• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 года N 1214

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 15.08.2011 N 977}

В соответствии с законом области от 25 марта 2008 года N 1773-ОЗ "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с целью создания единого порядка организации и проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории области

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Вологодской области и Порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Вологодской области согласно приложениям 1, 2.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

пункт 1 постановления Правительства области от 10 июня 2008 года N 1123 "О приведении нормативных правовых актов области в соответствие с действующим законодательством";

пункт 3 постановления Правительства области от 11 марта 2008 года N 501 "О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора области и Правительства области".

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.

По поручению Губернатора области

первый вице-губернатор области Н.В. Костыгов

Утверждено

постановлением

Правительства области

от 25.10.2010 N 1214

приложение 1. Положение об организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Вологодской области


(приложение 1)

1. Общие положения


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы на объектах и территориях, подвергшихся воздействию аварий, катастроф или стихийных бедствий (далее - объекты, территории), осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей среде, промышленному производству и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) включают в себя следующие этапы:

комплексная разведка объекта (территории) проведения АСДНР;

рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение АСДНР;

организация эвакуации рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

выдвижение и поэтапный ввод на объект (территорию) сил и средств, необходимых для выполнения первоочередных работ;

локализация и тушение пожаров (возгораний) для обеспечения доступа спасателям к местам возможного нахождения пострадавших;

проведение поисково-спасательных работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;

выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ по локализации опасных факторов;

проведение АСДНР;

вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их в места постоянной дислокации.

2. Организация проведения АСДНР


2.1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории) АСДНР проводится силами и средствами постоянной готовности областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОПЧС), нештатными аварийно-спасательными формированиями (далее - НАСФ) на объектах и территориях, подвергшихся воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), в составе, определяемом в зависимости от их масштабов и последствий.

Руководителем АСДНР определяется порядок ввода сил и средств (поэшелонно или посменно), а при крупных масштабах и последствиях ЧС создается группировка сил и средств на начальном этапе ведения работ или после проведения разведки и уточнения масштабов последствий.

До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) на нем должна быть проведена комплексная (инженерная, пожарная, медицинская, химическая, биологическая и др.) разведка.

После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения АСДНР, необходимых для этого сил и средств.

Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.

К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители АСДНР.

При отсутствии времени на рекогносцировку объемы и способы ведения АСДНР и потребность в силах и средствах определяются непосредственно в ходе разведки и уточняются руководителем работ на месте ввода сил на объект (территорию).

Разведка объекта (территории) проводится постоянно, по мере потребности в уточнении обстановки и объемов работ.

Решение о наращивании сил и средств принимается руководителем работ непосредственно на месте с докладом в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) соответствующего уровня и с предложениями о выделении дополнительных сил и средств.

2.2. Проведение аварийно-спасательных работ.

2.2.1. Привлечение сил и средств для организации и непосредственного проведения АСДНР при ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с планами взаимодействия между областными службами и звеньями функциональных подсистем, действующими на территории области в рамках ОПЧС, на всех уровнях в зависимости от масштабов и последствий ЧС.

От областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, в район ЧС высылаются оперативные группы, которые по прибытии поступают в распоряжение начальника оперативной группы КЧС и ПБ области.

При угрозе и возникновении ЧС муниципального и локального характера выход на пункты управления комиссий по чрезвычайным ситуациям и их оперативных групп осуществляется решением соответствующих председателей КЧС и ПБ.

2.2.2. Руководство АСДНР.

Общее руководство АСДНР осуществляют:

при ЧС межмуниципального и регионального характера – председатель КЧС и ПБ области, или лицо им назначенное;

при ЧС муниципального характера – председатель КЧС и ПБ муниципального образования, или лицо им назначенное;

при ЧС локального характера (на объекте) – руководитель организации, или лицо им назначенное.

Непосредственных руководителей проведения АСДНР назначает председатель КЧС и ПБ области (муниципального образования), руководитель организации в зависимости от уровня ЧС.

