ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 29 декабря 2008 года N 1654-КЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ КУБАНИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

(в ред. законов Краснодарского края от 02.03.2009 N 1694-КЗ, от 03.04.2009 N 1712-КЗ, от 05.05.2009 N 1726-КЗ, от 13.10.2009 N 1833-КЗ, от 03.03.2010 N 1918-КЗ, от 04.05.2010 N 1958-КЗ, от 16.07.2010 N 2003-КЗ, от 15.10.2010 N 2085-КЗ, от 07.12.2010 N 2130-КЗ, от 29.12.2010 N 2157-КЗ, от 06.04.2011 N 2204-КЗ, от 07.06.2011 N 2244-КЗ, от 04.10.2011 N 2324-КЗ, от 28.12.2011 N 2415-КЗ, от 26.03.2012 N 2464-КЗ, от 03.05.2012 N 2487-КЗ, от 01.08.2012 N 2563-КЗ, от 27.09.2012 N 2590-КЗ, от 14.12.2012 N 2616-КЗ, от 02.04.2013 N 2694-КЗ, от 05.06.2013 N 2726-КЗ, от 16.07.2013 N 2787-КЗ, от 03.12.2013 N 2839-КЗ, от 30.12.2013 N 2868-КЗ)



Принят
 Законодательным
 Собранием Краснодарского края
24 декабря 2008 года



Статья 1.


Утвердить краевую целевую программу "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы (прилагается).

Статья 2.


Администрации Краснодарского края предусмотреть средства для реализации краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы в краевом бюджете на соответствующий год.

Статья 3.


Администрации Краснодарского края один раз в полугодие представлять в Законодательное Собрание Краснодарского края информацию о ходе реализации краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы.

Статья 4.


Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае разработать и утвердить муниципальные целевые программы по улучшению положения детей на 2009 - 2013 годы, обеспечив их финансирование из средств местных бюджетов.

Статья 5.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ


Краснодар

29 декабря 2008 года

N 1654-КЗ


Приложение
к Закону Краснодарского края "Об утверждении
краевой целевой программы "Дети Кубани"
на 2009 - 2013 годы"



КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ КУБАНИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ     

(в ред. Законов Краснодарского края от 02.03.2009 N 1694-КЗ, от 03.04.2009 N 1712-КЗ, от 05.05.2009 N 1726-КЗ, от 13.10.2009 N 1833-КЗ, от 03.03.2010 N 1918-КЗ, от 04.05.2010 N 1958-КЗ, от 16.07.2010 N 2003-КЗ, от 15.10.2010 N 2085-КЗ, от 07.12.2010 N 2130-КЗ, от 29.12.2010 N 2157-КЗ, от 06.04.2011 N 2204-КЗ, от 07.06.2011 N 2244-КЗ, от 04.10.2011 N 2324-КЗ, от 28.12.2011 N 2415-КЗ, от 26.03.2012 N 2464-КЗ, от 03.05.2012 N 2487-КЗ, от 01.08.2012 N 2563-КЗ, от 27.09.2012 N 2590-КЗ, от 14.12.2012 N 2616-КЗ, от 02.04.2013 N 2694-КЗ, от 05.06.2013 N 2726-КЗ, от 16.07.2013 N 2787-КЗ, от 03.12.2013 N 2839-КЗ, от 30.12.2013 N 2868-КЗ)



ПАСПОРТ краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы


Наименование программы

краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

решение совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края (протокол от 10 июня 2008 года N 17)

Разработчик Программы

департамент семейной политики Краснодарского края (министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края)

(в ред.  Краснодарского края от 02.04.2013 N 2694-КЗ)

Заказчик Программы

администрация Краснодарского края

Координатор
Программы

департамент семейной политики Краснодарского края (министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края)

(в ред.  Краснодарского края от 02.04.2013 N 2694-КЗ)

Государственные
заказчики и
исполнители
мероприятий
Программы

департамент семейной политики Краснодарского края (министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края)

департамент здравоохранения Краснодарского края (министерство здравоохранения Краснодарского края)

