• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 1999 года N 176-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В ред. Постановления Законодательного собрания Краснодарского края

от 23.05.2001 N 1035-П НГР:ru23000200100206

Утратило силу см. Постановление Законодательного Собрания

от 30.07.2002 N 1619-П НГР:ru23000200200356

Рассмотрев и обсудив представленный комитетом Законодательного собрания Краснодарского края по агропромышленной политике, землепользованию и землеустройству проект положения о порядке предоставления и изъятия земель на территории Краснодарского края, Законодательное собрание Краснодарского края постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления и изъятия земель на территории Краснодарского края (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края в двухмесячный срок утвердить инструкцию об оформлении землеустроительных дел по предоставлению (изъятию) земельных участков на территории Краснодарского края.

4. Главе администрации Краснодарского края, органам местного самоуправления Краснодарского края в течение месяца со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить приведение в соответствие с ним нормативных правовых актов администрации Краснодарского края, органов местного самоуправления Краснодарского края.

5. Признать утратившим силу решение малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 08.09.93 N 318 "Об утверждении Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного собрания Краснодарского края по агропромышленной политике, землепользованию и землеустройству.

Председатель

Законодательного Собрания

Краснодарского края

В.А.БЕКЕТОВ

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания

Краснодарского края

от 23 июня 1999 г. N 176-П

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

1. Общие положения


1. Настоящее Положение разработано на основании законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области регулирования земельно - правовых отношений.

Положение распространяется на все земли независимо от форм собственности и устанавливает единый порядок предоставления и изъятия земельных участков на территории Краснодарского края.

Положение обязательно для исполнения всеми органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований, физическими и юридическими лицами.

2. Основополагающие принципы настоящего Положения базируются на том, что земля на территории края независимо от форм собственности (государственная, муниципальная, частная, коллективная) не может быть предметом купли - продажи и других сделок, в том числе по передаче права собственности, кроме случаев сделок с земельными участками, предоставленными или занятыми под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, а также в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами Краснодарского края о земле.

Настоящее Положение подлежит приведению в соответствие с нормами нового Земельного кодекса Российской Федерации в случае введения его в действие.

3. Положение регламентирует порядок изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков, которые находятся в государственной собственности, устанавливает условия предоставления земельных участков под объекты, имеющие межрегиональное и краевое значение, и общие правила предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории края.

4. Подготовка материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края (далее - крайкомзем) и его структурными подразделениями - районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (далее - рай(гор)комземы) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также заинтересованных служб.

Материалы по изъятию и предоставлению земельных участков формируются в землеустроительные дела крайкомземом, рай(гор)комземами и используются для ведения государственного земельного и градостроительного кадастров.

Отдельные виды проектно - изыскательских работ могут выполняться физическими и юридическими лицами на основании лицензии.

Землеустроительные дела на объекты, изъятие и предоставление земель под которые относится к компетенции исполнительного органа государственной власти края, готовятся крайкомземом или по его поручению рай(гор)комземами только на основании поручения исполнительного органа государственной власти края.

Землеустроительные дела формируются на основании землеустроительной документации, а в случаях, установленных действующим законодательством, - на основании градостроительной документации при наличии градостроительного заключения по размещению объекта строительства и материалов по выбору земельного участка.

5. Изъятие и предоставление (передача) земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производятся на основании решения исполнительного органа государственной власти края или актов исполнительных органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Абзац 2 исключен. - Постановление ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П.

Распоряжение землями, отнесенными к государственной собственности Краснодарского края, осуществляется исполнительным органом государственной власти края при наличии заключения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположены указанные земли.

Распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления.

В границах городских и сельских поселений органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, отнесенными к государственной собственности Краснодарского края, при предоставлении их в установленном порядке:

- гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

- гражданам и юридическим лицам для размещения объектов социально - бытового назначения, торговли и общественного питания в соответствии с проектами планировки, застройки и межевания территорий, другой планировочной градостроительной документацией, согласованной с соответствующими органами исполнительной власти края, при условии, что площадь предоставляемых земельных участков не превышает 1000 квадратных метров; (в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П)

- гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель фонда перераспределения.

Предоставление земельных участков (их частей) в связи с переходом прав на недвижимое имущество, на них расположенное, осуществляется исполнительным органом государственной власти края или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

6. Изъятие или временное занятие земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти края или органа местного самоуправления при условии возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства юридическими лицами и гражданами - предпринимателями в установленном порядке.