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия оперативной группы КЧС и ПБ соответствующего уровня во главе с руководителем АСДНР (уровень КЧС и ПБ определяется в зависимости от масштабов распространения ЧС).

В целях оперативного реагирования на ЧС на объект (территорию) прибывает оперативная группа КЧС и ПБ соответствующего уровня, которая принимает руководство работами по ликвидации ЧС, организует разведку и рекогносцировку, координацию действий прибывающих сил и средств и осуществляет руководство ими через оперативные группы дежурных служб, а также проведение АСДНР до прибытия оперативной группы КЧС и ПБ вышестоящего органа управления, в подчинение которой она поступает.

Руководители объектов, на территории которых произошла ЧС, организуют беспрепятственный пропуск на территорию объекта прибывших к месту возникновения ЧС оперативных групп КЧС и ПБ, Главного управления МЧС России по Вологодской области, областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, а также обеспечение их работы. Для непосредственного руководства ликвидацией ЧС может создаваться оперативный штаб из числа представителей (руководителей) сил, участвующих в проведении АСДНР.

Представление донесений и взаимодействие по обмену информацией осуществляется в соответствии с Табелем срочных донесений и другими документами МЧС России.

При возникновении сложной обстановки или распространении ЧС (наводнения, лесные пожары) на территорию нескольких муниципальных образований (городов и районов) решением Губернатора области (председателя КЧС и ПБ Правительства области) создается региональный (территориальный) штаб ликвидации ЧС с дислокацией на территории муниципального образования, где сложилась наиболее сложная обстановка, а в районы ЧС высылаются оперативные группы.

Руководителю АСДНР подчиняются все подразделения, участвующие в проведении работ на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию и проведение АСДНР, безопасность людей, участвующих в АСДНР.

Руководитель АСДНР обязан:

организовать разведку, рекогносцировку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ, определить объемы и участки работ, порядок ввода сил и средств;

поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие, координацию действий и обеспечить выполнение поставленных задач;

непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСДНР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку по участкам работ;

создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;

распределить обязанности членов штаба, назначить из числа членов штаба руководства АСДНР ответственного за соблюдение мер безопасности, руководителей на участках работ;

организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;

организовать обмен информацией сверху вниз и снизу вверх по обстановке, о выполняемых работах и привлекаемых силах и средствах, постоянную непрерывную связь между участками работ, силами и подразделениями, участвующими в аварийно-спасательных работах (далее - АСР);

заслушать по окончании работ руководителей участков, командиров подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);

определить порядок убытия с места АСДНР сил и средств служб, подразделений и взаимодействующих сил.

Руководитель АСДНР имеет право:

отдавать распоряжения и указания от имени председателя КЧС и ПБ с последующим докладом об отданных распоряжениях и указаниях председателю КЧС и ПБ;

отстранять при невыполнении обязанностей и угрозе срыва выполнения АСДНР руководителей, представителей областных служб, звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, участвующих в работах непосредственно на месте, назначать руководителей работ на участках из числа должностных лиц, участвующих в АСДНР, или выходить на руководство с предложением о выделении более подготовленных руководителей;

требовать в ходе проведения АСДНР от руководства областных служб, звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, дополнительного выделения сил и средств в свое оперативное подчинение;

требовать представления информации, необходимой для успешного проведения АСДНР, от всех организаций и предприятий, владеющих информацией независимо от форм собственности;

использовать для организации связи в ходе АСДНР все имеющиеся виды связи, в том числе ведомственные средства связи и оповещения;

отдавать распоряжения по материально-техническому обеспечению проведения АСР с последующим докладом председателю КЧС и ПБ и соответствующим документальным оформлением решения КЧС и ПБ или штаба руководства АСДНР.

При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСДНР должен учитывать:

динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;

требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;

необходимость привлечения специальных служб и средств.

При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР, руководитель аварийно-спасательных работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, участков работ, указав, кому, куда и как произвести перегруппировку.

2.2.3. Разведка.

Разведка проводится силами служб и подразделений, участвующих в АСДНР, по своим направлениям.

