Действующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА 2007 - 2012 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Краснодарский край по уровню автомобилизации занимает ведущее место среди регионов Южного федерального округа и входит в тройку самых моторизованных субъектов Российской Федерации. На каждую тысячу человек населения зарегистрировано 296 единиц автомототранспортных средств, что на 26,8 процента выше среднего показателя по России.

Опережающие темпы оживления секторов экономики, портов и курортов Черноморского побережья Краснодарского края усиливают проблему безопасности дорожного движения. При этом постоянную опасность создают так называемые "конфликтные" точки и "очаги" аварийности, расположенные на перекрестках, в зонах пешеходных переходов, на крутых поворотах и других местах, имеющих недостатки в техническом содержании и дорожном обустройстве.

Несмотря на то что по числу автомобильных аварий в расчете на 10 тысяч зарегистрированных транспортных средств край имеет показатель 49,9 дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), что на 23,8 процента ниже среднероссийского показателя, уровень аварийности в Краснодарском крае остается высоким.

Так, за 12 месяцев 2006 года на территории края зарегистрировано 7068 ДТП, в которых погибло 1193 человека и ранено 8517 человек.

Основное влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Если в 2005 году по их вине было совершено 5967 ДТП (82,8 процента от всех ДТП), то в 2006 году - 5913 ДТП (83,7 процента). Наиболее распространенными причинами совершения ДТП являлись пренебрежительное отношение водителей к нормам и правилам, действующим в сфере дорожного движения, отсутствие должных навыков вождения, неумение адекватно реагировать на сложившуюся дорожную обстановку.

Проблемы существуют и в дорожном комплексе. Недостаточное освещение улично-дорожной сети стало причиной 13,1 процента ДТП, неисправное освещение - 11,9 процента. Удельный вес ДТП, связанных с несоответствием состояния дорожного покрытия установленным нормативам (с учетом неровного покрытия и дефектов покрытия), составил 19,4 процента.

Аварийность на дорогах в Краснодарском крае объясняется следующими основными причинами:

постоянно возрастающая мобильность населения;

уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;

нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Следствием такого положения дел является ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов и расхода топлива, а также рост количества ДТП.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективное оказание экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.

Доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов от общего числа лиц, погибших вследствие ДТП.

Ухудшение обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют реализации долгосрочной государственной политики, координации усилий государства и общества, концентрации краевых и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.

Существующая система обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В условиях отсутствия комплексных мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения, ситуация будет ухудшаться.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

социально-экономическая острота проблемы обеспечения безопасности дорожного движения;

межотраслевой и межведомственный характер проблемы.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения ДТП, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики ДТП и снижение тяжести их последствий;

реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество ДТП с пострадавшими и число лиц, погибших в результате ДТП.