АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 марта 2013 года N 70-р


О Комплексе мер по модернизации системы общего образования Псковской области в 2013 году и на период до 2020 года



На основании Порядка предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436, по согласованию с Министерством образовании и науки Российской Федерации (письмо от 20.02.2013 N 08-183 "О согласовании проекта Комплекса мер"):

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Псковской области в 2013 году и на период до 2020 года.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать планы реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2013 году и на период до 2020 года в муниципальных образованиях Псковской области.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


И.п. Губернатора области                                          С.Г. Перников

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Администрации области
от 26.03.2013 N 70-р

     

КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации системы общего образования Псковской области в 2013 году и на период до 2020 года

     

Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Псковской области в 2011-2012 гг.


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011- 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" в области реализуется Комплекс мер по модернизации системы общего образования Псковской области (далее - Комплекс мер).

Исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации для Псковской области - второй шаг в направлении развития системы образования области, т. к. область была в числе 21 субъекта Российской Федерации, которые стали победителями конкурса региональных комплексных проектов модернизации образования.

На территории области в 2007 - 2009 годах успешно проведены мероприятия по разработке и апробации новых подходов в системе оплаты труда, нормативного подушевого финансирования и в системе аттестации, создании моделей развития сети и государственного общественного управления, в системе повышения квалификации и в формировании системы оценки качества образования.

Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии за 2007 - 2009 годы

Таблица 1


Значения показателей результативности предоставления субсидии Псковской области на конец 2011 года

N п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

1

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты)

100

110

2

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

13,0

13,4

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

35,0

37,0

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0

0

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

2,5

8,5

4

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)

13,0

16,9

5

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

27,0

27,1

6

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

Положительная

Положительная


Таблица 2


Значения показателей результативности предоставления субсидии Псковской области на конец 2012 года

N п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

1

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты)

100,00

116,00

2

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

23,00

23,07

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

55,00

55,00

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0

0

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

15,00

33,80

4

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)

37,00

37,95

5

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

33,80

33,88

6

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

Положительная

Положительная


В ходе реализации Комплекса мер в 2011 - 2012 годах достигнуты все показатели результативности использования предоставленной субсидии.

Примерами наилучших результатов в достижении показателей результативности в 2011 - 2012 годах, которые предложены для практического использования другим регионам, являются следующие:

а) показатель "Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений": план - 15 %, факт - 33,8 %.

В рамках комплексного проекта модернизации образования (далее - КПМО) в 2007 - 2009 годах в области была разработана и апробирована новая система аттестации, в основу технологии проведения которой был положен профессиональный стандарт педагогической деятельности, компетентностный подход к оценке работы педагога, учет учебных достижений обучающихся.

Внедрение новой системы аттестации изменило подходы к оценке работы педагога на более объективную и справедливую, стимулирующую его профессиональное развитие.

В период аттестации учитываются результаты академических достижений обучающихся:

регионального квалиметрического мониторинга, который ежегодно проводится на всех ступенях обучения по всем классам и предметам;

единого государственного экзамена за курс средней школы; независимой итоговой аттестации за курс основной школы.

Также учитываются результаты деятельности педагога по организации учебно-воспитательного процесса, в т.ч. владение современными технологиями, личностные качества педагога.

В рамках новой системы аттестации с 01 января 2011 года наблюдалась высокая активность учителей, подавших заявления, около 10 % из них - досрочно.

Аттестация по новой форме проведена для 1811 учителей.

Из них в установленном порядке:

получили высшую квалификационную категорию - 658 учителей (36 % от количества аттестуемых);

получили первую квалификационную категорию - 593 учителей (33 % от количества аттестуемых);

соответствуют занимаемой должности - 560 учителей (31 % от количества аттестуемых).

Такая активность объясняется, в том числе, сменностью педагогических кадров, приходом в школу молодых учителей;

б) показатель "Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей": план - 37 %, факт - 37,95 %.

Работа по выполнению данного показателя проводится последовательно и планомерно, в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно приказом Государственного управления образования Псковской области.

