ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 апреля 2010 года N 366

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2010 ГОДУ

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 13.09.2010 N 1047;

Постановление Правительства области от 17.12.2010 N 1477}

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую целевую программу "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Вологодской области" в 2010 году.

Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора области В.В. Рябишина и первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова.

Справку о выполнении постановления представить к 20 марта 2011 года.

По поручению Губернатора области

первый вице-губернатор области Н.В. Костыгов

Утверждена

постановлением Правительства области

от 07.04.2010 N 333

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2010 ГОДУ

(далее – Программа)

Паспорт Программы


Наименование Программы –

целевая программа "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Вологодской области" в 2010 году

Основание для разработки –Программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992  года N 3266-1 "Об образовании"; постановление Правительства области от 15 апреля 2008 года N 739 "Об основных направлениях модернизации образования в Вологодской области на 2008-2010 годы"

Заказчик-координатор –Программы

Департамент образования области

Разработчики Программы –

Департамент образования области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта области

Цель Программы –

обеспечение качественного общего образования при эффективном использовании ресурсов

Задачи Программы –

создание условий для получения качественного общего образования; обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения  общего образования; приведение сети общеобразовательных учреждений к модели, адекватной потребностям обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и социально-экономическому развитию муниципальных районов и городских округов области; повышение экономической эффективности функционирования общеобразовательных учреждений

Срок реализации Программы  –

2010 год

Исполнители Программы –

Департамент образования области,  Департамент дорожного хозяйства и транспорта области, Департамент развития муниципальных образований области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области[1]

Объемы и источники – финансирования  (в ред. Постановление Правительства области от 17.12.2010 N 1477)

- общий объем финансирования – 113781,6 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет <**> - 45115,0 тыс. рублей, областной бюджет – 68666,6 тыс. рублей, в том числе: субсидии из регионального фонда софинансирования расходов – 49331,6 тыс. рублей";

Ожидаемые результаты – реализации Программы

в сравнении с уровнем 2009-2010 учебного года в 2010-2011 учебном году: увеличение численности обучающихся в базовых общеобразовательных школах с 19787 до 20400 человек; сокращение количества малочисленных общеобразовательных учреждений с 318 до 313; увеличение численности обучающихся общеобразовательных школ по образовательным программам профильного обучения с 1786 до 1826 человек; увеличение численности обучающихся общеобразовательных учреждений, образовательный процесс в которых полностью обеспечен учителями, имеющими специальность в соответствии с преподаваемым предметом, с 104915 до 107769 человек; сохранение стабильной доли обучающихся и родителей, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, на уровне не ниже 70%; увеличение средней наполняемости классов: в городской местности с 24,8 до 25,0 человека, в сельской местности с 10,2 до 10,9 человека; увеличение средней численности обучающихся на 1 учителя в общеобразовательных учреждениях с 11,0 до 11,8 человека; увеличение средней численности обучающихся на 1 прочего работающего в общеобразовательном учреждении с 10,0 до 12,0 человека

Контроль за  ходом – реализации Программы

контроль за реализацией Программы осуществляют: Департамент образования области, первый заместитель Губернатора области, курирующий отрасль "Образование", Департамент дорожного хозяйства и транспорта области, Департамент развития муниципальных образований области, вице-губернатор области



I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Проблема изменений в структуре сети

общеобразовательных учреждений

В 2009-2010 учебном году в Вологодской области функционируют 478 общеобразовательных учреждений, в том числе 40 начальных, 159 основных, 279 средних общеобразовательных школ.

В сравнении с 2008-2009 учебным годом сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 53 единицы. Закрыты 15 учреждений, в том числе 8 начальных, 6 основных и 1 средняя общеобразовательная школа. К началу 2009-2010 учебного года 17 средних общеобразовательных школ реорганизованы в основные, 24 основных – в начальные школы и начальные школы-детские сады, 20 учреждений реорганизованы в структурные подразделения основных и средних общеобразовательных школ.

С 2008 года при проведении оптимизации сети общеобразовательных учреждений основным направлением работы является развитие сети базовых общеобразовательных школ в сельской местности, которое позволяет создать максимальному количеству обучающихся современные условия обучения, а также распространять положительный педагогический опыт и оказывать методическую помощь малокомплектным общеобразовательным учреждениям.

В 2009-2010 учебном году в области функционируют 57 муниципальных базовых общеобразовательных школ.

В 2009-2010 учебном году в базовых общеобразовательных школах обучается 19787 человек (38,0%), что на 549 обучающихся больше, чем в предыдущем учебном году.