Органы, обладающие правом предоставления и изъятия земель, устанавливают сроки и места освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий или улучшения сельскохозяйственных угодий, обеспечивают разработку в установленном порядке необходимой для этих целей проектно - сметной документации.

7. Гражданам Российской Федерации, проживающим постоянно на территории края, земельные участки по их желанию в установленных законодательством случаях предоставляются для следующего целевого использования: (в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П)

- индивидуальное жилищное и гаражное строительство;

- ведение личного подсобного хозяйства;

- коллективное и индивидуальное садоводство и огородничество;

- коллективное животноводство;

- ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;

- предпринимательская и иная не запрещенная законом деятельность.

Гражданам Российской Федерации, других государств, не имеющим гражданства Российской Федерации, и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории Краснодарского края, земельные участки для указанных выше целей не предоставляются, за исключением случаев их наследования. (в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П)

8. Юридическим лицам, в том числе совместным и иностранным предприятиям, а также иностранным государствам земельные участки предоставляются:

- в бессрочное (постоянное) пользование - государственным и муниципальным предприятиям, некоммерческим организациям, для которых осуществление землепользования на данном праве прямо установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в краткосрочную (менее 5 лет) и долгосрочную (от 5 до 49 лет) аренду - иным юридическим лицам, в том числе совместным и иностранным предприятиям;

- в аренду - иностранным государствам.

9. Земельные участки, предназначенные в соответствии с градостроительной документацией под застройку, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, в том числе и иностранным, для осуществления предпринимательской деятельности на условиях аренды после продажи права аренды на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о выставлении на торги права аренды конкретного земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления.

По решению уполномоченного органа могут продаваться на торгах (конкурсах, аукционах) земельные участки для индивидуального жилищного строительства гражданам, обеспеченным жилой площадью по установленным нормам и желающим осуществить строительство жилого дома.

10. Приступать к использованию земельных участков, предоставленных (переданных) из государственных или муниципальных земель, разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности), составления плана земельного участка (чертежа границ) и государственной регистрации права на земельный участок, а в случаях, установленных законодательством, - после получения разрешения на строительство.

11. Установление или уточнение границ земельного участка на местности осуществляется во всех случаях, требующих отграничения земельного участка от других земель, на основании решения о предоставлении земельного участка, а также в случаях перерегистрации права на земельный участок.

Подготовка планов земельных участков (чертежей границ) осуществляется за счет заказчика, если иное не установлено законодательством. В месячный срок с момента поступления письменного обращения заявителя и оплаты землеустроительных работ рай(гор)комземы с привлечением физических и юридических лиц, имеющих лицензию на выполнение данного вида работ, обеспечивают организацию выполнения комплекса необходимых работ по изготовлению плана земельного участка (чертежа границ) с отображением расположенных на нем объектов недвижимости и описанию земельного участка.

План земельного участка (чертеж границ) и его описание удостоверяются руководителем рай(гор)комзема или его заместителем.

12. Изъятие (выкуп) и предоставление земель для несельскохозяйственных нужд производятся в две стадии:

- предварительное согласование места размещения объекта строительства с указанием примерных размеров земельного участка, а также сроков и порядка разработки проектно - сметной документации, других условий;

- изъятие (выкуп) и предоставление земельного участка после утверждения проектной документации строительства объекта.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях:

- предоставления земель для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, лесопользования;

- строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами, планами развития территорий и зонирования земель;

- предоставления земель действующим предприятиям для недропользования;

- предоставления (передачи) земель гражданам для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, для индивидуального огородничества, коллективного животноводства;

- установки временных строений и сооружений облегченного типа при предоставлении земельных участков на срок не более 5 лет;

- переоформления права пользования (аренды) занимаемого земельного участка без изменения целевого назначения.

13. Предварительному согласованию места размещения строительства, расширения или реконструкции действующих объектов промышленной, производственной и социальной инфраструктуры, а также научных, проектных и конструкторских организаций, имеющих в своем составе производственную базу, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности, сметной стоимости объектов и источников финансирования предшествует рассмотрение межведомственной комиссией по размещению производственных сил на территории края (далее - межведомственная комиссия) возможности их размещения.

Рассмотрению на межведомственной комиссии подлежат все объекты строительства федерального и краевого значения, а также объекты, строительство которых намечается на землях, отнесенных к государственной собственности Краснодарского края, и которые связаны с использованием природных и других ресурсов (земли, воды, электроэнергии и других), включая производственные и жилищные объекты, возводимые юридическими и физическими лицами, прибывшими в край из других регионов.

