(с изменениями на 29 апреля 2022 года)
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 25.02.2021 N 91-пп, от 28.09.2021 N 528-пп, от 19.11.2021 N 646-пп, от 03.03.2022 N 114-пп, от 29.04.2022 N 279-пп)
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года, Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р, в целях создания в Архангельской области условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу по защите прав потребителей в Архангельской области (далее - программа).
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 03.03.2022 N 114-пп)
2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, являющимся участниками программы, ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области отчет о реализации программы по форме согласно приложению N 3 к программе, а также пояснительную записку о результатах реализации мероприятий программы в отчетном периоде.
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 25.02.2021 N 91-пп, от 03.03.2022 N 114-пп)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 25.02.2021 N 91-пп, от 28.09.2021 N 528-пп, от 19.11.2021 N 646-пп, от 03.03.2022 N 114-пп, от 29.04.2022 N 279-пп)
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 03.03.2022 N 114-пп)
Наименование программы | - | региональная программа по защите прав потребителей в Архангельской области (далее - программа) |
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 03.03.2022 N 114-пп) | ||
Ответственный исполнитель программы | - | министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области |
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 25.02.2021 N 91-пп) | ||
Участники программы | - | министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области; министерство здравоохранения Архангельской области; министерство культуры Архангельской области; министерство образования Архангельской области; министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области; министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области; министерство связи и информационных технологий Архангельской области; министерство финансов Архангельской области; министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; министерство транспорта Архангельской области; инспекция государственного строительного надзора Архангельской области; государственная жилищная инспекция Архангельской области; инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области; министерство спорта Архангельской области; агентство по тарифам и ценам Архангельской области; администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Архангельской области); Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу; Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области; Отделение по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации; Инспекция по Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области"; Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Архангельской области и Ненецком автономном округе"; автономная некоммерческая организация Архангельской области "Агентство регионального развития"; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; общественные объединения потребителей |
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 25.02.2021 N 91-пп, от 03.03.2022 N 114-пп, от 29.04.2022 N 279-пп) | ||
Цель программы | - | развитие системы защиты прав потребителей в Архангельской области, направленное на минимизацию рисков нарушения прав и законных интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями. Перечень целевых показателей программы приведен в приложении N 1 к программе |
Задачи программы | - | 1) укрепление системы защиты прав потребителей в Архангельской области; 2) информационное обеспечение потребителей в Архангельской области; 3) просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей в Архангельской области; 4) профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей в Архангельской области; 5) мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей в Архангельской области; 6) кадровое обеспечение защиты прав потребителей в Архангельской области; 7) совершенствование механизмов защиты прав потребителей в Архангельской области; 8) обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей в Архангельской области (инвалидов и иных маломобильных групп населения) |
Сроки реализации программы | - | 2022 - 2025 годы |
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 03.03.2022 N 114-пп) | ||
Ресурсное обеспечение программы | - | общий объем финансирования программы составляет 107 020,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 107 020,2 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 03.03.2022 N 114-пп) |
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года, Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ, одной из приоритетных целей социально-экономического развития Архангельской области является повышение качества жизни населения Архангельской области, неотъемлемыми элементами которого становятся реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
В целях защиты прав потребителей созданы и осуществляют свою деятельность различные государственные институты.
Основным из них является Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, которое осуществляет деятельность на территории Архангельской области как непосредственно, так и через свои территориальные отделы (Северодвинский, Новодвинский, Вельский, Котласский, Плесецкий, Коряжемский, Пинежский).
Для организации взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, общественных объединений по вопросам защиты прав потребителей на территории Архангельской области распоряжением Губернатора Архангельской области от 8 февраля 2018 года N 146-р создан и функционирует координационный совет по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей, возглавляемый Губернатором Архангельской области.
В рамках государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2018 году Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведено 147 проверок.
Наибольший удельный вес в структуре проверок заняли проверки розничной торговли - 78,2 процента (115 проверок) и проверки организаций общественного питания - 11,6 процента (17 проверок).
