Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2013 года N 593-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Утратило силу

постановлением администрации Костромской области N 35-а от 14.02.2014 года (НГР RU44000201400060)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", постановлением администрации Костромской области от 27 ноября 2012 года N 473-а "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области"

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014 - 2020 годы".

2. Признать утратившими силу:

1) постановление администрации Костромской области от 4 августа 2010 года N 266-а "Об утверждении областной целевой программы "Культура Костромской области на 2011-2013 годы";

2) постановление администрации Костромской области от 15 августа 2011 года N 298-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 04.08.2010 N 266-а";

3) постановление администрации Костромской области от 14 мая 2012 года N 199-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 04.08.2010 N 266-а";

4) постановление администрации Костромской области от 12 февраля 2013 года N 27-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 04.08.2010 N 266-а";

5) постановление администрации Костромской области от 28 августа 2012 года N 330-а "Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы образования в сфере культуры и искусства Костромской области на 2013-2017 годы";

6) постановление администрации Костромской области от 4 октября 2012 года N 394-а "Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области на 2013-2016 годы";

7) постановление администрации Костромской области от 19 марта 2013 года N 94-а "Об утверждении областной целевой программы "Модернизация материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа Костромской области (на 2014-2017 годы)";

8) постановление администрации Костромской области от 29 апреля 2013 года N 161-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 04.10.2012 N 394-а";

9) постановление администрации Костромской области от 30 мая 2013 года N 227-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 04.10.2012 N 394-а";

10) постановление администрации Костромской области от 25 декабря 2013 года N 543-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 04.10.2012 N 394-а".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области С. Ситников

Приложение

Утверждена

постановлением администрации

Костромской области

от 26 декабря 2013 г. N 593-а

Государственная программа "Развитие культуры и туризма в Костромской области на 2014-2020 годы"

Раздел 1. Паспорт государственной программы "Развитие культуры и туризма в Костромской области на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа)


1.

Ответственный
 исполнитель
 государственной программы

Департамент культуры Костромской области

2.

Соисполнители государственной программы

Областные государственные учреждения отрасли "Культура", муниципальные образования Костромской области, турпредприятия, общественные организации

3.

Подпрограммы
 государственной программы

1) подпрограмма  "Культура и искусство" (приложение N 1 к государственной программе);

 2) подпрограмма  "Туризм" (приложение N 2 к государственной программе);

 3) подпрограмма  "Наследие" (приложение N 3 к  государственной программе)

4.

Программно-целевые инструменты государственной программы

Отсутствуют

5.

Цель государственной программы

Реализация стратегической роли культуры   как духовно-нравственного основания   развития личности и государства, единства  российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию

6.

Задачи государственной программы

1) обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Костромской области;

 2) повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и въездного туризма;

 3) сохранение, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории  Костромской области

7.

Целевые индикаторы и показатели
 государственной
 программы

1) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий до 155,5% в 2020 году по отношению к 2012 году;

 2) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, до 202,0% в 2020 году по отношению к 2012 году;

 3) увеличение охвата населения Костромской области библиотечным обслуживанием до 39,07% в 2020 году;

 4) прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, составит в 2020 году 120,3% по отношению к 2012 году;

 5) доля количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к общему количеству объектов культурного наследия на территории Костромской области составит в 2020 году 46,4%

8.

Этапы и сроки
 реализации  государственной
 программы

Программа реализуется в один этап:
 2014- 2020 годы

9.

Объемы и
 источники
 финансирования
 государственной программы,
 тыс. руб.

За счет всех источников финансирования, всего: 4 529 809,9 тыс. руб., в том числе:
 средства федерального бюджета: 81 424,0 тыс. руб.;
 средства областного бюджета субъекта Российской Федерации 3 911 415,6 тыс. руб.;

 1.  средства местного бюджета муниципальных образований Костромской области:  3 691 ,4 тыс. руб.;

 средства из внебюджетных  источников:  533 279,1 тыс. руб.
 Из них по годам реализации:
 2014 год -  748 790,6  тыс. рублей;

 2015 год -  525 154,0  тыс. рублей;

 2016 год -  559 772,9  тыс. рублей;

 2017 год -  609 991,7  тыс. рублей;

 2018 год -  650 548,1  тыс. рублей;

 2019 год -  693 698,0 тыс. рублей;

 2020 год -  741 854,6 тыс. рублей.

10.

Конечные
 результаты
 реализации государственной
 программы

1) количество посещений театрально-концертных мероприятий составит в 2020 году  510,0 тысяч единиц;

 2) количество виртуальных музеев и электронных библиотек, созданных при поддержке областного  бюджета, составит в 2020 году 15 единиц;

 3) среднее число книговыдач в расчете на 1 тысячу человек населения Костромской области составит в 2020 году 11 410 экземпляров;

 4) количество библиографических записей в электронных каталогах и картотеках общедоступных (публичных) библиотек Костромской области составит в 2020 году  500,0 тысяч единиц;

 5) количество посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий составит в  2020 году 5 000,0 тысяч единиц;

 6) количество музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, составит в 2020 году 848 единиц;

 7) количество посещений детьми творческих мероприятий составит в 2020 году  497,8 тысяч единиц;