департамент социальной защиты населения Краснодарского края (министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края)

департамент образования и науки Краснодарского края (министерство образования и науки Краснодарского края)

департамент строительства Краснодарского края

департамент труда и занятости населения Краснодарского края

департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края (министерство физической культуры и спорта Краснодарского края)

департамент культуры (министерство культуры Краснодарского края)

управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края

администрация Краснодарского края (отдел по делам несовершеннолетних (управление по делам несовершеннолетних)

Главное управление внутренних дел по Краснодарскому краю

государственные автономные учреждения культуры Краснодарского края - получатели субсидий

департамент молодежной политики Краснодарского края

государственные бюджетные учреждения культуры Краснодарского края - получатели субсидий

государственные бюджетные образовательные учреждения Краснодарского края - получатели субсидий

государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Центр спортивной подготовки" - получатель субсидий

государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Центр физкультурно- массовой работы с населением" - получатель

субсидий

государственное учреждение Краснодарского

края "Краевая крейсерско-парусная школа" - получатель субсидий

департамент транспорта Краснодарского края

департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (департамент печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края)

органы местного самоуправления в Краснодарском крае (по согласованию)

органы местного самоуправления в Краснодарском крае - получатели субвенций

органы местного самоуправления в Краснодарском крае - получатели субсидий

(в ред.  Краснодарского края от 02.04.2013 N 2694-КЗ)

Цели и задачи Программы

создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

развитие и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей

обеспечение доступности и качества социальных услуг

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей развитие, оптимизация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей реализация мер по предупреждению и профилактике социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество

организация дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий

формирование системы для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей

совершенствование системы детского оздоровительного отдыха

обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья

профилактика детской заболеваемости, инвалидности и смертности

(в ред.  Краснодарского края от 13.10.2009 N 1833-КЗ)

Сроки реализации
Программы

2009 - 2013 годы

Объемы и источники финансирования
Программы

всего на 2009 - 2013 годы - 9985682,28 тысячи рублей, в том числе на:

2009 год - 965091,60 тысячи рублей
2010 год - 649047,00 тысячи рублей
2011 год - 2059172,10 тысячи рублей
2012 год - 2895257,20 тысячи рублей
2013 год - 3417114,38 тысячи рублей,
в том числе из средств:

краевого бюджета - 8725072,70 тысячи рублей,

в том числе на:
2009 год - 965091,60 тысячи рублей
2010 год - 649047,00 тысячи рублей
2011 год - 1631549,10 тысячи рублей
2012 год - 2388595,00 тысячи рублей
2013 год - 3090790,00 тысячи рублей

федерального бюджета - 1225134,40 тысячи рублей,

в том числе на:
2011 год - 427623,00 тысячи рублей
2012 год - 488813,20 тысячи рублей
2013 год - 308698,20 тысячи рублей

местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края - 35475,18 тысячи рублей, в том числе на:

2012 год - 17849,00 тысячи рублей
2013 год - 17626,18 тысячи рублей

(в ред.  Краснодарского края от 30.12.2013 N 2868-КЗ)

Контроль за выполнением Программы

администрация Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Краснодарском крае проживает 1,03 миллиона детей. С 1999 года в крае действуют целевые программы, основной целью которых является улучшение положения и качества жизни детей и подростков. Они направлены на координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения возникающих в новых социально-экономических условиях проблем детей. Такой программно-целевой подход доказал свою эффективность в крае.

За годы реализации целевых программ удалось найти принципиально новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Возникли и динамично развиваются новые институты поддержки детей и семей с детьми, направленные на предупреждение, профилактику и решение проблем социального неблагополучия. Получили развитие перспективные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду.