В связи с проведенными мероприятиями по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, а также с комплектованием 10-11 классов в соответствии с нормативом наполняемости 14 человек в базовых общеобразовательных учреждениях произошли следующие изменения:

- увеличилось количество обучающихся, ежедневно подвозимых на занятия в базовую школу (количество учащихся, подвозимых на занятия, составляет 2251 человек (12% от общего контингента учащихся базовых школ), что на 198 человек больше, чем в предыдущем учебном году);

- увеличилось количество школьников, проживающих в интернатах базовых школ (пришкольные интернаты функционируют в 26 базовых школах, в них проживает 443 человека, что на 81 школьника больше, чем в 2008-2009 учебном году);

- увеличилась наполняемость классов (в 2009-2010 учебном году наполняемость классов соответствует нормативу в 15 базовых школах, в 38 учреждениях отмечается рост наполняемости классов).

В 2007-2008 годах за счет средств областного бюджета для базовых общеобразовательных учреждений было приобретено транспорта и оборудования на общую сумму 30,5 млн. рублей, в том числе в 2007 году – 16,8 млн. рублей, в 2008 году – 13,7 млн. рублей. В 2009 году закончено переоснащение по типу цифровой школы базового муниципального общеобразовательного учреждения МОУ "Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа". На данные цели из областного бюджета выделено 11,7 млн. рублей.

Базовые школы полностью укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами.

В течение 2006-2009 годов 28 базовых школ в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, каждая получила грант в размере 1 млн. рублей и существенно улучшила учебно-материальную базу, в том числе парк компьютерной и цифровой техники.

С 2009 года ежегодно постановлением Правительства области утверждается перечень малокомплектных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, из числа тех, которые не могут быть реорганизованы или закрыты по причинам отдаленности, невозможности организовать подвоз школьников в другие учреждения, наличия большой территории обслуживания. Сохранение таких школ осуществляется с целью обеспечения доступности образовательных услуг.

В 2009 году функционировали 225 малокомплектных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2010 году функционирует 281 учреждение. Доля малокомплектных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2008-2009 учебном году составляла 51% от общего числа сельских учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2009-2010 учебном году составляет 67%.

В результате проведения оптимизации структура сети общеобразовательных учреждений изменяется: формируется сеть крупных базовых школ, количество малокомплектных школ увеличивается. Количество малочисленных общеобразовательных учреждений с контингентом менее 100 обучающихся сократилось с 378 учреждений в 2007-2008 учебном году до 318 - в 2009-2010 учебном году.

К 2009-2010 учебному году значительные изменения претерпела структура сети общеобразовательных учреждений целого ряда муниципальных районов области. В Шекснинском, Никольском, Вашкинском, Верховажском, Вожегодском, Нюксенском, Сямженском, Тарногском районах сформирована оптимальная на данный период сеть общеобразовательных школ.

В 2007-2008 учебном году сокращение количества школьников составило 5740 человек, в 2008-2009 учебном году – 1933 человека.

В 2009-2010 учебном году в региональной системе образования отмечается некоторый рост числа обучающихся общеобразовательных учреждений. Потери контингента школьников к уровню 2000-2001 учебного года восполнились на 0,2%.

Однако увеличение контингента школьников происходит в городах и крупных населенных пунктах области, прирост числа обучающихся городских общеобразовательных учреждений за год составил 1229 человек (+1,5%). В сельской местности по-прежнему число школьников сокращается: контингент сельских общеобразовательных учреждений уменьшился на 1064 человека (– 3,3%).

В сельской местности расположено три четверти общего числа общеобразовательных учреждений, а обучается в них только треть школьников. В городах расположено 27,6% от общего количества общеобразовательных учреждений, в них обучается 72,6% школьников. Соответственно, в сельской местности 72,4% общеобразовательных учреждений, в которых обучается 27,4% от общего числа детей.

Таким образом, в региональной системе образования имеются следующие тенденции:

- осуществляется концентрация количественных и качественных ресурсов (продолжается укрупнение общеобразовательных учреждений в городах и других административных центрах муниципальных районов области, сокращается количество малочисленных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся менее 100 человек);

- сохраняется значительное количество малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений.

В муниципальных программах по оптимизации сети общеобразовательных учреждений разработана система мероприятий, направленных на развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, в том числе на укрупнение общеобразовательных учреждений, развитие сети базовых школ и обеспечение их привлекательности для потребителей образовательных услуг – обучающихся и их родителей.

Проблема доступности общего образования в сельской местности

Конституционные гарантии предоставления бесплатного общего образования детям, проживающим на территории области, реализуются в полном объеме.

В настоящее время обеспечивается подвоз в 205 общеобразовательных учреждениях 6488 обучающихся, или 21% контингента школьников в сельской местности.

На балансе общеобразовательных учреждений имеется 243 автобуса. Кроме того, при подвозе школьников задействовано 43 автобуса, принадлежащих администрациям сельских поселений и иным организациям и предприятиям.

В связи с проведением в региональной системе образования мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений доля обучающихся сельских школ, подвозимых в образовательные учреждения, за последние 3 года увеличилась на 2,4%.

Ежедневно все школьные автобусы в совокупности проезжают более 9,0 тыс. км. В среднем подвоз учащихся в одну школу осуществляется одним автобусом по 2-3 направлениям, а в ряде случаев по 4 направлениям.