14. Предварительное согласование места размещения объекта или его расширения производится в сроки:

- для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования с Правительством Российской Федерации, - до шести месяцев;

- для объектов, не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования с заинтересованными органами государственной власти края и территориальными органами федеральных органов государственной власти, - до трех месяцев. Согласование производится в течение трех дней;

- для объектов местного значения - до одного месяца.

15. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для размещения и строительства объектов осуществляется в следующей последовательности.

Заказчик (инвестор) на основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели проводит оценку возможностей инвестирования строительства объекта и представляет в соответствующий исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления ходатайство (декларацию) о намерениях. После получения положительного решения исполнительного органа государственной власти края или органа местного самоуправления заказчик разрабатывает обоснование инвестиций в строительство. Материалы обоснований инвестиций направляются в исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления для оформления акта выбора земельного участка.

По отдельным несложным объектам по решению исполнительного органа государственной власти края или органа местного самоуправления акт выбора земельного участка и исходные данные для проектирования могут быть оформлены на стадии подачи декларации о намерениях.

В обоснованиях должны найти отражение альтернативные проработки, расчеты для всех предложенных вариантов размещения объекта, в том числе принципиальные объемно - планировочные решения, расчеты по определению эффективности инвестиций, специальных, экологических и других последствий осуществления строительства и эксплуатации объекта, а также по определению убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для несельскохозяйственных нужд. Состав и содержание указанных материалов должны быть достаточны для проведения необходимых согласований и экспертиз.

После утверждения обоснований инвестиций, разработки, согласования и утверждения проектно - сметной документации заказчик обращается в соответствующий исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления с ходатайством о предоставлении земельного участка.

Решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для установления на местности границ земельного участка и составления его плана (чертежа границ), а также государственной регистрации права заказчика на земельный участок.

16. Комплекс работ, связанных с изъятием и предоставлением земельного участка, выполняется за счет средств заказчика.

17. Государственная регистрация права на земельный участок и документов, удостоверяющих регистрацию права, производятся в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Законом Краснодарского края "О порядке взимания платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Краснодарского края".

2. Выбор земельных участков для размещения и строительства объекта


1. Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заинтересованные в выделении земельного участка для строительства (создания) объекта, обращаются в исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, с ходатайством (заявлением), в котором должно быть указано назначение объекта, дано его технико - экономическое обоснование либо соответствующие расчеты и испрашиваемое право на земельный участок.

К ходатайству о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагается копия горноотводного акта или выписка из него.

2. Исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления в 10-дневный срок рассматривает ходатайство и поручает выбор земельного участка постоянно действующей земельной комиссии при соответствующем исполнительном органе с участием рай(гор)комземов, органов архитектуры и градостроительства, санитарно - эпидемиологического надзора, охраны природы, пожарного надзора и других служб, заинтересованных в отводе земель.

При отсутствии постоянно действующей земельной комиссии соответствующим исполнительным органом государственной власти края или органом местного самоуправления принимается решение о создании комиссии по выбору конкретного земельного участка в натуре.

3. Комиссия рассматривает представленные заказчиком документы, варианты размещения объекта, подготовленные органом архитектуры и градостроительства совместно с крайкомземом (рай(гор)комземом), возможности инженерного обеспечения объекта, экологические, санитарные и другие требования, а также заключение межведомственной комиссии, определяет необходимые условия размещения объекта, изучает мнение собственников земли. В случае недостаточности представленных материалов комиссия может поручить заказчику провести предпроектные работы или разработку технико - экономического обоснования.

4. При выборе участка рассматриваются варианты, предусматривающие наименьшее изъятие пашни, других ценных сельскохозяйственных угодий, учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспектива использования данной территории и ее недр.

По каждому варианту размещения объекта на планово - картографический материал наносятся границы выбранных земельных участков, определяются общие их площади и состав по видам угодий.

План выбранного варианта земельного участка для размещения объекта строительства подписывается председателем комиссии по выбору земельного участка, ее членами и собственником (владельцем, пользователем, арендатором) земли или его представителем. Результаты работы комиссии оформляются актом выбора земельного участка.

5. Орган местного самоуправления обеспечивает информирование населения о возможном предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы населения, и выясняет мнение граждан по данному вопросу через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

6. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего исполнительного органа государственной власти края или органа местного самоуправления, обладающим правом изъятия и предоставления земельных участков.

7. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и оформления градостроительного паспорта на проектирование объекта. Копия решения выдается заинтересованным в этом лицам в 7-дневный срок с момента его принятия.

Срок проведения проектно - изыскательских работ устанавливается в решении и не может быть более двух лет. Указанным решением могут быть введены на данный срок ограничения по использованию собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами занимаемых ими земельных участков (запрещение возведения зданий, строений, сооружений капитального типа, проведения мелиоративных и других работ, увеличивающих стоимость земельного участка либо размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земель).

8. В случаях, когда предоставление земельного участка произведено с нарушением требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края, органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, приостанавливают действие принятого решения и обжалуют его в судебном порядке.

9. В случае признания решения о предварительном согласовании места размещения объекта судом, арбитражным судом недействительным орган, принявший решение, возмещает убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения.

10. Землеустроительное дело о предварительном согласовании места расположения объекта, утвержденное соответствующим исполнительным органом государственной власти края или органом местного самоуправления, является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и оформления органами архитектуры и градостроительства строительного паспорта на проектирование объекта. Оформление паспорта производится за счет заказчика.

Намечаемый к предоставлению земельный участок наносится на дежурную (кадастровую) карту и дежурный план застройки. Землеустроительные дела по одному экземпляру передаются для хранения в рай(гор)комзем и местный орган архитектуры и градостроительства.

3. Рассмотрение ходатайств о предоставлении земельных участков для размещения и строительства объектов


1. После выполнения проектно - изыскательских работ, согласования и утверждения проекта строительства в установленном порядке юридические лица и граждане обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и о предоставлении его для строительства объекта. При уточнении в ходе проектирования места расположения объекта или необходимости увеличения площади участка до подачи ходатайства о его предоставлении проводятся дополнительные согласования с собственником, владельцем, пользователем, арендатором земли.

Размеры убытков, включая упущенную выгоду, и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства уточняются в ходе проектно - изыскательских работ с учетом индексации цен на момент изъятия и предоставления земель и включаются в материалы землеустроительного дела.

2. Соответствующий исполнительный орган государственной власти края или орган местного самоуправления по подготовленным рай(гор)комземом необходимым материалам принимает решение об изъятии и о предоставлении земельных участков для заявленных целей. В решении указывается, для каких целей отводятся земельные участки, их местоположение, площадь, условия отвода земельных участков, размеры убытков, включая упущенную выгоду сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий или граждан, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и иные условия предоставления земельного участка.

3. Средства на возмещение потерь сельскохозяйственного производства зачисляются в соответствующие бюджеты в 3-месячный срок после отвода земельного участка в натуре.

4. При выкупе земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого участка.

5. При отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка заинтересованные юридические лица могут обжаловать решение об отказе в 10-дневный срок, граждане - в течение общего срока исковой давности в судебном порядке.

В таком же порядке может быть обжаловано решение об изъятии (выкупе) земельного участка.

По ходатайству граждан и юридических лиц рай(гор)комземом может быть произведено установление на местности (в натуре) границ земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения до принятия решения исполнительным органом государственной власти края или органом местного самоуправления.

4. Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства


1. Земельные участки для жилищного строительства предоставляются и используются в соответствии с градостроительной документацией о планировании развития территорий городских и иных поселений и об их застройке.

2. На основе утвержденного генерального плана или проекта планировки до стадии изъятия и предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам под индивидуальное жилищное строительство и для ведения личного подсобного хозяйства на новые территории разрабатываются проекты застройки микрорайонов, кварталов, групп домов.

3. Заказчиками градостроительной документации могут выступать органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

4. Разработка проектов застройки микрорайонов, кварталов для жилищного строительства и схем уплотнения существующей жилой застройки осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства с привлечением физических и юридических лиц, имеющих лицензию на выполнение данного вида работ.

5. После заключения договора для проектирования (перед разработкой проекта застройки) заказчик направляет заявку в местный орган архитектуры и градостроительства на составление градостроительного паспорта на проектирование и задание на проектирование.

6. При разработке проекта застройки за счет заказчика выполняются инженерные изыскания. Для малоэтажного строительства определяется нагрузка на инженерную инфраструктуру, проводится дополнительная работа по получению технических условий, на основании которых производятся прединвестиционные расчеты по определению стоимости освоения участков по схеме, включая стоимость строительства внутриквартальных и внеквартальных инженерных коммуникаций, индивидуальных и общеукрепительных работ по каждому участку, расчет долевого участия застройщиков в развитии инженерной инфраструктуры города.

