Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2013 года N 343

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 24.03.2017 N 133, вступившего в силу с момента опубликования (опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области http://admsakhalin.ru - 28.03.2017).
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 811, от 31.12.2014 N 677, от 26.10.2015 N 435, от 31.12.2015 N 583, от 29.03.2016 N 138, от 14.06.2016 N 285, от 30.12.2016 N 700)

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области", распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Сахалинской области "Развитие внешнеэкономической, межрегиональной и международной деятельности в Сахалинской области" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий период включать Программу в перечень государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин

     




Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 05.07.2013 N 343



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

   (в редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 811, от 31.12.2014 N 677, от 26.10.2015 N 435, от 31.12.2015 N 583, от 29.03.2016 N 138, от 14.06.2016 N 285, от 30.12.2016 N 700)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

 (в редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 31.12.2014 N 677)

Наименование государственной программы

Развитие внешнеэкономической, межрегиональной и международной деятельности в Сахалинской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области

Соисполнители государственной программы

Отсутствуют

Участники государственной программы

Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области

Подпрограммы государственной программы

Не предусмотрены

Цели государственной программы

Использование потенциала внешнеэкономических связей, международного и межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области.

Обеспечение целенаправленного присутствия Сахалинской области на международной арене, содействие интеграции региона в систему международных организаций и гуманитарных связей, продвижение позитивного имиджа Сахалинской области

Задачи государственной программы

1) Формирование допускаемой правилами ВТО региональной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности, способствующей выходу сахалинских компаний на международный рынок.

2) Использование возможностей международного экономического сотрудничества для обеспечения устойчивого развития региональной экономики.

3) Выявление новых источников формирования экспортного потенциала и механизмов стимулирования развития внешнеэкономической деятельности региональных товаропроизводителей.

4) Повышение качества экономического роста за счет диверсификации экспорта и изменения его структуры в пользу продукции с высокой долей добавленной стоимости.

5) Развитие международных связей и гуманитарного сотрудничества.

6) Развитие различных форм международного межрегионального сотрудничества.

7) Повышение эффективности использования существующих механизмов взаимодействия с зарубежными странами и их административно-территориальными образованиями.

8) Развитие эффективных межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами Российской Федерации.

9) Формирование и последовательное продвижение благоприятного имиджа Сахалинской области на международной арене

Этапы и сроки реализации государственной программы

Период реализации программы - 2014 - 2020 годы. Этапы реализации программы не выделяются

Объемы и источники финансирования государственной программы

Объемы финансирования Программы составляют расходы, связанные с реализацией мероприятий программы, финансируемые за счет средств областного бюджета, в сумме 123648,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год - 12500,0 тыс. рублей;

на 2015 год - 14500,0 тыс. рублей;

на 2016 год - 10648,8 тыс. рублей;

на 2017 год - 18500,0 тыс. рублей;

на 2018 год - 20500,0 тыс. рублей;

на 2019 год - 22500,0 тыс. рублей;

на 2020 год - 24500,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 30.12.2016 N 700)

Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения

1) Объем внешнеторгового оборота Сахалинской области, млрд. долл. США

2014 год - 17,0

2015 год - 17,6

2016 год - 18,4

2017 год - 18,5

2018 год - 18,6

2019 год - 18,7

2020 год - 18,8

2) Темпы роста стоимостного объема экспорта товаров без учета экспорта нефти, СПГ, металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, %

2014 год - 1,5

2015 год - 1,5

2016 год - 2,0

2017 год - 2,5

2018 год - 3,0

2019 год - 3,5

2020 год - 5,0

3) Количество заключенных соглашений о сотрудничестве с субъектами РФ и вновь утвержденных планов по реализации действующих соглашений о сотрудничестве, ед.

2014 год - 1

2015 год - 2

2016 год - 1

2017 год - 2

2018 год - 1

2019 год - 2

2020 год - 1

4) Объем реализации планов мероприятий, направленных на развитие межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами Российской Федерации, %

2014 год - 100

2015 год - 100

2016 год - 100

2017 год - 100

2018 год - 100

2019 год - 100

2020 год - 100

5) Объем выполнения Плана международных и межрегиональных мероприятий, принятого на текущий год, %

2014 год - 100

2015 год - 100

2016 год - 100

2017 год - 100

2018 год - 100

2019 год - 100

2020 год - 100


Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

(в редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 31.12.2014 N 677)

В Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года предусмотрено, что целью развития внешнеэкономической деятельности до 2025 года является обеспечение гармоничного вхождения хозяйственного комплекса региона в систему мировых хозяйственных связей АТР, увеличение внешнеторгового оборота Сахалинской области за счет роста экспортных поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости, привлечение инвестиций в создание экспортно-ориентированных производств.