Первичная разведка производится с прибытием первых подразделений дежурных служб в пределах их возможностей и наращивается по мере прибытия других подразделений.

Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСДНР, должна установить:

местонахождение и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;

необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;

состав и численность спасательных отрядов (групп);

безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;

наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, разлива активных химически опасных веществ (далее - АХОВ), наличие электросетей под высоким напряжением и т.д.;

наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе АСДНР;

состояние подъездных путей;

вид опасных факторов ЧС, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.

2.2.4. Порядок (технология) проведения АСДНР.

Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от результатов проведенной разведки, качества и полноты рекогносцировки непосредственно перед выполнением работ.

В ходе рекогносцировки выявляются состояние объекта (территории), подвергшегося разрушению, и наличие сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.

Руководителем АСДНР объект разбивается на участки (секторы) с назначением руководителей работ. Между руководителями работ на участках и руководителем АСДНР на объекте (территории) устанавливается радиосвязь.

Выдвижение и ввод сил и средств, участвующих в АСДНР, производится под руководством руководителей (старших) областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, которые докладывают руководителю АСДНР о прибытии на рубеж ввода сил и получают задачу.

Руководителем АСДНР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения (пожаров), недопущению взрыва паров газовоздушной смеси, разлива АХОВ.

В первую очередь отключаются и перекрываются линии электропередач, вводы инженерных и других коммуникаций, если они не были блокированы силами аварийных подразделений (смен) объектов.

При наличии пожаров, возгораний или излившихся АХОВ производятся первоочередные работы по локализации и ликвидации очагов поражения. Руководство тушением пожаров (возгораний) осуществляет руководитель (старший) одного из противопожарных подразделений. По завершении работ по тушению пожаров и ликвидации разливов АХОВ руководство поисково-спасательными работами передается старшему поисково-спасательных подразделений (старшему спасателю) до завершения этих работ. Переданные спасателям силы и средства выполняют работы по указанию старшего спасателя.

При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей поисково-спасательной службы и переданных ей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.

Основной задачей неотложных вспомогательных работ является максимальное обеспечение проведения спасательных и поисковых работ для доступа спасателей в места нахождения пострадавших.

Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:

информации непосредственных свидетелей;

схем, генпланов, технической документации объекта (картографического материала территории);

специализированного фонда документации объекта;

специально подготовленных поисковых собак;

специального поисково-спасательного оборудования и инструментов, находящихся на оснащении спасателей;

простукивания и прослушивания завалов.

Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.

При проведении спасательных работ на одном участке все спасательные работы производятся от начала до их завершения одним составом спасателей посменно или одноэтапно в зависимости от объема работ и количества пораженных, находящихся в зоне завала (объекта, территории). При посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается по смене. Смены спасателей, по возможности, организуются поэтапно.

При необходимости проведения работ по локализации опасных факторов для находящихся в завалах людей на объект (участок) работ выдвигаются необходимые силы и средства, которые производят работы под руководством старшего спасателя.

Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется только в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.

Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.

При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается устный контакт.

По извлечении пораженных из завалов (снятии пораженных с обрушенных конструкций и высотных зданий) им оказывается первая медицинская помощь силами врача-спасателя с дальнейшей эвакуацией (вывозом, выносом) пораженного в безопасное место.

В дальнейшем силами бригад скорой медицинской помощи пораженные эвакуируются в лечебные учреждения.

3. Завершение АСДНР


По завершении спасательных работ старший спасатель докладывает о результатах работ руководителю АСДНР.

Руководитель АСДНР принимает доклады руководителей работ на участках о результатах работ (их завершении), уточняет достоверность сведений и на месте дает указание штабу руководства АСДНР о составлении акта проведения (завершения) АСДНР и передаче объекта (территории) его руководству.

После составления акта руководитель АСДНР ставит задачу руководителям (старшим) работ на участках и старшим оперативных групп по выводу сил и средств и возвращению в места постоянной дислокации.

По прибытии в места постоянной дислокации руководители (старшие) работ и оперативных групп докладывают по линии дежурных диспетчерских служб в КЧС и ПБ (через оперативно-дежурную службу) о прибытии.