Разработанный проект застройки должен пройти согласование с местным органом архитектуры и градостроительства, экологическую экспертизу, после чего один экземпляр передается безвозмездно местному органу архитектуры и градостроительства, второй - рай(гор)комзему.

7. После согласования и утверждения заказчиком в установленном порядке проекта застройки рай(гор)комзем готовит материалы по изъятию и предоставлению земельного участка с уточненной по утвержденному проекту площадью.

Вынос в натуру внешних границ земельного участка по поручению органа местного самоуправления производится рай(гор)комземом или местным органом архитектуры и градостроительства. После установления внешних границ участка в натуре местный орган архитектуры и градостроительства осуществляет или контролирует осуществление выноса проекта застройки в натуру (на местность): красные линии кварталов, улиц, закрепление в координатах их углов. Результаты работы оформляются соответствующими документами.

Распределение участков между застройщиками для строительства производится соответствующим решением органа местного самоуправления, которое является основанием для установления в натуре границ конкретного земельного участка застройщика.

8. На основании сводного сметного расчета стоимости строительства проекта застройки органом местного самоуправления определяются конкретные размеры долевого участия застройщиков жилья в строительстве магистральных и внутриквартальных инженерных сетей и сооружений, а также в финансировании проектно - изыскательских работ.

После выноса в натуру границ земельных участков по схеме застройки решением соответствующего органа местного самоуправления устанавливается конкретная сумма средств, которую застройщик обязан перечислить на счет единого заказчика по строительству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей и сооружений, по каждому участку.

9. После уточнения списков застройщиков, изъявивших желание получить земельные участки по схеме застройки и подтвердивших наличие источников финансирования для строительства магистральных и внутриквартальных инженерных сетей и сооружений и на освоение участка по целевому назначению, соответствующий орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении им земельных участков. Решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка выдается застройщику в 7-дневный срок после его принятия. Решение об отказе в предоставлении участка застройщик вправе обжаловать в судебном порядке.

10. При перепланировке кварталов с целью уплотнения застройки изъятие у граждан земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, производится только с их согласия при условии возмещения им убытков, включая упущенную выгоду и стоимость земельного участка (в случае изъятия его у собственника).

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются решениями соответствующих представительных органов местного самоуправления.

В сельских поселениях земельные участки по желанию граждан могут предоставляться для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или одновременно для указанных целей. При этом земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется в соответствии с градостроительной документацией в жилой зоне, а для ведения личного подсобного хозяйства, в меньшем размере, - около жилого дома (квартиры), остальная часть земельного участка - за пределами жилой зоны сельского поселения без права строительства жилых строений.

11. Основанием для отвода в натуре (на местности) земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, и выдачи документа, удостоверяющего право гражданина на землю, является постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка или договор купли - продажи земельного участка. Землеустроительные дела по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства и планы земельных участков (чертежи границ) оформляются рай(гор)комземами. Оплата работ по отводу земельных участков в натуре и изготовлению планов земельных участков (чертежей границ) производится за счет граждан.

5. Порядок рассмотрения обращений юридических лиц, зарегистрированных за пределами края, о предоставлении земельных участков для жилищного строительства


1. Юридические лица, зарегистрированные за пределами края, заинтересованные в жилищном строительстве, обращаются в соответствующий орган местного самоуправления по месту нахождения участка с соответствующим ходатайством, обосновав потребность в жилье и необходимость такого строительства в данной местности.

2. К ходатайству прилагается информация об условиях предоставления земельного участка, список конкретных лиц, которым будут предоставлены участки, а также предварительный договор с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования о развитии социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования.

3. Соответствующий орган местного самоуправления информирует население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения таких объектов и выясняет мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

При отсутствии желающих на получение земельных участков среди местных жителей соответствующий орган местного самоуправления направляет поступившее ходатайство со своим заключением на рассмотрение в межведомственную комиссию.

4. Межведомственная комиссия рассматривает ходатайство юридического линя и принимает соответствующее решение.

5. Положительное решение межведомственной комиссии является основанием для начала подготовки землеустроительного дела. Землеустроительное дело о предоставлении земельного участка для жилищного строительства юридическим лицам, зарегистрированным за пределами края, готовит соответствующий рай(гор)комзем с учетом требований настоящего Положения.

