Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 31 января 2013 г. N 58
"Об утверждении Региональной программы содействия
трудоустройству незанятых инвалидов
в Республике Татарстан на 2013 год"


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 N 1307 "О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в целях обеспечения преемственности осуществления дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Региональную программу содействия трудоустройству инвалидов в Республике Татарстан на 2013 год (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.

3. Определить Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Региональная программа
содействия трудоустройству незанятых инвалидов
 в Республике Татарстан на 2013 год
(утв. постановлением КМ РТ от 31 января 2013 г. N 58)

     
Паспорт
Региональной программы содействия трудоустройству незанятых
 инвалидов в Республике Татарстан на 2013 год

Наименование Программы

Региональная программа содействия трудоустройству незанятых инвалидов в Республике Татарстан на 2013 год (далее - Программа)

Основание и дата принятия решения о разработке Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации"

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Программы

Расширение возможности трудоустройства и обеспечение востребованности незанятых инвалидов

Задачи Программы

Стимулирование работодателей к созданию (оборудованию) рабочих мест для инвалидов;
расширение возможностей трудоустройства незанятых инвалидов;
создание рабочих мест для незанятых инвалидов;
повышение уровня благосостояния незанятых инвалидов

Целевой показатель Программы

Недопущение к концу 2013 года роста:
регистрируемой безработицы выше 1,4 процента;
коэффициента напряженности на рынке труда выше 1,7 человека на одну вакансию.
Содействие трудоустройству 454 незанятых инвалидов

Основные мероприятия Программы

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов;
возмещение работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов

Срок реализации Программы

2013 год

Объемы и источники финансирования Программы

Планируемые финансовые затраты на реализацию Программы в 2013 году составят 30055000 рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 25546600 рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 4508400 рублей

Исполнители Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
органы местного самоуправления

     

1. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности
 ее решения программно-целевым методом


В 2012 году экономическая и социально-трудовая сферы Республики Татарстан в основном стабилизированы.

Активную роль в восстановлении экономики и социальной сферы сыграли дополнительные мероприятия в сфере занятости, направленные на диверсификацию экономики и развитие малого предпринимательства. Специальные меры в области занятости способствовали снижению социальной напряженности и привели к сравнительно быстрому восстановлению промышленного производства, оживлению строительства, обеспечили стабильную работу сельского хозяйства.

В условиях происходящих экономических изменений особую значимость для Республики Татарстан приобретают задачи по укреплению экономики и повышению благосостояния наших граждан, повышение уровня занятости отдельных категорий граждан, испытывающих затруднения при трудоустройстве.

Проблема обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, не утратила своей актуальности. Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению благосостояния незанятых инвалидов.

Между Правительством Республики Татарстан и Федеральной службой по труду и занятости заключено Соглашение о софинансировании Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2012 год от 24 апреля 2012 года N 48/2012.

Общий объем бюджетных финансовых ресурсов на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Татарстан в 2012 году составил 137,3 млн. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов из средств федерального бюджета - 17,5 млн. рублей, из средств бюджета Республики Татарстан - 3,1 млн. рублей.

Объемы выделенных средств в 2012 году освоены.

За 2012 год 166 работодателей заключили договоры с центрами занятости населения о создании 352 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Рабочие места были созданы в различных отраслях экономики.

За 2012 год в органы службы занятости населения республики обратились около 6,6 тыс. инвалидов, трудоустроено порядка 2,6 тыс. человек. На 1 января 2013 года в качестве безработных были зарегистрированы 3,4 тыс. инвалидов.

Опыт реализации региональных программ мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, в 2009-2012 годах показывает, что наряду с традиционно используемыми мерами содействия занятости населения мероприятия указанных программ оказывают непосредственное влияние на стабилизацию положения на рынке труда.

Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимодействия органов службы занятости населения Республики Татарстан, органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, органов медико-социальной экспертизы, учреждений образования и работодателей.