Руководители (старшие) работ и оперативных групп в двухнедельный срок представляют руководителю АСДНР отчет о выполненных работах и затратах на выполнение работ.

Размеры ущерба подсчитываются всеми заинтересованными органами управления, службами, организациями и предприятиями и представляются в КЧС и ПБ в 15-дневный срок через руководителя АСДНР.

Руководитель АСДНР докладывает в вышестоящий орган управления о завершении и результатах работ и в месячный срок представляет на рассмотрение Правительства области (органа местного самоуправления) через КЧС и ПБ отчет о выполненных работах, размерах ущерба и затратах на выполнение АСДНР.

Утверждено

постановлением

Правительства области

от ______________ N ____

(приложение 2)

Порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Вологодской области


1. Для устранения непосредственной угрозы (опасности) для жизни и здоровья людей выполняются следующие мероприятия:

оповещение населения в районе ЧС (зоне заражения, очаге поражения) о сложившейся обстановке, доведение информации о действиях при ЧС;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим, извлечение пострадавших из завалов (опасных участков);

эвакуация из опасных районов (зон, очагов) в безопасные места и размещение;

восстановление жизнеобеспечения населения районов ЧС.

1.1. Организация оповещения и информация органов управления, сил и средств ОПЧС, рабочих, служащих, остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС.

Оповещение органов управления ОПЧС осуществляется через центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Вологодской области (далее – ЦУКС области) по распоряжению Губернатора области, председателя КЧС и ПБ Правительства области и производится посредством стоек циркулярного вызова (СЦВ), телефонной связи или через посыльных на автотранспорте.

Оповещение сил, привлекаемых к проведению АСДНР, производится через ЦУКС области, дежурно-диспетчерские службы областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, с привлечением государственных и ведомственных средств связи и оповещения.

Оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется с задействованием территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения "Маяк". Для привлечения внимания и передачи информации включаются электрические сирены, сигнал которых означает "Внимание всем!". Информация доводится по радио и телевидению.

Население в районах возможного возникновения ЧС при создании угрозы и их возникновении оповещается и информируется по местному радио, телевидению.

При возникновении ЧС привлекаются подвижные средства с громкоговорящими установками УВД, оказавшиеся в очагах поражения (районах чрезвычайных ситуаций) и выдвигающиеся из них - по направлению выхода из очагов (районов) ЧС.

1.2. Организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.

Связь с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления осуществляется по существующим каналам телефонной и телеграфной связи, а с взаимодействующими, кроме того, через дежурно-диспетчерские службы по прямым каналам телефонной связи ЦУКС области, а также с привлечением ведомственных каналов и средств связи.

1.3. Для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в соответствии с планами взаимодействия между органами исполнительной государственной власти области и Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области привлекаются силы и средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области".

Для оказания экстренной медицинской помощи населению привлекаются силы и средства областной службы медицины катастроф (далее - ОСМК), которая непосредственно подчинена начальнику департамента здравоохранения области.

На областном, местном и объектовом уровнях для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС привлекаются:

1.3.1. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС - формирования, созданные на базе государственных лечебно-профилактических учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения области, муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения области:

бригады специализированной медицинской помощи областного центра медицины катастроф;

бригады скорой медицинской помощи (специализированные, врачебные, фельдшерские);

врачебно-сестринские бригады;

бригады психологической и психотерапевтической помощи;

бригады судебно-медицинской экспертизы.

Кроме того, для всестороннего медицинского снабжения лекарственными средствами, препаратами крови, медицинской техникой и санхозимуществом привлекаются:

ГП ВО "ГПТП "Фармация";

ГУЗ "Вологодская областная станция переливания крови N 1", ГУЗ "Вологодская областная станция переливания крови N 2".

Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются бригады ОСМК, определяются исходя из возможной медико-санитарной обстановки ЧС. Обеспечение готовности к выполнению задач возлагается на руководителя учреждения - формирователя. При возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение штабов по ликвидации ЧС через оперативные группы ОСМК.

