Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2015 года N 473-пп


Об утверждении Концепции развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 30.08.2023 N 810-пп, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 1 декабря 2020 года)

(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 01.12.2020 N 801-пп)




В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы (далее - Концепция).


2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться Концепцией.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при подготовке и принятии решений в сфере образования руководствоваться Концепцией.


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Исполняющий обязанности Губернатора
Архангельской области
А.П.ГРИШКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 24.11.2015 N 473-пп



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2021 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 01.12.2020 N 801-пп)




I. Основные положения


Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с необходимостью определения ключевых ориентиров для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления), общественных объединений, иных организаций, действующих в сфере организации специальных условий обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях Архангельской области и муниципальных образовательных организациях муниципальных образований Архангельской области (далее - образовательные организации) с целью обеспечения доступности образования.


Правовой основой разработки Концепции являются:


Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция);


Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной при участии ЮНЕСКО в 1994 году (далее - Саламанкская декларация);


Конституция Российской Федерации;


Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании");


Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов");


областной закон от 2 июля 2013 года N 712-41-ОЗ "Об образовании в Архангельской области";


областной закон от 29 ноября 2005 года N 119-7-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области".



II. Обоснование необходимости принятия и реализации Концепции


В настоящее время на территории Архангельской области проживает 4532 ребенка-инвалида (в 2014 году - 4378 детей), что составляет 1,9 процента от общего количества детского населения Архангельской области (235 000 детей).


Более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных организациях в Архангельской области (далее - общеобразовательные организации).


В Архангельской области 60 общеобразовательных организаций (13,5 процента от общего количества общеобразовательных организаций) имеют лицензии на право реализации специальных (коррекционных) программ.


Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области представлена:


17 государственными образовательными организациями Архангельской области, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;


более 400 группами и классами в общеобразовательных организациях для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта, множественными нарушениями развития, дошкольными и школьными логопедическими пунктами;


10 центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;


14 психолого-медико-педагогическими комиссиями;


образовательными организациями высшего образования, осуществляющими на территории Архангельской области работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров.


В указанную систему включены также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.


Детям, обучающимся на дому, не имеющим нарушений в интеллектуальном развитии, при согласии родителей предоставлена возможность обучаться дистанционно. На период получения образования в дистанционной форме обучающимся предоставляется компьютерное оборудование и обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Количество детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных образовательных технологий, ежегодно растет. Если в 2009 году в реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" участвовало 6 обучающихся, то с 1 сентября 2015 года в данной форме приступили к обучению 72 ребенка-инвалида.


В Архангельской области расширяется практика участия детей с инвалидностью в едином государственном экзамене. Созданы особые условия при проведении единого государственного экзамена (выделение отдельной аудитории, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования, предоставление возможности увеличить продолжительность экзамена на 1,5 часа): в 2011 году - 10 выпускникам, в 2012 году - 18 выпускникам, в 2013 году - 14 выпускникам, в 2014 году - 22 выпускникам, 2015 году - 26 выпускникам.


На территории Архангельской области на базе пяти государственных образовательных организаций Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также трех государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области функционируют ресурсные центры сопровождения инклюзивного образования (города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Няндома).


Педагогические работники данных государственных образовательных организаций Архангельской области оказывают консультативную помощь работникам муниципальных образовательных организаций, родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, проводят обучающие семинары с привлечением научных сотрудников ведущих образовательных организаций высшего образования страны, выпускают сборники об опыте работы в данной сфере деятельности.


В целях создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на протяжении нескольких лет издан ряд нормативных правовых актов Архангельской области, регламентирующих создание условий для получения образования.


В областной закон от 2 июля 2013 года N 712-41-ОЗ "Об образовании в Архангельской области" включены положения, регламентирующие реализацию прав граждан на инклюзивное образование в Архангельской области, а также образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


В целях социальной адаптации и создания условий для приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы, выпускники общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, не получившие основного общего образования, вправе однократно получить профессиональную подготовку в государственных профессиональных образовательных организациях Архангельской области за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.


Финансирование расходов местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях муниципальных образований Архангельской области осуществляется за счет средств областного бюджета путем выделения субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области. В 2014 году на эти цели перечислено 210 383,0 тыс. рублей, в 2015 году перечислена субвенция в размере 224 240,9 тыс. рублей. Данные средства расходуются на приобретение учебников, специальной учебной литературы, технических средств для обучения и воспитания детей-инвалидов.


В 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297, в 20 общеобразовательных организациях, расположенных в 15 муниципальных образованиях Архангельской области, создана универсальная безбарьерная среда и приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование. В 2015 году создается доступная среда в 50 общеобразовательных организациях.


В федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" (далее - Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова) осуществляется подготовка специалистов в системе бакалавриата и магистратуры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По направлению "Специальное (дефектологическое) образование" в рамках бакалавриата студенты обучаются по следующим профилям: олигофренопедагогика, логопедия, дошкольная дефектология. Кроме того, в учебные планы подготовки студентов по педагогическим направлениям включен курс "Инклюзивное обучение", который знакомит студентов с особенностями разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и освещает вопросы организации инклюзивного обучения детей.


В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В.Ломоносова осуществляется подготовка магистров по программе "Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в Приарктическом регионе", а также открыт ресурсный центр инклюзивного образования, оснащенный инновационным специализированным оборудованием, который играет важную роль в подготовке специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


В целях подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в государственном автономном образовательном учреждении "Архангельский областной институт открытого образования" (далее - Архангельский областной институт открытого образования) реализуется модуль, содержащий изучение особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, который включен в курсовую подготовку всех педагогических работников.


В Архангельском областном институте открытого образования реализуются следующие программы профессиональной переподготовки по данному направлению деятельности:


"Подготовка педагогов для реализации дифференцированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья";


"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании";


"Логопедия".


Вместе с тем реализация инклюзивного подхода на территории Архангельской области не приобрела полномасштабного характера в силу существующего ряда проблем.


Охват детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста мероприятиями, направленными на профилактику и выявление особенностей в развитии, оказание услуг раннего вмешательства, не является полным.


Отсутствует преемственность в создании условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья при переходе с одной ступени образования на другую.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»