Согласно данным Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, за 2018 год количество обращений на нарушение прав и законных интересов потребителей составило 2469 (в 2017 году - 2483 обращения).
Анализ этих обращений показывает, что актуальными остались вопросы нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами (1393 обращения, в 2017 году - 1336). Значительная часть этих обращений связана с проявлением в товарах недостатков, обменом товара ненадлежащего качества, неудовлетворением соответствующих требований потребителя, нарушением срока поставки предварительно оплаченного товара и другими вопросами по продаже товаров и оказанию услуг торговли, в том числе при заключении договоров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг (выполнении работ) поступило 1076 обращений (в 2017 году - 1147). Наибольшее количество из них связано с оказанием жилищно-коммунальных услуг (в 2018 году - 341, в 2017 году - 431). В основном обращения касались вопросов непредоставления льгот при выставлении счетов, повышения размера платы за жилое помещение, отсутствия отопления и водоснабжения.
119 граждан обратились по вопросам потребительского кредитования, предоставления и использования банковских карт, страхования и иных финансовых услуг (в 2017 году - 147).
87 обратившихся указывали на нарушение своих прав при оказании услуг общественного питания (в 2017 году - 44).
124 обращения связаны с недостатками или нарушением срока выполненной работы (оказанной услуги), неудовлетворением соответствующих требований потребителя в сфере бытового обслуживания населения (изготовление и установка окон, дверей, мебели, оказание услуг химчистки, ателье и др.) (в 2017 году - 203). 113 обращений - с нарушениями при предоставлении услуг связи (в 2017 году - 99).
В сфере медицинских услуг граждане указывали на ненадлежащее качество предоставляемых услуг и нарушение своих потребительских прав (в 2018 году - 76 обращений, в 2017 году - 34).
Кроме того, поступило 44 обращения, связанных с нарушениями в сфере туристской деятельности и при оказании транспортных услуг населению (в 2017 году - 32).
Основанием для проведения административных расследований послужили 228 обращений. В результате по 123 из них изложенные факты подтвердились. Основанием для проведения внеплановых проверок послужили 15 обращений. В шести случаях из них изложенные факты нашли подтверждение.
За выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей виновные привлечены к административной ответственности. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, составлено 223 протокола об административных правонарушениях.
В 2018 году в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Архангельской области обратились 673 человека, по телефону "горячей линии" поступило 1218 обращений.
Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на потребительском рынке представлены продукты, не отвечающие потребностям большинства населения, а также фальсифицированная пищевая продукция.
В целях недопущения попадания на потребительский рынок опасной и недоброкачественной продукции, а также минимизации рисков, связанных с ее приобретением и потреблением, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проверяется качество продовольственных товаров.
В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий принимались практические меры по изъятию из оборота товаров ненадлежащего качества. Так, в 2018 году была изъята из оборота 251 партия продовольственных товаров объемом более 1061 кг (в 2016 году - 416 партий, в 2017 году - 288). По сравнению с 2016 годом в 2018 году увеличилось число забракованных партий по группам пищевых продуктов "мясо и мясные продукты", "рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них", "алкогольные напитки", "хлебобулочные изделия". Из общего числа объема забракованных пищевых продуктов почти 30 процентов приходится на мясо и мясные продукты, увеличение составило 3,5 раза к 2016 году.
Основными причинами забраковки продукции явились нарушение сроков годности, условий реализации продукции, отсутствие сопроводительной документации, подтверждающей качество и безопасность продукции, маркировки продукции, несоответствие требованиям гигиенических нормативов.
Основаниями для забраковки мяса и мясных продуктов явились несоблюдение сроков годности, отсутствие маркировки для потребителя; рыбы - нарушение условий хранения, несоблюдение сроков годности, отсутствие маркировки для потребителя и документов, подтверждающих качество и безопасность, кулинарных изделий - нарушение условий хранения, отсутствие информации о дате изготовления, сроков годности.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Кроме того, в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным.
Изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, с учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Особое социальное значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.