарб, Л. Савчук, С. Иванников, С. Балыков, В. Домбровский. Ежегодно в репертуаре театра появляются в среднем 4-5 новых, оригинальных постановок, театр кукол готовит новогодние представления, а также тематическую программу ко дню рождения Габдуллы Тукая. Стало традицией проведение в театре "Папиного дня", "Бабушкиной субботы" и благотворительных спектаклей в Международный день театра.
Первый спектакль Казанского государственного театра юного зрителя "Ровесники" состоялся 30 ноября 1932 года. Именно этот день считается днем рождения ТЮЗа. В 1946 году на первом Всесоюзном смотре детских театров театр представил спектакль "Сказка" М. Светлова (режиссер - заслуженный артист ТАССР Д. Дросси), спектакли по пьесе татарского драматурга Д. Аппаковой "Находчивый юноша" и "Хрустальный башмачок" Т. Габбе (режиссер - С. Силаев). Театр был назван в числе лучших театров страны. С тех пор он неоднократно принимает участие в различных фестивалях, отмечается премиями и дипломами.
Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева основан в 1987 году, вначале открылся как Татарская театр-студия при Министерстве образования Республики Татарстан. Основоположником театра-студии стал режиссер, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Фарит Ахметжанович Хабибуллин (1941-2006), руководивший театром до 2001 года. Первая премьера театра-студии - спектакль "Суд совести" Диаса Валеева (режиссер Ф. Хабибуллин) состоялась 25 февраля 1988 года. Статус "государственный" был присвоен театру в 1991 году. Имя основателя татарского театра, режиссера и артиста Габдуллы Кариева присвоено театру 16 февраля 2007 года.
Республика представлена не только столичными театрами, но и театрами, расположенными за ее пределами. Исторически сложилось так, что основная часть театров сконцентрирована в городах Закамского региона: Бугульме, Альметьевске, Мензелинске, Набережные Челны, Нижнекамске.

Сеть театров


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга), количество зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.
В Республике Татарстан действует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2009 N 42 "Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами до 2014 года".
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 15 государственных театров:
Татарский государственный академический театр оперы и балета им. М. Джалиля (ТГАТОиБ им. М. Джалиля),
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала (ТГАТ им. Г. Камала),
Казанский государственный академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова (КГАРБДТ им. В.И. Качалова),
Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина (ТГТДиК им. К. Тинчурина),
Казанский государственный театр юного зрителя (КГТЮЗ),
Казанский татарский государственный театр юного зрителя им. Г. Кариева (КТГТЮЗ им. Г. Кариева),
Татарский государственный театр кукол "Экият" (театр кукол "Экият"),
Альметьевский татарский государственный драматический театр,
Атнинский государственный драматический театр,
Нижнекамский татарский государственный драматический театр им. Т. Миннуллина,
Набережночелнинский государственный драматический театр,
Набережночелнинский государственный театр кукол,
Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева,
Буинский государственный драматический театр,
Бугульминский государственный русский драматический театр им. А.В. Баталова.
Кроме того, функционируют 3 муниципальных и 4 негосударственных театра.

