ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2009 года N 1025

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДОРОГА К ДОМУ" НА 2009-2012 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 31.08.2009 N 1330;

Постановление Правительства области от 16.08.2010 N 929;

Постановление Правительства области от 09.09.2011 N 1100;

Постановление Правительства области от 27.12.2011 N 1665;

Постановление Правительства области от 15.10.2012 N 1206}

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Дорога к дому" на 2009-2012 годы.

Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2013 года.

Губернатор области В.Е. Позгалев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 03.07.2009 N 1025

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОРОГА К ДОМУ" НА 2009 - 2012 ГОДЫ

(далее - Программа)

Паспорт Программы

Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Дорога к дому"на 2009 - 2012 годы

Основание для разработки Программы (в ред. Постановление Правительства области от 09.09.2011 N 1100)

- Федеральный закон от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199803516.html"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199903011.html"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", закон области от http://192.168.32.101:8080/content/ngr/RU35DMJ200300384.doc"Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (с последующими изменениями), поручение первого заместителя Губернатора, курирующего социальную сферу, И.А. Позднякова Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации от 24 апреля 2011 года Пр-1168

Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы

- Департамент социальной защиты населения области

Разработчики Программы

- Департамент социальной защиты населения области; департамент здравоохранения области; Департамент образования области; Департамент труда и занятости населения области; комитет социальной безопасности области

Основные цель и задачи Программы

- цель Программы - создание благоприятных условий для комплексной социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов); задачи Программы: профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; совершенствование системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение гарантированной социальной поддержки детей, у которых оба родителя или единственный родитель являются безработными; укрепление института замещающей семьи; сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм их семейного устройства; вовлечение населения в решение проблем раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики социального сиротства; создание межведомственной системы подготовки кадров по инновационным программам повышения квалификации в сфере профилактики и преодоления социального сиротства

Сроки реализации Программы

2009 - 2012 годы

Исполнители Программы (в ред. постановления Правительства области от 15.10.2012 N 1206)

- Департамент социальной защиты населения области; департамент здравоохранения области; Департамент образования области; Департамент труда и занятости населения области; Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области; государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения, здравоохранения, образования; государственные учреждения занятости (по согласованию); Благотворительный фонд "Дорога к дому", г. Череповец (по согласованию); Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка,г. Вологда (по согласованию); Фонд профилактики социального сиротства "Укрепление семьи", г. Санкт-Петербург (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы (в ред. Постановление Правительства области от 09.09.2011 N 1100) (в ред. постановления Правительства области от 15.10.2012 N 1206)

- общий объем финансирования Программы составляет 883 909,4 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 722 642,1 тысяч рублей, средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 76 442,9 тысяч рублей, средства Благотворительного фонда "Дорога к дому"

Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности)

- в результате реализации Программы к 2012 году предполагается: снижение числа безнадзорных детей в общей численности детского населения с 1,9% до 0,9%; увеличение числа семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, с 25,1% до 34,7% от общего числа семей с детьми; увеличение числа детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с 22,7% до 26,7% от общего числа безнадзорных детей; увеличение числа детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях (отделениях) для детей с ограниченными возможностями, с 16,8% до 19% от общего количества детей-инвалидов; увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, с 64% до 81% от общего количества детей-сирот; увеличение числа специалистов, прошедших подготовку по организации жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан с 2% до 25% от общего числа специалистов, работающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение числа замещающих семей, получивших услуги по социальному, психолого-медико-педагогическому сопровождению в центрах психолого-медико-социального сопровождения, школах приемных родителей, с 3% до 50% от общей численности замещающих семей, независимо от формы семейного жизнеустройства

Система контроля за исполнением Программы (в ред. постановления Правительства области от 15.10.2012 N 1206)

- контроль за исполнением Программы осуществляется Департаментом социальной защиты населения области и заместителем Губернатора области, курирующим социальную сферу.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В последние годы социальная политика в отношении детства в Вологодской области и в России в целом изменила свое направление, переходя от приоритетного воспитания детей в учреждениях (детских домах, интернатах) к профилактической работе с семьей и детьми.

Благодаря проводимой системной работе по социальному обслуживанию, ориентированной на профилактику семейного неблагополучия, сохранение семейного окружения ребенка, активизацию внутренних ресурсов семьи на решение собственных жизненных проблем, в области в 2008 году в сравнении с 2005 годом в 1,4 раза увеличилось количество семей, получивших социальные услуги, в 1,3 раза выросло количество предоставляемых услуг.

На сегодняшний день учреждениями социального обслуживания семьи и детей области отработаны 7 инновационных социальных проектов, направленных на раннюю профилактику социального сиротства: "Активная поддержка родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет", "Моя мама", "Работа с сетью социальных контактов", "Интенсивная семейная терапия", "Берег", "Социальная клиника", "Приемная для молодежи". Кроме того, специалистами учреждений социального обслуживания населения активно внедряются в практическую деятельность новые подходы к организации социальной работы с семьей, направленные на повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг. Результатами данной работы в 2008 году по отношению к 2005 году стало сокращение в области количества семей, находящихся в социально опасном положении, в 2,2 раза; снижение в 1,3 раза уровня подростковой преступности; наметилась тенденция снижения количества детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; в 1,4 раза увеличилось количество детей, возвращаемых из специализированных учреждений для несовершеннолетних в биологические семьи; в 2,8 раза увеличилось количество детей, получивших реабилитационные услуги в условиях полустационара без отрыва ребенка от семьи.

