Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 28.11.2016)


 1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы


Маршрутная сеть Волгоградской области - это 764 маршрута, в том числе 704 автобусных маршрута, из них 449 маршрутов межмуниципального сообщения (пригородных - 210, междугородних - 239) и 255 маршрутов внутримуниципального сообщения (пригородных - 181, междугородних - 74), 20 трамвайных маршрутов, 16 троллейбусных, 20 железнодорожных маршрутов пригородного сообщения и 4 речных.

На современном этапе развития экономики региона перед транспортным комплексом стоит серьезная задача повышения существующего уровня обеспечения потребностей населения, предприятий и организаций области в перевозках и качестве предоставляемых услуг.

Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяет спрос на услуги транспорта. Транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развития производительных сил. Однако в последние годы в сфере транспортных услуг накопилось много нерешенных проблем, которые являются тормозом в осуществлении перспективной социально-экономической политики области.

Дальнейшему развитию транспортного комплекса препятствуют следующие проблемы:

убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;

значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях;

недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках;

увеличение на маршрутах численности маловместительных автобусов;

большие расходы автотранспортных организаций на горюче-смазочные материалы.

Несмотря на рост транспортных тарифов за последние годы, финансовое положение большинства транспортных организаций остается сложным. Это объясняется, главным образом, ростом цен на топливо, энергоносители, а также неполной компенсацией затрат на убыточные социально значимые перевозки, неполным возмещением из областного бюджета предприятиям-перевозчикам выпадающих доходов от оказания услуг пассажирам, пользующимся льготным проездом согласно действующему законодательству. Рост количества личного транспорта привел к снижению спроса на пассажирские перевозки, что, в свою очередь, послужило причиной сокращения доходов автотранспортных предприятий. Процент доходности по муниципальным предприятиям пассажирского автотранспорта ежегодно снижается.

Следствием трудного финансового положения транспортного комплекса области являются большой износ и недостаток транспортных средств, вызванные низкими темпами обновления пассажирского парка.

Между тем в последние годы нарастает несбалансированность между потребностями в транспортных услугах и реальными провозными способностями всех видов пригородного пассажирского транспорта.

Приход на рынок частных перевозчиков, использующих подвижной состав малой вместимости, привел к перегрузке дорожной сети региона, что послужило причиной снижения уровня безопасности перевозок.

Кроме того, стихийное, несбалансированное развитие сети маршрутов частных перевозчиков привело к оттоку пассажиров государственных транспортных предприятий, спровоцировав дефицит финансовых ресурсов и неустойчивое финансовое состояние последних.

Работа большого количества пассажирского транспорта, экологически устаревшего и предельно изношенного, недостаточное развитие городского электрического транспорта оказывают негативное влияние на экологическую обстановку в регионе.

В данных условиях задачей первой необходимости является корректировка межмуниципальной маршрутной сети с учетом комплексного подхода в проведении работ, а также развитие городского электрического транспорта.

Для организации пассажирских перевозок принят Закон Волгоградской области от 29 декабря 2015 г. 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области", который позволит путем формирования конкурсных условий создать механизм, стимулирующий перевозчиков использовать автотранспортные средства большой вместимости на пригородных маршрутах с большим пассажиропотоком.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 28.11.2016 N 629-п)

Волгоград является характерным примером линейного города. Планировочные районы следуют один за другим вдоль реки Волги более чем на 80 километров. Основные маршруты транспорта пролегают по двум продольным магистралям. Основную долю городских пассажирских перевозок в Волгограде осуществляет городской электрический транспорт - трамвай и троллейбус. В условиях высокой перегруженности городских магистралей транспортными средствами приоритетным направлением развития городской транспортной инфраструктуры Волгограда становится развитие линии скоростного трамвая.

В настоящее время в Волгограде функционирует первая и вторая очереди линии скоростного трамвая, обеспечивающие транспортную связь четырех районов города. Введение в строй третьей очереди линии скоростного трамвая благоприятно скажется на экологии и покажет перспективы использования этого вида транспорта, объединившего скорость подземного и удобство наземного транспорта, для других регионов Российской Федерации.

В настоящее время разрабатывается проектная документация на строительство линии скоростного трамвая в г. Волгограде 3-я очередь "ст. Ельшанка - ст. Госуниверситет", строительство которой в рамках проведения чемпионата мира по футболу 2018 года крайне необходимо. Реализация данного проекта обеспечит транспортное обслуживание пяти районов Волгограда, в которых проживает более 500 тысяч жителей.

В целях развития регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом, усиления межрегиональных связей, повышения качества транспортного обслуживания населения Волгоградской области подпрограммой предусматривается предоставление государственной поддержки авиаперевозчикам на региональном уровне.

(абзац введен постановлением Администрации Волгоградской обл. от 28.11.2016 N 629-п)

Таким образом, проблема развития транспортного комплекса представляет собой широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов, решение которых требует оздоровления финансового состояния предприятий транспортного комплекса, усиления их государственной поддержки и является необходимым условием стабилизации работы пассажирского транспорта, обеспечения его безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения на территории Волгоградской области. Решение данной проблемы целесообразно осуществлять программно-целевым методом.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы сопряжена со следующими рисками:

превышение фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым и ускоренный рост цен на материалы, машины, специализированное оборудование, энергоресурсы, что может привести к увеличению тарифов на проезд в общественном транспорте;

отсутствие софинансирования мероприятий подпрограммы из средств федерального бюджета;

недобросовестные действия поставщиков, исполнителей, подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, заключаемым в рамках выполнения программы;