• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2013 года N 449-п


Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области"

(с изменениями на 18 марта 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 78-п, от 21.08.2014 N 366-п, от 25.12.2014 N 582-п, от 12.02.2015 N 41-п, от 06.08.2015 N 379-п, от 29.10.2015 N 503-п, от 11.12.2015 N 551-п, от 29.12.2015 N 624-п, от 11.05.2016 N 132-п, от 30.06.2016 N 176-п, от 14.09.2016 N 308-п, от 02.11.2016 N 368-п, от 24.11.2016 N 388-п, от 29.12.2016 N 457-п, от 30.12.2016 N 471-п, от 27.04.2017 N 162-п, от 23.05.2017 N 205-п, от 08.06.2017 N 226-п, от 19.07.2017 N 281-п, от 25.09.2017 N 358-п, от 06.12.2017 N 456-п, от 19.03.2018 N 65-п, от 16.04.2018 N 112-п, от 25.07.2018 N 217-п, от 01.08.2018 N 239-п, от 08.08.2018 N 241-п, от 24.12.2018 N 387-п, от 28.12.2018 N 408-п, от 18.03.2019 N 76-п)




В целях обеспечения реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640, Правительство Ивановской области постановляет:


(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 21.08.2014 N 366-п, от 19.03.2018 N 65-п)


1. Утвердить государственную программу Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" (прилагается).


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2019 N 76-п)


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Ивановской области - директора Департамента здравоохранения Ивановской области Сима М.И.


(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 19.07.2017 N 281-п, от 06.12.2017 N 456-п, от 19.03.2018 N 65-п, от 16.04.2018 N 112-п, от 24.12.2018 N 387-п, от 18.03.2019 N 76-п)



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ

Приложение. Государственная программа Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области"



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 449-п

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 30.12.2016 N 471-п, от 27.04.2017 N 162-п, от 23.05.2017 N 205-п, от 08.06.2017 N 226-п, от 19.07.2017 N 281-п, от 25.09.2017 N 358-п, от 06.12.2017 N 456-п, от 19.03.2018 N 65-п, от 16.04.2018 N 112-п, от 25.07.2018 N 217-п, от 01.08.2018 N 239-п, от 08.08.2018 N 241-п, от 24.12.2018 N 387-п, от 28.12.2018 N 408-п, от 18.03.2019 N 76-п)

1. Паспорт программы

Наименование программы

Развитие здравоохранения Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2024 годы

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2019 N 76-п)

Перечень подпрограмм

1. Модернизация системы здравоохранения Ивановской области.

2. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

3. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи.

4. Паллиативная медицинская помощь.

5. Заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов.

6. Другие вопросы в сфере здравоохранения.

7. Меры социальной поддержки в сфере здравоохранения.

8. Организация обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области.

9. Осуществление полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

10. Охрана здоровья матери и ребенка.

11. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.

12. Организация выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования

Администратор программы

Департамент здравоохранения Ивановской области

Ответственные исполнители

Департамент здравоохранения Ивановской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области

Исполнители

Департамент здравоохранения Ивановской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области

Цель (цели) программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Целевые индикаторы (показатели) программы

Смертность населения от всех причин;

младенческая смертность;

обеспеченность населения врачами;

количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача;

общая продолжительность жизни;

суммарный коэффициент рождаемости;

естественный прирост населения;

смертность населения в трудоспособном возрасте;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от новообразований (в том числе злокачественных);

среднемесячная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг"

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2019 N 76-п)

Объемы ресурсного обеспечения программы

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 5753664633,76 руб.;

2015 год - 5819013830,66 руб.;

2016 год - 5573714261,65 руб.;

2017 год - 5614619732,27 руб.;

2018 год - 6691381297,40 руб.;

2019 год - 6247239089,26 руб.;

2020 год - 6399745802,67 руб.;

2021 год - 4739334658,15 руб.;

2022 год - 4125758232,38 руб.;

2023 год - 4125758232,38 руб.;

2024 год - 4125758232,38 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 4891416744,00 руб.;

2015 год - 5181547610,49 руб.;

2016 год - 5086978361,65 руб.;

2017 год - 5340240532,27 руб.;

2018 год - 6126979797,40 руб.;

2019 год - 5447077689,26 руб.;

2020 год - 5142207402,67 руб.;

2021 год - 4148683058,15 руб.;

2022 год - 4123647832,38 руб.;

2023 год - 4123647832,38 руб.;

2024 год - 4123647832,38 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 857147889,76 руб.;

2015 год - 636866220,17 руб.;

2016 год - 486035900,00 руб.;

2017 год - 273749200,00 руб.;

2018 год - 564401500,00 руб.;

2019 год - 800161400,00 руб.;

2020 год - 1257538400,00 руб.;

2021 год - 590651600,00 руб.;

2022 год - 2110400,00 руб.;

2023 год - 2110400,00 руб.;

2024 год - 2110400,00 руб.;

- бюджеты государственных внебюджетных фондов:

2014 год - 5000000,00 руб.;

2015 год - 500000,00 руб.;

2016 год - 600000,00 руб.;

2017 год - 600000,00 руб.;

2018 год - 0,00 руб.;

2019 год - 0,00 руб.;

2020 год - 0,00 руб.;

2021 год - 0,00 руб.;

2022 год - 0,00 руб.;

2023 год - 0,00 руб.;

2024 год - 0,00 руб.;

- от физических и юридических лиц:

2014 год - 100000,00 руб.;

2015 год - 100000,00 руб.;

2016 год - 100000,00 руб.;

2017 год - 30000,00 руб.;

2018 год - 0,00 руб.;

2019 год - 0,00 руб.;

2020 год - 0,00 руб.;

2021 год - 0,00 руб.;

2022 год - 0,00 руб.;

2023 год - 0,00 руб.;

2024 год - 0,00 руб.;

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области:

2014 год - 7839427400,00 руб.;

2015 год - 9056785500,00 руб.;

2016 год - 8547953200,00 руб.;

2017 год - 8918057241,10 руб.;

2018 год - 10960226457,42 руб.;

2019 год - 11697737077,41 руб.;

2020 год - 12598432948,56 руб.;

2021 год - 13429278189,64 руб.;

2022 год - 13429278189,64 руб.;

2023 год - 13429278189,64 руб.;

2024 год - 13429278189,64 руб.

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2019 N 76-п)

Ожидаемые результаты реализации программы

Снижение смертности населения до 14,4 случая на 1000 населения;

снижение младенческой смертности до 3,0 случая на 1000 родившихся живыми;

увеличение общей продолжительности жизни до 76,48 года;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 434,6 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 490,0 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 198,3 на 100 тыс. населения;

снижение дефицита медицинских кадров;

увеличение уровня рождаемости в регионе до 1,573 единицы;

повышение среднемесячной начисленной заработной платы по виду экономической деятельности "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" до 25951,5 рубля

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2019 N 76-п)

2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы


Население Ивановской области на 1 января 2014 года насчитывало 1043130 человек (2011 год - 1060109 человек, 2012 год - 1054040 человек, 2013 год - 1048961 человек). В последние годы регистрируется стабилизация рождаемости, снижение смертности и естественной убыли населения.