С 2010 года повышение квалификации проходит на базе 55 образовательных учреждений с участием более 60 сетевых педагогов, от государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" (далее - ПОИПКРО) с ними работают 40 специалистов - сетевых методистов и преподавателей. Обучение осуществляется по блочно-модульным программам и индивидуальным планам, широко используются дистанционные формы повышения квалификации.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в области создана и организована деятельность федеральной стажировочной площадки - ПОИПКРО и 39 образовательных учреждений - областных стажировочных площадок, на базе которых проводится повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) общего образования, подготовка тьюторов.

Практически для сопровождения всех направлений введения ФГОС специалистами центра практической психологии ПОИПКРО разработаны программы психологической поддержки.

Преподавателями и методистами кафедры теории и методики воспитания ПОИПКРО подготовлено учебно-методическое пособие "Перспективное планирование процесса воспитания детей в школе и классе", в котором изложены теоретические и методические аспекты моделирования, программирования и проектирования внеучебной воспитательной работы с учащимися.

На базе ПОИПКРО действует временный научно-исследовательский коллектив по введению ФГОС второго поколения в практику деятельности образовательных учреждений. Членами коллектива разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета и использованию новых учебно-методических комплектов в учебном процессе в условиях введения ФГОС, изданы пособия: "Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов", "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений в условиях введения ФГОС начального общего образования".

Повышение квалификации по вопросам введения ФГОС проводится также через постоянно действующие семинары - в 2011-2012 годах проведено 16 семинаров (1212 человек).

Система повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников Псковской области определены Минобрнауки России как приоритетные направления деятельности в рамках Комплекса мер с целью обобщения передового опыта на уровне Российской Федерации.

2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Псковской области, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2011-2012 годы


Целью реализации Комплекса мер в 2011-2012 годах стало создание условий и механизмов для модернизации образования в Псковской области в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.

В ходе решения задач Комплекса мер в 2011-2012 году были достигнуты следующие результаты.

Наиболее значимым результатом решения задачи формирования эффективных финансово-экономических отношений, обеспечивающих новое качество образования, является нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, введенное в Псковской области с 2006 года.

Объем финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях определен Порядком предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях, являющимся приложением к закону области об областном бюджете на текущий финансовый год по следующим региональным нормативам бюджетного финансирования:

по общеобразовательным учреждениям, расположенным в городах и рабочих поселках, являющихся административными центрами муниципальных районов, в 2012 году норматив составил 18440 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе (в 2011 году - 17272 рубля);

по общеобразовательным учреждениям, расположенным в рабочих поселках, не являющихся центрами муниципальных районов, в 2012 году норматив составил 25415 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе (в 2011 году - 23814 рублей);

по общеобразовательным учреждениям, расположенным в сельской местности, в 2012 году норматив составил 34316 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе (в 2011 году - 32155 рублей).

С 2006 года наблюдается повышение величины нормативов подушевого финансирования для муниципальных общеобразовательных учреждений: в 2,3 раза - для города и в 4,23 раза - для села. Рост норматива в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 6,7 % для всех муниципальных общеобразовательных учреждений.

Другим важнейшим результатом деятельности по реализации данной задачи является нормативное правовое и финансовое обеспечение мероприятий, связанных с повышением заработной платы учителей и доведением до средней заработной платы в Псковской области.

На повышение заработной платы учителей в 2011-2012 годах дополнительно из областного бюджета направлено 222,8 млн. рублей.

Средняя заработная плата учителей за I квартал 2011 г. составила 13 140 рублей, за декабрь 2011 г. - 15 900 рублей.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей за декабрь 2011 г. и среднемесячной по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по региону за I квартал 2011 г. - 110 %.

Принятые обязательства - сохранить в I - IV кварталах 2012 года среднюю заработную плату учителей на уровне IV квартала 2011 года (15213 рублей) и довести среднюю заработную плату учителей в IV квартале 2012 года до средней в регионе за 2011 год (16057,50 рублей) выполнены следующим образом:

средняя заработная плата учителей за I квартал 2012 года составила 15633 рубля;

средняя заработная плата учителей за II квартал 2012 года составила 16263 рубля;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»