Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА ОРГАНИЗАЦИЙ-ЭКСПОРТЕРОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ

Таблица 1. Объемы внешней торговли (млн. долл. США)


Показатель

2003
 год

2004
 год

2005
 год

2006
 год

2007
 год

2008
 год

Внешнеторговый оборот

2328

1847

2893

4497

6150

8531

Экспорт товаров

1494

904

1546

2820

3575

5030

в том числе в страны дальнего зарубежья

1380

756

1357

2527

3007

4331

Импорт товаров

834

943

1347

1677

2575

3501

в том числе из стран дальнего зарубежья

742

846

1198

1505

2361

3001

Развитие внешней торговли в Краснодарском крае в течение последних трех лет (2006 - 2008 годы) характеризовалось следующими особенностями:

темпы прироста экспорта с 2006 года по 2008 год выросли до 78%;

основной прирост экспорта происходил за счет стран дальнего зарубежья;

импорт Краснодарского края с 2006 года по 2008 год увеличился в 2 раза;

в структуре внешнеторгового оборота импорт составляет около 40%;

импорт развивался как за счет стран дальнего зарубежья, так и за счет стран СНГ;

сальдо торгового баланса края в 2008 году выросло по отношению к 2006 году в денежном выражении более чем на 30%, причем основной прирост осуществлен за счет роста ценовой конъюнктуры сырьевой составляющей экспорта.

Однако, несмотря на положительные результаты, в настоящее время в сфере внешнеторговой деятельности Краснодарского края существует комплекс проблем, который связан в первую очередь с недостаточно эффективным использованием экспортного потенциала предприятий и организаций края, а также возможностей стимулирования экспорта.

Результаты проведенного анкетирования среди предприятий Краснодарского края, имеющих экспортную направленность или планирующих развивать экспортное направление, показали, что:

многие предприятия-экспортеры опасаются расширять географию продаж, предпочитая традиционные, давно проверенные рынки;

предприятиям не хватает навыков входа на новые рынки сбыта в целях географической диверсификации экспорта;

для большинства экспортеров приоритетным остается сотрудничество с ответственными партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой (пятая часть продукции поставлялась в страны СНГ, четыре пятых - в другие страны);

значительное число предприятий не владеет информацией о мерах государственной поддержки;

товары не всех экспортеров соответствуют требованиям, предъявляемым к сертификации вывозимой продукции в соответствии с международными стандартами;

часть экспортеров не располагает информацией о конъюнктуре интересующих их новых зарубежных рынков и информацией о потенциальных партнерах;

многие участники внешнеэкономической деятельности имеют недостаточный уровень профессиональной подготовки;

предприятия практически не используют такие инструменты лоббирования своих торговых интересов и продвижения продукции на внешние рынки, как межправительственные комиссии и деловые советы, а также договоры, соглашения и планы мероприятий, заключаемые администрацией Краснодарского края;

на многих внешних рынках отсутствует исходная информация о продукции кубанских предприятий;

многие экспортирующие или готовые экспортировать предприятия выражают заинтересованность в участии в выставках и презентациях, проводимых под эгидой Краснодарского края, однако не имеют заблаговременной подробной информации о составе участников и условиях их проведения.

Сегодня реализуется преимущественно транзитный потенциал края при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств. В структуре экспорта края преобладают товары с низкой добавленной стоимостью. При этом импорт преимущественно представлен пищевыми продуктами и товарами с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса Краснодарского края увеличивается в основном за счет сырьевых товаров, что влечет за собой ухудшение структуры экспорта. Если в 2006 году 91% экспорта формировали 15 товарных групп, то в 2008 году - только 9 товарных групп. Причем доля сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью в структуре экспорта в последние годы увеличивалась.

Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Краснодарского края обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в край значительных финансовых ресурсов как в виде доходов бюджетов всех уровней, так и в виде инвестиций. Совершенствование товарной структуры экспорта, рост объемов товаров (работ, услуг), создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли. Решение этих задач особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса, развитие которого требует все большего вовлечения государства в процесс поддержки приоритетных, наиболее конкурентоспособных отраслей хозяйства.

Большое значение развитие мер поддержки регионального экспорта приобретает в условиях перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Важным условием эффективного развития российской экономики в целом и экономики Краснодарского края в частности, является активное взаимодействие субъекта экономических отношений с мировым рынком товаров и услуг. В свою очередь, правила этого взаимодействия на мировом уровне сегодня определяются странами коллективно при решающей роли ВТО, объединяющей около 150 государств, охватывающей свыше 95% оборота мировой торговли и регулирующей вопросы внешнеторгового сотрудничества в мировых масштабах.

Однако нормы и правила ВТО создают для регионального бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, что вызывает некоторые сложности.

При условии вступления России в ВТО со странами-участницами организации будут взаимно зафиксированы ставки импортных тарифов и условия предоставления услуг, согласованы уровни государственной поддержки секторов экономики, а также зафиксированы правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в национальное законодательство и имеют перед ним приоритет.

С одной стороны, кубанские предприятия-экспортеры и производители экспортной продукции, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении преимуществ и льгот, предлагаемых ВТО. Однако, с другой, региональный бизнес сегодня не всегда способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, при условии вступления России в ВТО не всегда сможет избежать рисков при встречном открытии рынка для иностранной конкуренции.