6. Исключен. - Постановление ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П.

6. Предоставление земельного участка для жилищного строительства в аренду юридическим лицам, зарегистрированным за пределами Краснодарского края, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления Краснодарского края при условии участия указанных лиц в развитии социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах соответствующих муниципальных образований края. (в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П)

6. Порядок выдачи разрешений на использование части земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащих гражданам на правах частной собственности, для размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания


1. Размещение объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания разрешается на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства и принадлежащих гражданам на правах частной собственности.

Для размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания могут использоваться существующие хозяйственные постройки, нежилые части индивидуальных домов, строительство временных объектов, а также устанавливаемые павильоны временного типа.

2. Разрешение на строительство временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания с использованием существующих хозяйственных построек, нежилой части индивидуальных домов выдается органами местного самоуправления путем принятия соответствующего решения при условии соблюдения действующих норм и правил по согласованию с землеустроительными, архитектурно - градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами после изменения целевого назначения части земельного участка.

3. Не допускается на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, строительство производственных зданий и сооружений, связанных с переработкой сырья, энергоемких, потребляющих большое количество воды, загрязняющих окружающую среду, сопряженных с повышенным шумом.

4. Заявление с просьбой о разрешении на размещение объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания подается в соответствующий орган местного самоуправления, в котором указываются существующие хозяйственные постройки, нежилые части индивидуальных домов, их площадь для использования либо площадь земельного участка для размещения объекта строительства в целях, указанных в заявлении.

5. По поручению органа местного самоуправления местный орган архитектуры и градостроительства разрабатывает проектную документацию, устанавливающую границы и площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта намечаемого строительства, и согласовывает его с рай(гор)комземом, органами санитарно - эпидемиологического и пожарного надзора, территориальными органами по охране окружающей среды.

6. Подготовка проекта решения органа местного самоуправления о временном изменении целевого назначения части земельного участка и разрешении на строительство объекта для вышеуказанных целей или размещении павильона временного типа производится местными органами архитектуры и градостроительства.

Изменение целевого назначения части земельного участка производится временно - на срок эксплуатации объекта.

7. Решение органа местного самоуправления выдается заказчику в 7-дневный срок после его принятия и доводится до соответствующей территориальной налоговой инспекции и рай(гор)комзема для внесения изменений в земельно - кадастровую документацию и списки налогоплательщиков.

8. Рай(гор)комземы вносят соответствующие изменения в списках плательщиков земельного налога в части изменения размеров платежей и представляют соответствующие сведения в территориальные налоговые инспекции для взимания земельного налога с части площади участка, используемой для предпринимательской деятельности, в размере предельных ставок, установленных по зонам градостроительной ценности для данного вида деятельности.

9. Отчуждение частей земельных участков, на которых находятся объекты мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не допускается. При переходе права собственности на объекты мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенные на таких земельных участках, к новому собственнику строения в соответствии с договором переходит право аренды части земельного участка, необходимой для эксплуатации объекта.

7. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства


1. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам из земель фонда перераспределения и земель муниципального запаса в собственность или аренду по их заявлению на основании решения соответствующего исполнительного органа местного самоуправления.

В ходатайстве указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, изъявивших желание работать в крестьянском (фермерском) хозяйстве на постоянной основе, а при желании получить участок в аренду - срок пользования. К ходатайству прикладываются копия документа об образовании и выписка из трудовой книжки.

Ходатайство о предоставлении земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств рассматривается соответствующим органом местного самоуправления в течение двух месяцев.

Отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства гражданин вправе обжаловать в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления поручает рай(гор)комзему подготовить землеустроительное дело по предоставлению земельного участка.

Рай(гор)комзем с привлечением заинтересованных служб:

- уточняет размер испрашиваемой площади с учетом специализации хозяйства и возможности обработки земли преимущественно силами членов семьи, изъявивших желание работать на постоянной основе в крестьянском (фермерском) хозяйстве;

- по согласованию с заявителем, органом местного самоуправления и заинтересованными службами района (города) определяет местоположение земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства;

- подготавливает землеустроительное дело по предоставлению земельного участка в собственность или аренду и вносит его на утверждение соответствующего органа местного самоуправления.

3. При наличии нескольких претендентов на получение одного и того же конкретного участка проводится конкурс. Орган местного самоуправления создает конкурсную комиссию и утверждает условия конкурса. При равных условиях предпочтение отдается лицам, постоянно проживающим в данной местности.