Театральное предложение


Средняя цена посещения театров в Республике Татарстан в 2011 году составила 160 рублей (в среднем по России - 237 рублей). Ежегодный рост составляет 7-8 процентов (в 2009 году - 137 рублей, в 2010 году - 149 рублей).
Согласно статистическим данным можно констатировать устойчивость и рост числа мероприятий, проведенных театрами Республики Татарстан: с 3686 мероприятий в 2009 году до 4002 мероприятий в 2011 году.
Наиболее высокие показатели в театрах кукол: 543 в театре кукол "Экият", 531 в Набережночелнинском театре кукол, а также в ТГТДиК им. К. Тинчурина и КГТЮЗе - 350 и 336 соответственно.
Вместе с тем по показателю заполняемости зала лидерами являются ТГАТОиБ им. М. Джалиля, КГАРБДТ им. В.И. Качалова, КТГТЮЗ им. Г. Кариева.
Выросло количество зрителей, посетивших театральные мероприятия: с 813,1 тыс. человек в 2009 году до 842,7 тыс. человек в 2011 году.
По количеству зрителей лидируют ТГАТ им. Г. Камала - 143 тыс. человек, ТГАТОиБ им. М. Джалиля - 99 тыс. человек, КГАРБДТ им. В.И. Качалова - 104 тыс. зрителей и театр кукол "Экият" - 84,9 тыс. человек.
Также выросло количество гастролей: с 847 в 2009 году до 914 в 2011 году. Доля гастролей в общем количестве мероприятий в 2011 году составила 22,8 процента.
Театральное предложение, с одной стороны, непосредственно формирует зрительскую аудиторию, воспитывает ее требования к произведениям театрального искусства, возможность понимания и восприятия театра как искусства, с другой - является отражением потребностей привычной для того или иного театра зрительской аудитории. Театральное предложение должно учитывать спрос зрительской аудитории и соответствовать таким критериям, как профессионализм, художественность, разнообразие жанров и форм.
Не менее значимыми функциями театрального предложения являются интеграция в российское и мировое театральное пространство, отражение особенностей многонациональной культуры региона, своеобразие традиций.
Актуальным на сегодняшний день является системный подход в области театрального дела: разработка стандартов, типовых штатных расписаний, внедрение современных форм контрактной системы. В этих целях предлагается разработать индикаторы эффективности деятельности театрально-зрелищных учреждений. Для объективной оценки совокупности всех показателей деятельности театрально-зрелищных учреждений предлагается создать интегрированную систему оценки на основе сводных, совокупных, или, говоря языком экономистов, агрегированных индикаторов. Оценка деятельности производится на основании расчетов путем сложения отнормированных индикаторов и относительных коэффициентов по следующим формулам (относительные коэффициенты установлены в зависимости от значимости того или иного индикатора):

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


где:
Исзп - отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников театрально-зрелищных учреждений к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Республики Татарстан (процентов);
СЗП - средняя заработная плата работников учреждения (рублей);
СЗПР - средняя заработная плата в экономике Республики Татарстан (рублей);

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


где:
Изз - заполняемость зала на стационаре (процентов);
КЗ - количество зрителей за год (человек);
КМ - количество мероприятий за год (единиц);
КВЗ - коммерческая вместимость зала (единиц);

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


Где:
Инп - доля новых постановок в общем количестве постановок текущего репертуара театров (процентов);
НП - новые постановки (единиц);
ТР - постановки текущего репертуара (единиц);

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


где:
Ид - удельный вес доходов театрально-зрелищных учреждений в текущих расходах (без учета затрат на новые постановки) (процентов);
Д - доходы учреждений (рублей);
Р - расходы учреждений (без учета затрат на новые постановки) (рублей);

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


где:
Иссб - отношение средней стоимости билетов к прожиточному минимуму (процентов);
ССБ - средняя стоимость билетов (отношение суммы доходов от сборов к числу зрителей в год) (рублей);
ПМ - размер прожиточного минимума (рублей).

Значения отнормированных индикаторов рассчитываются по следующим формулам:

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года;


Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года;


Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года;


Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года;


Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


где:
Исзпо, Иззо, Инпо, Идо, Иссбо - значение отнормированных индикаторов (процентов);
Исзп, Изз, Инп, Ид, Иссб - вышеуказанные индикаторы;
ХЗИ - наихудшее значение индикатора;
ЛЗИ - наилучшее значение индикатора.

Значение агрегированного индикатора рассчитывается по следующей формуле:

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года,


где:
АИ - агрегированный индикатор;
ОВК - относительный весовой коэффициент (ОВК1, ОВК2=0,27, ОВК3=0,19, ОВК4, ОВК5=0,14).