1.3.2. Для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - специализированные, невоенизированные формирования, созданные на базе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области":

санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО);

санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);

группы санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР).

Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации ЧС ОСМК руководствуется решениями соответствующих КЧС и ПБ.

1.4. Эвакуация и отселение населения.

При возникновении ЧС в случае угрозы и попадания населенных пунктов в район ЧС (очаг поражения) население выводится и вывозится в безопасные места (районы) временного размещения, которые, в зависимости от характера АХОВ, его количества и погодных условий, могут размещаться как в пределах населенного пункта, так и вне его.

Подачу автотранспорта для эвакуации населения обеспечивает центральный диспетчерский пункт, создаваемый на базе диспетчерских служб автотранспортных предприятий совместно с органами ГИБДД и органами местного самоуправления. Координацию деятельности по выделению транспортных средств осуществляет служба транспортного обеспечения ОПЧС.

Для вывоза населения планируется выделение транспорта автотранспортных предприятий, в первую очередь, осуществляющих пассажирские перевозки, и автотранспорта потенциально опасных объектов.

1.5. Восстановление жизнеобеспечения населения производится в безопасных местах и районах непосредственно после его вывода (вывоза) из районов ЧС (очагов, зон) и включает в себя:

доведение необходимой информации об обстановке и условиях размещения в местах эвакуации (временного размещения) до пострадавшего населения;

организацию питания и водоснабжения пострадавшего населения;

расселение (временное размещение) в районах (местах) эвакуации (временного размещения);

оказание медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим;

страховое и социальное обеспечение;

временное трудоустройство трудоспособного населения, организацию обучения детей школьного возраста;

другие мероприятия исходя из сложившейся обстановки.

Объемы и сроки выполнения мероприятий по восстановлению жизнеобеспечения населения определяются исходя из сложившейся обстановки и численности пострадавшего населения. Покрытие расходов по организации жизнеобеспечения населения предусматривается из резервов материальных и финансовых средств на случай ЧС, за счет объектов, по чьей вине возникла чрезвычайная ситуация, а также страховых и иных фондов - в соответствии с действующим законодательством.

Привлечение сил и средств для восстановления жизнеобеспечения населения предусматривается по решению соответствующих КЧС и ПБ согласно планам обеспечения действий при угрозе и возникновении ЧС. Практическое осуществление мероприятий организуют областные службы и звенья функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, в соответствии со своим предназначением.

2. При возникновении ЧС ОПЧС переводится на режим функционирования чрезвычайной ситуации.

Режим чрезвычайной ситуации вводится постановлением Губернатора области на всей территории области или на территории двух и более муниципальных образований, а также соответствующими постановлениями глав муниципальных образований на своих территориях.

2.1. При аварии с выбросом активных химически опасных веществ (АХОВ).

Организация работ по ликвидации аварий с выбросом АХОВ зависит от их масштабов и последствий.

Ликвидация аварийных ситуаций осуществляется силами и средствами областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, на территории и объектах которых они возникли.

При необходимости в соответствии с планом взаимодействия по привлечению сил и средств области и воинских частей гарнизона для ликвидации последствий в случае возникновения местных аварий в городах Череповце и Вологде привлекаются воинские части (учреждения, подразделения).

При перевозке АХОВ по железной дороге аварийно-спасательные работы организует КЧС и ПБ Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" и Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" во взаимодействии с КЧС и ПБ соответствующего уровня, областными службами и звеньями функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, в зависимости от масштабов и характера аварии.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий с выбросом АХОВ, кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка, включает:

прогнозирование химического заражения - по результатам прогноза обстановки выполняются все последующие мероприятия:

ведение химической разведки - силами объектовых звеньев и групп, оперативных групп КЧС и ПБ на транспортных средствах;

локализация и ликвидация последствий аварий - по обстановке, сложившейся в результате аварии, с привлечением сил и средств решением КЧС и ПБ соответствующего уровня.

Сбор и анализ информации о химической обстановке осуществляют дежурно-диспетчерские службы химически опасных объектов (ДДС ХОО) и ЦУКС области.

