УКАЗ
ГУБЕРНАТОРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01.03.2013 № 15


О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина в Смоленской
области на 2013 - 2020 годы

   

Руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Устава Смоленской области, в целях консолидации усилий органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области

постановляю:     

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы (далее также - Концепция).

2. Органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:

2.1. При разработке целевых программ социальной направленности и планировании практических мероприятий по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области руководствоваться положениями Концепции.

2.2. Учитывая социальную значимость Концепции, привлечь к ее реализации общественные организации, осуществляющие деятельность в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной реабилитации людей, охраны здоровья, материнства и детства.

3. Главному управлению информационной политики и общественных связей Смоленской области (Н.А. Исайченкова) обеспечить освещение основных положений Концепции в средствах массовой информации.                                                                                        

 А.В. Островский  

                                                                                                               

УТВЕРЖДЕНА
Указом Губернатора
Смоленской области
от 01.03.2013 № 15



КОНЦЕПЦИЯ
обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
в Смоленской области на 2013 - 2020 годы

Введение

  

   Смоленская область как субъект Российской Федерации в пределах полномочий, установленных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина (далее также - права человека).

         Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные принципы и направления деятельности органов государственной власти Смоленской области (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) по обеспечению и защите прав человека на территории Смоленской области на 2013 - 2020 годы.

Ранее принятая Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010-2012 годы способствовала усилению внимания органов государственной власти, органов местного самоуправления к проблемным для Смоленской области вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Большинство разработанных и действующих в Смоленской области областных целевых программ имеют социальную направленность.

На сегодняшний день наметились позитивные сдвиги в решении проблем, связанных с положением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. До уровня прожиточного минимума повышается размер ежемесячного опекунского пособия. Возрастает внимание к вопросу усыновления детей-сирот. Проводится активная работа по реабилитации детей-инвалидов.

       Отмечается более взвешенный подход к обеспечению прав ветеранов и инвалидов, престарелых одиноких граждан. Решается проблема организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства и рода занятий, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы. В целях устранения пробелов в правовом воспитании граждан созданы центры правовой информации.

Для закрепления указанных выше позитивных посылов, дальнейшего развития и укрепления социальной справедливости требуется повышенное внимание к слабо защищенным категориям граждан, не имеющим в силу объективных причин возможности к полнообъемной реализации своих прав. К таким гражданам относятся дети, инвалиды, пожилые граждане - ветераны.

       Складывающаяся сегодня в Смоленской области правозащитная ситуация предполагает взвешенную, объективную ее оценку применительно к настоящему времени и с учетом этого продолжение работы в указанных направлениях, в том числе и выработку новых подходов в решении проблемных вопросов защиты прав и свобод человека.

       Более эффективному развитию правозащитной системы в Смоленской области объективно мешают проблемы, обусловленные недостаточным уровнем:

- развития механизмов регулирования вопросов, затрагивающих права человека;

- профессионализма, правовой культуры и исполнительной дисциплины отдельных государственных и муниципальных служащих;

- государственного и общественного контроля за деятельностью органов власти и органов местного самоуправления, принимающих решения, затрагивающие права человека;

- развития правозащитного движения в Смоленской области, координации деятельности общественных организаций в сфере защиты прав человека;

- финансирования мероприятий, обеспечивающих государственные гарантии основных прав и свобод из бюджетов разных уровней;

- правовой грамотности жителей Смоленской области.

1. Общие положения

   

  Настоящая Концепция распространяется на правоотношения с участием постоянно или временно проживающих на территории Смоленской области граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - жители Смоленской области), за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Настоящая Концепция является основой для разработки в Смоленской области нормативных правовых актов, затрагивающих права человека.

Цель настоящей Концепции - разработка стратегии и повышение эффективности обеспечения и защиты прав человека на территории Смоленской области, установление роли и места в этом процессе Смоленской области как субъекта Российской Федерации (с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти).

Достижению указанной цели служат основные направления настоящей Концепции:

- совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

- совершенствование системы государственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;

- поддержка системы негосударственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;

- формирование системы образования и просвещения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области;

- развитие системы защиты прав человека в отношении особо нуждающихся в такой защите категорий граждан из числа жителей Смоленской области.

В настоящей Концепции содержатся основные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав человека в Смоленской области.

Защита прав человека в Смоленской области требует организации эффективного взаимодействия и координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Смоленской области, областными законами и иными нормативными правовыми актами Смоленской области в целях защиты человеческого достоинства, прав как высших ценностей в обществе и государстве.

2. Условия обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
в Смоленской области


Эффективность обеспечения и защиты прав человека в Смоленской области зависит от ряда условий: экономических, социальных и правовых. Они создают социальные предпосылки либо препятствуют оптимальному функционированию системы обеспечения и защиты прав человека.

2.1. Экономические условия обеспечения
 и защиты прав и свобод человека и гражданина


Степень обеспечения и защиты прав человека в социальной сфере напрямую зависит от уровня развития экономики Смоленской области. Поэтому большинство  социальных прав могут быть реально действующими постепенно и только по мере роста финансовых ресурсов и бюджетной обеспеченности Смоленской  области при повышении уровня жизни населения.