В организации подвоза обучающихся к месту учебы и обратно существует ряд проблем. Так, школьный автопарк имеет высокий процент износа, 45% автобусов были приобретены ранее 2004 года и требуют замены.

В период до 2008 года для организации подвоза обучающихся приобреталось от 20 до 30 единиц автомобильной техники ежегодно. В 2009 году приобретены 8 автобусов и 4 микроавтобуса, которые направлены в общеобразовательные школы для проведения мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Белозерского, Великоустюгского, Верховажского, Вожегодского, Вытегорского, Грязовецкого, Сямженского, Тарногского, Тотемского, Усть-Кубинского и Шекснинского муниципальных районов.

Существующий в настоящее время парк школьных автобусов является недостаточным для осуществления дальнейшей оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

Одной из наиболее сложных проблем организации подвоза обучающихся является отдаленность от общеобразовательных школ автозаправочных станций. Так, ближайшая к МОУ "Верхнетолшменская основная общеобразовательная школа" Тотемского района автозаправка расположена на расстоянии 120 км, к МОУ "Чарозерская средняя общеобразовательная школа" Кирилловского района – 85 км, МОУ "Ольховская средняя общеобразовательная школа" Вытегорского района – 80 км и т.д. В целом по области в 90% случаев расстояние между школой и автозаправочной станцией превышает 25 км.

Дороги по маршруту движения школьных автобусов, имеющие асфальтовое или бетонное покрытие, составляют 2,1 тыс. км (45%), грунтовые дороги – более 2,5 тыс. км (55%).

Наиболее остро стоит проблема качества автомобильных дорог, по которым осуществляется подвоз школьников в Бабушкинском, Нюксенском, Никольском, Тарногском, Великоустюгском районах.

По причине низкого качества автомобильных дорог, особенно в период осенне-весенней распутицы, невозможна реорганизация 14 малокомплектных образовательных учреждений. Дороги к данным школам имеют грунтовое покрытие. Протяженность участков пути между малокомплектными школами, требующих ремонта, составляет 190 км. Дополнительно к этому необходим ремонт дорог от места проживания детей до остановки школьного автобуса.

В 2008-2009 учебном году в муниципальных образовательных учреждениях области функционируют 55 пришкольных интернатов на 1504 места. Фактически в интернатах проживают 873 человека. Эффективность использования имеющихся площадей для организации проживания школьников составляет 58%. Основной причиной создавшейся ситуации является то, что школы, имеющие пришкольные интернаты, являются малочисленными и расположены на территории с сокращающимся количеством школьников.

Для решения задачи доступности образования необходимо проведение работы по следующим направлениям:

- ремонт дорог для открытия новых школьных маршрутов;

- приобретение 66 единиц техники;

- ремонт функционирующих пришкольных интернатов , зданий школ (для организации пришкольных интернатов). {в редакции: Постановление Правительства области от 13.09.2010 N 1047}

Проблема наличия неэффективных расходов в общем образовании

Объем неэффективных расходов по сфере образования в 2008 году составил 1660,2 млн. рублей, что соответствует 27,9% расходов консолидированного бюджета по общему образованию.

Наибольший удельный вес в структуре неэффективных расходов занимают расходы, связанные с управлением кадровыми ресурсами (85,7%, или 1424,1 млн. рублей). Они обусловлены излишней численностью учителей (при нормативе 15 обучающихся на 1 учителя фактически – 10,5 обучающихся) и излишней численностью прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала, педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс): при нормативе 28 обучающихся на 1 прочего работающего в общеобразовательном учреждении – 8,2.

14,3% (236,1 млн. рублей) от общего объема неэффективных расходов составляют неэффективные расходы в связи с низкой средней наполняемостью классов в городской местности (при норме 25 обучающихся в классе фактически – 22,8) и в сельской местности (при норме 14 обучающихся в классе фактически – 9,0).

Благодаря проведенным в 2009 году мероприятиям по оптимизации сети общеобразовательных учреждений и штатных расписаний объем неэффективных расходов сократился на 311,8 млн. рублей и составил в 2009 году 1348,4 млн. рублей (24,4% расходов консолидированного бюджета по общему образованию).

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами сократился на 278,2 млн. рублей и составил 1145,9 млн. рублей (85,0% от общего объема неэффективных расходов), при этом среднее количество обучающихся на 1 учителя увеличилось до 11,0, среднее количество обучающихся на 1 прочего работающего в общеобразовательном учреждении увеличилось до 10,0.

Объем неэффективных расходов в связи с низкой средней наполняемостью классов сократился на 33,7 млн. рублей и составил 202,4 млн. рублей (15,0%). Среднегодовая наполняемость классов в городской местности увеличилась на 0,7 человека и составила 23,5 человека (с 1 сентября 2009 года наполняемость класса - 24,8 человека), в сельской местности среднегодовая наполняемость классов увеличилась на 0,2 человека и составила 9,2 человека (с 1 сентября 2009 года - 10,2 человека).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»