Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2014 года N 28-пп  


Об утверждении Концепции развития социального
предпринимательства в Архангельской области до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 21.09.2022 N 712-пп.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 9 июня 2018 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Архангельской области от 10 февраля 2015 года N 37-пп;
     постановлением Правительства Архангельской области от 9 июня 2018 года N 261-пп.
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», областным законом от 29 октября 2010 года N 209-16-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области», постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года N 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2020 годы)», а также в целях определения стратегических задач и основных направлений политики Правительства Архангельской области в сфере социального предпринимательства на долгосрочную перспективу, обеспечивающих положительную динамику развития социального предпринимательства в Архангельской области, Правительство Архангельской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития социального предпринимательства в Архангельской области до 2020 года (далее - Концепция).

2. Рекомендовать:

1) исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться Концепцией при разработке мероприятий, направленных на развитие социального предпринимательства в Архангельской области;

2) органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учитывать положения Концепции при разработке мероприятий и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области.

(пункт в редакции постановления Правительства Архангельской области от 9 июня 2018 года N 261-пп - см. предыдущую редакцию)


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Архангельской области
 И.А. Орлов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительстваъ
 Архангельской области
от 4 февраля 2014 года N 28-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 10 февраля 2015 года N 37-пп -
см. предыдущую редакцию)



КОНЦЕПЦИЯ
развития социального предпринимательства
в Архангельской области до 2020 года  

____________________________________________________________________
     По тексту Концепции слова "и Ненецкого автономного округа" исключены на основании постановления Правительства Архангельской области от 10 февраля 2015 года N 37-пп.

____________________________________________________________________

I. Общие положения


Концепция развития социального предпринимательства в Архангельской области до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования и развития социального предпринимательства в Архангельской области и определяет основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно - органы местного самоуправления, муниципальные образования) и субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области (далее - субъекты предпринимательства).

Правовой основой разработки Концепции являются:

1) Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года N 467-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

3) приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»;

4) областной закон от 29 октября 2010 года 209-16-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области»;

5) постановление Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года N 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2020 годы)».

В рамках настоящей Концепции под социальным предпринимательством понимается социально ответственная предпринимательская деятельность субъектов предпринимательства, направленная на смягчение или решение социальных проблем, в том числе:

социальная поддержка;

обеспечение занятости;

развитие социальной сферы;

территориальное развитие;

развитие культурной среды.

Приоритетной является социально ответственная деятельность предпринимателей, обеспечивающая соответствие следующим условиям:

1) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников государственных бюджетных образовательных организаций Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

2) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:

а) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;

б) социальное обслуживание граждан, медицинские услуги, физическая культура и массовый спорт, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

в) оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

г) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

д) обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

е) предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

ж) содействие вовлечению в социально активную деятельность следующих групп граждан: инвалиды, сироты, выпускники государственных бюджетных образовательных организаций Архангельской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом, лица без определенного места жительства;

з) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

и) выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

II. Характеристика текущего состояния социального предпринимательства
в Архангельской области


Одной из ключевых проблем Архангельской области является слабо развитая инфраструктура муниципальных районов Архангельской области, вызванная особенностями территории и климата Архангельской области, острый дисбаланс между уровнем деловой активности в крупных городах, административных центрах муниципальных районов Архангельской области и поселениях. Так, наблюдается неравномерное распределение малых предприятий (в том числе микропредприятий) по городским округам и муниципальным районам Архангельской области.

Архангельской области необходим переход к новому этапу развития, целью которого является повышение качества жизни, которое регион может обеспечить своим жителям. Такой переход возможен путем развития социального предпринимательства, позволяющего не только расширить спектр предоставляемых социальных услуг, но и создать систему стимулов для реализации проектов на принципах самоокупаемости.

