КОМИТЕТ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
от 21 апреля 2014 года N 56
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые изменения в ведомственную целевую Программу "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2013-2015 годы", утвержденную приказом Комитета от 28 марта 2013 г. N 35.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
И.о.председателя Л.Б.Ящемская
УТВЕРЖДЕНО приказом Комитета занятости населения Республики Алтай от 21 апреля 2014 г. N 56
Изменения, которые вносятся в ведомственную целевую программу "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2013-2015 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2013-2015 годы"
Наименование разработчика ведомственной целевой программы | Комитет занятости населения Республики Алтай |
Наименование государственной программы | "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения" |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай | "Занятость населения и охрана труда" |
Наименование ведомственной целевой программы | "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2013-2015 годы" |
Цель и задачи программы | Цель: повышение занятости граждан и совершенствование социальной защиты от безработицы |
Целевые показатели программы | Показатель цели ВЦП : |
Характеристика мероприятий программы | Мероприятия сгруппированы по направлениям, обеспечивающим оказание помощи работодателям в подборе необходимых кадров, содействие в поиске подходящей работы различным группам незанятого населения и защиту от безработицы, повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам и повышение качества и доступности оказания государственных услуг в сфере занятости населения. Реализация мероприятий программы будет способствовать стабилизации ситуации на регулируемом рынке труда Республики Алтай, сокращению времени, в течение которого человек, потерявший работу, ищет возможность нового трудоустройства |
Сроки реализации программы | 2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем средств на реализацию Программы составит 491473,2 тыс. рублей, из них 191847,5 тыс. рублей составят средства республиканского бюджета Республики Алтай, 299625,7 тыс. рублей составят средства субвенций федерального бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты | Ожидаемым конечным результатом программы является: |
1. Характеристика проблемы
Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов, протекающих не только в регионе, но и в масштабах страны в целом.
Процессы, связанные с падением производства, сокращением создания рабочих мест на условиях постоянной занятости, отразились на росте общей безработицы, снижении реально располагаемых доходов населения.
Таблица 1
Показатели занятости населения (на конец года)
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2012 к 2008 | 2012 к 2011 |
Численность экономически активного населения, человек | 98021 | 99700 | 105211 | 103180 | 104749 | 106,9 | 101,5 |
Численность безработных (по методологии МОТ), человек | 13150 | 11014 | 11713 | 10707 | 11316 | 86,1 | 105,7 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) в % к экономически активному населению | 13,4 | 11,0 | 11,1 | 10,4 | 10,8 | ||
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости - всего человек | 3434 | 3671 | 3176 | 2980 | 2555 | 74,4 | 85,7 |
из них признаны безработными, человек | 3348 | 3655 | 3117 | 2932 | 2505 | 74,8 | 85,4 |
в процентах | 97,9 | 99,6 | 98,1 | 98,4 | 98,0 | ||
Из числа безработных, которым было назначено пособие по безработице, | 2873 | 3308 | 2844 | 2715 | 2254 | 78,5 | 83,0 |
в процентах | 85,8 | 90,5 | 91,2 | 92,6 | 89,98 | ||
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов | 3,42 | 3,67 | 2,98 | 2,84 | 2,39 | ||
Потребность предприятий в работниках, заявленная в Комитет занятости населения Республики Алтай, человек | 422 | 272 | 710 | 1289 | 1413 | 334,8 | 109,6 |
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, человек | 8 | 13,4 | 4,4 | 2,3 | 1,8 | 22,5 | 78,2 |
За последние пять лет зафиксирована тенденция роста численности экономически активного населения республики. Так, за период с 2008 по 2012 годы численность экономически активного населения выросла на 6,9%, по сравнению с 2011 годом - на 1,5%.
В 2012 году по сравнению с 2008 годом общая численность безработных сократилась на 13,9%. По сравнению с 2011 годом этот показатель вырос на 5,7%. В результате в 2012 году продолжилась тенденция снижения численности обратившихся граждан и зарегистрированных безработных. По состоянию на конец 2012 года в органы службы занятости населения республики за содействием в трудоустройстве обратилось 10,6 тысяч человек, что на 12,9% меньше, чем в 2011 году.