Оценка обстановки по данным разведки производится Главным управлением МЧС России по Вологодской области (управлениями, отделами по делам ГО ЧС города, района).

Данные прогноза немедленно докладываются председателю КЧС и ПБ области (города) для принятия неотложных мер по защите населения и территории и проведению аварийно-спасательных работ.

Химическая разведка осуществляется с привлечением разведывательных звеньев (групп) химически опасных объектов, на которых произошла авария с выбросом АХОВ, а также учреждениями и службами областного звена сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (СНЛК ГО) Российской Федерации.

Данные разведки поступают в штаб руководства ликвидацией аварий для принятия решения на локализацию и ликвидацию последствий аварии.

К проведению работ по локализации и ликвидации аварий с АХОВ привлекаются силы и средства ОПЧС.

Конкретный состав сил и средств определяется решением руководителя АСДНР в зависимости от масштабов и характера аварии.

Силы и средства привлекаются поэтапно:

I этап работ (локализация аварии, проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи и охрана общественного порядка) осуществляется силами постоянной готовности:

аварийного объекта (газоспасателями, дежурным медицинским персоналом, аварийными службами);

подразделений территориальной государственной противопожарной службы;

бригад скорой медицинской помощи;

подразделений УВД по области;

поисково-спасательными отрядами областной поисково-спасательной службы.

Время готовности к выполнению работ (выезду) - не более 10 минут в летнее и 20 минут в зимнее время.

II этап работ (наращивание сил за счет приведения в готовность специализированных формирований аварийного объекта, взаимодействующих аварийно-спасательных подразделений и территориальных формирований повышенной готовности, сил специализированной экстренной медицинской помощи и воинских частей (подразделений) - согласно плану взаимодействия.

Время готовности к ведению работ (выезду) не должно превышать 1 - 3 часов.

III этап работ (восстановление жизнеобеспечения населения в очаге поражения) включает:

оказание специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях;

дегазацию улиц, транспорта и техники, при необходимости - санитарную обработку людей и обеззараживание одежды;

восстановление готовности сил, участвующих в ликвидации последствий аварии.

2.2. При аварии на магистральных трубопроводах комплекс мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварии включает следующие мероприятия (кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка):

разведку и сбор данных об обстановке - производится силами разведывательных звеньев аварийно-восстановительных бригад магистральных газо- и нефтепроводов, оперативных групп соответствующей КЧС и ПБ;

локализацию и ликвидацию последствий аварии на трубопроводах и компрессорных станциях.

Для ликвидации последствий аварий в первую очередь привлекаются аварийно-восстановительные бригады компрессорных станций (КС) и аварийно-восстановительный автопоезд Обособленного отделения "Управление аварийно-восстановительных работ" ООО "Газпром трансгаз Ухта", г. Вологда.

По согласованию с руководителем АСДНР выделяются дополнительные силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии.

При возникновении аварии вблизи населенных пунктов или с гибелью (угрозой гибели) людей к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются, в первую очередь, без согласования силы и средства постоянной готовности дежурных служб района, в котором произошла авария, а при необходимости и силы постоянной готовности области и соседних районов.

Руководство проведением работ по ликвидации последствий аварии на месте осуществляется:

руководителем АСДНР - общее руководство по организации аварийно-спасательных и неотложных работ;

представителем Обособленного отделения "Управление аварийно-восстановительных работ" ООО "Газпром трансгаз Ухта", г. Вологда - выполнение технических работ.

2.3. Для борьбы с лесными и торфяными пожарами во всех районах области, в первую очередь, привлекаются лесопожарные формирования повышенной готовности, создаваемые на базе предприятий лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Управление мероприятиями по борьбе с лесными и торфяными пожарами осуществляется КЧС и ПБ районов, а при возникновении пожаров на территории нескольких районов - КЧС и ПБ области через оперативную группу.