Экономическая доступность театральных услуг


Ориентация на платежеспособный спрос обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров.
При этом в театрах с высоким уровнем цен доступность для малообеспеченных групп населения повышается путем дифференцированной расценки мест зрительного зала, наличие определенного количества недорогих билетов, а также проведения целевых спектаклей для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов и т.п.
Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театров:
жителями городской и сельской местности;
гражданами с различным уровнем доходов;
гражданами с ограниченными возможностями.
Расширение доступности театрального искусства для различных групп населения республики укрепляет единое культурное пространство региона и должно обеспечиваться:
консолидацией усилий органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности;
поддержкой гастрольной деятельности государственных и муниципальных театров за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;
содействием развитию культурного потенциала региона;
включением в государственное (муниципальное) задание мероприятий, направленных на расширение театральной зрительской аудитории;
согласованным экономическим регулированием гастрольной деятельности государственных и муниципальных театров республики с поддержкой этой деятельности за счет средств республиканского и местных бюджетов;
созданием условий для развития сети частных театров.
Расширение театрального предложения для детей и подростков требует экономического стимулирования учредителями театров всех уровней постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий, в иных формах и по следующим направлениям:
целевая грантовая поддержка театров на постановку спектаклей для детей и молодежи;
увеличение количества спектаклей детского и подросткового репертуара в репертуаре всех театров;
привлечение авторов - драматургов, писателей, создающих сценические произведения для детей;
повышение квалификации работников театров юного зрителя, повышение качества театральных проектов для детей и подростков;
поддержка гастрольной деятельности театров с детским и подростковым репертуаром;
организация республиканских фестивалей детских спектаклей с целью показа лучших образцов сценического искусства для детей;
участие театров республики в конкурсах, фестивалях, ориентированных на показ спектаклей для детей и подростков;
установление тесного контакта с образовательными учреждениями республики с целью совместной разработки и реализации воспитательных программ средствами профессионального театра;
поддержка и развитие экспериментальных форм театра для детей.

4. Развитие театра как вида искусства

Репертуар


Театральное предложение региона формируется из базового репертуара театров, то есть спектаклей, поставленных в театре и идущих на его сцене в качестве постоянного репертуара, и фестивально-гастрольного репертуара, то есть спектаклей - участников фестивалей и гастролей, проводимых на территории республики на базе государственных театров.
Базовый репертуар демонстрирует творческий уровень театров региона, отражает особенности развития театрального искусства республики, его ментальность и своеобразие. Определяющим должно стать стремление к соответствию таким требованиям, как высокий уровень драматургии, профессиональная современная режиссура и сценография, разнообразие жанров, возможность экспериментальных поисков.
Гастрольно-фестивальный репертуар при условии его профессионального формирования дает уникальную наглядную возможность ознакомления с тенденциями современного театрального искусства, его сильными и слабыми сторонами, определения места и значения театрального искусства Республики Татарстан в российском и мировом театральном пространстве. Активная фестивально-гастрольная деятельность в регионе всегда является фактором, влияющим на формирование театрального вкуса зрительской аудитории и стимулирующим тенденцию движения театрального искусства республики.
Театральное предложение должно быть направлено на стимулирование интереса зрительской аудитории к театральному искусству. Появление малых сцен, возможность постановки в разных сценических пространствах, наличие спектаклей большой и малой форм, расширение жанровых границ репертуара, постановка спектаклей для разных возрастных категорий, гармоничное сочетание классического репертуара и современной драматургии привлекут более широкий диапазон зрителей.
Особое внимание следует уделять постановкам спектаклей для детей, направленных на воспитание нового поколения театральных зрителей. Пропаганда театрального искусства среди детей и подростков в разных формах может проводиться как в самом театре в виде бесед, творческих встреч, экскурсий, так и совместно с образовательными учреждениями.
Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. В театрах должна быть должность PR-менеджера, деятельность которого станет связующим звеном между театром и потенциальным зрителем. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности театров.
Сбалансированный репертуар, где есть в равных долях русская и зарубежная классика, современная зарубежная и отечественная пьесы, национальная драматургия, доступен далеко не каждому театру. Одна из причин - работа со зрителем, точнее, воспитание зрителя. Это долгий и трудоемкий процесс, который может занять не одно десятилетие. В условиях недостаточного финансирования многие театры вынуждены идти на компромиссное решение, ставя в репертуар "лёгкий" жанр - комедии, тем самым получая хорошие показатели как по посещаемости, по количеству проката, так и по притоку финансовых средств, в ущерб миссии театра.
Формирование современного репертуара в оперном театре происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра - итальянская, французская и немецкая опера, русская классика и произведения композиторов Татарстана.