Задачи, которые решаются в рамках сферы социального предпринимательства:

1) социализация и ресоциализация социально уязвимых групп населения, в частности: работа с экономически активными людьми старшего возраста, в том числе с пенсионерами, поддержка социально незащищенных и нереализовавших в полной мере свой профессиональный потенциал женщин, адаптация военнослужащих к жизни вне службы, реализация проектов, направленных на трудоустройство бездомных, обеспечение занятости инвалидов;

2) обеспечение занятости населения, в том числе за счет развития молодежного предпринимательства, поддержка проектов, обеспечивающих самозанятость населения, создание рабочих мест, обеспечивающих деятельность социального предприятия;

3) развитие социальной сферы, связанное с уменьшением нагрузки на бюджеты всех уровней, за счет деятельности социальных предпринимательских проектов, сферы, где на сегодняшний день доминирует государство (проекты в сфере развития дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, массового спорта);

4) территориальное развитие за счет развития некоммерческих организаций, включая территориальное общественное самоуправление;

5) развитие культурной среды за счет максимально эффективного использования социальными предпринимателями потенциала существующих и вновь создаваемых учреждений культуры.

На текущем этапе государственная поддержка социального предпринимательства в Архангельской области оказывается в рамках государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 -2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года N 462-пп.

Основные направления поддержки:

1) финансовая поддержка оказывается в форме предоставления субсидий на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидий на поддержку инновационных бизнес-проектов. Так, при рассмотрении проектов конкурсной комиссией одним из критериев оценки является социальная значимость проекта для Архангельской области;

2) поддержка в сфере образования оказывается в форме бесплатного и льготного бизнес-обучения кадров (проведение конференций, тренингов, семинаров, лекций, круглых столов) для руководителей и сотрудников малых и средних предприятий;

3) консультативная поддержка оказывается по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по правовым вопросам и вопросам бизнес-планирования в форме предоставления доступа к базам данных, дистанционного консультирования. Начинающие предприниматели получают информационную поддержку по вопросам регистрации организаций, особенностей законодательства Российской Федерации в различных сферах деятельности. Региональный бизнес-инкубатор знакомит начинающих предпринимателей с системой финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, программами бизнес-образования, системой требований к охране труда, порядком и правилами оформления журнала проверок;

4) имущественная поддержка оказывается посредством формирования перечня государственного имущества Архангельской области, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности). Имущественная поддержка оказывается на основании статьи 26.3 областного закона от 29 октября 2008 года N 585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области».

Поддержка сферы социального предпринимательства требует реализации специфических мер, решения ряда фундаментальных вопросов, в частности, разработки эффективной методологии идентификации социального предпринимательства, а также оценки эффективности социального бизнеса.

Важность и своевременность разработки настоящей Концепции подтверждают результаты опроса субъектов предпринимательства в рамках исследования государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр изучения общественного мнения» в 2013 году на тему «Выявление потребности субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области в обеспечении объектами инфраструктуры поддержки». По результатам опроса 22,5 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (90 респондентов) полностью уверены в социальной ориентированности своего бизнеса, 32,75 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (131 респондент) частично уверены в социальной ориентированности своего бизнеса. Таким образом, 55,75 процента респондентов считают, что они оказывают социальные услуги нуждающимся гражданам. Оказываемые социальные услуги населению распределились следующим образом:

первое место занимает социальная услуга по содействию профессиональной ориентации в трудоустройстве, включая содействие самозанятости (эту услугу оказывают 12,75 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (51 респондент);

второе место занимает выпуск периодичных печатных изданий и книжной продукции (эту услугу оказывают 12,25 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (49 респондентов);

третье место занимает перечень таких услуг, как бесплатная доставка продуктов, одежды, лекарственных средств, оказание бесплатных информационных услуг, льготный ремонт транспортных средств инвалидов, спонсорская помощь государственным бюджетным образовательным организациям Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (эти виды услуг оказывают 11,25 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (45 респондентов).

По состоянию на 1 января 2013 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, малое предпринимательство в социальной сфере в Архангельской области характеризуется следующими показателями:

Показатель

2011 год

2012 год

1

2

3

1.

Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий), ед., всего

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

12 251

591
60
187
268

нет данных

14 216

591
70
214
317

140

2.

Численность занятых на малых предприятиях
(с учетом микропредприятий), чел.

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство


68 121

4858


67 311

3688

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

77
1019
1150

нет данных

нет данных
1126
1066

418

3.

Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий), млн. руб.

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

предоставление персональных услуг

123 411

2711
50
542
724

119,6
71,6

116 571

2503
нет данных
885
904

403
111

4.

Средняя заработная плата на малых предприятиях, руб.

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

предоставление персональных услуг

14 558

10 641
22 152
18 008
15 241

14 323
10 152

17 425

14 324
нет данных
18 407
16 215

14 319
10 020


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»