Пожарная разведка проводится силами и средствами предприятий и организаций, привлекаемых для тушения лесных и торфяных пожаров, и других организаций по согласованию:

наземная - силами и средствами лесхозов и лесоохраны;

воздушная - силами и средствами авиационной охраны лесов;

речная - силами и средствами предприятий и организаций водного транспорта;

на средствах транспорта - силами и средствами Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ОАО "Северные магистральные нефтепроводы".

Координация действий по тушению лесных и торфяных пожаров непосредственно в районах массовых лесных (торфяных) пожаров осуществляется оперативными (рабочими) группами КЧС и ПБ соответствующего уровня.

При недостаточности сил и средств в области могут выделяться силы и средства Северо-Западного регионального центра МЧС России (по решению руководителя СЗРЦ МЧС России), воинских частей (подразделений) (по решению Командующего войсками Западного военного округа) в соответствии с планом взаимодействия и по приказу начальников гарнизонов.

(в ред. Постановление Правительства области от 15.08.2011 N 977)

Первоочередные мероприятия по борьбе с лесными пожарами включают:

эвакуацию (вывод) людей и животных из населенных пунктов, находящихся в непосредственной зоне лесного пожара;

ограничение въезда в пожароопасный район силами и средствами службы охраны общественного порядка области, района;

спасение людей и животных с отрезанной огнем территории, гашение огня с помощью водосливных устройств, отжиг в направлении кромки распространения огня, на участке фронта распространения огня, непосредственно угрожающего людям, - силами и средствами противопожарной службы, лесопожарных команд, формирований районов с привлечением авиации;

тушение пожаров силами и средствами формирований противопожарной службы, лесопожарных команд, десантных подразделений лесоохраны с привлечением пожарной и инженерной техники районов;

устройство просек, минерализованных противопожарных полос, траншей и каналов - с привлечением сил и средств предприятий лесного хозяйства и дорожно-строительных организаций районов, при необходимости - автотранспортных организаций и предприятий;

оборудование местных водоисточников и подъездных дорог к ним - силами и средствами организаций района при необходимости с привлечением сил и средств коммунальных и строительных районных организаций.

2.4. При возникновении эпидемий, эпизоотий, эпифитотий выполняются следующие специальные мероприятия:

выявление, изоляция, госпитализация и лечение заболевших и контактных;

принятие решения по введению ограничительных мероприятий (карантина, обсервации) на территориях, подвергшихся заражению;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся биологическому заражению;

оценка сил и средств учреждений здравоохранения, сохранившихся в зонах чрезвычайных ситуаций, а также возможности их использования для проведения противоэпидемических мероприятий;

постановка задач силам учреждений здравоохранения по проведению мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего распространения инфекционного заболевания;

организация медицинского контроля за соблюдением режимов пребывания в зонах заражения, за проведением дезинфекции территории, сооружений, имущества, дератизации, биологической и химической борьбы с переносчиками инфекции;

проведение экстренной неспецифической профилактики антибиотиками широкого спектра действия, а после установления характера заболевания - специфической профилактики;

проведение дезинфекционных мероприятий по обеззараживанию территории, производственных и жилых помещений, транспорта, коммунально-бытовых отходов и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;

осуществление контроля за эффективностью проведения дезинфекционных мероприятий и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя, за организацией питания и снабжения доброкачественной питьевой водой населения, проведение санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды, забор проб материалов от людей и животных для лабораторных исследований.

2.5. При возникновении ЧС на взрыво- и пожароопасных объектах ликвидацию последствий частной и объектовой аварии организует руководитель АСДНР с привлечением сил и средств ОПЧС постоянной готовности.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах включает, помимо перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка:

разведку очагов пожаров (взрывов) - силами пожарных расчетов самих объектов и боевых расчетов пожарных частей;

локализацию и ликвидацию очагов пожаров - силами пожарных расчетов объектов и противопожарной службы города (района), где произошла авария;

разборку завалов, извлечение пострадавших, расчистку путей подъезда техники - силами формирований объекта с привлечением при необходимости сил и средств города, района, войск гарнизона.

2.6. При возникновении ЧС на водных объектах области.