По состоянию на 31.12.2012 г. на учете в центрах занятости населения зарегистрировано 2505 безработных граждан, что на 14,6% меньше, чем годом ранее. Уровень зарегистрированной безработицы на конец года снизился с 2,9% экономически активного населения в конце прошлого года до 2,46% на конец 2012 года.
Заявленная в службу занятости потребность в работниках в 2012 году по сравнению с 2008 годом выросла в 3,3 раза, по сравнению с 2011 годом - на 9,6%. За январь-декабрь 2012 года трудоустроено 6252 человека, что на 38% меньше, чем в 2008 году и на 15% меньше, чем в 2011 году. Доля трудоустроенных от числа обратившихся сохранилась на уровне 2008 года и составила 59,0%.
Результаты анализа ситуации на рынке труда Республики Алтай свидетельствуют о том что, несмотря на предпринимаемые попытки по стабилизации ситуации на рынке труда, сохраняется ряд проблем, на решение которых и направлена реализация мероприятий настоящей Программы:
сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, а также дисбаланс по количественному и профессиональному составу. Большая часть вакансий (до 54%) сосредоточена в г. Горно-Алтайске и районных центрах, в селах на одну вакансию претендуют от 10 до 25 человек;
остается низким качество рабочей силы, около 30% зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования. При избытке рабочей силы на рынке труда предприятия испытывают недостаток квалифицированных кадров;
сохраняется низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи возрасте 16-29 лет, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, граждан, ищущих работу впервые, либо после длительного перерыва и др.);
сохраняется большой разрыв между численностью зарегистрированных безработных и определяемых в соответствии с методологией МОТ (соответственно 2,5 тысячи человек и 12,5 тысяч человек в 2012 году), что является потенциалом роста регистрируемой безработицы;
формирование условий для развития предпринимательства и самозанятости трудоспособного населения. Большая часть желающих организовать предпринимательскую деятельность не владеют теоретическими знаниями по ведению бизнеса и не имеют стартового капитала;
создание условий для организации временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Отсутствие мотивации к труду и неопределенность в выборе профессии сохраняет риск не трудоустройства в дальнейшем.
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования. При избытке рабочей силы выпускники наименее востребованы у работодателей из-за отсутствия практических навыков работы по полученной специальности;
организация профессиональной подготовки, переподготовки женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. После длительного перерыва в работе наибольшая часть женщин теряет квалификационные навыки работы и адаптацию к трудовой деятельности.
Решение указанных проблем в 2012 году осуществлялось за счет реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай в 2012 году", утвержденной приказом комитета занятости населения от 23 ноября 2012 г. N 59, в рамках которой было трудоустроено свыше 3,1 тысяч человек, направлено на профессиональное обучение 1221 человек, и "Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 16.01.2012 г. N 2, мероприятия которой были направлены на опережающее профессиональное обучение работников предприятий, находящихся под риском увольнения, содействие трудоустройству инвалидов и многодетных родителей и содействие предпринимательской деятельности безработных граждан, было охвачено 472 человека. В результате по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай уровень общей безработицы в среднем за 2012 год составил 12,5% экономически активного населения против 13,4% 2011 года. В среднем за 2012 год уровень регистрируемой безработицы экономически активного населения составил 2,8% сократившись по отношению к 2011 году на 0,1 процентных пункта.
Согласно прогнозу рынка труда республики на 2013-2015 годы, разработанному с учетом сценарных условий социально-экономического развития региона на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, ожидается ежегодно не менее 20 тысяч человек, обратившихся в службу занятости. Уровень зарегистрированной безработицы в среднем за 2013 год не превысит 2,9% от экономически активного населения и снизится до 2,8% в 2015 году.