Театральные фестивали


Театры России занимают все более заметное положение в мировом театральном процессе. Высокий уровень российского театра признается авторитетными представителями мирового театрального сообщества.
Одним из активных участников международного и всероссийского театрального движения является ТГАТ им. Г. Камала. Только за последние пять лет театр побывал на фестивалях в гг. Москве, Перми, Горно-Алтайске, Уфе, Саранске, Алматы, Баку, Бресте, Боготе (Колумбия), Хельсинки (Финляндия), Трабзоне и Анталье (Турция), Пекине (Китай).
Успешными примерами международных контактов театров республики можно считать, участие КГТЮЗа в IV Международном театральном фестивале тюркских народов "Иске шэхэр" в Турции, VII Международном театральном фестивале "Театр детства и юности - ХХI век" в г. Воронеже, театра кукол "Экият" - во II Международном фестивале театров кукол "Ортеке" в г. Алматы (Республика Казахстан), Бакинском международном фестивале кукольных театров, КГАРБДТ им. В.И. Качалова - в Международном театральном фестивале "Встречи в Одессе", Международном фестивале "Сцена человечества" в г. Черкассы (Украина), Международном театральном фестивале "Мельпомена Таврии" в г. Херсоне, Нижнекамского татарского государственного театра - в Международном театральном фестивале национальных театров "Алтан Сэргэ" (Бурятия), Альметьевского татарского государственного драматического театра - в фестивале "Арлекин" в г. Санкт-Петербурге, Бугульминского государственного русского драматического театра им. А.В. Баталова - в Международном фестивале русских театров "Мост дружбы" в г. Йошкар-Оле и многие другие.
В свою очередь, и в Республике Татарстан проводятся престижные театральные фестивали, такие как Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева, Международный театральный фестиваль и форум тюркских народов "Науруз", Всероссийский фестиваль молодой режиссуры "Ремесло", фестиваль театров кукол "Рабочая лошадка". В 2012 году возобновлен Республиканский фестиваль татарской классической драматургии им. К. Тинчурина. В 2013 году планируется проведение фестиваля театра кукол "Экият".
Тем не менее, не все театральные коллективы Республики Татарстан вовлечены в этот процесс, и по-прежнему остается пространство для улучшения фестивальной деятельности всех театров. Для решения этих задач необходимо предусмотреть:
участие в российских и международных фестивалях на основе целевого финансирования;
установление критерия оценки готовности театра-претендента принять участие в том или ином фестивале с целью создания положительного фестивального резонанса. В противном случае может возникнуть ситуация, когда масштаб фестиваля будет не отвечать уровню театра, и наоборот. Не все театры республики находятся на одинаковой ступени развития;
командировку театральных деятелей республики на ведущие международные и российские фестивали с целью получения опыта и представлений о формате мероприятий;
превращение республики в центр международного и всероссийского фестивального движения, проведение всевозможных малых ("спартанских") фестивалей с небольшим бюджетом;
приглашение деятелей международного театрально-фестивального движения на республиканские фестивали, проведение по результатам последних "круглых столов", конференций по обмену опытом;
привлечение крупных промышленных предприятий к участию в проведении отдельных фестивалей в форме спонсорской деятельности.