Реализация Программы позволит путем проведения мероприятий, направленных на поддержание занятости населения и оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, использовать средства федерального бюджета и республиканского бюджета в целях сохранения стабильности на рынке труда, принятия превентивных мер по предупреждению роста безработицы, создания (оснащения) рабочих мест для отдельных категорий населения, испытывающих трудности при трудоустройстве.


2. Анализ рынка труда


В 2012 году на рынке труда Республики Татарстан сохранялась стабильная ситуация. Общая численность населения Республики Татарстан на начало 2012 года составила 3,8 млн. человек, в том числе 2,3 млн. граждан трудоспособного возраста. Из общего числа населения трудоспособного возраста мужчины составляют 51,1 процента. В общей численности городского населения лица трудоспособного возраста составляют 62 процента, среди сельских жителей около - 57 процентов.

В демографической ситуации республики в январе - сентябре 2012 года сохранилась положительная динамика: число родившихся превысило число умерших. Естественный прирост населения составил 6533 человека, что обусловлено ростом коэффициента рождаемости на 9,9 процента (в расчете на 1000 человек населения) и снижением коэффициента смертности на 4,0 процента.

В январе - сентябре 2012 года миграционный прирост населения в Республике Татарстан составил 7503 человека, из которых международная миграция составляет 4870 человек и 2633 человека - миграционный прирост из других регионов Российской Федерации.

В среднем экономически активное население республики в 2011 году составило 2042,0 тыс. человек. По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу численность экономически активного населения Республики Татарстан увеличивалась со II квартала 2012 года. Аналогичное увеличение наблюдалось и по показателю "Численность занятых в экономике". По сравнению с началом 2012 года уровень занятости населения республики увеличился с 95,1 процента до 96,2 процента. Численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), за сентябрь - ноябрь 2012 года составила 77,6 тыс. человек, или 3,7 процента от численности экономически активного населения. По сравнению с началом года уровень общей безработицы по республике снизился на 21,5 тыс. человек.

Количество граждан, обратившихся в центры занятости населения в поисках работы или за консультацией, составило по республике за 2012 год 212,7 тыс. человек, что на 28 процентов меньше, чем в соответствующем периоде 2011 года, из них 100,8 тыс. человек были поставлены на учет как ищущие работу. Из числа граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, 6,0 процента составляют граждане, относящиеся к категории инвалидов.

Большая часть граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, ранее работали на предприятиях частной, смешанной форм собственности.

Основная часть граждан, ищущих работу, - это лица, ранее не работавшие, - 44 процента, работавшие по рабочей профессии - 32 процента, 24 процента - ранее работали на должности служащего.

Не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года доля стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва - 15,3 процента, снизилась доля обратившейся молодежи в возрасте от 14 до 29 лет на 3 процента, инвалидов - на 0,5 процента, граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, - на 1,14 процента.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных граждан на 1 января 2013 года составила 23,3 тыс. человек, что на 5,3 тыс. человек меньше по сравнению с началом 2012 года.



Рис. 1. Динамика численности безработных граждан в Республике Татарстан

За 2012 год обратилось в центры занятости населения 6562 инвалида.

На 1 января 2013 года в органах службы занятости населения состояли на учете в качестве безработных 3372 инвалида (на 1 января 2012 года - 3696 инвалидов), из них 1401 женщина, 591 житель сельской местности, 1325 жителей монопрофильных городов (населенных пунктов).

Доля инвалидов в составе безработных, зарегистрированных в службе занятости, в течение 2011 года постепенно увеличивалась с 10,8 процента в начале года до 12,9 процента к концу года. В 2012 году доля инвалидов в составе безработных сохранялась в пределах 14 процентов от общего числа зарегистрированных безработных.

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2013 года составил 1,14 процента от численности экономически активного населения.

Уровень безработицы по-прежнему территориально дифференцирован. В монопрофильных населенных пунктах уровень безработицы выше среднереспубликанского значения: 7,7 процента - в пгт. Камские Поляны; 4,2 процента - в г. Зеленодольске; 4,8 процента - в г. Чистополе; 3,35 процента - в г. Менделеевске; 2,2 процента - в г. Елабуге.