Таким образом, решение проблем на рынке труда Республики Алтай требуют постоянного и систематического решения. С этой целью Комитетом занятости населения Республики Алтай разработана ведомственная целевая программа по содействию занятости населения Республики Алтай на 2013-2015 годы.
Программа является основным мероприятием подпрограммы "Занятость населения и охрана труда" государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения" и направлена на снижение уровня безработицы путем содействия занятости населения на регулируемом рынке труда Республики Алтай.
2. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Программа должна обеспечить достижение главной цели - повышение занятости на регистрируемом рынке труда и социальной защиты от безработицы населения Республики Алтай.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) снижение напряженности на регулируемом рынке труда;
2) повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
3) обеспечение социальной поддержки безработных граждан;
4) повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Срок реализации программы с 2013 по 2015 годы.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Решение основных задач, влияющих на занятость населения (обеспечение оптимального перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с требованиями экономики, повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, постоянное сокращение скрытой безработицы), будет способствовать стабилизации обстановки на регулируемом рынке труда Республики Алтай, сокращению времени, в течение которого человек, потерявший работу, ищет возможность нового трудоустройства.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе в целом за период ее реализации с разбивкой по годам.
Описание методики расчета целевых показателей, отражающих достижение цели и решения задач Программы:
N п/п | Наименование целевого показателя | Единица измерения | Порядок (формула) расчета целевого показателя | Периодичность |
Цель: Повышение занятости на регулируемом рынке труда и социальной защиты от безработицы населения Республики Алтай | ||||
1. | Средняя продолжительность регистрируемой безработицы | месяцев | Показатель предусмотрен формой государственной статистической отчетностью | не менее 2 раз в год |
2 | Доля безработных граждан, стоящих на учете в службе занятости более одного года (хроническая безработица) | % | Бх = Б1 / Б х 100 | не менее 2 раз в год |
3 | Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости, с целью поиска подходящей работы | % | Бтуин = Бтруд.инв / Бобр.инв х 100 | не менее 2 раз в год |
4 | Удельный вес численности безработных граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости, от общей численности получателей данных услуг | % | - удельный вес удовлетворенных услугой граждан в общей численности опрошенных граждан по удовлетворенности услугой; | 1 раз в год, по итогам проведения социального опроса безработных граждан |
Задача 1: Снижение напряженности на регулируемом рынке труда | ||||
5 | Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в республиканские государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска работы | % | Бту = Бтруд / Бобр. х 100 | не менее 2 раз в год |
6 | Коэффициент напряженности на рынке труда, в среднем за год (к) | единиц | Кн = Чнг/Вк | не менее 2 раз в год |
7 | Доля безработных граждан, занявшихся предпринимательской деятельностью, в среднегодовой численности безработных граждан | % | КП = ИЧП / Бср. х 100 | не менее 2 раз в год |
Задача 2: Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда | ||||
8 | Доля граждан признанных безработными, в численности безработных граждан закончивших | % | Бпр = Б бр / Бп х 100 | не менее 2 раз в год |
9 | Доля удовлетворенных с помощью центров занятости заявок работодателей, по заполнению вакантных мест, в общем числе заявок работодателей в центры занятости населения | % | УДЗ = Зуд / З х 100 | не менее 2 раз в год |
Задача 3: Обеспечение социальной поддержки безработных граждан | ||||
10 | Удельный вес численности безработных граждан, получивших социальную поддержку, в общем числе граждан, признанных безработными | % | УВС = Бс / Б х 100 | не менее 2 раз в год |
11 | Количество нарушений сроков перечисления социальных выплат безработным гражданам | тыс.ед. | данные отражаются в программном комплексе предоставления государственных услуг | не менее 2 раз в год |
Задача 4: Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости | ||||
12 | Численность получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения | % к предыдущему году | фактическая численность получателей государственной услуг в сфере содействия занятости | не менее 2 раз в год |
13 | Количество государственных услуг оказываемых в электронном виде | ед. | данные отражаются в программном комплексе предоставления государственных услуг | не менее 2 раз в год |