Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2013 года N 304

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Ингушетия от 31 марта 2011 г. N 111

В целях реализации части 7 статьи 50 Федерального закона 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2013 г. N 1873-р Правительство Республики Ингушетия постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Ингушетия от 31 марта 2011 г. N 111.

2. Установить, что мероприятия программы "Модернизация здравоохранения Республики Ингушетия на 2011 - 2016 годы" (в редакции настоящего постановления), утвержденной постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 марта 2011 года N 111, с 1 января 2014 г. реализуются в рамках подпрограммы "Модернизация здравоохранения" государственной программы Республики Ингушетия "Развитие здравоохранения".

Председатель Правительства

Республики Ингушетия А. Мальсагов

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "31" декабря 2013 г. N 304

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Ингушетия от 31 марта 2011 г. N 111

1. В пункте 1 слова "2011 - 2013 годы" заменить словами "2011 - 2016 годы".

2. В программе "Модернизация здравоохранения Республики Ингушетия на 2011-2013 годы", утвержденной указанным постановлением:

а) в наименовании, в паспорте и по тексту Программы слова "2011 - 2013 годы" заменить словами "2011 - 2016 годы";

б) после паспорта Программы дополнить примечанием следующего содержания: "Примечание: показатели подпрограммы "Модернизация здравоохранения" приведены отдельно в указанной подпрограмме";

в) дополнить подпрограммой "Строительство перинатального центра на 130 коек и 100 посещений в смену" следующего содержания:

"Подпрограмма "Строительство перинатального центра на 130 коек и 100 посещений в смену"


ПАСПОРТ

подпрограммы "Строительство перинатального центра на 130 коек и 100 посещений в смену"

Ответственный
 исполнитель

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

Цели Подпрограммы:

Создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям;

 улучшение состояния здоровья детей и матерей;

 снижение материнской, младенческой и детской смертности;

Задачи Подпрограммы

Совершенствование службы родовспоможения и детства:
 обеспечение этапности и преемственности оказания медицинской помощи  беременным, роженицам и новорожденным РИ,  создание
 3- уровневой системы оказания медицинской помощи;

 обеспечение условий для полноценной маршрутизации беременных и новорожденных;

 концентрация преждевременных родов и беременных с осложненной беременностью и  высоким риском патологических родов в перинатальном центре;

 совершенствование и развитие служб  реанимации и интенсивной терапии в акушерстве и неонатологии, пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной хирургии;

 создание условий для выживания детей, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре;

 реализация программ информатизации здравоохранения в области дистанционного консультирования беременных, рожениц, родильниц, новорожденных;

 внедрение современных медицинских технологий в акушерство и неонатологию;

 развитие службы планирования и медико-генетического консультирования семейных пар;

 подготовка квалифицированных и специализированных кадров в родовспоможении

Целевые индикаторы и
 показатели Подпрограммы

повышение доли родоразрешенных  в перинатальном центре;

 повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи матерям и детям;

 стабилизация ситуации по материнской смертности;

 повышение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре;

 снижение показателя ранней неонатальной смертности;

 снижение младенческой смертности в Республике Ингушетия;

 ранняя реабилитация и снижение первичной инвалидности у детей

Сроки реализации  Подпрограммы

2011 - 2016 годы

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание проблем родовспоможения и прогноз ее развития в Республике Ингушетия

1. Показатели деятельности родовспоможения Республики Ингушетия за 2012 г.

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка являются приоритетными направлениями демографической политики государства, как важная стратегическая задача в сохранении населения в целом.

Индикаторами реализации государственной политики в области охраны здоровья населения является стабилизация демографической ситуации в стране, в том числе повышение рождаемости, снижение материнской и младенческой смертности.

Снижение материнской, младенческой и детской смертности в Республике Ингушетия представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном, трудно управляемых, которые влияют на эти показатели.

На сегодняшний день Республика Ингушетия является не только одним из самых молодых субъектов России (20 лет со дня образования), но и регионом с напряженной геополитической ситуацией, длительное время является приграничной с зонами военных конфликтов. Приток мигрантов и вынужденных переселенцев из Северной Осетии Алания и Чечни обусловил крайне высокую плотность населения - свыше 600 человек /км.2 Наряду с этим Республика Ингушетия характеризуется низким уровнем социально - экономического развития (слаборазвитая и сверхдотационная экономика, самые высокие показатели бедности и безработицы, отсутствие системы занятости трудоспособного населения, особенно молодежи). Данная ситуация усугубляется медико-организационными факторами, связанными с низким уровнем доступности специализированной медицинской помощи беременным, роженицам, новорожденным и детям, состоянием организации медицинской помощи населению по Республике Ингушетия в целом.

Удельный вес женского населения Республики Ингушетия сопоставим со среднероссийскими показателем - 55% (по РФ в 2011 году - 53,7%), женщины репродуктивного возраста составляют - 30,5% (по РФ - 25,9%).