Исходя из этого, при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо обеспечивать:

- прозрачность и адресность государственных расходов;

- корректировку расходов, связанных с реализацией прав человека,  формирование механизмов их защиты с учетом темпов экономического развития Смоленской области;

- оценку обоснованности действующей системы льгот и компенсаций особо нуждающимся в защите категориям граждан из числа жителей Смоленской области.     

2.2. Социальные условия обеспечения и защиты прав
и свобод человека и гражданина


Совершенствование структуры гражданского общества в Смоленской области, отражающей различные сферы его жизнедеятельности, выступает важнейшим условием реализации основных прав человека, обеспечивает сочетание прав и свобод с ответственностью человека перед обществом.

Взаимодействие государства и институтов гражданского общества способствует созданию эффективной системы социальной защиты, формированию системы согласования интересов общества и власти, обеспечивает общественное согласие.

       Важным фактором, способным повлиять на социальные гарантии прав человека, является развитие социального партнерства как основного механизма согласования интересов между гражданами и органами власти.

       Развитие институтов гражданского общества в Смоленской области оказывает существенное влияние на качество гарантий прав человека. Деятельность таких институтов способствует дополнительной и эффективной защите прав человека.

       Устранение социальных противоречий и конфликтов, обеспечение баланса интересов всех категорий граждан возможны за счет развития системы защиты прав человека в отношении социально уязвимых категорий граждан путем предоставления адресной помощи.

2.3. Правовые условия обеспечения и защиты прав
и свобод человека и гражданина

   

       Правовые условия защиты прав человека направлены на укрепление системы средств, процедур и механизмов, которыми жители Смоленской области могут воспользоваться в случае нарушения их  прав.

Возложенная на Смоленскую область как субъект Российской Федерации обязанность защищать  права человека предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту этих прав.

Обращение граждан в органы правосудия должно являться наиболее эффективным механизмом защиты прав человека. Однако сегодня значительное число граждан не рассматривают судебную власть как действенное средство защиты их основных прав. Жители Смоленской области в случае нарушения их  прав зачастую избегают обращения в суд (хотя в последние годы число  судебных исков в защиту прав возрастает). Достаточно серьезной проблемой являются также имеющие место случаи неисполнения судебных решений.

Наряду с государственными гарантиями защиты прав человека, особую роль в этой сфере должны играть негосударственные (общественные) институты. К негосударственным средствам защиты  прав относится деятельность общественных объединений. Они также принимают участие в защите прав социально уязвимых категорий граждан, которые часто не способны самостоятельно отстаивать свои права.

3. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере
обеспечения и защиты  прав и свобод человека и гражданина

     

3.1. Совершенствование нормативных правовых актов Смоленской  области
 в сфере обеспечения и защиты прав и свобод  
человека и гражданина


       К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены полномочия по защите прав человека (пункт "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации). В связи с этим для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не исключается возможность установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий в целях защиты указанных прав. При этом такие нормативные правовые акты принимаются только на основании и в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.

        Наряду со своевременной разработкой новых нормативных правовых актов, законотворческая деятельность органов государственной власти Смоленской области должна быть направлена и на оперативное внесение изменений в действующие акты, приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными нормами международного права, а также предусматривать механизм контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение нормативных правовых актов в сфере защиты прав человека.

         Разрабатываемые в Смоленской области нормативные правовые акты должны в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации в полном объеме предусматривать государственные гарантии прав человека. Такая задача предполагает укрепление правового статуса институтов гражданского общества в Смоленской области. В связи с этим при подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, необходимо обеспечить:

       - привлечение Уполномоченного по правам человека в Смоленской области и представителей его аппарата, членов Общественной палаты Смоленской области к экспертной оценке указанных проектов нормативных правовых актов;

       - взаимодействие органов государственной власти и заинтересованных общественных объединений при разработке указанных проектов нормативных правовых актов.

3.2. Доступность нормативных правовых актов,
затрагивающих права и свободы человека и гражданина

Доступность жителям Смоленской области информации о правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является значимым условием поддержания правопорядка, социальной стабильности, предотвращения закрытости публичной власти и коррупции в ее органах. Выполнение этой задачи возможно при строгом соблюдении требования по своевременному официальному опубликованию принимаемых и действующих нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в сети "Интернет".

4. Развитие системы правового образования и просвещения
в Смоленской области


       К сожалению, уровень правовых знаний населения Смоленской области остается недостаточным. Значительная часть выявленных случаев нарушения прав связана с незнанием гражданами действующего законодательства, существующих механизмов реализации и защиты своих прав.

Главной целью правового образования является достижение и поддержание такого уровня правовых знаний жителей Смоленской области, который создавал бы благоприятные условия для реализации и защиты ими своих прав, исключал возможность их нарушения.

Следствием низкой правовой грамотности граждан в сфере защиты собственных прав является низкий уровень правовой культуры и правового сознания жителей Смоленской области. В целях улучшения сложившейся ситуации необходимо:

       - сформировать систему оказания отдельным категориям граждан из числа жителей Смоленской области бесплатной, качественной и доступной юридической помощи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»