На основании Порядка предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436, по согласованию с Министерством образовании и науки Российской Федерации (письмо от 20.02.2013 N 08-183 "О согласовании проекта Комплекса мер"):
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Псковской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать планы реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2013 году и на период до 2020 года в муниципальных образованиях Псковской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
И.п. Губернатора области С.Г. Перников
КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации системы общего образования Псковской области в 2013 году и на период до 2020 года
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011- 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" в области реализуется Комплекс мер по модернизации системы общего образования Псковской области (далее - Комплекс мер).
Исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации для Псковской области - второй шаг в направлении развития системы образования области, т. к. область была в числе 21 субъекта Российской Федерации, которые стали победителями конкурса региональных комплексных проектов модернизации образования.
На территории области в 2007 - 2009 годах успешно проведены мероприятия по разработке и апробации новых подходов в системе оплаты труда, нормативного подушевого финансирования и в системе аттестации, создании моделей развития сети и государственного общественного управления, в системе повышения квалификации и в формировании системы оценки качества образования.
Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии за 2007 - 2009 годы
Таблица 1
| |||
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
план | факт | ||
1 | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты) | 100 | 110 |
2 | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 13,0 | 13,4 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 35,0 | 37,0 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0 | 0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3 | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 2,5 | 8,5 |
4 | Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) | 13,0 | 16,9 |
5 | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 27,0 | 27,1 |
6 | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | Положительная | Положительная |
Таблица 2
| |||
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
план | факт | ||
1 | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) | 100,00 | 116,00 |
2 | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 23,00 | 23,07 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 55,00 | 55,00 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0 | 0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3 | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 15,00 | 33,80 |
4 | Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) | 37,00 | 37,95 |
5 | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 33,80 | 33,88 |
6 | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | Положительная | Положительная |
В ходе реализации Комплекса мер в 2011 - 2012 годах достигнуты все показатели результативности использования предоставленной субсидии.
Примерами наилучших результатов в достижении показателей результативности в 2011 - 2012 годах, которые предложены для практического использования другим регионам, являются следующие:
а) показатель "Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений": план - 15 %, факт - 33,8 %.
В рамках комплексного проекта модернизации образования (далее - КПМО) в 2007 - 2009 годах в области была разработана и апробирована новая система аттестации, в основу технологии проведения которой был положен профессиональный стандарт педагогической деятельности, компетентностный подход к оценке работы педагога, учет учебных достижений обучающихся.
Внедрение новой системы аттестации изменило подходы к оценке работы педагога на более объективную и справедливую, стимулирующую его профессиональное развитие.
В период аттестации учитываются результаты академических достижений обучающихся:
регионального квалиметрического мониторинга, который ежегодно проводится на всех ступенях обучения по всем классам и предметам;
единого государственного экзамена за курс средней школы; независимой итоговой аттестации за курс основной школы.
Также учитываются результаты деятельности педагога по организации учебно-воспитательного процесса, в т.ч. владение современными технологиями, личностные качества педагога.
В рамках новой системы аттестации с 01 января 2011 года наблюдалась высокая активность учителей, подавших заявления, около 10 % из них - досрочно.
Аттестация по новой форме проведена для 1811 учителей.
Из них в установленном порядке:
получили высшую квалификационную категорию - 658 учителей (36 % от количества аттестуемых);
получили первую квалификационную категорию - 593 учителей (33 % от количества аттестуемых);
соответствуют занимаемой должности - 560 учителей (31 % от количества аттестуемых).
Такая активность объясняется, в том числе, сменностью педагогических кадров, приходом в школу молодых учителей;
б) показатель "Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей": план - 37 %, факт - 37,95 %.
Работа по выполнению данного показателя проводится последовательно и планомерно, в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно приказом Государственного управления образования Псковской области.