5. Театры Татарстана в российском и мировом театральном процессе


Театры Татарстана занимают заметное положение в российском и мировом театральном процессе. Высокий уровень ведущих театров республики признается авторитетными представителями театрального сообщества. Крупные международные фестивали, проводимые в Республике Татарстан, становятся яркими событиями культурной жизни страны, привлекая внимание как профессиональных деятелей театрального искусства, так и широкой публики.
Среди театров, регулярно выезжающих за рубеж, превалируют академические театры г. Казани. По количеству гастролей в странах Европы лидирует ТГАТОиБ им. М. Джалиля, ежегодно осуществляющий 2-4 длительных зарубежных турне. За сезон оперная и балетная труппы театра дают в странах Старого Света от 100 до 140 спектаклей. Подобная практика осуществляется на протяжении последних 15-20 лет. Коллектив постоянно приглашается зарубежными театральными менеджерами и продюсерами на репертуарные гастроли. Для ряда театров выезд за пределы Республики Татарстан связан с участием в фестивалях, многие коллективы также гастролируют в регионах проживания татарской диаспоры.
Гастрольная деятельность является важнейшим стимулом развития театра. Улучшению активности гастрольной деятельности театров Республики Татарстан будут способствовать:
осуществление государственной поддержки гастрольной деятельности театров Республики Татарстан;
определение приоритетных направлений в планировании гастрольной деятельности (показы наиболее ярких спектаклей последних сезонов, обменные гастроли ведущих региональных театров, гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, гастроли в отдаленные населенные пункты, не имеющие театра, в том числе с детским и подростковым репертуаром);
реализация проектов, направленных на стимулирование самоорганизации и развитие инфраструктуры гастрольной деятельности.
Татарстан представлен во многих российских и международных театральных организациях, в том числе в Союзе театральных деятелей Российской Федерации. Деятели российского театра, театрального образования не только принимают активное участие в их работе, но и входят в руководящие органы этих организаций.
Особая задача театров Татарстана на российской и международной арене - это поддержка и развитие национального театра, формирование единого культурного пространства на территории бывшего Советского Союза, укрепление имиджа Республики Татарстан в России. Развитие творческой активности театров Республики Татарстан на международном уровне должно обеспечивать формирование и укрепление положительного образа страны в ближнем и дальнем зарубежье.
Экспортный потенциал театров Республики Татарстан должен получить поддержку и реализацию как внутри страны (театр как фактор формирования туристического спроса), так и за рубежом (зарубежная гастрольная и педагогическая деятельность).