4. Рай(гор)комзем в 10-дневный срок с момента принятия решения о предоставлении земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливает в натуре границы земельного участка и подготавливает документы для государственной регистрации прав на землю.

При передаче земель в аренду с крестьянским (фермерским) хозяйством в лице главы заключается договор аренды земельного участка.

5. Передача в натуре земель крестьянскому (фермерскому) хозяйству производится в период после снятия урожая текущего года до начала основной подготовки почвы под урожай следующего года.

6. Право собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и договор аренды подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

7. При прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов или по иным основаниям:

- земельный участок, полученный из земель фонда перераспределения или земель муниципального запаса в совместную собственность, возвращается бесплатно соответственно в фонд перераспределения или муниципальный запас с компенсацией затрат, связанных с улучшением земель;

- абзац 3 исключен. - Постановление ЗС Краснодарского края от 23.05.2001 N 1035-П.

8. Порядок предоставления земельных участков для сельскохозяйственного использования


1. Юридическим лицам и гражданам - предпринимателям земли сельскохозяйственного назначения из земель фонда перераспределения и земель запаса Краснодарского края предоставляются в аренду для сельскохозяйственного использования:

- сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;

- несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства;

- гражданам - предпринимателям - для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

2. Юридическим лицам и гражданам - предпринимателям земельные участки для сельскохозяйственного использования предоставляются из земель фонда перераспределения и земель запаса Краснодарского края по их ходатайству на основании решения исполнительного органа государственной власти края.

3. Для получения земельного участка необходимо подать ходатайство в соответствующий орган местного самоуправления. В ходатайстве указывается количество членов создаваемого предприятия, специализация, ориентировочная площадь испрашиваемого земельного участка и его местоположение, срок аренды земли.

К ходатайству прилагаются копии учредительных документов предприятия.

4. Орган местного самоуправления поручает рай(гор)комзему в месячный срок подготовить землеустроительное дело по отводу земель для заявленных целей.

5. Орган местного самоуправления дает заключение о возможности предоставления земельного участка и направляет землеустроительное дело в исполнительный орган государственной власти края для принятия решения о предоставлении земельного участка.

6. После принятия решения исполнительного органа государственной власти края о предоставлении земель рай(гор)комзем устанавливает в натуре границы земельного участка и подготавливает документы для государственной регистрации договора аренды земельного участка.

9. Порядок предоставления земельных участков для коллективного садоводства и огородничества


1. Граждане и их объединения, заинтересованные в предоставлении земель для коллективного садоводства или огородничества, обращаются в соответствующий орган местного самоуправления с ходатайством (заявлением), в котором обосновываются примерные размеры испрашиваемого земельного массива, размер садоводческих участков, примерные сроки их освоения.

2. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан определяет потребности в садовых и огородных земельных участках и предлагает варианты их предоставления.

3. На основании выбранного варианта размещения земельных участков орган местного самоуправления с учетом мнения граждан и их согласия формирует персональный состав членов садоводческого (огороднического) некоммерческого объединения граждан и с учетом количества намечаемых для предоставления земельных участков поручает рай(гор)комзему совместно с местным органом архитектуры и градостроительства обеспечить выбор земельного участка в натуре (на местности).

Результаты работ оформляются актом выбора земельного участка.

4. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением исполнительного органа местного самоуправления.

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно - изыскательских работ. Копия решения выдается заинтересованным в этом лицам в 7-дневный срок с момента его принятия и служит основанием для разработки проектной документации в течение одного года.

5. Для разработки проектно - сметной документации на размещение коллективного садоводства и огородничества заинтересованные лица заказывают проект организации застройки территории садоводческого (огороднического) некоммерческого объединения граждан.

6. Основанием для отвода в натуре земельного участка садоводческого (огороднического) некоммерческого объединения граждан является решение исполнительного органа местного самоуправления о предоставлении садоводческому (огородническому) некоммерческому объединению граждан земельного участка, а при предоставлении продуктивных земель - документ об оплате стоимости земли.

7. Первоначально земельный участок предоставляется садоводческому (огородническому) некоммерческому объединению граждан как юридическому лицу в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории садоводческого (огороднического) некоммерческого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам объединения земельные участки предоставляются решением органа местного самоуправления в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена объединения.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

8. Бесплатно в собственность для садоводства передаются земельные участки, предоставленные гражданам до 1 января 1991 года, вновь предоставляемые малопродуктивные сельскохозяйственные угодья с кадастровым баллом не более 40, а также нарушенные земли - в пределах до 1500 квадратных метров на семью.