В сфере международного экономического сотрудничества сегодня сосредоточены ключевые экономические интересы и возможности Сахалинской области по обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона. Деятельность Правительства Сахалинской области на международной арене, в конечном счете, нацелена на решение задач по созданию благоприятных внешних условий для реализации ее инвестиционного и экспортного потенциала.


Внешняя торговля

Внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии Сахалинской области. В валовом региональном продукте на долю экспорта приходится 69,5%.

Развитие внешней торговли Сахалинской области, за исключением кризисного 2009 года, когда вследствие мирового финансового кризиса объем внешнеторгового оборота снизился на 14,6%, характеризуется положительной динамикой. Внешнеторговый оборот Сахалинской области за последние пять лет вырос в 1,8 раза.

ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008 - 2012 ГОДЫ

млн. долларов США

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Внешнеторговый оборот, в том числе:

10068,8

8598,8

12771,8

17174,9

17774,2

- экспорт

8971,8

7612,7

11778

16007,9

16367,7

- импорт

1097,0

986,1

993,8

1167

1406,5

Сальдо внешней торговли

7874,8

6626,6

10784,2

14840,9

14961,2


Внешняя торговля Сахалинской области имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Доля экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью крайне незначительна. В целом динамика экспорта зависит, главным образом, от объемов и мировых цен на поставляемые за рубеж сахалинские углеводороды (нефть, СПГ).

В связи с колебаниями мировых цен на энергетическое сырье, чрезмерная зависимость от его экспорта делает экономику области уязвимой. При падении мирового спроса на энергоносители происходит снижение цен, что в свою очередь приводит к снижению налоговой базы основных экспортеров, сокращению бюджетных доходов и оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию в регионе.


Экспорт нефти*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



 Экспорт СПГ*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В настоящее время и на ближайшую перспективу на экспорт поставляются углеводороды, добытые в рамках реализации шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Помимо рыночной конъюнктуры, физические и, соответственно, стоимостные объемы экспорта нефти и природного газа определяются технологическими особенностями реализации данных проектов. По этой причине в отдельные годы возможно снижение добычи углеводородов.

Необходимо отметить, что возможности Правительства Сахалинской области оказывать влияние на вышеперечисленные факторы по объективным причинам ограничены.

Рыбохозяйственный комплекс играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии области и служит базой для внешних поставок второй по значимости товарной группы регионального экспорта - рыбы, рыбо- и морепродуктов. Удельный вес такого вида экономической деятельности, как рыболовство и рыбоводство, в 2012 году в валовом региональном продукте составил 2,7% (2011 год - 2,1%).


Динамика экспорта рыбы и морепродуктов*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Более 40% физического объема выловленных рыбы и морепродуктов поставляется на экспорт. В структуре экспортных поставок этой товарной группы основную долю составляет рыба мороженая - 92,6%.

Сохранение и приумножение экспортного потенциала в значительной степени определяет жизнеспособность отрасли. Значительные объемы экспорта рыбы, рыбо- и морепродуктов свидетельствуют о конкурентоспособности сахалинской продукции на внешнем рынке. При стабильных объемах экспорта и неизменной структуре данной товарной группы, в которой преобладает продукция с низкой степенью переработки, для эффективности зарубежных поставок большое значение имеют цены на традиционных для сахалинского экспорта рынках.

Стоимость экспортируемого областью угля в общем объеме зарубежных поставок сахалинских энергоносителей незначительна.


Экспорт угля*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


При этом экономическое положение в угольной отрасли имеет большое значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития ряда муниципальных образований. Вследствие реализации программы газификации и сокращения внутреннего спроса на твердое топливо вопрос о расширении его экспортных поставок приобретает особую остроту. Для радикального увеличения экспортного потенциала угольной отрасли необходимо осуществить масштабные инвестиции, направленные на разработку месторождений и снятие инфраструктурных ограничений.

В силу ряда внешних факторов, таких как увеличение пошлин на вывоз круглого леса, сокращение внутреннего спроса в связи с завершением инвестиционных циклов ведущих нефтегазовых проектов, а также в целом тяжелого положения в отрасли, вызванного внутренними причинами (сложнодоступность сырьевой базы, отсутствие лесовозных дорог, материально-техническая отсталость предприятий, слабый инвестиционный потенциал), в последние годы традиционный для Сахалинской области экспорт лесопродукции находится в состоянии стагнации.