Общая смертность населения за последние три года снизилась на 13,4% (с 18,6 на 1000 населения в 2009 году до 16,4 на 1000 населения в 2014 году).


Рождаемость в области за тот же период: наблюдается небольшая тенденция роста, в 2014 году составляет 11,1 на 1000 жителей (10,4 - в 2010 году, 10,4 - в 2011 году, 11,1 - в 2012 году, 11,2 - в 2013 году).


Естественная убыль населения сократилась с 6,5 на 1000 населения в 2011 году до 5,3 в 2014 году за счет снижения смертности. Изменения в естественном движении населения привели к изменениям в возрастном составе. Наибольшие темпы сокращения численности отмечены по населению моложе трудоспособного возраста, что явилось следствием резкого сокращения рождаемости с 15 на 1000 населения в 1983 году до 6,7 в 1999 году.


Соотношение взрослого и детского населения составляет 83,5% к 16,5% (в 2011 году взрослые - 83,8%, дети - 16,2%, в 2012 году взрослые - 83,8%, дети - 16,2%) (Российская Федерация - соответственно 80,1% и 19,9%). Число подростков с 2007 года уменьшилось на 41,0% (с 43804 человек в 2007 году до 29967 в 2011 году, в 2012 году - 27518, в 2013 году - 25857). Уменьшается доля взрослого населения, а доля людей старше трудоспособного возраста остается высокой (2013 год - 25,2%, 2012 год - 26,7%, 2011 год - 26,1%, 2010 год - 25,4% от всего населения против 23,1% - 2013 год - в России). Численность населения пенсионного возраста имеет тенденцию к росту. По этому показателю Ивановская область является одной из "старых" в России, что отрицательно сказывается на уровне заболеваемости и смертности населения.


Структура смертности в 2013 году:


- 1 место остается за сердечно-сосудистыми заболеваниями: 645,3 на 100 тыс. населения со снижением показателя на 8,3% в сравнении с 2012 годом (в 2010 году - 951,2, в 2011 году - 730,1, в 2012 году - 698,9 на 100 тыс. населения);


- 2 место - онкологические заболевания (221,1 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 216,9, в 2011 году - 222,5 на 100 тыс. населения);


- 3 место - заболевания нервной системы (171,6 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 149,4 на 100 тыс. населения);


- 4 место - старость (130,8 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 140,4 на 100 тыс. населения);


- 5 место - от внешних причин (124,3 на 100 тыс. населения, 2012 год - 147,6 на 100 тыс. населения).


В 2013 году в структуре смертности первое место занимала патология "болезни системы кровообращения", доля этого класса составила 39,6% (в 2012 году - 41,2%). На долю новообразований в 2013 году пришлось 13,5% (в 2012 году - 12,7%, в 2011 году - 13,1%) всех причин смерти. Внутри класса злокачественных образований большой удельный вес имеют такие локализации, как новообразования трахеи, бронхов и легких - 34,2 (в 2012 году - 38,04, в 2011 году - 43,7 на 100 тыс. населения), желудка - 29,93 (в 2012 году - 24,7, в 2011 году - 34,2 на 100 тыс. населения), женских половых органов - 19,6 (в 2012 году - 19,4, в 2011 году - 20,2 на 100 тыс. населения), молочной железы - 21,2 (в 2012 году - 18,06, в 2011 году - 20,8 на 100 тыс. населения).


Естественная убыль населения сократилась в 2013 году до 5,1 на 1000 населения (в 2011 году - 6,5, в 2012 году - 5,8 на 1000 населения) за счет снижения смертности. Абсолютное число родившихся в области (по данным Росстата в 2013 году - 11732) увеличилось на 0,9% по сравнению с 2012 годом (в 2012 году - 11632 ребенка, в 2011 году - 11035 детей). Показатель рождаемости (на 1000 населения) в 2013 году вырос до 11,2.


Снижение показателей младенческой смертности - данный показатель в 2014 году снизился на 12,7%, составив 6,2 на 1000 родившихся живыми, в 2013 году - 7,1 (в 2000 году - 16,6, в 2010 году - 6,7, в 2011 году - 8,2, в 2012 году - 6,0 на 1000 родившихся живыми).


Показатели материнской и младенческой смертности за 2015 год ниже аналогичных показателей по Российской Федерации.


Несмотря на положительные тенденции, показатели детской и младенческой смертности в Ивановской области являются нестабильными. Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности: повышение эффективности работы службы родовспоможения и детства, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у молодежи и беременных женщин.


Ключевой проблемой отрасли здравоохранения в целом является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом.


Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья Ивановской области в период до 2020 года связано с решением первоочередных проблем смертности и заболеваемости. Структурные преобразования системы здравоохранения Ивановской области осуществляются на основе сформированной в регионе трехуровневой системы оказания медицинской помощи, включающей в себя:


1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;


2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи;


3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.


Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Ивановской области предусматривают:


- формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;


- создание системы оказания медицинской помощи населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;


- развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозамещающих и выездных методов работы;


- создание в структуре всех медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;


- совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;


- формирование оптимальной инфраструктуры оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.


На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, в рамках диспансеризации будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам сохранения и укрепления здоровья, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения.


Также планируется развитие патронажной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому.


Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет направлено на приведение в соответствие с потребностями населения количества фельдшерско-акушерских пунктов, развитие врачебных амбулаторий и отделений общей врачебной практики, расширение выездной работы врачебных бригад, в том числе для проведения профилактической работы.


Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Ивановской области предполагают:


- развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;


- создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;


- обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;


- оптимизацию структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник, создания многопрофильных медицинских центров;


- обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;


- оптимизацию оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;


- развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.


В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается:


- совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи и маршрутизации беременных;


- развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров, с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи (реабилитация, детская хирургия, детская травматология);


- развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения.


Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривают:


- создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в Ивановской области,


- увеличение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов, и использование системы ГЛОНАСС.


Основными приоритетами структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению Ивановской области являются:


- оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, при этом реструктуризация коечного фонда планируется только в крупных городах Ивановской области, без сокращения коечного фонда в сельской местности,


- увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров, и паллиативной медицинской помощи,


- увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме и оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала).


С учетом того, что повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг можно обеспечить только при наличии высококвалифицированных специалистов, одним из основных компонентов реформирования здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг.


В целях привлечения в государственные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации планируется сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.


Для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг осуществлен перевод медицинских работников на эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.


В рамках расширения государственно-частного партнерства планируется увеличение доли частных учреждений, принимающих участие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области.


