Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2008 года N 1719

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2012 ГОДЫ"

Утратил силу в ред. постановления Правительства области от 15.10.2012 N 1202.

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 03.02.2009 N 162;

Постановление Правительства области от 17.03.2009 N 499;

Постановление Правительства области от 07.04.2009 N 601;

Постановление Правительства области от 07.07.2009 N 1042;

Постановление Правительства области от 02.11.2009 N 1645;

Постановление Правительства области от 23.12.2009 N 2053;

Постановление Правительства области от 25.01.2010 N 47;

Постановление Правительства области от 15.02.2010 N 154;

Постановление Правительства области от 29.03.2010 N 338;

Постановление Правительства области от 30.04.2010 N 511;

Постановление Правительства области от 28.06.2010 N 733;

Постановление Правительства области от 11.10.2010 N 1170;

Постановление Правительства области от 26.11.2010 N 1359;

Постановление Правительства области от 13.12.2010 N 1429;

Постановление Правительства области от 17.01.2011 N 8;

Постановление Правительства области от 18.02.2011 N 134;

Постановление Правительства области от 11.04.2011 N 310;

Постановление Правительства области от 20.06.2011 N 696;

Постановление Правительства области от 23.08.2011 N 1008;

Постановление Правительства области от 19.09.2011 N 1150;

Постановление Правительства области от 28.10.2011 N 1372;

Постановление Правительства области от 16.04.2012 N 332;

Постановление Правительства области от 04.06.2012 N 582;

Постановление Правительства области от 30.07.2012 N 903;

Постановление Правительства области от 17.12.2012 N 1502;

Постановление Правительства области от 26.12.2012 N 1597}

Во исполнение распоряжения Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации"

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы" (далее -Программа) (прилагается).

(п. 2 исключен в ред. Постановления Правительства области от 20.06.2011 N 696)

По поручению Губернатора области

вице-губернатор области Н.В. Костыгов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 09.09.2008 N 1719

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2012 ГОДЫ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 - 2012 годы"

Основание для разработки Программы

- "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от /content/ngr/RU0000R200702377.html ); закон области от "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области" (с последующими изменениями)

Государственный заказчик-координатор Программы

- департамент сельского хозяйства области

Разработчик Программы

- департамент сельского хозяйства области

Цели Программы

- создание условий для стабильного и эффективного функционирования отрасли льноводства на основе развития собственной сырьевой базы и производства конечного конкурентоспособного продукта; обеспечение социально-экономической стабильности территорий, специализирующихся на выращивании и переработке льна

Основные задачи Программы

- создание условий для повышения конкурентоспособности льняной отрасли и поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет построения вертикально-интегрированного льняного кластера и проведения комплексной реструктуризации сельскохозяйственных организаций области; повышение эффективности производства льносодержащей продукции; оптимизация системы государственной поддержки отрасли; решение проблемы кадрового обеспечения отрасли; содействие занятости граждан путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест; создание и совершенствование благоприятного инвестиционного климата в льнокомплексе области

Сроки реализации Программы

- 2009 - 2012 годы

Исполнители Программы (в ред. Постановления Правительства области от 16.04.2012 N 332 )

- Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области";

Объемы и источники финансирования Программы {в редакции: Постановление Правительства области от 23.08.2011 N 1008 } (в ред. Постановления Правительства области от 16.04.2012 N 332 ) (в ред. Постановления Правительства области от 04.06.2012 N 582 ) (в ред. Постановления Правительства области от 17.12.2012 N 1502 )

- общий объем финансирования Программы - 2 233,8 млн. руб., за счет средств областного бюджета - 2 233,8 млн. руб., в том числе: 2009 год - 425,8 млн. руб.; 2010 год - 788,1 млн. руб.; 2011 год - 695,5 млн. руб.; 2012 год - 324,4 млн. руб.; прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета - 140,7 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (в ред. Постановления Правительства области от 16.04.2012 N 332 )

- стабилизация площади посевов льна - 9,0 тыс. га; повышение средней урожайности льноволокна до 6,0 ц/га; увеличение валового сбора льнотресты до 15,5 тыс. тонн; увеличение валового сбора льносемян до 0,9 тыс. тонн; повышение качества готовой продукции (льноволокна) на 1,5 номера; увеличение выручки льносеющих хозяйств и льноперерабатывающих предприятий от продажи товаров, работ, услуг в 1,4 раза; увеличение общего объема выпуска товарной текстильной продукции до 482 млн. рублей в год; увеличение переработки трепаного льна до 1,0 тыс. тонн в год; увеличение выпуска готовых тканей до 7,9 млн. кв. м в год; увеличение рентабельности производства текстильного сектора до 4,6%; создание около 500 новых рабочих мест; повышение уровня жизни населения области, в том числе сельского;

Система контроля за исполнением Программы (в ред. Постановления Правительства области от 16.04.2012 N 332 )

- контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 2 сентября 2012 года N 1063

* - по согласованию

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Вологодской области находится самое северное в России льняное поле. В 60-е годы прошлого столетия посевные площади под льном-долгунцом доходили до 50-70 тыс. гектаров. Культура занимала 15 процентов всех посевных площадей и в силу своей доходности давала до 37 процентов денежных поступлений от растениеводства.

В российском производстве льна и товарной продукции из него Вологодская область всегда играла весомую роль. В области размещалась пятая часть всех посевов льна-долгунца и, несмотря на более суровые условия его возделывания, урожайность льна и качество волокна всегда были выше, чем в среднем по России. Удельный вес валового сбора льноволокна в разные годы составлял 18-22 процентов, а выработка льняных готовых тканей 6-8 процентов общероссийских объемов.