Введение в июле 2007 года по существу запретительных экспортных пошлин на круглый лес привело к крайне негативным последствиям для лесопромышленного комплекса. Уже в 2008 году объем производства деловой древесины составил 42,7% к уровню 2007 года (149,6 тыс. кубометров). Стоимость экспорта сократилась с примерно 20 млн. долларов США в 2007 году до 0,6 млн. долларов в 2012 году.

Снижение экспортных пошлин на необработанную древесину хвойных пород в результате вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе не окажет существенного влияния на зарубежные поставки леса, поскольку вывозные пошлины на основную экспортную позицию сахалинского лесопромышленного комплекса - ель аянскую остались без изменения.

Этапность проведения работ по разработке месторождений шельфа определяют динамику реэкспорта с территории Сахалинской области завезенных ранее машин, оборудования, транспортных средств, металлов и изделий из них (инструменты). На долю этих товарных групп приходится до 3% стоимостного объема областного экспорта.

Региональный импорт имеет инвестиционный характер, в котором доминируют поставки оборудования и материалов, направленные на реализацию шельфовых проектов. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме поступлений из-за рубежа составляет порядка 70 - 75%. Такая специфика сахалинского импорта приводит к значительным колебаниям его показателей. В структуре импорта потребительские товары занимают незначительную долю порядка 3 - 5%.

Область традиционно имеет значительное положительное сальдо во внешней торговле. Коэффициент покрытия импорта экспортом за последние 5 лет вырос на 48%.

Региональные экспортеры являются конкурентоспособными на традиционных мировых рынках сбыта. Их развитие и поддержка является важнейшим условием сохранения и повышения конкурентоспособности экономики области в целом.

Активное осуществление внешнеэкономической деятельности в Сахалинской области, специфика региональной внешней торговли обуславливает значительное количество ее участников, а также развитие сопутствующей обеспечивающей инфраструктуры. По данным таможенных органов в 2012 году в регионе было зарегистрировано 673 участника ВЭД. Основными экспортерами являются Сахалин Энерджи Инвестмент Компани (оператор проекта "Сахалин-2") и Эксон Нефтегаз Лимитед (оператор проекта "Сахалин-1").

Большое количество участников внешней торговли, экспортирующих рыбо- и морепродукцию, объясняется слабой консолидацией в рыбохозяйственном комплексе.

Спрос на услуги по обслуживанию внешнеторговых операций привел к формированию в регионе сети компаний, специализирующихся в этой сфере (ООО "Таможенное Агентство - Сахалин", ООО "Феско Брокер", ООО "Абиэс", ООО "Евразия Кастомс Сервис").

Внешняя торговля Сахалинской области преимущественно ориентирована на Азиатско-Тихоокеанский регион, внешнеторговый оборот с которым превышает 97,1% в 2012 году (96% - 2011 год). Главные торговые партнеры области - Республика Корея (41,1% ВТО), Япония (39,7%), Китай (13,6%).

В результате проведения активной внешнеэкономической деятельности и осуществления масштабных работ в нефтегазовом секторе в регионе динамично развивается торговля услугами. Объем экспорта услуг в 2012 году составил 77,3 млн. долларов США. Импорт услуг составил 66,8 млн. долларов США.

Из общего объема услуг во внешнеэкономической деятельности наибольший удельный вес занимают: транспортные услуги (экспорт - 59,6%, импорт - 77,4%), услуги вычислительной техники и связанное с этим обслуживание (экспорт - 24,1%), туристические услуги (импорт - 8,5%).

Географическое расположение Сахалинской области определяет доминирующую роль транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг. Сдерживающим фактором развития транспортно-логистических услуг являются инфраструктурные ограничения, для снятия которых требуются значительные инвестиции.

Повышение экономического динамизма АТР, прежде всего Индии, Китая, других государств Восточной Азии, формирование емких и перспективных рынков в непосредственной близости от Сахалинской области, создает благоприятные условия для расширения торгово-экономического сотрудничества, географической диверсификации внешней торговли, а также эффективного встраивания региона в интеграционные процессы в АТР.

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

млн. долларов США

Годы

ВТО

Экспорт

Импорт

Отчет

2008 год

10068,8

8971,8

1097,0

2012 год

17730,2

16367,7

1362,5

Оценка

2013 год

17711,7

14830,3

2881,4

Прогноз

2014 год

15140,7

13546,6

1594,1

2015 год

16256,8

14653,9

1602,9

2016 год

17791,8

16176,0

1615,8

2017 год

18500,0

16100,0

2400,0

2018 год

18600,0

16400,0

2200,0

2019 год

18700,0

16000,0

2700,0

2020 год

18800,0

15700,0

3100,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»