С 2012 года в Ивановской области начат переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования.


В 2012 году 3 государственных учреждения здравоохранения финансировались по полному тарифу из средств обязательного медицинского страхования. С 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования переведены 55 государственных учреждений здравоохранения Ивановской области.


При переходе на одноканальное финансирование здравоохранения применяются методы оплаты, ориентированные на результаты деятельности: оплата за законченный случай стационарной помощи, за вызов бригады скорой медицинской помощи, а при оказании амбулаторной помощи - за медицинскую услугу, посещение, обращение, условную единицу трудозатрат.


Финансовое обеспечение государственных учреждений здравоохранения, финансирующихся из областного бюджета, осуществляется преимущественно на основе средних нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, установленных распоряжением Правительства Ивановской области. Применение нормативного финансирования государственных заданий для областных учреждений здравоохранения призвано повысить финансово-хозяйственную самостоятельность медицинских учреждений и на этой основе - эффективность использования финансовых ресурсов.


В целях обеспечения высокого качества медицинских услуг Департаментом здравоохранения Ивановской области регулярно проводятся контрольные проверки деятельности подведомственных учреждений, осуществляются лицензирование медицинской деятельности и лицензионный контроль.


Уровень и качество оказания медицинской помощи напрямую зависят от состояния материально-технической базы медицинских учреждений.


Моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, необходимость обновления парка оборудования современным лечебно-диагностическим и технологическим оборудованием определяют актуальность укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения Ивановской области.


В рамках программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011 - 2013 годы был проведен капитальный ремонт 60 объектов в 28 учреждениях здравоохранения, в 46 учреждений здравоохранения поставлено 844 единицы оборудования, в том числе 189 единиц оборудования и аппаратно-программных комплексов на базе ГЛОНАСС/GPS и 32 единицы санитарного транспорта.


Однако переоснащение оборудованием учреждений здравоохранения проведено не в полном объеме в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации. Проведенных мероприятий недостаточно для решения всех проблем, связанных с состоянием материально-технической базы учреждений здравоохранения Ивановской области.


В целях дооснащения учреждений здравоохранения, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи необходимо приобрести 1500 единиц медицинского оборудования. По состоянию на начало 2013 года 30% зданий учреждений здравоохранения нуждалось в капитальном ремонте.


Согласно проведенной оценке объем средств, необходимый для приведения материально-технической базы областных учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, составляет более 1,6 млрд. руб.

2.1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи


Важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний у населения играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, ожирение, недостаточная физическая активность, а также фактор злоупотребления алкоголем. Причем первые два фактора риска (артериальная гипертония и гиперхолестеринемия) хотя и относятся к категории биологических факторов, но в очень сильной степени зависят от всех остальных факторов риска, относящихся к категории поведенческих или связанных с нездоровым образом жизни.


Ключевым звеном в системе профилактической работы являются отделения (кабинеты) профилактики поликлиник, основная задача которых состоит в организации и проведении диспансеризации и профилактических осмотров населения, санитарно-гигиеническом воспитании и пропаганде здорового образа жизни. Врач отделения (кабинета) профилактики информирует население о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике; занимается коррекцией факторов риска у населения, обеспечивает памятками и другими пособиями профилактической направленности, мотивирует на ведение здорового образа жизни.


В 2012 году на территории Ивановской области работали 4 отделения и 13 кабинетов профилактики.


Формирование здорового образа жизни у детей и подростков в настоящее время имеет особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.


Одним из основных факторов риска отклонений в состоянии здоровья детей и подростков является низкая двигательная активность. При анкетировании половина детей старшего школьного возраста указала, что занимается физической культурой только в объеме школьной программы, что свидетельствует о гипокинезии и высоком риске нарушений здоровья: в городских условиях - 45%, в сельской местности - 57%. Лишь 17% подростков регулярно уделяют внимание физическим упражнениям, занимаясь спортом более 5 часов в неделю. Утреннюю гимнастику ежедневно проводят 6% учащихся; никогда - 55%. Негативно влияет на состояние здоровья ребенка дефицит ночного сна. Недостаточную продолжительность ночного сна имеют 39,3% учащихся нашего региона. Данный фактор высокого риска нарушения здоровья отмечается чаще у девушек, проживающих в сельской местности (почти 65%). Среди юношей дефицит ночного сна встречается: в городе - у 44%, в сельской местности - у 34%. Установлена высокая распространенность различных нарушений режима и качества питания среди подростков: рисковые факторы имели 56% городских детей и 57% сельских.


Более половины школьников (75% юношей и 50% девушек) уже пробовали курить, причем треть из них продолжает курить и далее хотя бы сигарету в день. Указали на факт употребления пива и других алкогольных напитков 42% подростков, среди городских учащихся показатель несколько ниже, чем среди сельских детей (38 и 45% соответственно). По данным анкетирования, 4,5% подростков пробовали наркотические и токсические вещества.


Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. В самом раннем возрасте оно главным образом определяется правильным вскармливанием детей с недопущением набора избыточной массы тела. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением. В условиях избытка на телевидении, в Интернете, в поп-культуре, в печатных изданиях примеров нездорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, а также наркотиков) очень важно не столько изолировать ребенка от информации, сколько формировать у него критическое отношение к данным видам поведения. Кроме педагогов важную роль в распространении в школах информации о здоровом образе жизни должны играть школьные медицинские кабинеты. Примером рационального питания должно быть школьное питание. Безусловно, именно школа посредством профессионально и интересно построенных занятий, спортивных секций является главным местом приобщения детей и подростков к физической культуре.


Важную роль в формировании здорового образа жизни играют центры здоровья. С 2010 года в Ивановской области начали работать центры здоровья для детей на базе ОБУЗ "Детская городская клиническая больница N 1" и ОБУЗ Вичугская центральная районная больница. Центры здоровья на базе ОБУЗ "Родниковская центральная районная больница" и ОБУЗ "Кохомская городская больница" ведут прием не только взрослого, но и детского населения.


На базе центров здоровья для детей работают следующие школы здоровья: "Профилактика заболеваний позвоночника", "Гигиена подростков", "Профилактика никотиновой зависимости и алкоголизма в подростковом возрасте", "Школа рационального питания".


Отдельное внимание уделяется профилактике развития депрессивных состояний и суицидального поведения у детей.


В центрах здоровья для детей ведет прием психолог, который проводит обучение аутотренингу и релаксации, беседы с подростками по осознанию собственной личности и своих проблем, по нормализации взаимоотношений в семье и с окружающим миром.


Специалисты центров здоровья выезжали в организации отдыха и оздоровления детей в июне - августе 2014 года, проводили на местах обследование детей и школы здоровья с демонстрацией видеороликов: "Профилактика никотиновой зависимости и алкоголизма в подростковом возрасте", "Профилактика интернет-зависимости", "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних". Данные мероприятия приводят к снижению уровня тревожности, депрессивности и являются основой профилактики суицидов у подростков.