Выделение средств на укрепление материально-технической базы сети разноведомственных учреждений и служб, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволило стимулировать работу органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2006 - 2008 годы по улучшению положения детей в Краснодарском крае, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних жителей Краснодарского края. В 2005 году совершено 2519 преступлений с участием несовершеннолетних, в 2006 году - 2842 преступления, в 2007 году - 2618 преступлений. Анализ показывает, что корыстно-имущественные преступления в прошедшем году составляли 74,5 процента и являлись доминирующими от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. На криминогенную ситуацию оказывает влияние и проблема наркомании. В 2007 году на территории Краснодарского края подростками совершено 85 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что составило 2,9 процента от общего количества преступлений несовершеннолетних.

Число подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, в 2007 году незначительно увеличилось и составило 8532 человека (в 2006 году - 8268 человек), неблагополучных родителей - 4228 человек (в 2006 году - 3734 человека). Количество несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет, выросло на 11,6 процента и составило 5435 человек (в 2006 году - 4866 человек).

По-прежнему в непростой ситуации находится детский спорт. Из года в год обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов и уровня жизни большей части населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования. По состоянию на 1 января 2007 года в Краснодарском крае насчитывается 198 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (в 2006 году - 190 учреждений, в 2005 году - 183 учреждения). Общее число детей, занимающихся в спортивных школах, составляет 142309 человек, что на 4992 учащихся больше по сравнению с 2006 годом (137317 человек). Вместе с тем привлечение к занятиям физической культурой и спортом более широкого круга детей и подростков требует совместных усилий государственных, муниципальных и общественных организаций в части популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди детей и подростков, а также сохранения и развития детских и подростковых спортивных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.

За последние три года на территории Краснодарского края число детей-инвалидов уменьшилось незначительно и в 2005 году составило 20538 человек, в 2006 году - 19720 человек, в 2007 году - 17970 человек. В системе образовательных учреждений действуют 64 специальных (коррекционных) образовательных учреждения: 50 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, 14 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целом на территории Краснодарского края сложилась устойчивая тенденция снижения общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако низкий прожиточный уровень семей с детьми-инвалидами, снижение числа полных семей, имеющих детей-инвалидов, приводит эти семьи в группу риска. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями требует усиления семейно ориентированной профилактической направленности.

В настоящее время в Краснодарском крае проживает более одного миллиона детей. В образовательных учреждениях обучаются и воспитываются 497909 детей, среди них 9521 человек (1,5 процента) - дети-инвалиды. Более 3,5 тысячи детей-инвалидов находятся на домашнем обучении по индивидуальным программам. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволит обеспечить доступ детей этой категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, будет способствовать созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, а значит - их успешной социализации и интеграции в общество.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 13.10.2009 N 1833-КЗ)

Несмотря на большую работу по поддержке одаренных детей в Краснодарском крае, такие дети еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы одаренных детей через 10 - 20 лет, как это принято в практике развитых государств.

В силу слабого здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Ухудшение состояния здоровья женщин, в том числе беременных, привело к значительному снижению качества здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Так, вызывает тревогу высокий показатель заболеваний перинатального периода, которые являются основными причинами смерти детей на первом году жизни (в 2005 году - 3,6 промилле, в 2006 году - 4,0 промилле, в 2007 году - 3,96 промилле). Здоровье детей формируется как показатель сложного взаимодействия социально-экономических, демографических и медико-биологических факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экологической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, условия и технология обучения и воспитания детей в школе, семье, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе, распространение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, токсикомания).

Будущее любой страны определяется благополучием и здоровьем детей. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста в будущем масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, роста социальной напряженности и экономической нестабильности. Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.

Опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Краснодарском крае подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

2. Цели, задачи и сроки реализации Программы


Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечение доступности и качества социальных услуг.

Задачами Программы являются:

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

развитие, оптимизация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей;

реализация мер по предупреждению и профилактике социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

формирование системы для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

совершенствование системы детского оздоровительного отдыха;

обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика детской заболеваемости, инвалидности и смертности.

Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

Подпрограмма "Дети и семья" обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на раннем этапе семейного неблагополучия.

Подпрограмма "Дети и семья" предусматривает решение следующих задач:

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, в том числе на ранней стадии семейного кризиса, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

пропаганда ценностей семьи, имеющей несколько детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»