2.6.1. При возникновении аварий, крушений и столкновений судов при их прохождении по Волго-Балтийскому водному пути и на водных объектах области выполняется следующий комплекс мероприятий:

поиск и спасение терпящих бедствие на воде - силами органов Государственной инспекции по маломерным судам, поисково-спасательной службы, спасательных станций (маневренно-поисковой группы) с привлечением ведомственных средств, на территории которых произошло бедствие;

эвакуация пострадавших в лечебные и медицинские учреждения данной территории;

организация поиска и спасение людей в местах аварий, потоплений и пожаров на водных судах силами команд с привлечением добровольцев и имеющихся сил и средств территории, где потерпело бедствие судно;

подъем затонувших судов, расчистка фарватера от последствий аварии - силами организаций-владельцев судов с привлечением взаимодействующих служб - по решению руководителя АСДНР;

ликвидация последствий разлива нефтепродуктов при авариях нефтеналивных барж и танкеров, отбуксировка поврежденных судов - силами и средствами водных объектов (речных портов, районов гидросооружений, владельцев водных объектов) и организаций - судовладельцев;

сбор разлившихся нефтепродуктов с поверхности объекта, очистка береговой линии от последствий разлива с вывозом и захоронением зараженного грунта - силами водных объектов с привлечением сил и средств районов, городов, на территории которых произошел разлив нефтепродуктов.

2.6.2. Общее руководство поисково-спасательными работами на территории области по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на воде, осуществляет КЧС и ПБ области через Главное управление МЧС России по Вологодской области.

КЧС и ПБ области назначает непосредственного руководителя работ по поиску и спасению людей, выделяя ему силы и средства от участников взаимодействия.

Непосредственными исполнителями поисково-спасательных работ являются личный состав, а также выделенные суда, самолеты и вертолеты участников взаимодействия.

2.6.3. При затоплении (подтоплении, наводнении) территорий выполнение спасательных и других неотложных работ, а также порядок их организации и проведения зависит от того, развилось затопление (наводнение, подтопление) внезапно, или до его возникновения были проведены соответствующие мероприятия по защите населения и материальных ценностей.

В ходе выполнения работ и мероприятий по ликвидации последствий и спасению людей оперативная группа КЧС и ПБ находится на важнейшем участке, откуда управляет силами и средствами в районе бедствия.

Разведывательные группы и звенья, действующие на плавсредствах и вертолетах, определяют места скопления людей на затопленной территории и самостоятельно спасают небольшие группы людей.

Для вывоза большого количества людей используются баржи, автотранспорт.

После завершения основных работ по эвакуации людей патрулирование спасателей в зоне затопления (наводнения, подтопления) продолжается.

Устранение ледовых заторов осуществляется с использованием:

взрывчатых веществ силами групп подрывников;

ледокольных судов.

При образовании крупных заторов (в бассейне рек Сухона и Северная Двина) привлекаются силы и средства по плану взаимодействия от военного командования и МЧС России (по заявкам КЧС и ПБ соответствующего уровня).

2.7. При возникновении ЧС природного метеорологического характера выполняются следующие мероприятия:

расчистка транспортных магистралей от снежных заносов - силами и средствами дорожной службы ОПЧС;

организация жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий в населенных пунктах;

оказание помощи пострадавшему населению, эвакуация и отселение из пострадавших районов в места временного отселения;

разборка завалов, образовавшихся в результате прохождения фронтов смерчей, ураганов и сильных ветров через населенные пункты;

локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических и инженерных сетях.

КЧС и ПБ соответствующего уровня организует и проводит работу по ликвидации последствий ЧС природного метеорологического характера.

Объем выполняемых мероприятий зависит от масштабов стихийного бедствия и степени его воздействия на объекты защиты.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Название документа: ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Номер документа: 1214

Вид документа: Постановление Правительства Вологодской области

Принявший орган: Правительство Вологодской области

Статус: Действующий

Опубликован: областная газета "КРАСНЫЙ СЕВЕР" N 127 от 13.11.2010
Дата принятия: 25 октября 2010

Дата редакции: 15 августа 2011