С 2010 года повышение квалификации проходит на базе 55 образовательных учреждений с участием более 60 сетевых педагогов, от государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" (далее - ПОИПКРО) с ними работают 40 специалистов - сетевых методистов и преподавателей. Обучение осуществляется по блочно-модульным программам и индивидуальным планам, широко используются дистанционные формы повышения квалификации.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в области создана и организована деятельность федеральной стажировочной площадки - ПОИПКРО и 39 образовательных учреждений - областных стажировочных площадок, на базе которых проводится повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) общего образования, подготовка тьюторов.
Практически для сопровождения всех направлений введения ФГОС специалистами центра практической психологии ПОИПКРО разработаны программы психологической поддержки.
Преподавателями и методистами кафедры теории и методики воспитания ПОИПКРО подготовлено учебно-методическое пособие "Перспективное планирование процесса воспитания детей в школе и классе", в котором изложены теоретические и методические аспекты моделирования, программирования и проектирования внеучебной воспитательной работы с учащимися.
На базе ПОИПКРО действует временный научно-исследовательский коллектив по введению ФГОС второго поколения в практику деятельности образовательных учреждений. Членами коллектива разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета и использованию новых учебно-методических комплектов в учебном процессе в условиях введения ФГОС, изданы пособия: "Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов", "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений в условиях введения ФГОС начального общего образования".
Повышение квалификации по вопросам введения ФГОС проводится также через постоянно действующие семинары - в 2011-2012 годах проведено 16 семинаров (1212 человек).
Система повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников Псковской области определены Минобрнауки России как приоритетные направления деятельности в рамках Комплекса мер с целью обобщения передового опыта на уровне Российской Федерации.
2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Псковской области, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2011-2012 годы
Целью реализации Комплекса мер в 2011-2012 годах стало создание условий и механизмов для модернизации образования в Псковской области в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.
В ходе решения задач Комплекса мер в 2011-2012 году были достигнуты следующие результаты.
Наиболее значимым результатом решения задачи формирования эффективных финансово-экономических отношений, обеспечивающих новое качество образования, является нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, введенное в Псковской области с 2006 года.
Объем финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях определен Порядком предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях, являющимся приложением к закону области об областном бюджете на текущий финансовый год по следующим региональным нормативам бюджетного финансирования:
по общеобразовательным учреждениям, расположенным в городах и рабочих поселках, являющихся административными центрами муниципальных районов, в 2012 году норматив составил 18440 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе (в 2011 году - 17272 рубля);
по общеобразовательным учреждениям, расположенным в рабочих поселках, не являющихся центрами муниципальных районов, в 2012 году норматив составил 25415 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе (в 2011 году - 23814 рублей);
по общеобразовательным учреждениям, расположенным в сельской местности, в 2012 году норматив составил 34316 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе (в 2011 году - 32155 рублей).
С 2006 года наблюдается повышение величины нормативов подушевого финансирования для муниципальных общеобразовательных учреждений: в 2,3 раза - для города и в 4,23 раза - для села. Рост норматива в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 6,7 % для всех муниципальных общеобразовательных учреждений.
Другим важнейшим результатом деятельности по реализации данной задачи является нормативное правовое и финансовое обеспечение мероприятий, связанных с повышением заработной платы учителей и доведением до средней заработной платы в Псковской области.
На повышение заработной платы учителей в 2011-2012 годах дополнительно из областного бюджета направлено 222,8 млн. рублей.
Средняя заработная плата учителей за I квартал 2011 г. составила 13 140 рублей, за декабрь 2011 г. - 15 900 рублей.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей за декабрь 2011 г. и среднемесячной по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по региону за I квартал 2011 г. - 110 %.
Принятые обязательства - сохранить в I - IV кварталах 2012 года среднюю заработную плату учителей на уровне IV квартала 2011 года (15213 рублей) и довести среднюю заработную плату учителей в IV квартале 2012 года до средней в регионе за 2011 год (16057,50 рублей) выполнены следующим образом:
средняя заработная плата учителей за I квартал 2012 года составила 15633 рубля;
средняя заработная плата учителей за II квартал 2012 года составила 16263 рубля;