Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. Культура и искусство


11. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития. Отрасль культуры региона включает деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, музыкального, танцевального), кинематографии, народных промыслов и ремёсел, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Костромской области и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.

12. По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений отрасли культуры Костромской области включает 891 единицу (государственные и муниципальные казенные, автономные, бюджетные учреждения и их филиалы). Также в области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря", региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, региональное отделение Российского фонда культуры.

13. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:

1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам;

2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремёсел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области;

3) высокоразвитое профессиональное искусство;

4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;

5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";

6) развитая система художественного образования;

7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;

8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).

14. Вместе с тем очевидно наличие внешних и внутренних факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе.

15. К внешним факторам относятся:

социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области);

агрессивное влияние массовой культуры в худших её проявлениях на население, ориентация части подростков и молодежи на западную массовую культуру;

несформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития области, стереотипы отношения к культуре как сфере услуг.

16. К внутренним факторам относятся:

неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;

"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;

слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.

17. За последние 10 лет устойчивую динамику роста имел ряд важнейших показателей отрасли "Культура" Костромской области, в том числе:

посещаемость областных театров возросла со 120,8 до 192,9 тыс. единиц в год;

посещаемость областных концертных организаций возросла с 210,4 до 269,5 тыс. единиц в год;

количество учащихся государственных и муниципальных детских школ искусств области возросло с 9 289 до 9 887 человек в условиях тенденции сокращения общей численности детского населения региона;

число посещений мероприятий, проводимых государственными и муниципальными культурно-досуговыми учреждениями, возросло с 2 350,0 до 3 217,1 тыс. единиц в год за счет увеличения доли бесплатных мероприятий и существенного повышения качества их проведения.

18. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недостаточное финансирование отрасли.

19. Из 393 зданий библиотек Костромской области требуют капитального ремонта 11, одно здание находится в аварийном состоянии. Культурно-досуговые учреждения региона занимают 405 зданий, из которых 108 требуют капитального ремонта, аварийными являются 9 объектов. 68 зданий находится в ведении учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства, из них 26 - требуют капитального ремонта, 2 – находятся в аварийном состоянии.

20. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требуют проведения ремонтных либо реставрационных работ. Проблемой остается отсутствие у музеев Костромской области специализированных фондохранилищ. Доступ граждан к более чем полумиллионному фонду музейных предметов, имеющемуся в Костромской области, ограничен нехваткой экспозиционных площадей, оснащенных в соответствии с требованиями безопасности и сохранности музейных фондов.