В силу социально-экономических преобразований в конце ХХ века произошел резкий спад производства льна в целом по России и в Вологодской области, в частности. Реформы 1990-х годов, в целом ухудшившие условия производства в аграрном секторе, по льноводству нанесли наиболее существенный удар - к 1998 году оно сократилось более чем в пять раз.

Ситуация усугублялась тем, что при резком снижении покупательной способности населения внутренний спрос на льняную продукцию практически исчез.

В 1998-2004 годах на волне роста интереса к натуральным волокнам (в том числе и льну), введения новых экологических законов и внимания к охране окружающей среды мировая потребность во льне стала расти, рост спроса на льноволокно на мировых рынках способствовал оживлению российского льняного сектора: благодаря изменению технологии с трудоемкой на капиталоемкую росли урожайность льна, посевные площади, валовой сбор. На протяжении 1998-2004 годов экспорт льна и товарной продукции из него из России в страны ЕС стабильно рос, составляя 60-70 процентов объемов продаж ведущих компаний, при этом основным конкурентным преимуществом российских льняных тканей являлась их низкая цена.

В 2005 году ситуация в российской льняной отрасли вновь кардинально изменилась. Основными причинами этого стали вступление Китая в ВТО и отмена для китайских производителей импортных квот на текстильную продукцию и одежду, действовавших ранее. В результате экспорт льняных тканей из Китая вырос в 6 раз, а объем российского экспорта упал почти в 2 раза (более того, в целом объемы производства плательно-бельевых тканей сократились на 25 процентов).

Причинами низкой конкурентоспособности российской льняной продукции является комплекс проблем, существующих на всех этапах создания ее стоимости: от семеноводства и сельского хозяйства до отделки тканей и дизайна готовых изделий. Комплексность проблем не позволяет успешно конкурировать ни с азиатскими компаниями по цене, ни с европейскими - по качеству.

Приходится констатировать, что льняной комплекс Вологодской области, несмотря на наличие организаций полной технологической цепочки по выпуску готовой льносодержащей продукции из первичного сырья (более 49 сельхозтоваропроизводителей (далее - льносеющих хозяйств), 11 льнозаводов, 3 льносемстанции и 2 текстильные организации) и подходящие для успешного выращивания льна климатические условия, сталкивается в настоящее время с общими проблемами для льняной отрасли в России и мире, особенно обострившимися в последние годы в связи с интервенцией на европейский и мировые рынки китайских производителей льняных тканей и изделий изо льна в виду отмены квот на китайский экспорт текстиля.

К основным проблемам в льняном комплексе области относятся:

1) отсутствие специализированной техники и оборудования, что приводит к снижению качественных и количественных характеристик урожая, а также к снижению эффективности его дальнейшей переработки;

2) на льнозаводах также отсутствует современное технологическое оборудование, что приводит к низкому выходу наиболее ценного продукта - длинного льноволокна (на уровне 40 - 45 процентов от общего количества получаемой готовой продукции);

3) для льнокомбинатов основной проблемой была и остается высокая изношенность оборудования и отсутствие автоматизированных систем управления производственным процессом, что не позволяет организовать на комбинатах гибкую мелкосерийную систему производства и обеспечить требуемое качество продукции. Отличительной особенностью используемого в настоящее время на льнокомбинатах области прядильного и ткацкого оборудования является его высокая энергоемкость, а это приводит к значительному повышению себестоимости продукции;

4) кроме того, оборудование льнокомбинатов не отличается экологичностью, что существенно ухудшает и без того вредные условия производства.

Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем у области есть ряд фундаментальных предпосылок для достижения долгосрочной конкурентоспособности в льняной отрасли:

1) Вологодская область - исторический центр льноводства, где географически сосредоточены компании, представляющие все основные элементы цепочки создания льнотекстильной продукции и высокохудожественных изделий изо льна;

2) наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохозяйственными организациями области;

3) близкое расположение к рынкам Европы, что позволяет уменьшить сроки доставки тканей покупателям.

Необходимость координации межотраслевых связей


Существующие на сегодняшний день в льняной отрасли Вологодской области проблемы, являясь отражением общероссийского состояния льняного комплекса в целом, носят системный характер и затрагивают не только текстильное производство, но и сельское хозяйство.

Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья.

Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.

Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном виды деятельности от селекции семян до выпуска готовой продукции.

Создание условий для стабильного и эффективного развития льноводства предполагает комплекс мероприятий, затрагивающих большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе льносеющих хозяйств, льнозаводов, организаций текстильной отрасли, обеспечение загрузки производственных мощностей которых осуществляется за счет поставок продукции сельхозпроизводства, а с учетом необходимости активизации деятельности имеет межотраслевой характер.

II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Целями Программы являются:

1) создание условий для стабильного и эффективного функционирования отрасли льноводства на основе развития собственной сырьевой базы и производства конечного конкурентоспособного продукта;

2) обеспечение социально-экономической стабильности территорий, специализирующихся на выращивании и переработке льна.

К задачам Программы относятся:

1) создание условий для повышения конкурентоспособности льняной отрасли и поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет построения вертикально-интегрированного льняного кластера и проведения комплексной реструктуризации сельскохозяйственных организаций области;

2) повышение эффективности производства льносодержащей продукции;

3) оптимизация системы государственной поддержки отрасли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»