В последние годы растет число детей и подростков с девиантным поведением, склонных к суициду. Дети не полностью защищены от воздействия информации, оказывающей вредное влияние на состояние здоровья и развития. Актуальна проблема совершенствования помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (число неблагополучных семей увеличивается, что приводит к ухудшению положения, прежде всего детей). Кроме того, риск депрессивных состояний и суицидов высок у подростков, употребляющих алкоголь, наркотики и токсические препараты.


Одним из других важных направлений по профилактике суицидов является комплексная профилактическая работа с семьей и детьми по предупреждению насилия и жестокого обращения. В реализации этой работы к важным элементам относятся: организация первичной профилактики по предупреждению насилия и жестокого обращения в семье; раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми и семейного неблагополучия. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми, в случаях выявления насилия и жестокого обращения с ними.


Эффективное осуществление первичной профилактики невозможно без организации активного взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма. Включение в программы образовательных учреждений (школьные, средние и высшие специальные до- и последипломного образования) информации о пагубном влиянии на здоровье курения, потребления алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, а также расширение участия молодежных, общественных, религиозных организаций и профессиональных сообществ в информировании детского населения о пагубном влиянии на здоровье курения, потребления алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ будут способствовать увеличению числа случаев отказа от вредных привычек.


Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни и устранению управляемых факторов риска нарушений здоровья должны стать:


- расширение сети центров здоровья и обеспечение доступности оказания помощи любому подростку;


- автоматизированный мониторинг медико-психолого-педагогического сопровождения школьников;


- широкое добровольное тестирование школьников на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических и психотропных веществ;


- реализация проекта "Здоровье - семье", проведение тематических "Уроков здоровья" с привлечением сотрудников учреждений здравоохранения;


- дальнейшее развитие системы "Кабинет здоровья" в образовательных организациях и современное оборудование медицинских кабинетов образовательных организаций;


- перепрофилирование направлений работы медицинского персонала общеобразовательных школ с нозологического принципа в работе на профилактический с целенаправленным обучением, повышением уровня знаний в области школьной медицины;


- использование современных оздоровительных медицинских технологий на базе частных учреждений, имеющих лицензии на медицинскую деятельность;


- проведение общественных акций, направленных на формирование здорового образа жизни среди школьников и их родителей;


- оздоровление жизненного пространства школьника;


- формирование потребности в навыках здорового образа жизни и внимательного отношения к собственному здоровью.


Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения детской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения. Благодаря реализации мероприятий по иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в Ивановской области достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками, включенными в Национальный календарь профилактических прививок.


Охват детей вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори и эпидемического паротита в декретированные сроки составляет 97 - 98%, ревакцинацией - 96 - 97%. В 2014 году охват вакцинацией против гриппа среди детского и взрослого населения составил 100% от подлежащего контингента.


Планомерная иммунизация населения позволяет добиться снижения показателей заболеваемости по всем "управляемым" инфекциям. В 2014 году в области не были зарегистрированы случаи особо опасных инфекций, брюшного и сыпного тифов, дифтерии и носительства дифтерийной культуры, столбняка, полиомиелита, врожденной краснухи, носительства гепатита C, туляремии, бешенства у людей, отсутствовала регистрация ввоза и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения.


Была проведена большая работа по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Ивановской области, предупреждению возникновения, распространения случаев полиомиелита, вызванных диким полиовирусом. Внедрены все рекомендованные Федеральной программой стратегии искоренения этой инфекции и достигнуто сертификационное качество основных показателей эпиднадзора за полиомиелитом.


Вакцинация и ревакцинация населения в рамках национального календаря прививок проведены в соответствии с календарным графиком, уровень охвата прививками достигает от 95 до 99% (дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, корь, эпидемический паротит, вирусный гепатит B среди детей).


Организация оказания первой помощи и доврачебной первичной медико-санитарной помощи возложена на домовые хозяйства и фельдшерско-акушерские пункты.


В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" по состоянию на 01.09.2015 в Ивановской области функционировало 176 домовых хозяйств, до конца 2015 года планировалось открытие еще 12 домовых хозяйств. Проведена их ревизия на предмет укомплектованности средствами связи и укладками для оказания первой помощи в сельских поселениях уполномоченными, имеющими соответствующую подготовку. Каждое домовое хозяйство закреплено за медицинскими организациями первичной доврачебной помощи (ФАП) или первичной врачебной помощи (ОВОП, врачебная амбулатория) по территориальному принципу для пополнения укладок первой помощи, контроля за организацией деятельности. Организованы консультативные врачебные пункты с целью возможности круглосуточного консультирования уполномоченных по вопросам оказания первой помощи жителям сельских населенных пунктов при заболеваниях, отравлениях и травмах.


В области функционируют 244 фельдшерско-акушерских пункта, 41 отделение врача общей практики, 16 врачебных амбулаторий.


В 2013 году на территории Ивановской области участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики начата работа по диспансеризации определенных групп взрослого населения. Диспансеризация проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, основных факторов риска их развития.


Регулярная диспансеризация является важнейшей массовой и высокоэффективной медицинской технологией сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.


Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года и включает в себя, помимо универсального для всех групп пациентов набора методов, методы углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронических неинфекционных заболеваний. В период 2013 - 2015 годов диспансеризацию должны пройти все жители Ивановской области.


Развитие системы раннего выявления у детей заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития является одной из важнейших и наименее затратных технологий, имеющих большое влияние на здоровье будущих поколений. Диспансеризация детей (профилактические медицинские осмотры) проводится ежегодно. В 2014 году охвачено профилактическими медицинскими осмотрами 100% детей в возрасте до 18 лет. Диспансеризация взрослого населения проводится с периодичностью один раз в три года, в 2013 году запланировано осмотреть 239 тыс. человек взрослого населения, включая учащуюся молодежь и ветеранов Великой Отечественной войны.


С 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" проводится углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Заболеваемость этой категории детей по различным классам болезней в 3 - 5 раз выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Это обусловлено отягощенной наследственностью, биологическим и социальным анамнезом. В 2014 году: углубленные диспансерные осмотры 6220 детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе: 3854 ребенка, пребывающих в стационарных учреждениях, и 2366 детей, воспитывающихся в замещающих семьях.


Из числа прошедших диспансеризацию имеют I группу здоровья 10,1%, II группу - 27,5%, III группу - 36,4%, IV - 15,9%, V - 10,1%. Как видно, основная масса детей данной категории имеет III группу здоровья.


Структура общей заболеваемости среди детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях, представлена следующим образом: первое место занимают психические расстройства и расстройства поведения, второе место - болезни нервной системы, третье место - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, четвертое место - болезни органов пищеварения, пятое место - болезни глаза и его придаточного аппарата.


