Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 года N 459

О Концепции системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
 в связи с исполнением поручений
____________________________________________________________________

В целях создания условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы.

2. Ответственным исполнителям по реализации Концепции системы подготовки кадров для сферы и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы провести мероприятия в пределах средств, предусмотренных в соответствующих государственных программах Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Вадюхина Г.В.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 25 декабря 2013 г. N 459

КОНЦЕПЦИЯ системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014-2020 годы

I. Общие положения


В рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2010 г. N 594, разработаны меры в области реализации программ развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

Осуществление Концепции сосредоточено на достижении одной из важных проблем социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) - удовлетворении потребности бизнес–сообщества в квалифицированных кадрах путем создания порядка и условий подготовки кадров для малого и среднего бизнеса и для индустрии туризма.

В основном массиве нормативных актов порядок подготовки кадров в полной мере не раскрывается. В настоящее время необходимы систематизация и моделирование работы по подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства.

II. Основные термины и сокращения


Бизнес-образование - получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса;

компетенция - комплексная способность человека достигать результат;

многоуровневая система подготовки кадров - это многоступенчатость структуры подготовки кадров;

модульная система обучения - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации;

непрерывная система образования - комплекс образовательных систем (учебных заведений и разнообразных форм обучения), призванных обеспечить поступательное развитие профессиональных и личностных качеств индивида на каждой ступени его образования;

предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

ВУЗ - высшее учебное заведение;

ДПО - дополнительное профессиональное образование;

НПО - начальное профессиональное образование;

СПО - среднее профессиональное образование;

ТРК - туристско-рекреационный кластер;

ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты.

III. Цель и задачи Концепции


Основная цель Концепции - выработать основные принципы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

Исходя из вышеназванной цели определены следующие задачи:

выявить специфические особенности подготовки кадров;

обосновать необходимость комплексного решения проблем образования в сфере предпринимательства;

выявить перспективные направления совершенствования системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса и для индустрии туризма;

обозначить предполагаемые результаты предварительной оценки эффективности и реализации данной Концепции.

IV. Специфические особенности образования (подготовки кадров) в области предпринимательства, индустрии туризма и проблемы его развития


В настоящее время образование в республике не в полной мере отвечает запросам рынка труда. По данным информации образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) "О кадровом обеспечении" прогнозируется, что к 2016 году республике потребуются дополнительно 44,6 тыс. чел. местных трудовых ресурсов, использующихся в следующих видах производств:

строительство - 49,8 %,

транспорт и связь - 4,41 %,

добыча полезных ископаемых - 39,48 %,

обрабатывающие производства - 3,99 %,

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,89 %,

сельское хозяйство, охота, рыболовство - 0,4 %,

В ходе отчета образовательных учреждений по форме республиканской целевой программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы на 2009 - 2011 гг. и определяющих направлений до 2015 года с учетом разработки баланса и потребности в трудовых ресурсах до 2025 года были выявлены следующие проблемы:

в составе занятого населения республики высока доля лиц, не имеющих профессионального образования, - 24,7 %, что на 3,8 % выше среднероссийского показателя (20,9 %), и на 2,1 % выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу (22,6 %);

в составе экономически активного населения 1/3 занятых в таких видах деятельности как: сфера образования (29,4 %), сфера здравоохранения (29,5 %), транспорт и связь (30,9 %), производство электроэнергии, газа и воды (33,5 %), сельское хозяйство (34,1 %), рыболовство и рыбоводство (33,2 %) находятся в предпенсионном возрасте (44-54 г.).

Согласно статистике среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) за 2012 год составляет 43564 человека.

Территория нашей республики богата природными, культурно-историческими и этнографическим достопримечательностями, где проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. За последние два десятилетия происходит увеличение количества предпринимателей, занятых в сфере туризма, развивается инфраструктура сельской туристской индустрии. Шансы, чтобы занять достойное место в экономическом развитии республики в данном направлении, велики.

Наиболее актуальным вопросом в повышении квалификации кадров сферы малого и среднего предпринимательства является необходимость создания условий для стимулирования предпринимателей к вложению средств в самообразование и подготовку персонала для малых предприятий. Наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов способствует повышению качества обучения и воспитания молодежи в сфере предпринимательства, а также обеспечению функционирования учреждений дополнительного образования в данной сфере.

Таким образом, задачей образовательных учреждений всех уровней (от средних школ до ВУЗов) является выявление молодежи и одаренных детей в области предпринимательства. Также основным направлением для отдельных образовательных учреждений и методических объединений является постоянное обновление образовательных программ, основанных на традициях российского образования в сфере предпринимательства.