5. Финансовая поддержка театрального искусства


Общий объем доходов государственных театров Республики Татарстан в период с 2006 по 2011 год вырос с 321,6 до 593,4 млн. рублей, то есть увеличился в 2,3 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 260,8 до 453 млн. рублей. Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились с 56,5 до 132,2 млн. рублей, то есть более чем в 2 раза, прочие доходы - с 1,9 до 8,1 млн. рублей. Доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений увеличилась с 18 до 23,6 процента.
ТГАТОиБ им. М. Джалиля, КГАРБДТ им. В.И. Качалова и ТГАТ им. Г. Камала ежегодно получают грантовую поддержку. Наряду с этим, в 2012 году Президентом Республики Татарстан был выделен грант Союзу театральных деятелей Республики Татарстан для ряда закамских театров на постановочную деятельность. Итого в 2012 году сумма гранта составила 218520 тыс. рублей (для сравнения: в 2011 году - 42000 тыс. рублей).
Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики. Государственные и муниципальные театры в предстоящем десятилетии будут составлять основу российского театрального дела.
До 2007 года все государственные и муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетных учреждений и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. После вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) в отношении ряда государственных и муниципальных театров было принято решение о создании автономных учреждений культуры путем изменения типа уже существующих государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 сентября 2009 года N 642 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Буинский государственный драматический театр", N 643 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Нижнекамский государственный драматический театр", от 21 сентября 2009 года N 648 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Бугульминский государственный русский драматический театр имени А.В. Баталова", N 651 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Альметьевский татарский государственный драматический театр", от 24 сентября 2009 года N 662 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный театр кукол", N 663 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный татарский драматический театр", N 664 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Мензелинский государственный татарский драматический театр имени Сабира Амутбаева" были созданы 7 автономных учреждений культуры путем изменения типа существующих учреждений:
1. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Буинский государственный драматический театр";
2. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Бугульминский государственный русский драматический театр им. А.В. Баталова";
3. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Альметьевский татарский государственный драматический театр";
4. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный театр кукол";
5. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный татарский драматический театр";
6. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева";
7. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Нижнекамский государственный драматический театр".
В 2011 году в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года N УП-149 "О создании Атнинского государственного драматического театра" к ним присоединилось государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Атнинский государственный драматический театр". В г. Набережные Челны функционирует муниципальное автономное учреждение культуры г. Набережные Челны "Русский драматический театр "Мастеровые".
В соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ для каждого учреждения Министерством культуры Республики Татарстан было разработано и утверждено государственное задание.
Все указанные учреждения получают финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем на праве оперативного управления или приобретенных за счет выделенных ему средств.
Со вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение, как и автономное, получает финансовое обеспечение из бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а, кроме того, - в виде субсидий на иные цели.
С введением указанных изменений в законодательство Российской Федерации государство снимает с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.
Доходы от основных видов уставной деятельности государственных театров за 2009-2011 годы составили 363,6 млн. рублей, что составляет 28,6 процента от общей суммы поддержки, выделяемой из бюджета Республики Татарстан.
Чтобы увеличить свои доходы, театры вынуждены повышать стоимость билетов. Но, как показывает статистика, эта мера ведет к снижению числа зрителей на одном мероприятии. Так, за период с 2009 по 2011 год цена билета в государственных театрах республики возросла на 12,4 процента, при этом среднее количество зрителей на одном мероприятии с 2009 по 2011 год уменьшилось на 5 процентов.
Таким образом, исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.
Одной из важнейших результативных характеристик деятельности театра является его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности культуры региона. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава, поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовку новых постановок (работу по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуги по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).
При этом надо учитывать необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей творческого коллектива.
В предстоящем периоде в области государственного (муниципального) финансирования театров республики необходимо:
предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса государственных и муниципальных театров Республики Татарстан;
предусматривать в республиканских целевых программах в сфере культуры финансирование из бюджета Республики Татарстан капитального ремонта и реконструкции имеющихся зданий театров, а также учебных заведений, готовящих кадры для театральных учреждений;
разработать и внедрить систему грантовой поддержки отдельно для театров закамского региона и театров для детей и молодежи;
принять меры по увеличению бюджетных средств на осуществление новых постановок с целью повышения их качества и расширения зрительской аудитории;
осуществлять государственную поддержку гастролей государственных и муниципальных театров в целях повышения конкурентоспособности театрального искусства республики;
предусматривать наряду с бюджетным финансированием крупных театров, являющихся достоянием республики, привлечение спонсорских средств.
Помимо бюджетного финансирования, театры нуждаются в дополнительных финансовых средствах. И здесь речь не должна идти о выживании театров за счет сдачи в аренду помещений и иных форм предпринимательской деятельности. Проблема заключается в формировании гражданской позиции населения и содействии в этом государства. Если взять пример наиболее развитых зарубежных стран, где благотворительность поддерживается государством не только в части налогов, но и в формировании с детства гражданской позиции по отношению к некоммерческим организациям, то видно, что в России в целом и в регионах в частности этими вопросами занимаются очень мало. Поэтому и фандрайзинговые компании не пользуются успехом и практически не используются театрами. И это большая проблема. Необходимо обучать театральных специалистов фандрайзингу. Большим плюсом на пути возрождения меценатства в России мог бы стать пересмотр налога в этой части.
Ещё одна из форм поддержки театрального искусства - это гранты и фонды. Необходимо понимать, что немаловажную роль в привлечении дополнительного финансирования играет и имидж театра, его стиль в оформлении не только постановок, но и внешнего вида, начиная от фасада и заканчивая театральными билетами.
В связи с развитием театрального менеджмента перед театрами стоят следующие задачи:
поощрять новые проекты, создаваемые в театрах;
обращать внимание театральных менеджеров на новые формы работы с потенциальными донорами;
создавать условия для обучения и обмена опытом театральных менеджеров региона;
изучать опыт успешных бизнес-структур для интеграции и адаптации в театральный процесс;
разработать мотивационную систему оплаты труда работников театра из внебюджетных средств, это позволит повысить качественный уровень работы организации в целом, что, в свою очередь, может помочь сделать театр привлекательным для потенциальных спонсоров и доноров.