Структура общей заболеваемости среди детей, воспитывающихся в замещающих семьях, представлена следующим образом: первое место занимают болезни нервной системы, второе место - болезни глаза и его придаточного аппарата, третье место - болезни органов пищеварения, четвертое место - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани и врожденные аномалии, пятое место - болезни эндокринной системы.


В 2014 году областными учреждениями здравоохранения проведено 243930 медицинских осмотров несовершеннолетних (профилактических, предварительных, периодических) от 0 до 17 лет включительно.


Из числа прошедших профилактические медицинские осмотры имеют I группу здоровья 15,5%, II группу - 68,2%, III группу - 14,6%, IV - 1,3%, V - 0,4%.


По результатам проведенных профилактических осмотров нормальное физическое развитие имеют 86,1% детей, дефицит массы тела отмечен у 3,3%, избыток массы тела - у 5,3%, низкий рост отмечен у 1,9% и высокий рост - у 3,4%.


Структура общей заболеваемости представлена следующим образом: первое место занимают болезни органов дыхания, второе место - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, третье место - заболевания нервной системы, четвертое место - болезни глаза и его придаточного аппарата и пятое место - врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения.


В целях оказания взрослым и детям первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний в структуре медицинских организаций созданы кабинеты неотложной помощи в поликлиниках для взрослых и в детских поликлиниках.


На текущий момент основными проблемами в сфере профилактики заболеваний и оказания первичной медико-санитарной помощи населению являются:


- высокое распространение среди населения факторов риска неинфекционных заболеваний - повышенного артериального давления и уровня холестерина, избыточного потребления соли, табака и алкоголя, недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения;


- высокий уровень заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами;


- высокий уровень заболеваемости по отдельным инфекционным заболеваниям (острый вирусный гепатит B, корь, туберкулез);


- низкий охват взрослого населения диспансеризацией; позднее выявление злокачественных новообразований у взрослых;


- недостаточная территориальная доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе неотложной.


В отсутствие активной государственной политики, направленной на развитие профилактики заболеваний и первичной медико-санитарной помощи населению, решение указанных проблем и улучшение ситуации в рассматриваемой сфере не представляются возможными. Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение ключевых показателей заболеваемости населения на текущем уровне, с некоторой тенденцией к улучшению (за счет реализованных в предыдущие годы мер).

Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, развития первичной медико-санитарной помощи.


Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, развития первичной медико-санитарной помощи

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

68,3

68,2

69,84

2

Распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м)

%

н.д.

н.д.

16,6

3

Распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения

%

н.д.

н.д.

21,2

4

Распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения

%

н.д.

н.д.

16,6

5

Доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст.

%

44,6

46,0

47,7

6

Заболеваемость туберкулезом

на 100 тыс. населения

52,0

49,9

47,1

7

Заболеваемость дифтерией

на 100 тыс. населения

0,09

0,00

0,0

8

Заболеваемость корью

на 1 млн. населения

0,0

26,4

0,9

9

Заболеваемость краснухой

на 100 тыс. населения

0,28

0,85

0,19

10

Заболеваемость эпидемическим паротитом

на 100 тыс. населения

0,94

1,51

1,0

11

Заболеваемость острым вирусным гепатитом B

на 100 тыс. населения

2,72

3,49

2,28

12

Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез

%

65,9

69,0

83,3

13

Охват иммунизации населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки

%

55,2

62,4

100

14

Охват иммунизации населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки

%

96,0

96,8

102,9

15

Охват иммунизации населения против кори в декретированные сроки

%

99,2

99,0

102,3

16

Охват иммунизации населения против краснухи в декретированные сроки

%

98,15

98,7

93,90

17

Охват иммунизации населения против эпидемического паротита в декретированные сроки

%

99,0

98,9

101,8

18

Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей

%

84,0

84,5

100,0

19

Охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

%

104,7

102,3

100,0

20

Охват диспансеризацией подростков

%

95,0

95,0

95,0


Примечание: отсутствие отчетных значений по показателям N 2 - 4 объясняется особенностями их статистического учета.

2.2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи

2.2.1. Оказание медицинской помощи больным туберкулезом


В настоящее время в Ивановской области медицинская помощь больным туберкулезом оказывается в областном бюджетном учреждении здравоохранения "Областной противотуберкулезный диспансер имени М.Б. Стоюнина", который имеет в своем составе:


- 3 стационара круглосуточного пребывания;


- стационар дневного пребывания;


- поликлинические отделения;


- кабинеты врача-фтизиатра при центральных районных и городских больницах;


- кабинет профилактики туберкулеза и формирования здорового образа жизни.


Начиная с 2010 года осуществлялась реорганизация противотуберкулезной службы области. Сформирована трехуровневая система оказания фтизиатрической помощи.


Первичная специализированная медико-санитарная помощь по фтизиатрии (1-й уровень) оказывается в кабинетах приема врача-фтизиатра в районах области.


Функции межрайонных центров (2-й уровень) осуществляют филиалы поликлинических отделений (Шуйский, Родниковский, Кинешемский, Фурмановский, Тейковский).


3-й уровень фтизиатрической помощи оказывается в стационаре ОБУЗ "Областной противотуберкулезный диспансер имени М.Б. Стоюнина", расположенном в г. Иваново.


Значительное влияние на заболеваемость туберкулезом, отягощающее эпидемическую ситуацию, оказывает ВИЧ-инфекция. В связи с этим в структуре заболеваемости наблюдается рост генерализованных и распространенных форм туберкулеза.

Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи больным туберкулезом

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Доля абациллированных больных туберкулезом от числа больных туберкулезом с бактериовыделением

%

62,1

71,3

66,0

2

Смертность от туберкулеза

на 100 тыс. населения

6,8

6,7

5,6

2.2.2. Оказание медицинской помощи больным ВИЧ


Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Ивановской области, как и в целом по России, остается сложной. Пораженность ВИЧ-инфекцией жителей Ивановской области существенно превышает среднероссийский показатель.

Таблица 3. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, от числа состоящих на диспансерном учете

%

18,0

19,4

25,0

2

Ожидаемая продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию в соответствии с действующими стандартами

лет

61,0

62,0

62,2


Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку.


Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным оказывается в областном бюджетном учреждении здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", в состав которого входят:


- клинико-диагностическое отделение амбулаторно-поликлинического типа;


- клинико-диагностическая лаборатория;


- организационно-методический отдел.

2.2.3. Оказание медицинской помощи наркологическим больным


Основу контингента наркологических больных составляют лица, злоупотребляющие алкоголем. С каждым годом ситуация в Ивановской области по данным показателям улучшается, однако остается существенно хуже, чем в других регионах ЦФО и в целом по России.


Динамика заболеваемости в целом повторяет изменения, характерные для России, ее уровень в Ивановской области, постепенно снижаясь, приближается к средним данным по ЦФО и Российской Федерации. Тем не менее, уровень заболеваемости в регионе остается еще чрезвычайно высоким.