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения, вступление в силу нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и принятие государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" задают новые векторы развития системы среднего профессионального образования, продиктованные необходимостью создания системы, способной эффективно реагировать на запросы работодателей и предоставлять широкий круг возможностей для различных категорий граждан в приобретении актуальных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Исходя из современных требований рынка труда, образовательные стандарты нового поколения ориентированы на конечный результат профессиональной подготовки - на формирование компетенций как результат освоения основных профессиональных образовательных программ, до трети общего объёма (НПО-20%; СПО-30%) которой должны быть отведены на изучение вопросов, связанных с региональными производственными, технологическими и социальными процессами.

Кластерный подход, положенный в основу Концепции системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия), позволит усилить взаимодействие образовательных организаций с работодателями, их объединениями и с другими заинтересованными социальными партнерами для решения актуальных проблем разработки отраслевых профессиональных стандартов и их синхронизации с ФГОС, разработки и обновления примерных основных профессиональных образовательных программ, проведения их профессионально-общественной аккредитации, внедрения "коротких" практикоориентированных модульных программ.

V. Система образования в области предпринимательства


Система образования в области предпринимательства предполагает четыре обязательных уровня для подготовки профессиональных кадров, именно четырехуровневая система позволит обеспечить учет всех реальных потребностей и возможностей, основываясь на принципах непрерывности образования.

Первый уровень - это раннее обучение основам предпринимательства (средние общеобразовательные учреждения), которое является базой для дальнейшего профессионального образования. В данное время в школах преподается курс "Основы рыночной экономики", как дополнительная платная услуга предлагается факультативный курс "Основы предпринимательства". Данным курсом охватываются обучающиеся 9 - 11 классов. Необходима организация пропедевтического обучения с 5 класса:

проведение олимпиад, школьных конференций;

обмен опытом со школами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

организация курсов для учителей, нацеленных на практическое применение знаний, преподающих экономику.

Второй уровень - образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, например, продолжение обучения в высшем учебном заведении, либо трудоустройство по приобретенной специальности. При этом необходимым условием образования для подготовки специалистов в сфере предпринимательства является наличие специализации "Предпринимательское дело".

Третий уровень - высшие учебные заведения, в которых в дальнейшем повышается уровень уже полученных профессиональных умений и навыков.

Четвертый уровень - система дополнительного профессионального образования, которая выстраивает образовательную модель человека на протяжении всей жизни, сопровождая его на всех этапах.

Таким образом, отличительной чертой образования в области предпринимательства является его многоступенчатое освоение не только на протяжении 15 - 18 лет, но и в течение всей жизни. На втором и третьем уровнях подготовки кадров в сфере предпринимательства одним из основных направлений представляется введение практикоориентированной системы образования, которая предусматривает привлечение профессиональных союзов и производственных структур в многоуровневый процесс образования. При организации системной многоуровневой подготовки кадров в области предпринимательства целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:

расширение образовательного пространства школьников, студентов высших и средних специальных учебных заведений посредством освоения курса по основам предпринимательской деятельности;

разработку и тиражирование учебного пособия для школьников и студентов, обучающихся в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, где раскрыты суть и специфика предпринимательской деятельности, даются пояснения по основным экономическим категориям;

разработку контрольно-измерительных материалов, рабочих тетрадей к учебному пособию по предпринимательству (их ежегодное тиражирование), позволяющих развивать навыки предпринимательской деятельности на стадии раннего обучения;

организацию системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, специализирующихся в сфере поддержки малого предпринимательства. Регулярное повышение квалификации педагогов, обучающих основам предпринимательской деятельности;

разработку специализированных модульных программ по профессиональной переподготовке кадров малого предпринимательства из числа военнослужащих, незанятого населения, вынужденных переселенцев, иностранных граждан, женщин, молодежи и людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, граждан, имеющих ограниченную трудоспособность, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;

проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки кадров для малого предпринимательства.

Необходимо вести целенаправленную работу по улучшению качества системы подготовки кадрового потенциала, занятого в сфере бизнес-образования для малого и среднего предпринимательства, а именно:

системность подготовки педагогических кадров для сферы бизнес-образования;

организация стажировок начинающих предпринимателей, студентов СПО на предприятиях успешных предпринимателей по практикоориентированной системе образования, предполагающей тьюторство и наставничество с последующим закреплением выпускников СПО на предприятиях;

участие бизнеса в системе подготовки, переподготовки кадров с демонстрацией положительного практического опыта;

участие представителей бизнес-сообщества в формировании государственного заказа подготовки специалистов, с учетом запросов и потребностей заказчика.

Необходимы создание соответствующей нормативной базы четырехуровневого образования на основе опыта уже сложившейся системы, интегрирование и определение условий для ее функционирования в рамках законодательства Российской Федерации, обучение, повышение квалификации субъектов малого и среднего бизнеса, населения, работающего по найму предпринимателей посредством системы модульного обучения.

Модульная система обучения основам предпринимательской деятельности способствует:

значительному снижению контрастирующих между собой сложившихся традиций в обучении;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»