В Вологодской области образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится планомерная работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот (усыновление, опека, приемные семьи), развитию служб содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укреплению института замещающей семьи, результатом которой стало уменьшение в 2008 году по сравнению с 2005 годом количества детей, проживающих в интернатных учреждениях, в 1,3 раза.

Несмотря на меры, принимаемые по профилактике социального сиротства, в Вологодской области остается значительным уровень семейного неблагополучия. Около 2000 семей (2770 детей) состоят на учете в органах социальной защиты населения как находящиеся в социально опасном положении, более 900 детей ежегодно проходят реабилитацию в условиях стационара на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, численность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 6717 человек. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания населения показывает, что недостаточно используются превентивные технологии социальной работы, направленные на предупреждение кризисных ситуаций. На сегодняшний день специалисты большинства учреждений в основном работают с итогами семейного неблагополучия, с семьями, исчерпавшими свой потенциал. В настоящее время необходим переход на профилактическую модель работы, где основными целевыми группами станут:

семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, для предупреждения их перехода в категорию находящихся в социально опасном положении;

обычные функциональные семьи для поддержки и развития их внутреннего потенциала.

В связи с этим определяется необходимость распространения положительного опыта использования учреждениями социального обслуживания семьи и детей эффективных методов и технологий организации работы с различными категориями семей, расширение географии апробированных социальных проектов, направленных на раннюю профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие семейных форм жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Использование при решении обозначенных проблем программно-целевого метода обеспечит достаточно высокий уровень межведомственной координации, позволит эффективно использовать финансовые ресурсы, значительно снизить количество детей, находящихся в социально опасном положении, сократить количество детей, воспитывающихся в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенностью финансирования мероприятий Программы является привлечение значительного объема средств из внебюджетных источников, доля которых в общем объеме финансирования составит 29,3%.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки реализации

Целью Программы является создание благоприятных условий для комплексной социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов).

Программа предусматривает решение следующих задач:

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей, в том числе через повышение уровня осведомленности и правовой грамотности несовершеннолетних;

(в ред. Постановление Правительства области от 09.09.2011 N 1100)

совершенствование системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

повышение уровня психолого-педагогической компетентности, правовой грамотности родителей;

(в ред. Постановление Правительства области от 09.09.2011 N 1100)

проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение гарантированной социальной поддержки детей, у которых оба родителя или единственный родитель являются безработными;

использование эффективных технологий социальной работы в области профилактики социального сиротства, развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепление института замещающей семьи;

реализация стратегии сокращения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях за счет развития альтернативных форм их семейного устройства;

вовлечение населения в решение проблем раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики социального сиротства;

создание межведомственной системы подготовки кадров по инновационным программам повышения квалификации в сфере профилактики и преодоления социального сиротства.

Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

Основные целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий Программы

Таблица 1

Целевые индикаторы

Единица измерения

2008 год (базовая оценка)

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

7

Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения

процент

1,90

1,6

1,3

1,1

0,9

процент

25,1

27,4

29,1

31,5

процент

22,7

23,8

25,2

25,8

процент

16,8

17,2

17,5

18,0

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

процент

64,0

69,0

73,0

76,0

81,0

Удельный вес числа детей, воспитывающихся в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

процент

36,0

31,0

27,0

24,0

19,0

Удельный вес числа специалистов, прошедших подготовку по организации жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, от общего числа специалистов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

процентов

2,0

8,0

12,0

20,0

25,0

Удельный вес числа замещающих семей, получивших услуги по социально-психолого-медико-педагогическому сопровождению в центрах психолого-медико-социального сопровождения и школах приемных родителей, в общей численности замещающих семей независимо от формы семейного жизнеустройства

процент

3,0

8,0

15,0

24,0

50,0

Сроки реализации Программы: 2009 - 2012 годы.

III. Перечень программных мероприятий

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

профилактика безнадзорности и социального сиротства. Реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

информационно-методическое обеспечение, обучение специалистов.

Перечень мероприятий Программы, направленных на реализацию ее целей, с указанием сроков, ресурсов и исполнителей представлен в приложении 1 к настоящей Программе.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Источниками финансирования мероприятий Программы являются областной бюджет, средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, иные внебюджетные источники финансирования (средства Благотворительного фонда "Дорога к дому", г. Череповец).

Общий объем финансирования составляет 883 909,4 тыс. рублей.

(в ред. Постановление Правительства области от 09.09.2011 N 1100)

(в ред. постановления Правительства области от 15.10.2012 N 1206)

Таблица 2

(тыс. рублей)

Годы

Всего

Областной бюджет

Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Иные внебюджетные источники финансирования

2009

196 506,6

158 825,0

13 001,6

24 680,0

2010

206 911,0

163 297,1

24 070,5

19 543,4

2011

213 556,0

176 894,1

13 042,1

23 619,8

2012

266 935,8

223 625,9

26 328,7

16 981,2

Всего

883 909,4

722 642,1

76 442,9

84 824,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»