Выше среднереспубликанского уровень безработицы также в некоторых районах республики: 2,4 процента - в Азнакаевском муниципальном районе; 1,99 процента - в Тетюшском.

В территориальном разрезе уровень безработицы варьируется от 0,32 процента до 7,74 процента.

Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2013 года составляет 0,8 человека на одну вакансию. Этот показатель зависит не только от численности безработных, но и от количества вакансий, в том числе создаваемых на территории новых рабочих мест. Наибольший показатель был в Республике Татарстан в 2009 году (8,8 единицы), когда численность заявленных вакансий в среднем сократилась в 2 раза. Затем ситуация начала постепенно улучшаться, данные приведены на нижеследующей диаграмме.



Рис. 2. Динамика численности безработных граждан и количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости Республики Татарстан

В целом в течение 2012 года наблюдалось снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан. В течение года заявленная работодателями потребность в работниках увеличивалась, а численность безработных, начиная со II квартала 2012 года, снижалась. С ноября 2012 года ситуация изменилась, численность безработных незначительно увеличивается, при этом количество вакансий уменьшается.

Динамику соотношения численности безработных и количества вакансий характеризует приведенная ниже диаграмма.



Рис. 3. Динамика численности безработных граждан и количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости Республики Татарстан

Продолжительность периода безработицы по Республике Татарстан составляет 5,27 месяца. Наибольшая продолжительность периода безработицы по категории "инвалиды" - 6,35 месяца. Женщины пребывают в статусе безработных в среднем 5,5 месяца, молодежь - 3,9 месяца, сельские жители - 5,26 месяца. Более 8 месяцев состоят на учете в качестве безработных 24,8 процента граждан, в течение месяца трудоустраиваются 14 процентов безработных граждан.

Среди зарегистрированных безработных по-прежнему преобладают женщины - 61 процент от численности зарегистрированных безработных.

Общее число заявленных работодателями вакансий за 2012 год составило 212,9 тысячи, включая вакансии на временные рабочие места.

На 1 января 2013 года число свободных рабочих мест составило 28,7 тысяч единиц. Рабочие кадры на рынке труда пользуются устойчивым спросом. Удельный вес вакансий по рабочим профессиям составил 74,8 процента, или 28,7 тыс. мест.

За 2012 год в государственные органы службы занятости обратилось 6562 инвалида, из которых трудоустроен 2571 человек.

Наибольшим спросом среди работодателей пользуются вакансии, которые в меньшей мере подходят для трудоустройства инвалидов: арматурщики, плотники, водители, повара, бетонщики. Незанятым инвалидам, которым не противопоказан физический труд, возможны предложения лишь профессий неквалифицированного труда (дворники, уборщики, подсобные рабочие). Трудоустройство инвалидов по специальностям возможно на имеющиеся вакансии страховых агентов, торговых представителей, делопроизводителей.


3. Основные угрозы


Основными угрозами в социально-экономическом развитии республики являются:

слабо диверсифицированный рынок трудовых ресурсов;

обострение экономических и социальных проблем в случае нового финансово-экономического кризиса.


4. Цели и задачи Программы


В Республике Татарстан проживает более 326 тыс. инвалидов.



Рис. 4. Инвалиды в Татарстане

В рамках подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов в числе первоочередных задач выделена необходимость совершенствования системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Указом Президента Республики Татарстан создан Совет при Президенте Республики Татарстан по делам инвалидов, который призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов и организаций при реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Утвержден Порядок реализации в Республике Татарстан индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.01.2011 N 24), которым предусмотрено создание единого республиканского банка данных инвалидов для информационного взаимодействия основных исполнителей индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в Республике Татарстан.

Татарстан вошел в число трех регионов России, определенных для реализации пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на 2011-2012 годы в рамках Государственной программы "Доступная среда" на условиях софинансирования.

Проведенные в республике исследования показали, что из 600 опрошенных более 60 процентов считают наиболее актуальной задачей создание доступной среды в Республике Татарстан.



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»