 8) посещаемость государственных и муниципальных музейных учреждений Костромской области составит в 2020 году  440,0 тысяч единиц;

 9) объем туристского потока в Костромской области составит в 2020 году 814,5 тысяч человек;

 10) объем платных туристских услуг, оказанных населению (в том числе объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения), составит в 2020 году 479,2 млн. руб.;

 11) численность работников, занятых в туристской индустрии, составит в 2020 году 1 528 человек;

 12) увеличение прироста  численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения с 189975 человек в 2012 году до 228539 человек  в 2020 году;

 13) увеличение  количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к общему количеству объектов культурного наследия на территории Костромской области, с  1066 объектов культурного наследия  в 2012 году до 1122 объектов культурного наследия в 2020 году

Раздел 2. Характеристика текущего состояния, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы

Глава 1. Культура и искусство


11. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития. Отрасль культуры региона включает деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, музыкального, танцевального), кинематографии, народных промыслов и ремёсел, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Костромской области и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.

12. По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений отрасли культуры Костромской области включает 891 единицу (государственные и муниципальные казенные, автономные, бюджетные учреждения и их филиалы). Также в области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря", региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, региональное отделение Российского фонда культуры.

13. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:

1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам;

2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремёсел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области;

3) высокоразвитое профессиональное искусство;

4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;

5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";

6) развитая система художественного образования;

7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;

8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).

14. Вместе с тем очевидно наличие внешних и внутренних факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе.

15. К внешним факторам относятся:

социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области);

агрессивное влияние массовой культуры в худших её проявлениях на население, ориентация части подростков и молодежи на западную массовую культуру;

несформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития области, стереотипы отношения к культуре как сфере услуг.

16. К внутренним факторам относятся:

неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;

"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;

слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.

17. За последние 10 лет устойчивую динамику роста имел ряд важнейших показателей отрасли "Культура" Костромской области, в том числе:

посещаемость областных театров возросла со 120,8 до 192,9 тыс. единиц в год;

посещаемость областных концертных организаций возросла с 210,4 до 269,5 тыс. единиц в год;

количество учащихся государственных и муниципальных детских школ искусств области возросло с 9 289 до 9 887 человек в условиях тенденции сокращения общей численности детского населения региона;

число посещений мероприятий, проводимых государственными и муниципальными культурно-досуговыми учреждениями, возросло с 2 350,0 до 3 217,1 тыс. единиц в год за счет увеличения доли бесплатных мероприятий и существенного повышения качества их проведения.

18. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недостаточное финансирование отрасли.

19. Из 393 зданий библиотек Костромской области требуют капитального ремонта 11, одно здание находится в аварийном состоянии. Культурно-досуговые учреждения региона занимают 405 зданий, из которых 108 требуют капитального ремонта, аварийными являются 9 объектов. 68 зданий находится в ведении учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства, из них 26 - требуют капитального ремонта, 2 – находятся в аварийном состоянии.

20. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требуют проведения ремонтных либо реставрационных работ. Проблемой остается отсутствие у музеев Костромской области специализированных фондохранилищ. Доступ граждан к более чем полумиллионному фонду музейных предметов, имеющемуся в Костромской области, ограничен нехваткой экспозиционных площадей, оснащенных в соответствии с требованиями безопасности и сохранности музейных фондов.

21. Статья 3 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" включает художественные промыслы и ремесла в понятие "культурные ценности". В связи с этим отрасль "Культура" (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли "Культура". Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремесел.

22. Неудовлетворительное состояние значительной части зданий учреждений культуры ведет к ухудшению ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг. Этому же способствует устаревание применяемых технологий и форм работы, ухудшение материально-технического оснащения (так, аудио- и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях ниже качеством, чем имеющаяся у граждан в личном пользовании).

23. В условиях развития информационного общества сохранение конкурентоспособности учреждений культуры в большой степени зависит от уровня информатизации данной сферы.

24. В отрасли "Культура" Костромской области занято 5,5 тысяч человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 33% из них, от 10 до 20 лет - 20%, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов, могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами предпринимательской деятельности. Следовательно, отрасли требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего специального образования и повышения квалификации. Однако низкий уровень заработной платы препятствует привлечению молодых специалистов.

25. Средняя зарплата в учреждениях культуры Костромской области за 9 месяцев 2013 года составила 10 173 рубля или 55,0% от средней зарплаты по экономике региона. В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поэтапного повышения оплаты труда планируется доведение размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону к 2018 году.

26. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства является одним из признаков становления гражданского общества. Негосударственные организации культуры весьма разнообразны как по масштабам, так и по характеру своей деятельности. Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок культурных услуг в области не сформирован и негосударственные организации не способны составить конкуренцию государственному сектору по совокупности предоставляемых услуг в сфере культуры, объемам, а нередко и качеству предлагаемого художественного продукта.

27. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности региональной культуры на отечественном и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в отрасли "Культура". При этом следует отметить позитивное изменение в 2012 году состояния компьютеризации государственных и муниципальных библиотек и обеспечения их доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Компьютерным оборудованием и доступом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" обеспечены все общедоступные библиотеки Костромской области.

28. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития Костромской области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.

Глава 2. Туризм


29. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).

30. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»