Ингушетия остается одним из субъектов Российской Федерации с высокой рождаемостью, превышающей среднефедеративный показатель почти в 1,7 раз.

На фоне высокой рождаемости остается высоким показатель младенческой смертности.

В 2012 году родилось живыми 9305, в том числе с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов) 27 новорожденных (в 2011 г. родились живыми 10524 ребенка). Из числа родившихся родились больными и заболело 4155 детей (44,6%).

Показатель младенческой смертности в 2012 г. составил 13,2 на 1000 родившихся живыми (в 2011 г. - 13,4).

Возрастную структуру младенческой смертности формируют новорожденные дети, удельный вес которых возрос и составил 77,2% (в 2011 г. - 64,5%). Рост числа новорожденных в структуре младенческой смертности обусловлен в том числе и переходом с 2012 г. на критерии живорождения, рекомендованные ВОЗ.

Основную долю умерших в младенческом возрасте составили новорожденные, умершие в первые 168 часов жизни, - 82,1% (в 2011 г.-79,1%).

Отмечается рост ранней неонатальной смертности в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом, который в структуре неонатальной смертности составляет 82,1%.

Из числа умерших детей в раннем неонатальном периоде в акушерских стационарах умерло 42 новорожденных, в отделении реанимации и интенсивной терапии ЦОМД - 35 детей, в детском реанимационном отделении - 1 новорожденный.

От общего числа умерших в первые 6 суток жизни до суток умерло 56,4% новорожденных (абс.ч. - 44), из них, рожденных с экстремально низкой массой тела, - 36,3 % (абс.ч.-16), за 2011 г.- 56,9 %.

Из числа умерших в раннем неонатальном периоде недоношенные составили 71,8 %, в том числе с экстремально низкой массой тела -33,9 % (абс.ч .- 19). От общего числа умерших от 0 до 6 суток, до суток умерло 56,4 % новорожденных (абс.ч. - 44), из них, рожденных с экстремально низкой массой тела, - 36,3 % (абс.ч. - 16), в 2011 г. - 56,9 %. Выживаемость рожденных с ЭНМТ в акушерском стационаре составила 29 %.

В структуре причин младенческой смертности основную долю занимают отдельные состояния перинатального периода - 65,8% (81 сл.), врожденные пороки развития (ВПР) -15,4 % (19 сл.).

Основными причинами ранней неонатальной смертности являются СДР-34,6 % (абс.ч. 27), внутриутробная гипоксия, асфиксия - 25,6 % (20 сл.), ВПР-15,4 % (12 сл.), 8,9% (7 сл.) и другие нарушения церебрального статуса - 6,4 % (5 сл.).

Негативную тенденцию в формировании показателя младенческой смертности в Республике Ингушетия имеет показатель перинатальной смертности.

Основными причинами перинатальной смертности являются внутриутробная гипоксия (асфиксия) в родах, синдром респираторных расстройств и другие респираторные состояния.

В структуре перинатальной смертности отмечен рост числа случаев мертворождений в 1,4 раза. Среди перинатальных потерь удельный вес составляют недоношенные дети - 51,4 %.

В структуре мертворождаемости наблюдается рост антенатально погибших плодов - 88,3 %. Значительный рост мертворождаемости в 2012 г. обусловлен также с начатой регистрацией мертворождений в сроке беременности 22 - 28 недель.

Данная ситуация свидетельствует, что традиционные репродуктивные характеристики не показательны для стабилизации демографической ситуации в Республике Ингушетия, так как оценка эффективности репродуктивного процесса только по числу родившихся детей без учета качества родившихся (индекс здоровья) и уровня репродуктивных потерь создает иллюзию благополучия рождаемости.

Сопутствующими факторами являются особенности менталитета ингушского народа (традиционно многодетные семьи, несоблюдение интергенетического периода, отсутствие планирования семьи и ответственности за состояние здоровья в целом).

Существенное значение имеет состояние развития сети лечебно - профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь женскому населению в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям, а также системы здравоохранения Республике Ингушетия в целом.

Основной причиной негативной динамики показателей, характеризирующих состояние воспроизводства населения: рост числа замерших беременностей, невынашивание, мертворождаемость, досуточная летальность и ранняя неонатальная смертность,- является катастрофическое ухудшение здоровья самих матерей.

Отмечается стабильный рост у женщин детородного возраста экстрагенитальной патологии, в том числе инфекционных и эндокринных заболеваний, заболеваний сердечно - сосудистой системы.

Основными заболеваниями беременных, рожениц в 2012 г. явились анемии - 52 %, поздние гестозы – 17,0 %, болезни почек – 16,7 % и т.д. Зачастую патология носит сочетанный характер.

Анализ состояния здоровья беременных показывает, что у 43 % женщин беременность протекала на фоне угрозы прерывания беременности в различных сроках гестации.