Остается острой ситуация с употреблением наркотиков. В структуре потребителей по наркотическим веществам преобладали опиаты, включая их химические суррогаты, сочетания различных веществ (полинаркомания), стимуляторы и каннабиноиды.


Количество больных токсикоманией и потребителей ненаркотических психоактивных веществ прогрессивно снижается на протяжении последних 5 лет. Ивановская область отличалась много лет существенно большим, чем в России, показателем распространенности токсикомании, поэтому наблюдаемые сдвиги носят определенно позитивный характер, свидетельствуя о серьезном снижении остроты социальных проблем среди детей и подростков.

Таблица 4. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи наркологическим больным

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет

число больных наркоманией, находящихся в ремиссии, на 100 больных наркоманией среднегодового контингента

3,2

3,3

3,5

2

Число больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет

число больных наркоманией, находящихся в ремиссии, на 100 больных наркоманией среднегодового контингента

4,3

4,4

4,6

3

Число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет

число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии, на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента

4,3

4,2

4,3

4

Число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет

число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии, на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента

6,8

7,2

7,0


В структуре ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер" выделены отделения для оказания стационарной, реабилитационной, амбулаторно-поликлинической помощи, кабинеты амбулаторной реабилитации, дневной стационар и 18 кабинетов амбулаторного приема в районах области.


В целях поддержания ремиссий в области функционирует трехступенчатая модель оказания наркологической помощи.


Первичная специализированная медико-санитарная помощь по наркологии (1-й уровень) оказывается населению Ивановской области в кабинетах приема участковых врачей-наркологов, находящихся в районах области, и в амбулаторно-поликлинических отделениях в г. Иваново и в г. Кинешма.


Межрайонными центрами (2-й уровень) являются отделение в г. Кинешма ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер" и отделение для лечения острых алкогольных психозов в Шуйском филиале ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское".


3-й уровень оказывается в стационарных отделениях ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер", располагающихся в г. Иваново и Ивановском районе.

2.2.4. Оказание медицинской помощи психическим больным


Структура психиатрической службы Ивановской области включает три областных психиатрических учреждения, имеющих психиатрические стационары, диспансерные отделения, дневные стационары, реабилитационные отделения, стационар на дому, кабинеты приема участковых врачей-психиатров, находящихся в районах области.


Первичная специализированная медико-санитарная помощь по психиатрии (1-й уровень) оказывается населению Ивановской области в кабинетах приема участковых врачей-психиатров, находящихся в районах области, в диспансерных отделениях ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское", ОКУЗ "Психиатрическая больница" в г. Шуя, ОБУЗ "Психиатрическая больница в г. Кинешме" (с 01.01.2014 - ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское").


Межрайонными центрами по оказанию стационарной психиатрической помощи (2-й уровень) являются ОКУЗ "Психиатрическая больница" в г. Шуя и ОБУЗ "Психиатрическая больница в г. Кинешме" (с 01.01.2014 - ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское").


В учреждениях 3-го уровня психиатрическая помощь оказывается по следующим направлениям: лечебно-диагностическое, судебно-экспертное, проведение стационарного принудительного лечения.


В ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское" психиатрическая помощь оказывается по всем трем направлениям. Это проведение судебно-психиатрической экспертизы, решение сложных клинико-диагностических и экспертных случаев с использованием возможностей клинического учреждения, проведение стационарного принудительного лечения.


Также к 3-му уровню психиатрической помощи относится единственное в области специализированное отделение принудительного лечения в ОКУЗ "Психиатрическая больница" в г. Шуя (с 01.01.2014 ОБУЗ "Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское").


В областной психиатрической больнице "Богородское" создан функциональный гериатрический психиатрический центр, разработки которого были внедрены во многих регионах ЦФО. Полноценно осуществляется психореабилитация психически больных, для каждой категории пациентов разработаны комплексные психореабилитационные программы.

Таблица 5. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи психическим больным

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Доля больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года

%

17,50

17,30

12,1

2.2.5. Оказание медицинской помощи онкологическим больным


Оказание медицинской помощи онкологическим больным осуществляется в ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер", имеющем в структуре круглосуточный стационар, дневной стационар, отделение паллиативной онкологии "Хоспис" и консультативную поликлинику.


В первичном звене здравоохранения организованы 37 первичных онкологических кабинетов (1-й уровень), функционируют 39 женских смотровых кабинетов.


Злокачественные новообразования устойчиво занимают второе место среди причин смертности населения Ивановской области.


Наиболее распространенными являются злокачественные новообразования кожи (около 15%), рак молочной железы (более 11%), рак легкого, трахеи, бронхов (около 9%), рак ободочной кишки (более 8%), рак желудка (около 8%), рак тела матки (около 5%), рак прямой кишки (около 5%), рак предстательной железы (более 4%) и шейки матки (более 3%).


На первом месте в структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований женского населения находится рак молочной железы. У мужчин наиболее часто встречается рак трахеи, бронхов, легкого, предстательной железы, кожи и желудка. На долю этих видов злокачественных новообразований приходится около 50% случаев всех злокачественных новообразований.


Для снижения смертности населения от злокачественных новообразований необходимо проведение мероприятий, направленных на развитие вторичной профилактики злокачественных новообразований и улучшение их выявления на ранних стадиях. По данным статистики, повышение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I - II стадии заболевания на 1% позволяет повысить 5-летнюю выживаемость больных с этой патологией на 1,5 - 2% и, как следствие, снизить общую летальность.

Таблица 6. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи онкологическим больным

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Удельный вес больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более

%

51,7

51,4

53,3

2

Одногодичная летальность больных со злокачественными новообразованиями

%

37,1

32,0

28,9

3

Смертность от новообразований (в том числе злокачественных)

на 100 тыс. населения

220,2

213,5

221,1

2.2.6. Оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями


Болезни системы кровообращения остаются ведущей причиной смертности населения в Ивановской области. Однако, несмотря на устойчивую тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения, этот показатель в 4 раза превышает аналогичные показатели экономически развитых стран мира.


На настоящий момент в Ивановской области завершена реорганизация системы оказания специализированной медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией. Были созданы специализированные отделения для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом (первичных сосудистых отделений), организована работа регионального сосудистого центра, налажена система максимально быстрой доставки больных в специализированный стационар.


На территории Ивановской области первичная специализированная медицинская помощь (1-й уровень) оказывается врачами-кардиологами в поликлинических отделениях учреждений здравоохранения г. Иваново и 13 муниципальных образованиях Ивановской области и врачами-неврологами во всех муниципальных образованиях.


Межрайонными центрами (2-й уровень, первичные сосудистые отделения, кардиологические отделения) являются ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", ОБУЗ "Шуйская ЦРБ", ОБУЗ "Городская клиническая больница N 3 г. Иванова".


