КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 11 февраля 2013 года N 90  

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ  


(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.09.2013 N 653,
от 06.12.2014 N 952)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Республиканскую стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы;

План первоочередных мероприятий на 2013 год по реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы (далее - План).

2. Министерствам, ведомствам Республики Татарстан, а также предложить организациям, участвующим в реализации Плана, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о его выполнении в Министерство образования и науки Республики Татарстан.

3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан разработать муниципальные планы (программы) действий в интересах детей.

4. Установить, что финансирование мероприятий Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Татарстан в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 11 февраля 2013 года N 90


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ


(в ред. Постановления КМ РТ от 06.12.2014 N 952)

1. Введение


Проблемы детства, семьи, демографии республики и субъектов Российской Федерации приобретают не просто важное социально-экономическое значение, а становятся определяющим фактором нашего продвижения вперед. Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача принять исчерпывающие меры по мобилизации всех ресурсов, возможностей государственных, общественных институтов для включения их в реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 (далее - Национальная стратегия), разработку и принятие соответствующего документа на уровне республики.

В Республике Татарстан для решения вопросов в сфере детства реализуются следующие долгосрочные целевые программы, направленные на защиту прав детей:

Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1150;

Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2011 N 204;

Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786;

Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1134;

Долгосрочная целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2010 N 865;

Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.11.2010 N 890;

ежегодно принимаемая программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.

Ключевой задачей разработки и реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей (далее - Республиканская стратегия) должно стать создание механизмов поддержки инициатив государственных, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, направленных на решение проблем материнства, защиты детства, социальной поддержки семей с детьми, здоровьесбережения, образования и многих других.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация в Республике Татарстан приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей и устроенных в семьи.

Сегодня на уровне государства решаются назревшие проблемы системы образования, совершенствуются школы, внедряются новейшие технологии и образовательные стандарты. В Республике Татарстан разработана и уже реализуется Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174.

По инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в республике реализована Программа по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения "Бэлэкэч" - "Малыш", в рамках которой создано 11 830 новых мест в детских дошкольных учреждениях (всего в 2012 году в республике создано дополнительно 13 170 дошкольных мест). На указанные цели было направлено более 3 млрд рублей.

Республика Татарстан вошла в число семи пилотных регионов Российской Федерации по реализации в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011/2012 учебном году проекта "Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации".

В Республике Татарстан создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются программы по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в республике был создан институт Уполномоченного по правам ребенка Республики Татарстан. Татарстан стал активным участником общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

В настоящее время в Республике Татарстан в соответствии с Соглашением от 24.08.2010 N 8/03 об обеспечении деятельности на территории Республики Татарстан детского "телефона доверия" (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером, подписанным между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Кабинетом Министров Республики Татарстан, работают 6 центров (служб) экстренной психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру, в городах Альметьевске, Казани, Нижнекамске, Набережные Челны, Елабуге.

В Республике Татарстан системно проводится работа по выявлению, учету и анализу причин, приведших к социально опасному положению несовершеннолетних и их семей; налаживается система оперативного реагирования и взаимодействия различных министерств, ведомств и учреждений. Целостности республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствует и принятый Закон Республики Татарстан от 20 мая 2011 года N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан", который регламентирует порядок образования и функционирования комиссий - главных координаторов непростой, но очень важной работы.

В качестве основной задачи в области реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей наравне со здоровыми сверстниками. В основе такой работы лежит в первую очередь процесс своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на проведение мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (от 30.05.2012 N 06.G65.24.0046). В рамках указанного Соглашения предусмотрена адаптация зданий 35 общеобразовательных учреждений республики для обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Общий объем финансирования мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году составил 51 061,0 тыс. рублей, в том числе 21 956,0 тыс. рублей из федерального бюджета.

Несмотря на предпринимаемые меры, желаемые результаты в сфере защиты интересов и прав детей еще не достигнуты. Острота существующих проблем в сфере детства, приоритетные направления развития страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Татарстан, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

2. Основные проблемы в сфере детства


1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей по реализации жилищных прав детей, в том числе из многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также семей, имеющих детей-инвалидов.

2. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

3. Невысокий уровень эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми.

4. Высокая распространенность факторов риска развития заболеваний среди детей.

5. Недостаточная пропаганда ценностей здорового образа жизни среди детей.

6. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей, сохранения физического и психологического здоровья детей.

7. Низкий уровень квалификации специалистов, работающих в сфере детства, слабое внедрение в практику новых технологий работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с детьми, нарушающими закон.

8. Недостаточный уровень развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Республике Татарстан.

3. Ключевые принципы Республиканской стратегии и направления ее реализации


Ключевые принципы Республиканской стратегии полностью определяются принципами Национальной стратегии.

Реализацию Республиканской стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям Национальной стратегии:

1. Семейная политика детствосбережения.

2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.

3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.

4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

6. Дети - участники реализации Республиканской стратегии.

4. Семейная политика детствосбережения

4.1. Краткий анализ ситуации


За последние пять лет в Республике Татарстан наблюдается динамичное повышение рождаемости, при этом темпы роста указанного показателя выше, чем в Приволжском федеральном округе и России. Достигнутый уровень младенческой смертности - один из самых низких в Приволжском федеральном округе.

По итогам 2011 года зарегистрирован естественный прирост населения, который составил (+)1,0 на 1000 населения (2010 г. - 0,2). За 10 месяцев 2012 года естественный прирост составил (+)2,4.

Рост рождаемости отмечается с 2006 года. За 7 лет рождаемость возросла на 36,7 процента с 9,8 в 2005 году до 13,4 в 2011 году.

В 2011 году родились 50 777 детей, что на 1 986 детей больше, чем в 2010 году. В 2012 году продолжился рост рождаемости, за 10 месяцев родились 46 048 детей, что на 4 251 новорожденного больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Показатель уровня смертности в 2011 году - самый низкий за последние 11 лет: 12,4 на 1000 населения. За 2011 год умерли 47 072 человека, что на 2 658 человек меньше, чем в 2010 году (49 730 человек). Показатель смертности за 10 месяцев 2012 года снизился и составил 12,1.

В 2011 году зарегистрирован рекордно низкий показатель младенческой смертности. За последние 5 лет показатель младенческой смертности снизился на 35,9 процента.

За 10 месяцев 2012 года показатель младенческой смертности в республике вырос на 28,7 процента и составил 6,4 на 1000 родившихся живыми. Увеличение данного показателя связано с переходом на регистрацию по критериям живорождения, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Уровень детской смертности (0 - 17 лет) в 2011 году составил 71,1 на 100 000 детского населения соответствующего возраста (в абсолютных цифрах - 265 детей). За последние 5 лет произошло снижение детской смертности на 20 процентов по сравнению с 2007 годом (с 89,2 до 71,1).

Несмотря на позитивные демографические показатели, численность детей в Республике Татарстан в возрасте от 0 до 18 лет в последние годы уменьшилась. Численность учащихся за период с 2008 по 2012 год сократилась на 21,2 тысячи человек (5,4 процента) и составила в 2008 году 391,5 тыс. человек, в 2012 году - 370,3 тыс. человек. Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях уменьшился к 2012/2013 учебному году на 3 310 человек по сравнению с 2011/2012 учебным годом.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что обусловлено в немалой степени деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (в 2011 году - 1 030 родителей). По оперативным данным, за 9 месяцев 2012 года лишены родительских прав 590 граждан.

Остаются острыми вопросы жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

По данным Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в 2011 году на территории республики в отношении несовершеннолетних было совершено 3 399 преступлений, что на 11,3 процента больше, чем в 2010 году. В структуре преступности рассматриваемой категории значительное место занимают насильственные действия сексуального характера. За 2011 год совершено 277 таких преступлений, что составило 8,1 процента от общего числа преступлений, совершенных в отношении детей. В 2011 году на 10,2 процента увеличились случаи побоев несовершеннолетних.

В 2012 году наблюдается уменьшение количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, на 18,6 процента по сравнению с предыдущим годом.

Сегодня в республике на учете органов опеки и попечительства состоят 12 320 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 90,1 процента проживают в семьях граждан республики.

 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»