Земельные участки, относящиеся к продуктивным сельскохозяйственным угодьям, передаются в собственность граждан для садоводства за плату. Земельные участки для коллективного огородничества передаются в собственность граждан за плату независимо от продуктивности земель. Земли общего пользования садоводческих (огороднических) некоммерческих объединений граждан разделу не подлежат.

10. Порядок предоставления пастбищных, сенокосных земельных участков и земельных участков для индивидуального огородничества


Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам и юридическим лицам из муниципальных земель в аренду сроком до 5 лет. Предоставление земельных участков для указанных целей производится на основании решения соответствующего органа местного самоуправления.

Земельные участки для индивидуального огородничества предоставляются гражданам из земель муниципального запаса в аренду сроком до 3 лет.

На территории муниципального образования органами местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией могут быть выделены зоны резервных территорий развития городских и сельских поселений, на которых гражданам земельные участки могут быть предоставлены для индивидуального огородничества в аренду сроком до 1 года.

Договор аренды земельного участка для указанных целей подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

11. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд


1. Земельный участок может быть изъят у собственника земли, землевладельца, землепользователя для государственных и муниципальных нужд.

2. Решение об изъятии земельных участков для федеральных нужд принимается Правительством Российской Федерации или по его поручению исполнительным органом государственной власти края.

Решение об изъятии земельных участков для нужд Краснодарского края принимается исполнительным органом государственной власти края. Орган местного самоуправления муниципального образования края, в границах которого расположены указанные земли, в месячный срок представляет заключение о возможности их изъятия в исполнительный орган государственной власти края.

Решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд из земель, отнесенных к государственной собственности Краснодарского края, принимается исполнительным органом государственной власти края по представлению органа местного самоуправления.

Решение об изъятии земельных участков из муниципальных и частных земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.

3. Собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Изъятие земельного участка до истечения года со дня получения такого уведомления допускается только с согласия собственника земли, землевладельца, землепользователя.

4. Изъятие земельного участка у собственника земли осуществляется путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, Краснодарским краем или соответствующим муниципальным образованием края.

Плата (выкупная цена) за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка.

В выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка (не ниже нормативной цены) и находящегося на нем недвижимого имущества, а также иные убытки, причиненные собственнику земельного участка его изъятием, в том числе упущенная выгода.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене и других условиях выкупа или предоставлении ему другого земельного участка, орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в принудительном порядке в суд. В этом случае изъятие земельного участка производится на основании решения суда о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд по выкупной цене, установленной судом.

5. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд у граждан может производиться после:

- предоставления по их желанию равноценного земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену;

- строительства на новом земельном участке жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружений, аналогичных по назначению изымаемым, если иное не установлено соглашением сторон;

- возмещения в полном объеме всех убытков, включая упущенную выгоду.

6. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд у юридических лиц независимо от организационно - правовой формы и формы собственности может производиться после:

- выкупа у них жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружении или строительства новых объектов, аналогичных по назначению выкупаемым на новом земельном участке;

- возмещения в полном объеме всех убытков, включая упущенную выгоду.

7. Рыночная цена нового земельного участка вместо изымаемого у собственника для государственных или муниципальных нужд и стоимость строительства на новом земельном участке жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружений, аналогичных по назначению изымаемым, в сумме не могут превышать рыночной стоимости изъятого имущества.

Расходы, понесенные собственниками земли, землевладельцами, землепользователями на осуществление застройки земельного участка зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем выкупе (изъятии) земельного участка, возмещению не подлежат.

8. Расчет убытков, понесенных собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, включая упущенную выгоду, и размер потерь сельскохозяйственного производства утверждаются при изъятии земель:

- для государственных нужд - исполнительным органом государственной власти края или по его поручению органом местного самоуправления;

- для муниципальных нужд - органом местного самоуправления.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Номер документа: 176-П

Вид документа: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края

Принявший орган: Законодательное Собрание Краснодарского края

Статус: Недействующий

Опубликован: Информационный бюллетень ЗСК N 3 от 30.06.1999; Информационный бюллетень ЗСК N 3 от 06.06.1999
Дата принятия: 23 июня 1999

Дата редакции: 23 мая 2001