8. Кадровое обеспечение деятельности театров

Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров


Подготовка творческих кадров для театров Республики Татарстан ведется в трех образовательных учреждениях:
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан "Казанское театральное училище" осуществляет подготовку специалистов по следующим специальностям: "Актерское искусство", "Искусство эстрады", "Театрально-декорационное искусство", "Театральная и аудиовизуальная техника";
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан "Елабужское училище культуры и искусств" с 2008 года ведет подготовку по специальностям "Актерское искусство", "Музыкальное искусство эстрады";
федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный университет культуры и искусств", имеющий в своей структуре театральный факультет, готовит специалистов по специальностям "Актерское искусство" ("Артист эстрады", "Актер драматического театра и кино" "Артист театра кукол"), "Режиссура театра и кино", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", "Звукорежиссура аудиовизуальных искусств", готовится к лицензированию специальность "Театроведение".
Для музыкальных театров подготовку артистов оркестра, солистов-вокалистов, артистов балета, артистов хора ведут Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, Казанское хореографическое училище, Набережночелнинский колледж искусств, а также Казанский, Альметьевский, Нижнекамский музыкальные колледжи.
В настоящее время в Республике Татарстан действуют 15 театров, в том числе 7 в Казани. Высокий уровень искусства татарстанских театральных коллективов подтверждают их многочисленные гастроли в России и за рубежом. В государственных театрах Республики Татарстан работают 1546 человек художественно-артистического персонала. Из них имеют почетные звания:
народный артист Российской Федерации - 7 человек;
заслуженный артист Российской Федерации - 8 человек;
народный артист Республики Татарстан - 48 человек;
заслуженный артист Республики Татарстан - 66 человек;
заслуженный деятель искусств Российской Федерации - 4 человека;
заслуженный деятель искусств Республики Татарстан - 17 человек.
Творческие достижения многих театральных деятелей отмечены призами, дипломами фестивалей и конкурсов.
Вместе с тем перед республиканскими театрами стоит проблема подготовки управленческих кадров, нацеленных на рыночную модель экономики. Руководители театров, художественные и административные работники должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, использовать современные методы. Для организации соответствующей подготовки руководителей театров, укомплектования театров компетентными специалистами по всем направлениям деятельности необходимо решить следующие задачи:
разработать республиканскую программу по контрактно-целевой подготовке кадров для театров республики в ведущих российских вузах за счет средств бюджета Республики Татарстан;
разработать республиканскую программу по творческому сотрудничеству и обмену опытом (проведение мастер-классов семинаров, лабораторий с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов по различным направлениям театрального искусства на базе учебных заведений и театров Республики Татарстан);
разработать республиканскую программу повышения квалификации для руководителей, главных режиссеров и других категорий персонала театров на базе ведущих отечественных вузов.

9. Наука о театре


В современном мировом театральном процессе особое место занимает наука о театре и театральная критика, диалектически неразрывно между собой связанные.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что в Республике Татарстан наука о театре и театральная критика находятся в неудовлетворительном состоянии. Такая ситуация связана прежде всего с тем, что в период 1990-х годов генерация театроведов республики старшего поколения понесла серьезные потери и прервалась нить преемственности. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (сектор театра) существует в известной степени изолированно от ведущих профильных научных школ страны. Издается лишь один журнал малого объема ("Сэхнэ"/"Сцена") на татарском языке, существуют проблемы публикации серьезных рецензий и аналитики в местной периодике. Для выхода из кризиса в рамках Концепции необходимо принять следующие меры:
модернизировать деятельность Института языка и литературы им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан в части работы, связанной с развитием театроведения и театральной критики;
начать подготовку театроведов и театральных критиков на базе Казанского государственного университета культуры и искусств (бакалавриат);
предусмотреть обучение и стажировку театроведов в вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в зарубежных вузах;
создать условия для прихода в науку о театре молодых специалистов;
проводить научно-практические конференции на актуальные темы;
организовать на сайте Союза театральных деятелей Республики Татарстан блог о театре для выявления потенциальных возможностей будущих критиков;
организовать издание театрального журнала на двух языках;
создать поле научной мысли в регионе путем сотрудничества с гуманитарными вузами;
оказывать государственную поддержку аспирантам, выделять гранты на публикацию научных монографий и научно-популярных изданий о театре;
оказывать государственную поддержку и осуществлять разработку программ для повышения квалификации театроведов Республики Татарстан;
предусмотреть участие театральных критиков и театроведов в театральных фестивалях.