3-й уровень оказывается в ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" и ОБУЗ "Кардиологический диспансер".


За последние годы в Ивановской области внедрена практика тромболитической терапии, в том числе на догоспитальном этапе. Увеличилось количество стентирований коронарных артерий, как наиболее эффективного способа лечения заболевания и профилактики последующих осложнений и смерти. Осуществляется качественная медикаментозная терапия в рамках вторичной профилактики.


В помощь медицинским работникам станций скорой медицинской помощи области на базе ОБУЗ "Кардиологический диспансер" организован кардиологический дистанционный консультативный пункт, работающий в круглосуточном режиме.

Таблица 7. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Смертность от болезней системы кровообращения

на 100 тыс. населения

728,7

693,2

645,4

2

Смертность от ишемической болезни сердца

на 100 тыс. населения

219,2

190,8

191,2

3

Смертность от цереброваскулярных заболеваний

на 100 тыс. населения

290,6

278,0

257,5

2.2.7. Оказание скорой медицинской помощи, скорой специализированной помощи, медицинская эвакуация


В Ивановской области по состоянию на 31.12.2014 создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя 1 станцию и 21 отделение скорой медицинской помощи центральных районных больниц.


В ходе реализации программы модернизации здравоохранения служба скорой медицинской помощи вышла на новый этап развития. В рамках программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011 - 2012 годы в 2012 году приобретено 32 автомобиля скорой медицинской помощи, что позволило снизить количество автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет до 42%. На 01.01.2013 требовалась замена 64 единиц транспорта. На 01.01.2015 для оказания скорой медицинской помощи имеется 165 автомобилей, в том числе 9 - повышенной проходимости. Число автомобилей скорой медицинской помощи класса A - 71, класса B - 78, класса C - 13.


По данным 2014 года основным ресурсом скорой медицинской помощи являются выездные бригады, среднесуточное количество которых составило 313 бригад, в т.ч. 35 специализированных бригад (11,2%), 46 врачебных общепрофильных (14,7%) и 267 фельдшерских (85,3%). Динамика последних лет характеризуется ростом количества фельдшерских бригад при снижении численности всех других видов бригад.


Существующая система "санитарной авиации" в области представлена отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи областного бюджетного учреждения здравоохранения "Ивановская областная клиническая больница".


Оперативность работы скорой медицинской помощи находится на высоком уровне: по данным 2014 года 95,5% вызовов соответствуют ожидаемому 20-минутному интервалу прибытия бригады к пациенту.

Таблица 8. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания скорой медицинской помощи

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут

%

94,5

90,6

95,3


Одной из центральных проблем скорой медицинской помощи является недостаточная централизация управления данной службой в рамках региона. Оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Отсутствует возможность координировать деятельность скорой медицинской помощи с соседними районами обслуживания, что делает невозможным ее оказание на территории другого района.


Автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов к 2014 году установлены в 9 организациях скорой медицинской помощи. Учитывая важность системы управления приемом и обработкой вызовов на догоспитальном этапе скорой медицинской помощи, для повышения оперативности работы скорой медицинской помощи, качества обработки статистических данных, аналитической и организационно-методической работы целесообразно введение единой системы для всей службы скорой помощи области с оперативным управлением и координацией работы в целях совершенствования системы скорой медицинской помощи в Ивановской области. Для этой цели следует шире использовать возможности внедренной системы мониторинга автотранспорта скорой медицинской помощи "ГЛОНАСС", для чего необходимо организовать центральный пульт в оперативно-диспетчерской службе государственного казенного учреждения здравоохранения Ивановской области "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области".


Решена значимая проблема - служба скорой медицинской помощи не стала выполнять несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинических учреждений по оказанию помощи на дому, транспортировке больных (в том числе на консультации и обследование), доставке специалистов-консультантов. Данные функции вменены в обязанности амбулаторно-поликлинического звена. Как следствие, оперативность работы бригад скорой медицинской помощи заметно повысилась.


Требуют дальнейшей модернизации парк автомобилей скорой медицинской помощи, установленное на них оборудование.

2.2.8. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи


Жители Ивановской области получают высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, а также в трех учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Ивановской области.


Нуждаемость в высокотехнологичной медицинской помощи наиболее высока по профилям "сердечно-сосудистая хирургия", "эндопротезирование", "травматология и ортопедия", "нейрохирургия", "ревматология", что совпадает с возрастным составом и основными причинами заболеваемости и смертности населения Ивановской области.


Приоритетные направления в развитии регионального здравоохранения - борьба с сердечно-сосудистыми и цереброваскулярными заболеваниями, снижение заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований и дорожно-транспортных происшествий - реализуются в том числе и через повышение доступности и обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью по профилям "сердечно-сосудистая хирургия", "нейрохирургия", "травматология-ортопедия", "онкология".


Реализация в регионе мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями, организация единой системы оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения позволили выявить достаточно большое количество пациентов, нуждающихся в стентировании и реконструктивных вмешательствах на интра- и экстракраниальных сосудах при врожденной и приобретенной цереброваскулярной патологии.


Это обуславливает высокую потребность для населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи по разделу "нейрохирургия" в условиях ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница".


Накопленный опыт по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи жителям Ивановской области по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" в Центре интервенционной кардиологии и кардиохирургии ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" (далее - Центр интервенционной кардиологии и кардиохирургии) показывает эффективность созданной в регионе системы оказания помощи больным с острым коронарным синдромом. В Центре интервенционной кардиологии и кардиохирургии освоены современные методы эндоваскулярных пластических операций при врожденных и приобретенных заболеваниях сердечно-сосудистой системы.


В ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" выполняется весь спектр травматолого-ортопедических операций, указанных в перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи, включая реэндопротезирование, артропластические операции, операции при гнойных осложнениях, в том числе с наложением аппаратов внешней фиксации, кроме операций на позвоночнике.

Таблица 9. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Средняя длительность ожидания госпитализации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи

месяцев

10,4

6,0

6,0

2

Число больных, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь

человек

206

132

504


Вместе с тем, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью в последние годы составляло 20% от реальной потребности.


Количество выделенных Ивановской области квот высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета (в федеральных медицинских учреждениях), с 2004 года увеличилось более чем в 2,3 раза. Однако улучшение диагностики различных форм заболеваний привело к тому, что потребность в оказании данного вида помощи среди населения области только возросла.

2.2.9. Оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях


Одной из основных причин роста смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) является несоблюдение правил дорожного движения, в том числе нарушение скоростного режима, управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, неиспользование ремней безопасности и детских удерживающих устройств.


С целью снижения смертности от ДТП утверждены перечни учреждений здравоохранения Ивановской области, на базе которых организованы травматологические центры I, II, III уровней для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, а также учреждений здравоохранения Ивановской области, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.


ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" изготовлены и распространены учебные электронные издания на компакт-диске "Теория и практика медицины катастроф. Первая помощь", организована подготовка преподавателей автошкол и учреждений образования (преподавателей предмета основы безопасности жизнедеятельности) на тему "Первая помощь".

Таблица 10. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

на 100 тыс. населения

14,2

16,0

14,2

2

Больничная летальность пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий

%

9,89

7,96

4,13

2.2.10. Оказание дерматовенерологической помощи


Дерматовенерологическая служба Ивановской области представлена 44 кожно-венерологическими кабинетами, из которых 20 находятся в г. Иваново и 24 в муниципальных образованиях Ивановской области, дневным стационаром ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (1-й уровень) и ОБУЗ "Ивановский областной кожно-венерологический диспансер" (3-й уровень).


На базе ОБУЗ "Ивановский областной кожно-венерологический диспансер" развернуты круглосуточный стационар и амбулаторно-поликлиническое отделение. В ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" организован дневной стационар.


Первичная специализированная медико-санитарная помощь по дерматовенерологии оказывается в кабинетах приема дерматовенерологов в муниципальных образованиях Ивановской области. В сложных случаях при отсутствии возможности установить диагноз, необходимости проведения дополнительных лабораторных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии пациент направляется на консультацию в ОБУЗ "Ивановский областной кожно-венерологический диспансер".

2.2.11. Коечный фонд системы оказания специализированной медицинской помощи


В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 23.01.2015 N 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в областных бюджетных учреждениях здравоохранения Ивановской области развернуто 6739 коек круглосуточного пребывания, в том числе 5582 для взрослых и 1157 для детей, при нормативе 4821 койка, в том числе 4115 - для взрослых и 706 - для детей.


В 2015 году на территории Ивановской области 6739 коек за счет средств обязательного медицинского страхования, из них взрослых - 5582, детских - 1157.


Нормативное число коек на 2016 год составляет 4821, из них 4115 - взрослых, 706 - детских. Нормативное количество коек превышено по профилям: педиатрия, терапия, травматология, нейрохирургия, онкология, неврология, хирургия, медицинская реабилитация.


При этом на территории Ивановской области часть коечного фонда не соответствует федеральным нормативам по работе койки в году и рекомендуемой средней длительности лечения, в связи с чем фактическому сокращению подлежат 1918 коек, что составляет 28,46% коечного фонда.

2.3. Паллиативная медицинская помощь


Паллиативная медицина - область здравоохранения, призванная улучшить качество жизни пациентов с различными нозологическими формами хронических заболеваний преимущественно в терминальной стадии развития, в ситуации, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны.


Паллиативная медицинская помощь, как самостоятельный вид медицинской помощи, была выделена в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".


В 2015 году в Ивановской области функционирует 175 коек паллиативной медицинской помощи, в том числе:


- отделение паллиативной медицинской помощи на 20 коек в структуре ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер", на базе которого организована выездная бригада специалистов для оказания паллиативной медицинской помощи на дому;


- 30 коек паллиативной медицинской помощи в ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ";


- 15 коек паллиативной медицинской помощи в ОБУЗ "Родниковская ЦРБ";


- 15 коек паллиативной медицинской помощи (в том числе 10 детских коек) в ОБУЗ "1-я городская клиническая больница";


- 15 коек паллиативной медицинской помощи в ООО "ДОБРЫЙ ДЕНЬ";


- 80 коек паллиативной медицинской помощи в ООО "МЕДИЦИНА".

Таблица 11. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере оказания паллиативной медицинской помощи

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи взрослым

коек на 100 тыс. взрослого населения

19,7

19,3

14,2

2

Обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи детям

коек на 100 тыс. детского населения

-

5,8

5,8


Показатели обеспеченности паллиативными койками взрослых (14,2 койки на 100 тыс. взрослого населения) и детей (5,8 на 100 тыс. детского населения) в 2013 году существенно превышали показатели, планируемые к достижению в целом по Российской Федерации (соответственно 10,0 и 2,0).


При этом показатель по количеству койко-дней лечения на 1 жителя для оказания паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в Ивановской области в 2013 году был ниже, чем по Российской Федерации (0,043 в Ивановской области вместо 0,077 койко-дня на 1 жителя по Российской Федерации). В 2015 году объемы паллиативной медицинской помощи составили 0,056 койко-дня на 1 жителя, при нормативе 0,092 койко-дня.


(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 456-п)

2.4. Заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов


Служба крови Ивановской области представлена головным учреждением ОБУЗ "Ивановская областная станция переливания крови" (далее - Ивановская СПК) и его 7 филиалами.


Ивановская СПК является активным участником и организатором различных мероприятий по пропаганде безвозмездного донорства (акции Автомотодонор, празднование Всемирного дня донора, донорская акция "Присоединяйся!", Всероссийская суббота доноров, День донорского совершеннолетия, акция "Капля жизни", Мисс Донор и др.).


Служба оснащена современным высокотехнологичным оборудованием, удовлетворяющим всем современным требованиям.


За счет средств федерального бюджета и софинансирования областного бюджета Ивановской области было приобретено новое технологическое оборудование для осуществления заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови, ее компонентов. Было поставлено компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением для создания единой во всех регионах страны базы учета доноров крови и ее компонентов.

Таблица 12. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере деятельности службы крови

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011

2012

2013

1

Доля станций переливания крови, обеспечивающих современный уровень качества и безопасности компонентов крови

%

100,0

100,0

100,0


Материально-техническое переоснащение станции переливания крови дало свои положительные результаты: возрос объем плазмы, заготавливаемой с помощью аппаратного плазмафереза, увеличилось производство ряда компонентов крови, иммуноглобулинов, увеличилось производство концентрата тромбоцитов.


Положительными моментами являются увеличение разовой дозы крови от безвозмездного донора и увеличение объема заготовки плазмы методом аппаратного плазмафереза. Проводимые мероприятия позволили последовательно повысить уровень использования компонентов крови в клинической практике, внедрить новые технологии при производстве компонентов крови, такие, как карантинизация плазмы, лейкофильтрация, вирусинактивация плазмы.


Установлены требования к донору, его права и обязанности, а также меры социальной поддержки, предоставляемые донору, безвозмездно сдавшему кровь. Для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", предусмотрена ежегодная денежная выплата из федерального бюджета.


В целях обеспечения контроля в сфере обращения донорской крови в Ивановской области необходимо предусмотреть создание базы доноров крови и ее компонентов в филиалах Ивановской СПК, в которую будут вноситься биометрические персональные данные донора.

Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" (с изменениями на 18 марта 2019 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" (с изменениями на 18 марта 2019 года)

Номер документа: 449-П

Вид документа: Постановление Правительства Ивановской области

Принявший орган: Правительство Ивановской области

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный сайт Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 13.11.2013.
Дата принятия: 13 ноября 2013

Дата редакции: 18 марта 2019