Из числа принятых в 2012 г. родов (9333 родов), доля преждевременных родов составляет - 5,3 %, доля очень ранних преждевременных родов (в сроки беременности от 22 недель до 28 недель) - 8,8 %.

Число преждевременных родов в акушерском стационаре 1 - й группы (СРБ N 2) - 0, в акушерских стационарах 2 - й группы – 221 (2,4 %), в акушерском стационаре 3-й группы - 277 (2,9 %).

Высокая распространенность хронической патологии у женщин, патологическое течение беременности, родов, послеродового периода является неблагоприятным фоном для рождения здорового ребенка и в последующем формирования репродуктивного здоровья населения.

Из числа живорожденных в 2012 г. каждый второй ребенок родился больным (44,6 % от общего числа родившихся новорожденных).

Общая заболеваемость новорожденных в 2012 г. возросла относительно 2010 г. до уровня 1017,2 на 1000 детей, родившихся живыми, что почти в 3 раза превышает среднефедеративный показатель (по РФ в 2011 г. - 348,6).

В структуре заболеваемости новорожденных прогрессируют внутриутробные гипоксии, асфиксии в родах, родовая травма.

Имеет место рост частоты гестоза, снизить его роль в антенатальных потерях возможно при своевременной госпитализации беременной в акушерский стационар, правильной тактике ведения и родоразрешения их в акушерских стационарах соответствующего уровня.

Возросло значение экстрагенитальной патологии, которая в сочетании с угрозой невынашивания беременности приводит к ФПН, обусловливающей высокий риск пре - и перинатальной патологии и осложнений.

Кроме того, рост показателей антенатальной или интранатальной мертворождаемости является маркером состояния организации медицинской помощи по антенатальной охране плода в женской консультации, рационального подхода к тактике ведения родов и уровня реанимационной помощи новорожденным в акушерском стационаре.

Сложившаяся ситуация показывает, что мероприятия, проводимые в здравоохранении Республики Ингушетия в целом, направленные на охрану материнства и детства, недостаточно эффективны, и еще не использованы существенные резервы, направленные на развитие службы в Республике Ингушетия. Основные мероприятия требуют государственной поддержки.

2. Система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным и характеристика акушерско-гинекологического фонда в РИ.

Служба родовспоможения Республики Ингушетия длительное время продолжает функционировать в условиях дефицита площадей и коечного фонда.

До недавнего времени в Республике Ингушетия не было ни одного самостоятельного лечебного учреждения родовспоможения и детства.

На данном этапе стационарная медицинская помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным оказывается в трех лечебно-профилактических учреждениях общей лечебной сети, в том числе в акушерских стационарах на 40, 35 и 5 коек (ЛПУ 1-го и 2-го уровня).

Единственным самостоятельным учреждением родовспоможения в республике является открытый в 2007 году Центр охраны материнства и детства на 110 коек (ЛПУ 2-го уровня), который на данном этапе вынужденно выполняет частичные функции учреждения 3 группы.

В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 ноября 2012 г. N 572н "О Порядке оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" акушерские стационары Республики Ингушетия распределены на 3 группы:

1 группа (1 - й уровень) - СРБ N 2 с. Галашки Сунженского района (5 акушерских коек);

2 группа (2 - й уровень):

- родильные отделения ЦРБ на 35 и 40 коек, отделения патологии беременности на 40 коек;

- родильные отделения ЦОМД - 85 акушерских коек и 25 коек патологии беременности с отделением реанимации и интенсивной терапии для беременных, рожениц, родильниц и отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных.

Акушерские стационары 3 группы и 3 уровня в Республике Ингушетия отсутствуют.

В структуре службы функционируют 4 женские консультации и 39 кабинетов врачебных амбулаторий и ФАПов, 3 гинекологических отделения в структуре многопрофильных больниц, 1 медико - генетическая консультация в структуре ЦОМД.

Для оказания стационарной медицинской помощи женщинам с акушерско-гинекологической патологией в структуре ЛПУ Республики Ингушетия развернуто всего 380 коек, в т.ч. 230 коек для беременных и рожениц и 150 - для гинекологических.

Обеспеченность койками для беременных и рожениц на 10 000 женщин фертильного возраста составляет по Республике Ингушетия 12,7 (РФ - 10,8).

Обеспеченность койками патологии беременности на 10000 тысяч женщин фертильного возраста по Республике Ингушетия составляет 5,0 (по РФ - 10,0).

В 2012 г. среднегодовая занятость койки для беременных и рожениц составила 380 дней (расчетный показатель на сметные койки), что превышает среднефедеративный показатель в 1,4 раза (РФ - 268 дней); патологии беременности составило 412 дней (расчетный показатель на сметные койки), что в 1,3 раза больше, чем показатель по Российской Федерации (РФ - 316 дней).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»