10. Негосударственный сектор в театральном деле


Наличие негосударственных театральных образований влияет на создание и развитие театральной среды. В рамках частного театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств. Государственная поддержка частных театров - это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены.
Сегодня в театральной сфере Республики Татарстан все увереннее заявляют о себе негосударственные некоммерческие театральные организации. В республике функционируют 4 негосударственные театральные организации:
режиссерская лаборатория "Свободная сцена";
молодежный "Театр на Булаке";
молодежный камерный "Театр.Акт";
молодежный театр-студия "Ключ" (г. Набережные Челны).
Для дальнейшего развития, обогащения и стимуляции театральной сферы республики необходимо как минимум 10 независимых театральных площадок, представляющих альтернативный театр.
Однако искусственное создание подобных негосударственных театров недопустимо. Важно создать благоприятные условия для естественного развития частного театра. Для этого должны быть адекватные формы его поддержки со стороны органов власти. Для негосударственных театров необходимы финансовая, организационная, правовая формы поддержки со стороны государства.
Также необходимы совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, выдающихся и уважаемых деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по поддержке частных инициатив в театральной сфере. Важно наладить конструктивный, позитивный диалог между органами власти и некоммерческими театральными организациями. Это возможно через создание экспертных групп с участием театральных критиков, представителей государственных театров. Профессиональная оценка деятельности той или иной частной театральной организации должна стать решающим фактом при оказании государственной поддержки частного театра.

11. Субъекты и порядок реализации Концепции


Субъектами реализации Концепции являются:
театры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов;
органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления;
независимые организации инфраструктуры театрального дела - театральные агентства, продюсерские центры, гастрольные бюро, производители театральных декораций, костюмов и аксессуаров;
государственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации театральных специалистов;
общественные объединения - Союз театральных деятелей Республики Татарстан и другие творческие союзы, профсоюзы, объединения деятелей искусств, участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры и театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра.
Концепция реализуется в соответствии с прилагаемым к ней планом мероприятий. Все мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются за счет:
повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджетов Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан государственным и муниципальным театрам;
доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также частно-государственного партнерства, бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства;
субсидий бюджетным и автономным учреждениям (театрам) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели, которые могут предоставляться театрам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

12. Ожидаемые результаты реализации Концепции


Реализация Концепции позволит сохранить сеть государственных и муниципальных театров на территории Республики Татарстан, осуществлять их финансирование не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал и обеспечивать гражданам Республики Татарстан возможность посещения театров.
Концепция не предусматривает выделения на ее реализацию дополнительных средств из бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований.
Необходимо использовать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, настоящей Концепции, с тем, чтобы обеспечить расширение театрального предложения для жителей республики.
Реализация Концепции будет способствовать:
увеличению общего количества спектаклей, показанных театрами на стационаре, на 15 процентов по сравнению с 2012 годом;
увеличению количества спектаклей для детей и подростков не менее чем на 20 процентов по сравнению с 2012 годом;
увеличению количества произведений современной драматургии, предназначенных для постановки в театрах Республики Татарстан, в том числе для детской аудитории, на 20 процентов;
расширению гастрольной деятельности, включая все виды гастролей (региональные, межрегиональные и зарубежные), по сравнению с 2012 годом на 50 процентов.

Приложение. План мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

Приложение
к Концепции долгосрочного развития
театрального дела в Республике Татарстан
на период до 2020 года

N
п/п

Наименование

Срок реализации

Ответственные исполнители

1

2

3

4

1.

Информатизация отрасли, создание единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами

2013-2020 гг.

Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство связи и информатизации Республики Татарстан, исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию), Союз театральных деятелей Республики Татарстан (по согласованию) другие организации инфраструктуры театрального дела

2.

Анализ имеющейся имущественной и материально-технической базы театральных учреждений и выработка предложений по повышению эффективности их использования

2013-2020 гг.

Министерство культуры Республики Татарстан

3.

Разработка и утверждение схемы республиканского мониторинга театральной жизни, его индикаторов, а также соответствующих методических рекомендаций

2013 г.

Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан

4.

Разработка перечня программ и нормативных актов по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

2013 г.

Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, учебные заведения культуры и искусства

5.

Организация мониторинга хода реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

2013-2020 гг.

Министерство культуры Республики Татарстан, Союз театральных деятелей Республики Татарстан (по согласованию)

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

Название документа: Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

Номер документа: 180

Вид документа: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан

Статус: Действующий

Дата принятия: 18 марта 2013

Дата начала действия: 18 марта 2013